Программа дополнительного образования кружка " Соловушки" для детей с ОВЗ.
Самым популярным и увлекательным направлением во внеурочном воспитании является вокальное воспитание, которое оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, что очень важно для детей с ОВЗ. Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье. А какие замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных коллективных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях; участие в утренниках, развлечениях, концертах. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Приоритетным направлением работы является художественно - эстетическое воспитание, главная цель которого - ввести ребёнка в мир высоких и разнообразных художественно-эстетических ценностей, заключённых в музыкальном искусстве, научить обогащать свою жизнь тем глубоким смыслом, теми добрыми чувствами, той особенной красотой, какие присущи музыке. Обучая детей вокалу необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому нужно не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solovushki.doc | 230 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.1 Пояснительная записка.
Самым популярным и увлекательным направлением во внеурочном воспитании является вокальное воспитание, которое оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, что очень важно для детей с ОВЗ. Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье. А какие замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных коллективных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях; участие в утренниках, развлечениях, концертах. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Приоритетным направлением работы является художественно - эстетическое воспитание, главная цель которого - ввести ребёнка в мир высоких и разнообразных художественно-эстетических ценностей, заключённых в музыкальном искусстве, научить обогащать свою жизнь тем глубоким смыслом, теми добрыми чувствами, той особенной красотой, какие присущи музыке. Обучая детей вокалу необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому нужно не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса.
Именно вокальная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в хоровой деятельности, слушая песни, просматривая показываемые музыкальные сказки, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно пение прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, и музыке в целом.
Именно в музыке можно наиболее полно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Специально организованные занятия позволяют в привычной и доступной для ребенка форме деятельности общаться с ним "на равных", завоевать его любовь, доверие, преодолеть его скованность и застенчивость. Музыка и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это в наивысшей степени сказывается на коррекционной работе. Так же игровые приемы снижают утомляемость и способствуют чередованию видов речевой работы в музыкальной деятельности.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которыми необходимо детям обладать, и чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому так важна и необходима помощь детям с особенностями в развитии.
Актуальность программы заключается в поиске новых форм и методов музыкального воспитания по развитию певческих навыков с данной категорией детей.
Данная рабочая программа составлена на основании адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья . Количество занятий в год – 34 ( 1 группа ), 68 ( 2 группа ).
1.2 Цели и задачи реализации программы по развитию вокально-хоровых навыков пения
Образовательный процесс направлен на достижение развития музыкальности, в частности вокально –хоровых навыков пения и индивидуального пения детей , способности эмоционально воспринимать музыку через достижения целей и решения задач:
Цель: Формирование вокально-исполнительских способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма);
- Развивать певческий голос, укреплять и расширять его диапазон.
- Формировать певческие умения и навыки с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
- Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки, навыки сольного и ансамблевого исполнения);
- Формировать основы сценической культуры;
- Развивать творческую активность детей;
- Научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.
1.3 Принципы и подходы к реализации программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:
-содержание программы обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе обучения детей вокально-хоровым навыкам пения.
-строится с учетом принципа интеграции музыкально-художественной деятельности с образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
-предусматривает решение программных задач в совместной и самостоятельной музыкально-художественной деятельности детей.
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа реализуется через виды музыкальной деятельности:
-Упражнения на развитие слуха и голоса
-Пение
-Музыкально-дидактические игры.
-Метро-ритмические игры
-Музыкальная грамота
-Физкультминутки
-Пальчиковые игры
2. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы по развитию вокально-хоровых навыков пения
2.1 Целевые ориентиры возможных достижений ребенка, сформулированные на основе ФГОС .
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры младшего школьного образования, представленные в ФГОС , следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Планируемые результаты освоения программы « Соловушки » сформированы в целевые ориентиры освоения программы:
- Наличие интереса к вокальному искусству;
- Стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- Проявления себя в творческих песенных импровизациях.
- Играть простые пьесы на металлофоне, а также в ритмическом оркестре на инструментах, не имеющих звукоряда.
- Передавать характер пьесы, используя различные средства музыкальной выразительности.
- Импровизировать на детских музыкальных инструментах.
- Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять фразировку, обладать хорошей артикуляцией, владеть приемами звуковедения, правильно распределять дыхание в более длинных музыкальных фразах, совершенствовать свой голос);
- Усложнение репертуара (с более сложным ритмическим рисунком, расширенным диапазоном (до- ре2)
- Участие в конкурсах и концертах (выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения, повышать сценическое мастерство);
2.2 Система мониторинга
В соответствии с ФГОС , целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы по обучению детей вокально-хоровым навыкам не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Однако музыкальный руководитель в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого музыкальному руководителю необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Реализация образовательной программы по музыкально-художественной деятельности предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится музыкальным руководителем в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика программы « Соловушки » проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности :упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, песенное творчество, музыкально- дидактическая игротека, музыкальная грамота и музыкально-игровая деятельность: физминутки, пальчиковые игры.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагог должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
2 Содержательный раздел
1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательной областью «Музыкально-художественное развитие» с ведущей вокальной деятельностью, с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной программы.
- Содержание образовательного процесса соответствует основным положениям ФГОС , возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
Содержание образовательного процесса
Содержание образовательного процесса осуществляется в трёх формах работы:
Совместной образовательной деятельности;
Самостоятельной деятельности детей.
Совместная деятельность с семьёй
Цель:
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
-приобщение к музыкальному искусству
-развитие музыкального вкуса
-развитие вокально-хоровых навыков, музыкальных знаний, умений, навыков исполнительской деятельности.
Структура непосредственной образовательной деятельности.
1.Распевание.
Цель: Последовательное расширение диапазона, формирование правильного голосоведения, чистого интонирования.
2. Знакомство, разучивание и исполнение новых песен.
Цель: Обучение исполнению песен различного характера и темпа, исполнение песен с эмоционально выстроенным настроем.
3. Музыкальная грамота.
Цель: Расширение представлений о музыке: звуках, ступенях, музыкальных ключах, регистрах, основной музыкальной терминологии.
-Расширение представлений об основных средствах музыкальной (вокальной) выразительности (мелодия, темп, характер, динамические оттенки, распевы, вокализы, пение а капелла)
Обучение музыкальной грамоте строится на основе игровых моментов с помощью наглядного метода, образного, наглядно-образного метода обучения.
4. Метро-ритмические игры и упражнения,
5. Рече-ритмические игры и упражнения.
Цель: Развитие чувства ритма, метра.
6.Исполнение песен (группой и индивидуально)
Цель: Закрепление навыков выразительного исполнения.
В течении года показателями результативности обучения пению могут быть выступления детей на различных музыкальных мероприятиях: концерты, праздники, развлечения, конкурсы, музыкальные викторины и т.д.
Связь с другими образовательными областями.
«Социально- коммуникативное развитие»
Формирование представлений о музыкальной культуре.
Формирование патриотических чувств через исполнение песен к государственным праздникам («День Победы», «День защитника Отечества», «День матери») Развитие интереса к своей культуре через музыкальный фольклор.
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства, через пение. Знакомство с элементарными музыкальными понятиями (музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры, и т.д.)
«Речевое развитие»
Формирование умения свободного общения детей со взрослыми; развитие речи в процессе беседы, диалога взрослого и ребёнка как эмоциональный отклик на музыкальные произведения. Развитие образной связной речи через беседу о содержании песен.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие эстетического восприятия и красоты окружающего мира, через исполнения песен.
«Физическое развитие»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Задачи:
-формирование у детей певческих умений и навыков;
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
-развитие музыкального слуха, т.е.различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение диапазона.
3. Особенности коррекционной работы
Общие дидактические принципы обучения.
Принцип наглядности
Как показывает практика, в процессе обучения певческим навыкам главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений, а правильное зрительное представление о предлагаемом упражнении имеет решающее значение для его воспроизведения. В силу особенностей развития, детям с ОВЗ легче выполнять задания по показу, так как тяжело дается речевая инструкция, поэтому для них наглядность обучения является ведущим принципом. Основным приемом наглядности в работе является образец исполнения песни педагогом. Некоторые образы, которые встречаются в песнях и упражнениях, предварительно иллюстрируются с помощью картин, игрушек. И именно наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
Принцип прочности
Многолетний опыт работы с детьми с речевой патологией показывает, что выученные детьми песни и упражнения через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому малоэффективно разучивание нового материала, лучше чаше повторять уже пройденный.
