Концерт - беседа на тему: "Моя Калмыкия"
Сценарий концерта- беседы на тему: "Моя Калмыкия" для учащихся ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ioya_kalmykiya.doc | 78 КБ |
muzyka_kalmykii.pptx | 2.13 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Городовиковская детская школа искусств»
Городовиковского районного муниципального образования
Республики Калмыкия
Концерт - беседа на тему:
«МОЯ КАЛМЫКИЯ».
Мережко Е.В.
Преподаватель теории музыки
2021г.
Цель занятия: Приобщение детей к калмыцкой народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи:
Познакомить детей с историей калмыцких народных музыкальных инструментов; Познакомить со звучанием калмыцких народных инструментов, с композиторами и исполнителями народной музыки. Формировать эстетический вкус детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ,
Звучит калмыцкая музыка.
(Учащиеся хореографии танцуют танец «Хадаки»)
Добрый день ребята! Сегодня я познакомлю вас с музыкой и музыкантами нашей республике Калмыкии. Наша встреча так и называется «МОЯ КАЛМЫКИЯ».
Есть, возможно, уголок красивый
Есть богаче, шире есть края
Только мне из всей нашей России
Ближе к сердцу Калмыкия моя!
Каждый народ с древних времен создавал свою народную музыку. Много чудесных песен и наигрышей создал калмыцкий народ.
У калмыцкого народа много песен, рассказывающих о жизни людей. Есть среди них песни протяжные, грустные, есть веселые, шуточные. И всегда - стоит услышать начало песни, сразу становится ясно, что звучит именно калмыцкая песня, ее нельзя перепутать с песнями никакого другого народа..
Сейчвс мы послушаем песню «Ээдҗин дун» (песня о матери) /звучит песня в исполнении нашей землячки Анны Очкаевой / Этот шедевр песенного творчества калмыков удостоен звания «Великая народная».
-Как вы думаете, какой народ сочинил эту песню? Да, это калмыцкая народная песня и вы, конечно, сразу догадались.
А сейчас вы услышите калмыцкую народную песню, которая называется «Шарка-Барка», ее нам исполнит Гиляна Бембеева.
Прозвучала она быстро, задорно. Так и хочется пуститься в пляс.
Говорят песня это душа народа. Вот какая красивая душа у калмыцкого народа.
Протяжная песня называется «уту дун» или «шаштр дун» (буквально: длинная песня). Мелодия –добрая, милая, сердечная, минорная, медленная, протяжная, мелодичная.
Слушание: Д.Шалханова УТ ДУН
Есть в калмыцком фольклоре песни шутки, песни – танцы.
Короткие песни «ахр дун». Это песни-шутки, песни-танцы, близкие частушкам .
Мелодика такой песни в большинстве случаев построена на скороговорке, каждому слогу текста соответствует одна нота
Звучит музыка.
У калмыцкого народа очень популярны такие музыкальные инструменты как хур, ятха, товшур и домбра. Давно давно люди играли на таких инструментах как нар (солнце), сар (луна) Бадм цецг (Лотос). Но сейчас появились новые инструменты.
Наибольшее распространение получил двухструнный щипковый инструмент – калмыцкая домбра. Она может заставить человека танцевать, загрустить. Изготовлена она очень просто. Состоит из корпуса треугольной формы, переходящего в длинную шейку с грифом. (демонстрация фотографий с изображением домбры).
Сейчас ансамбль «ДОМБРИН АЙС» нам исполнит калмыцкие народные частушки. «Бичкн арлын хулсн»
Именно домбра воодушевляла богатырей эпоса «Джангар» на подвиги. Домбра настолько любимый инструмент калмыка, что в эпосе грива коня сравнивается с ней:
«Ветер провел прохладной и мягкой рукой по волосам скакуна. От ласки такой Нежной домброй звучала грива коня…»
Этот инструмент распространен как в профессиональной концертной практике, так и в художественной самодеятельности и быту. У неё 2 струны. Под неё поют и танцуют, а также аккомпанируют исполнения эпоса «Джангар». У нас в Калмыкии есть мастер Савр Дедников, который научился делать этот инструмент у Казахов. Один инструмент он делает за 2 недели.
У калмыков есть ещё один излюбленный музыкальный инструмент, напоминающий горизонтальную арфу или лютню – ятха. Короткая часть этого изгиба служила ножкой. Звук ятхи был мелодичным, как бы журчащим.
Видео…
Другим инструментом, не менее любимым калмыцким народом является хур. Инструмент благородных ханш. Искусствоведы сравнивают ее звучание со звучанием скрипки.
Мɵринхур (от морин – лошадь, хур – струна, голос), - двухструнный смычковый народный музыкальный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, дека (иногда и дно) из кожи. Длинная шейка без ладов заканчивается в форме лошадиной или верблюжьей головы, деки часто расписаны национальным орнаментом. Струны из конского волоса, опираются на плоскую подставку и при игре не касаются шейки.