Однако, закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков. Таким образом, в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип доступности
Детям с особенностями в развитии совсем нелегко подобрать песенный репертуар, именно потому, что порой приемы обучения и усвоение их детьми не соответствуют возрасту и уровню музыкального развития своей возрастной группы. Отобранный доступный песенный репертуар необходимо преподнести детям понятным для них языком. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявление старания, прилежания. А именно, такой репертуар способствует музыкальному развитию детей в общем и певческих способностей в частности.
Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке.
Принцип постепенности включает в себя две составляющих: последовательность и систематичность. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети данной категории быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает. Таким образом, соблюдение перечисленных принципов обучения особенно важно на занятиях с детьми с ОВЗ.
В процессе работы пришлось столкнуться с рядом специфических трудностей, характерных для данной категории детей:
- Проблемы контакта с окружающими
- Легкая тормозимость в новой, непривычной обстановке
- Частые реакции негативизма
- Отрицательное отношение к новому
- Трудное переключение с одного вида деятельности на другой
- Медлительность всех психических процессов, скованность или наоборот возбудимость, неловкость моторики
Речевое недоразвитие также отличается рядом характерных особенностей, которые необходимо учитывать при развитии певческих навыков на занятиях:
- Стойкое затруднение в названии слов
- Опускание звуков и слогов, перестановок и замен
- Частые паузы и задержка темпа речи
Среди детей с тяжелым нарушением речи значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития (понимание слов и отношений между ними). Эти дети либо совсем не говорящие, либо пользующиеся отдельными звуковыми комплексами, несколько напоминающими лепет или звукоподражание.
Технологии использования специальных упражнений
Приобщение детей к певческой деятельности является важным условиям формирования их музыкальной культуры, проявления активного отношения к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций. Процесс развития певческих навыков осуществлялся путем последовательного, целенаправленного включения специальных логоритмических упражнений в контекст традиционной работы по развитию вокально-певческих навыков. Представленная технология по развитию певческих навыков включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность, а организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Структура разработанной технологии представлена тремя последовательными этапами
I этап – организационно-мотивационный
Цель: формирование элементарных представлений о певческих навыках у детей.
Основные направления работы:
- Изучение личностных качеств детей, определение их индивидуальных возможностей;
- Начальная диагностика по развитию певческих навыков;
- Подбор логоритмических игр и упражнений.
Изучение разработок И. И. Ермаковой, Т.Б. Филичевой, Е.М. Мастюковой и применение их в работе позволило говорить об эффективности процесса, потому что упор был сделан на:
- индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных, нервно-психических функций, положительных свойств личности;
- включение в коррекционно-развивающее занятие всех, в том числе и самых тяжелых детей;
- оценку динамики продвижения ребенка не сравнивая его с другими детьми, а давая оценку относительно самого себя на предыдущем этапе;
- педагогический прогноз определять с учетом углубленного понимания медицинского диагноза, и, несмотря на это, пытаться в каждом ребенке найти сохранный потенциал, положительные стороны его психического и личностного развития на которые можно опереться в педагогическом процессе.
В начале учебного года при диагностировании отмечается, что многие дети с тяжелыми нарушениями речи не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звука, плохо запоминают тексты песен, их названия. У большинства детей отмечается слабость, неустойчивость, прерывистость дыхания, монотонный голос, не развитый ритмический слух.
II этап – обучающий
Цель: обучение логоритмическим играм и упражнениям для развития певческих навыков, развитие голоса, как главного компонента речи.
Основные направления работы:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательные упражнения
- Фонетическая ритмика
- Пальчиковая гимнастика
- Рисование голосом
В результате практической работы был разработан перспективный план по развитию певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Последовательность закрепления звуков соответствовала рекомендациям логопеда.
Необходимо отметить, что план корректировался, поскольку какое-то занятие- было несколько раз продублировано, а какое - то сжато. Главное - умение выделить четкие коррекционные цели.
Большое значение для развития певческих навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи имеет артикуляционная гимнастика, которая вырабатывает четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата, именно поэтому ее применение активизировало ротоглоточные мышцы или наоборот, уменьшало излишнее напряжение.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
В работе использовала наиболее распространенные из этих упражнений такие как:
-движение челюстей;
-открывание и закрывание рта;
-имитация кашля, жевания, боковые движения нижней челюсти;
-беззвучное произношение гласных -а-, -э-, -и-, -о-, -у-;
-движение язык (вытягивание трубочкой, складывание кружочком, растягивание в улыбке, укрепление губ при беззвучном произношении согласного -п-н-м, и гласных -у-о-и.);
-движение языка (высовывание языка, повороты вправо, влево, облизывание губ, укрепление кончика языка, покусывание, «пощелкивание», присасывание к нижнему и верхним резцам);
-активная гимнастика мягкого неба (позевание, глотание воды, слюны, покашливание, полоскание горла, имитация жевания, произнесение гласных на твердой атаке -а-, -э-.);
- пропевание гласных шепотом и громко.
Так же упражнения лучше воспринимаются детьми в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик: необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых в дальнейшем трудно было бы развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
Для улучшения артикуляции и укрепления соответствующей группы мышц использовались звонкие, четкие скороговорки и словесные игры.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.
Дыхательные упражнения в развитии певческих навыков
При развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи певческих навыков огромное значение имеет правильное дыхание.
Сначала дыхательные упражнения выполняются молча и они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх- в стороны, влево-вперед. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый при выдохе: (слоги, слова). Например, игра «Чей пароход лучше гудит?». Суть игры заключалась в следующем:
Каждому ребенку давался пустой пузырек и говорилось: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую (дую). Загудел, как пароход. А как у Миши загудел?» По очереди обращаюсь к детям. Каждый ребенок должен дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
Так же предлагались и другие упражнения:
«Цветочный магазин»- вдох через нос
«Свеча»- медленный выдох на пламя
«Насос»- выдох при длительном произношении –ш ш
«Назойливый комар»- продолжительный выдох –з з з
Такие игры полезны и интересны детям. Они раскрепощают голосовой аппарат, вызывают у ребенка радостный подъем настроения, активизируют эмоциональные реакции, повышают общий тонус организма.
Основные задачи дыхательных упражнений:
- Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи)
- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок.
При разучивании упражнений я сначала показывала его с пояснениями, затем предлагала детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка.
Фонетическая ритмика
Занимая одно из ведущих мест в музыкальном развитии дошкольников, а особенно у детей с тяжелым нарушением речи, пение представляет собой достаточно сложный процесс, а использование элементов логоритмики дает положительный результат в развитии певческих навыков.
Правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения способствуют развитию у детей чистоты интонации.
Эффективным средством для этого является фонетическая ритмика-система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпус, голова, руки, ноги,) сочетаются с произношением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны нашим детям.
Упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены на:
-нормализацию речевого дыхания,
-коррекцию силы и высоты голоса -пение в заданном темпе -умение изображать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
При выборе музыкального репертуара отдавалось предпочтение четкой, ритмичной, веселой, зажигательной музыке, в которой дети без труда способны различать ритмические удары.
Начинали игры и упражнения с использованием самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включали потешки, четверостишия, строки из песен.
В основу фонетической ритмики была положена методика Т. М. Власовой утверждающей, что использование фонетической ритмики на музыкальных занятиях необходимо проводить поэтапно, так как детям с тяжелым нарушением речи (учитывая их особенности) сложно даются самостоятельные действия. Поэтому, на первом этапе проводилось обучение без участия детей, то есть, роль детей заключалась в том, что они смотрят и запоминают все действия взрослого. Затем они выполняли движения по показу. И только после этого пытались сделать их самостоятельно.
Речевой материал вначале предлагался детям на занятии, а затем проговаривался с движениями. Если в ходе упражнения отдельные элементы не получались у детей, то процесс дальнейшего обучения переносился на индивидуальное занятие.
Последовательность работы над текстом такова:
- Прослушивание
- Отхлопывание и проговаривание
- Пропевание
- Воспроизведение текста с движением.
Например: песня "Осень" муз. И. Попатенко.
Падают, падают листья, в нашем саду листопад.
- Отхлопываем ритм песни на слог-та-.
- Отхлопывание ритма и проговаривание песни с выделением ударных слогов.
- Проговаривание слов с движениями:
падают-руки перед собой на уровне груди, правую руку плавно опускаем вниз.
падают-опустить вниз левую руку.
листья-взмахнуть одновременно обеими руками вверх в стороны, затем плавно
опустить их вниз.
В нашем-повести правой рукой перед собой, описывая полукруг
саду-повести левой рукой перед собой, описывая круг
листопад-делать поочередно правой и левой рукой легкие взмахи на уровне груди.