Слушание музыки. Видео…
На инструменте хур исполняются мелодии национального героического эпоса «Джангар». Хур служит для сопровождения протяжных песен. А в русском переводе «Джангара» хур назван гуслями:
«День засыпал, могучие веки смежив, Благостный вечер уже по земле шагал. Прекрасная ханша Ага Шавдал Тысячеструнные в нежные руки свои Гусли (хур) взяла о восьмидесяти ладами, Желтые гусли (хур) собрали звуки свои И зазвенели на нижних семи ладах, Звонкие шастры-сказания древней поры…»
Щипковый инструмент товшур – один из стариннейших калмыцких народных инструментов. На товшуре исполнялись народные танцы. Инструментальное вступление к повествованию «Джангара» исполнялось также на товшуре. И старики, и молодежь доверяли товшуру свои мысли и чувства.
Корпус товшура долбленый, овальной формы. Изготовлялся из цельного куска сосны, кедра, акации, ивы, тутового или абрикосового дерева.
( показ фотографий товшура)
Звучание товшура глуховатое, негромкое. Рассчитано было на исполнение в кибитке.
В. Булгаков писал: «Под аккомпанемент товшура калмыки поют свои былины, а также рассказывают сказки, напевы былин».
(Видео: калмыцкая народная мелодия на товшуре)
А теперь, посмотрите на экран. Перед вами Национальный оркестр Калмыкии под руководством Владимира Карпенко. О
В их исполнении прозвучит «Калмыцкое скерцо».
ВИДЕО….
Это все народные песни. Т.есть говорят, что их сочинил народ, потому что автора никто не знает. Но со появились первые композиторы Калмыки. Это, те кто начал записывать музыку в тетрадки. Собирать целые книга, альбомы песен и сочинять свою музыку.
Первый профессиональный калмыцкий композитор, заслуженного деятеля искусств российской федерации, кавалера ордена Дружбы Петр Очирович Чонкушов.
Просмотр фото…
Пётр Очирович Чонкушов родился 7 декабря 1930 года в Москве. Его отец Очир Баторович был одним из крупнейших организаторов работы в рыбной промышленности Астраханской области, Калмыкии, а затем Владивостока. Мать Джиджня Шопеновна, одна из первых женщин-калмычек, освоивших профессию водителя автомобиля. Обладала красивым голосом, играла на гитаре. Семья жила в двухкомнатной коммунальной квартире почти в центре Москвы, где и прошло детство композитора. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями, он самостоятельно освоил игру на балалайке.. В 7 лет Петр Чонкушов поступил в музыкальную школу по классу скрипки, после окончания которой стал студентом I курса Московского областного музыкального училища.
В 1944 году семья была депортирована в Сибирь. г. Омск. Там же П. Чонкушов продолжил обучение по классу скрипки в Омском музыкальном училище и успешно окончил его. Ещё в годы учёбы Пётр Очирович устроился на работу в оркестр Омского театра музыкальной комедии.
В Омске он создал семью, там родилась первая дочь Маргарита.
Весть о реабилитации калмыки встретили как праздник. Летом 1958 года семья Чонкушовых вернулась на родину в г. Элисту.
Творческий путь каждого композитора индивидуален, но начинается он чаще всего с таких жанров, которые обеспечивают ему наиболее широкий круг зрителей и слушателей. У музыканта этим жанром всегда была песня. Песни Чонкушова обладают особым обаянием. Петр Чонкушов придавал своим песням не просто национальное звучание. А ему важно было быть услышанным. Ему принадлежит более 60 песен. Благодаря песням к композитору пришли признание и всенародная любовь. На слух его музыка мелодична, доступна для восприятия, запоминаема. Но для исполнителя сложна, порой коварна. Диапазон вокального произведения, как правило, велик. А песням Чонкушова всегда была уготована счастливая судьба: они разучивались и исполнялись сразу, находили своего слушателя, как только автор передавал нотную рукопись певцам.
Еще живя в Сибири, так случилось, что семьи Чонкушовых и тогда еще неизвестной певицы Зои Эрендженовны Цеденовой поселились в одном доме. Комнаты находились напротив друг друга. Пётр Очирович частенько слушал, как какой-то женский голос что – то напевал. Очень удивился, когда увидел маленькую, худенькую, с длинными смоляными косами 16 – летнюю девушку. Ей он и предложил исполнить свою новую песню «Элистинский вальс» на стихи А. Балакаева. Нот Зоя Эрендженовна не знала, и учила песню с голоса композитора, с ним репетировала и записала эту песню на радио.