Подобные задания очень нравятся детям. По существу они являются небольшими играми, в которых последовательно слово за словом раскрывается содержание песни.
Логоритмические упражнения для коррекции голоса
Работа по формированию и коррекции голоса у детей с тяжелым нарушением речи предполагает создание умения пользоваться голосом нормальной высоты. Поэтому в работе использовались упражнения, которые направлены на формирование навыка повышать или понижать голос в пределах терции, кварты.
Повышение и понижение голоса, изменение его силы хорошо контролируется слухом, поэтому дети во время упражнений должны слушать себя, друга, мальчиков, девочек и т. д. для усиления эффекта, голосовые упражнения выполнялись в сочетании с движениями и проводились по подражанию.
Например:
- Руки в стороны, затем-вверх. Изменение силы голоса на гласном-а (о, у) -с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию.
2. Дети стоят по кругу. Правая рука поднята ко рту.
а) дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.
б) дети делятся на группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит
слова громким голосом, другая-тихим.
Группы меняются местами.
Рисование голосом
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде, чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробовали изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.…С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполнялись по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.
В качестве практического материала на занятиях использовала «Музыкальные узоры» по программе Тютюнниковой Т.Э.
Подбирались логоритмические упражнения для голоса с короткой музыкальной фразой: «Петушок» р.н.м., «Солнышко», «Василек» р.н.м. Обращалось внимание на то, чтобы дети пропевали фразу на одном выдохе.
На первом этапе дети поют лишь песни со звукоподражанием. Затем им предлагаются песни с учетом сложности словаря. Песни подбирались интересные по содержанию и эмоциональные, чтобы у самых замкнутых и молчаливых детей возникло желание петь.
В течение года постепенно обогащался словарь детей, расширялся и по сложности песенный репертуар.
Так как речь детей развивается не равномерно, то на первом этапе больше использовались ролевые песни. В них речевые роли получают дети с более богатым словарем, а звукоподражательные исполняли те, у которых замедленный процесс накопления и закрепления словаря.
Практика показала, что результативнее работать над песнями индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение.
Если вначале работы больше внимания уделялось выработке у детей правильного дыхания, артикуляции, то в последующем оно переключалось на ритм песен, который обычно очень прост. Чтобы дети легче усвоили ритм, использовалась драматизация. Благодаря ей, удавалось овладеть не только ритмом, но и содержанием песен.
В песне музыка, соединяясь со словом, стимулировала речевую активность детей. Чтобы помочь им усвоитьритм и темп, необходимо сопровождать музыкой чтение стихов. Например: «Снегопад» -стихотворение хорошо сопровождается музыкой «Во саду ли в огороде» р.н.м.
Снего, снего, снегопад, хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков, для больших грузовиков.
Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении логоритмических упражнений, оказывали положительное влияние на движение тела, а также на коррекцию речи.
Однако, работа по развитию певческих навыков не ограничивалась одной узкой задачей - правильной постановкой звуков. Она отличалась важным аспектом-развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивая его чувства, которые он способен проявить в мимике лица и жестах. Поэтому в репертуар включались песни разного характера для того, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.
Например, валеологические распевки (О. Арсеневской, М.Ю.Картушина). С них начинались все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте, ладошки».
Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса.
Используемые игры и упражнения способствовали:
- Развитию мимики лица
- Развитию природных голосовых данных
- Восстановлению двигательной функции гортани
Для развития мимики лица использовалась методика М. И. Чистяковой
«Психогимнастика», основанная на подборе специальных этюдов и игр:
«Вы едите кислый лимон», «Вы встретили драчуна», «Вам больно», «Вы огорчены!», «Вам подарили красивую игрушку».
Такие упражнения занимают незначительное время и дают хорошие результаты.
Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях ребенка. Довольно часто, в ходе работы, было замечено, насколько бедна мимика, не дифференцированы эмоции у детей с тяжелым нарушением речи, поэтому часто включались в музыкальное занятие именно такие упражнения.
С помощью логоритмических упражнений хорошо снимается психоэмоциональное напряжение, воспитываются навыки адекватного группового поведения. Во время игр акцент делался на сохранные функции и возможности ребенка.
Таким образом, применения дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствовало развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчало восприятие звучания.
Пальчиковая гимнастика
В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова и др.) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения.
Учитывая важность проблемы и достижение желаемого результата, возникла необходимость использовать их на музыкальных занятиях.
Для детей с тяжелым нарушением речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь, как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, а значит, улучшаются и певческие навыки.
Таким образом, включение упражнений на развитие пальчиковой моторики на занятия музыкальной деятельности играет положительную роль в коррекционном обучении детей.
Такой подход позволяет:
- Заинтересовать ребенка.
- Стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.
- Совершенствовать внимание и память, то есть психические процессы, которые тесно связанны с речью.
- Развивать певческие навыки.
В структуру занятия все выше перечисленные элементы логоритмики вводились в определенной коррекционной последовательности в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
III этап – заключительный
Цель: закрепление сформированных певческих навыков.
Основные направления работы:
- Итоговая диагностика по развитию певческих навыков;
- Подготовка и участие детей в праздниках и развлечениях.
Содержание технологии ориентировано на создании психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. С ее помощью появилась возможность научить ребенка петь, владеть своим голосом, получая от этого удовольствие.
Теоретический и практический подход по развитию певческих навыков с использованием логоритмики наиболее эффективен при соблюдении определенных педагогических условий:
- Соблюдение системы в работе
- Учет возрастных особенностей детей
- Поэтапное использование логоритмики
На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью полагать, что использование логоритмических игр и упражнений с детьми с тяжелыми нарушениями речи оказывает коррекционное воздействие на процесс развития певческих навыков.
4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения эффективного вокального развития ребенка является конструктивное взаимодействие с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в вопросах музыкально-художественного развития.
В основу совместной деятельности семьи и музыкального руководителя заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость форм и методов музыкально-художественного воспитания в ОУ для родителей;
- уважение, взаимное доверие и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
Цель: Привлечение родителей к разнообразным формам совместной музыкально- художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения, через реализацию следующих задач:
-Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также с близлежащими учреждениями дополнительного образования и культуры в музыкальном образовании детей.
-Систематически оформлять наглядную информацию для родителей в музыкальном уголке на темы:
«Музыка как средство благополучного влияния на психическое здоровье ребенка»,
«Использование музыки для укрепления здоровья детей"
«Значение музыки в жизни ребенка»
«Роль музыкального воспитания в эстетическом развитии детей»
«Приобщение ребенка к музыке в домашних условиях»
«Слушание музыки в семье»
«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» и т.д.
-Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры. (ДМШ, ДК)
- Организационный раздел
1.Материально-техническое обеспечение программы.
Для улучшения и достижения высоких результатов в развитии вокально-хоровых навыков детей и в песенном творчестве используются следующие
технические средства:
- Музыкальный центр – для отработки музыкально-ритмических упражнений, постановки танцев, обучения детей пению с эстрадным сопровождением.
- Магнитофон – для оформления музыкальных мероприятий на улице в летний оздоровительный период и для более яркого восприятия фольклорных праздников в зимний период («Масленица»).
- Ноутбук – для просмотра с детьми дополнительного видеоматериала к праздникам, развлечениям.
Также ноутбук используется для работы с новинками музыкального материала, в самообразовании, для чтения специализированной литературы.
2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Наглядно – дидактический материал
Музыкально-дидактическая игротека
«Песня, танец, марш», «Повтори звук»
«Музыкальный домик», «Весело - грустно»
«Слушаем музыку», «Музыкальные колокольчики»
«Музыкальная лесенка»
Наглядно – образный материал.
- Портреты композиторов:Д.Б. Кабалевски; П.И. Чайковский, А.И. Хачатурян; С.В. Рахманинов; А. Вивальди; Ю.М. Чичков; Г.В. Свиридов, Ф. Шуберт, Э. Григ, В. Моцарт; М. Мусоргский, С. С. Прокофьев и т.д.
-Иллюстрации и репродукции картин природы на тему: времён года, военным праздникам, народным и календарным праздникам.
-Картинки музыкальных инструментов большого симфонического оркестра.
Перечень пособий
1. Н.Г.Кононова «Музыкально- дидактические игры для дошкольников» Москва «Просвещение» 1982г.
2. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва «Просвещение» 1990г.
3. Л.Гераскина «Ожидание чуда» Книга 3, старшая группа Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2002г.
4. Л. Гераскина «Ожидание чуда» Книга 4, подготовительная группа Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2002г.