Прослушивание: «Элистинский вальс»
Хорошо владея несколькими музыкальными инструментами, Петр Очирович всё же отдавал предпочтение скрипке. Для неё была написана одна из первых в Элисте инструментальных пьес – музыкальная картинка «Степь».
А сейчас мы будем слушателями, потому что Петр Очирович пригласил нас прогуляться по весенней степи. Но не просто слушателями! Давайте в течение того времени, когда звучит пьеса, попробуем увидеть...услышать и изобразить услышанное.
Звучит «Степные эскизы» композитора П.Чонкушова.
Эту мызыку написал Чонкушов. Она рисут нам широту и красоту родной степи. Её просторы.
Ребята посмотрите на картинку. Это степь. Что расцветает ранней весной ? Цветы тюльпаны. Я хочу чтобы один ребенок нам помог украсить степь. (Ребенок украшает цветами степь) Вот такую красивую степь нарисовал с помощью музыкальных звуков нам композитор П.О.Чонкушов. Слушаем «Степь»
В 1967 году Петру Очировичу предложили поступать в Казанскую консерваторию. У почти 37 – летнего абитуриента отказывались принимать документы. Но Министерство Культуры обратилось с просьбой о допуске к экзаменам в виде исключения.
Так музыкант из Калмыкии оказался в числе 10 студентов, зачисленных на композиторский факультет Казанской консерватории.
Все, что было создано за годы творчества, обязательно исполнялось. Сочинения П. Чонкушова любят маститые профессионалы, начинающие концертанты и совсем юные музыканты. Так Петр Очирович писал музыку и для детей, например «Детский альбом» для фортепиано. Для младших классов. В него входит всего10 пьес. Я хочу познакомить вас с двумя пьесами. Они короткие, хар Актерные. Первая пьеса называется «Сайгачонок».
По сути, его музыка стала неотъемлемой частью музыкальной жизни Калмыкии.
П. Чонкушов избран Американским биографическим институтом выдающейся личностью за вклад в культуру человечества, его биография была помещена в «Золотой зал Славы» в Нью-Йорке.
16 февраля 1999 году указом Президента Республики Калмыкия Элистинскому училищу искусств присвоено имя П. О. Чонкушова. В 2000 году открыт памятник П. Чонкушову (автор Васькин В. С.) Его музыка известна в Москве, Санкт Петербурге, В Чечне, Саратове, Ростове и др. Городах.
Еще один калмыцкий композитор и музыкант это Аркадий Наминович Манджиев. Он композитор, исполнитель песен, заслуженный деятель искусств РК, Аркадий Манджиев родился 14 декабря 1961 года в пос. Комсомольский Республики Калмыкия. Окончил дирижерско-хоровое отделение Астраханской консерватории, композиторское отделение Казанской государственной консерватории. Работает в различных жанрах: пишет песни, мюзиклы, музыку к драматическим спектаклям, инструментальные концерты, произведения для различных инструментов, симфонии, вокально-хоровые произведения, Опера «Калмычка», песни. Композитор широко известен за пределами Калмыкии в Волгограде, Астрахани, Казани, Бурятии, в Монголии.
Послушаем песню в исполнении ансамбля преподавателей «Миниатюра» Попурри на калмыцкие песни А.Манджиева
Очень красивые у калмыцкого народа танцы. Сейчас Инга Борисовна вам расскажет про калмыцкие танцы.
Музыка калмыцких народных танцев разнообразна по мелодике, её отличает чёткий ритм. Моторно-оживлённый, огневой темп свойствен мужскому танцу, женские связаны с более напевными и закруглёнными мелодиями. Танцы сопровождаются игрой на двухструнной домбре.У нас в калмыки есть танцевальные коллективы: «Тюльпан», «Лотос», «Ойраты». Смотрим видео….
Очень известные калмыцкие танцы «Чичердык», «Шарка-барка», Ишкимдык, Семрдг и т.д.
Учащиеся хореографического отделения исполняют танец «Чичердык»
Вот заканчивается наша встреча под названием «Моя Калмыкия».
Отгадайте мои загадки:
- Их в Калмыкии найдете,
здесь они всегда в почете,
Словно яркие стаканы,
Ведь в степи цветут…. (тюльпаны.)
- Сухое дерево издает удивительный звук,
похожий на ржание жеребенка. (домбра)
С какими еще инструментами мы познакомились?
На этом наше занятие окончено.
Вывод: Знакомство детей с музыкальной культурой калмыцкого народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АННА ОЧКАЕВА
ГИЛЯНА БЕМБЕЕВА
УТ ДУН АХР ДУН
Данара Шалханова
ДОМБРА
ХУР
ТОВШУР
ПЕТР ОЧИРОВИЧ ЧОНКУШОВ
СТЕПЬ
АРКАДИЙ НАМИНОВИЧ МАНДЖИЕВ
Танцевальная музыка