5.Л.Г. Горькова, Н.Ф. Губанова «Праздники и развлечения в детском саду» Москва «Вако» 2007г.
6. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду» Издательство «Мозаика- синтез» Москва 2006г.
7. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду»
Издательство «Мозаика- синтез» Москва 2005г.
8. С.Ю. Подшибякина «Хоровод круглый год» (инсценировки, песни и танцы для дошкольников). Издательство «Учитель» Волгоград 2003г.
9.Т. А. Шарыгина Сценарии детских праздников. ТЦ «Сфера» Москва 2006г.
10.Н.Зарецкая, З.Роот «Праздники в детском саду» Москва Айрис Пресс 2008г.
11.Н.Луконина, Л. Чадова «Уренники в детском саду» (сценарии о природе) Москва Айрис Пресс 2006г.
12. Н.Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду» Москва Айрис Пресс 2004г.
13.Л.Олифирова « В стране веселых песен» (сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников) Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002г.
14. Л.Олифирова « В стране веселых песен» (сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников) Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003г.
15. Ю.М.Погорельский Сценарии детских праздничных представлений. Издательский дом «Литера», 2001г.
16. Г.А.Лапшина «Фольклоно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста». Издательство «Учитель» Волгоград, 2006г.
17.Е.Съянова Сценарии праздников в детском саду и школе. ЗАО «Славянский дом книги», 2002г.
18. О.В.Иванова «Театрализованные праздники для дошколят и младших школьников» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.
19. Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения, Санкт-Петербург, 1999.
20. Васильева М.А., В.В. Гербова Программа воспитания и обучения в детском саду, 2005.
21. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Просвещение, 1985.
22. Власова.Т.Ш., А.И.Порафенродт, Фонетическая ритмика Москва, 1993.
23.Волкова Г.В. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2002.
24.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков, Москва, Просвещение, АО Учебная литература 1996.
25. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
26.Макшанцева Д . Скворушка Сборник музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста, Москва, 1998.
27.Мастюкова Е.Лечебная педагогика Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
28.Тарасова К. статья К постановке детского голоса // Музыкальный
руководитель №1-2005., с.2
29.Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. М., Музыка, 1978.
30.Ткаченко Т.А..Физкульт-минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи., Москва, Издательство ГНОМ и Д 2000.
31.Чистякова М.И., Психогимнастика Москва, Просвещение, 1990.
4.Приложение к программе
1.Пособия по практической деятельности
1.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- Слегка прикусить язык зубами. (4 раза)
- Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все, более далеко отстоящие поверхности.
- Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его. (4)
- Сделать языком круговое движение между губами и зубами (4), то же в другую сторону.
- Упереться языком в верхнюю губу. В нижнюю губу, в правую и левую щеки, пытаясь как бы протолкнуть их насквозь.
- Пощелкивание языком, изменяя форму рта. Произвольно произносить более низкие или высокие звуки – щелчки.
- Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.
- Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загоралось».
- Помассажировать пальцами челюстно-височные суставы.
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Э.М. ЧАРЕЛИ
( гимнастика проводится стоя или сидя, при этом сохраняется осанка –развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот, вдохнеглубокий.)
- Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. (5)
- Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ее поочередно указательным пальцем. (5)
- Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. (5)
- На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. (5)
- Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммммммм» одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. (5)
- Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
- Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам.
- Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой.
- Энергично произносить «п – б», «п – б». произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
- Энергично произносить «т – д», «т – д».
- Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Большой и маленький.
Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
Паровоз.
Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.
Гуси летят.
Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе — опустить (8—10 раз), со звуком г-у-у.
Дровосек.
Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5—8 раз), произнести б-а-х.
Часы.
Со звуком тик наклониться в левую сторону, со звуком так - в правую (4 – 5 раз).
Погреемся.
Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).
Мельница.
Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз).
Сердитый ежик.
Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз).
Лягушонок.
Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.
Заблудился в лесу.
Сделать вдох, на выдохе прокричатьау-у.
Великан и карлик.
Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.
Часы.
Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз).
Ловим комара.
Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз).
Косарь.
Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз).
Трубач.
Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с ).
Будильник.
Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.
Насос.
Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б—8 раз в каждую сторону).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ЛЮБИМЫЙ НОСИК
Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике
заболеваний верхних дыхательных путей.
А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте
И почаще повторяйте.
1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).
Вдох — погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох — и обратно
Пальцы наши просятся.
2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!
3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).
Дай носу подышать, На выдохе мычи.
Звук [м] мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И радостно при этом улыбайся.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Артикуляционная гимнастика
Трактор.
Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).
Стрельба.
Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки).
Фейерверк.
В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).
Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).
Гудок парохода.
Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.
Упрямый ослик.
Выбираются ослики и погонщики.
Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричатьй-а-й-а (укрепляем связки гортани).
Плакса.
Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга).
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
Лошадка.
Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем
(20—30 с).
Ворона.
Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом
( 6 – 7 раз).
Змеиный язычок.
Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).
Зевота.
Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать
(5—6 раз).
Веселые плакальщики.
Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).
Смешинка.
Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).
2.Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста
Веселые матрешки
Программное содержание:
Учить детей различать звуки по высоте.
Игровые пособия:
Матрешки трех величин по числу играющих.
Музыкально-дидактический материал:
Металлофон.
Ход игры:
Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.
Какой инструмент звучит
Программное содержание:
Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактический материал:
Детские музыкальные инструменты.
Ход игры:
Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент.
Колокольчики
Программное содержание:
Учить детей различать силу звучания.
Игровые пособия:
Наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры:
Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.
Угадай-ка
Программное содержание:
Учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия:
Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков.
Музыкально-дидактический материал:
Бубен или барабан.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.
Прогулка
Программное содержание:
Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.
Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши.
Море и ручеёк
Программное содержание:Учить детей различать темп музыки.
Игровые пособия:Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Музыкально-дидактический материал:«Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.
Ход игры:
При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря.
2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка.
3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом.
Три медведя
Программное содержание:Учить детей различать высоту звуков.
Игровые пособия:Плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал:
«Мишка» М.Раухвергера.
Ход игры:
Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.
2-й вариант.
Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
Букеты
Программное содержание:
Учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия:
Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал:
Бубен.
Ход игры:
Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.
Лесная прогулка
Программное содержание:
Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана,бубна, погремушки.
Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Игровые пособия:
Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.
Музыкально - дидактический материал:
Барабан, бубен, погремушка.
Ход игры:
Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна – зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.
Кошки и мышки
Программное содержание: Учить детей различать громкие и тихие звуки.
Игровые пособия: Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.
Музыкально-дидактический материал:
Металлофон, любая плясовая мелодия.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.
Козлята и Волк
Программное содержание: Учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений.
Игровые пособия:
Шапочка - маска волка.
Музыкально-дидактический материал:
«Козлята», «Волк» Т.Ломовой.
Ход игры:
Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят.
Ах, как песенку поём!
Программное содержание:
Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.
Музыкально-дидактический
материал:
Детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен.
Ход игры:
Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню.
Бабочки
Программное содержание:
Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.
Музыкально-дидактический материал:
Металлофон.
Ход игры:
Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки.
Барабан и погремушка
Программное содержание:
Учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения.
Игровые пособия:
Барабаны и погремушки.
Музыкально-дидактический материал:
«Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева.
Ход игры:
Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках.
Оркестр
Программное содержание:
Учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.
Игровые пособия:
Карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.
Музыкально-дидактический материал:
«Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
Ход игры:
Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.
Календарно- тематическое планирование.
1 полугодие.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения занятия |
1 | Певческая установка. Посадка певца. Положение корпуса головы. Навыки пения стоя и сидя. | |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. | |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования .естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах ( головное звучание ). | |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произношения звуков речи, разборчивость слов и дикции ( умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту.) | |
5 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона ( чистое и выразительное интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. | |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение учащихся с использованием фонограмм, с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму. Заключительный этап работы. Формирование сценической культуры у детей. |
2 полугодие.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения занятия |
1 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения. Различные приемы дыхания ( короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное . но так же активное в медленных.) Цезуры, знакомство с навыками « цепного» дыхания ( пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз на « цепном» дыхании). | |
2 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение легато, нон легато. Работа над ровным звучанием во всем диапазоне детского голоса, использование головного и грудного регистра. | |
3 | Работа над дикцией а артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении ( напевность гласных, умение их округлять. Стремление к чистоте звучания неударных гласных ). Быстрое и четкое проговаривание согласных. | |
4 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простых длительностей ( восьмая, четверть, половинная ). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным и ритмическим рисунком ( шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей обучающихся, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением певческого материала. Создание сценического образа. |
Всего часа ( часов )