Хоровая музыка современных композиторов для детей
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный институт культуры»
Доклад
Хоровая музыка современных композиторов для детей.
Выполнила:
Студентка группы М-31
Соболева Екатерина.
Самара 2020
Введение
Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_soboleva_m-31_istoriya_horovoy_muzyki.docx | 34.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный институт культуры»
Доклад
Хоровая музыка современных композиторов для детей.
Выполнила:
Студентка группы М-31
Соболева Екатерина.
Самара 2020
Введение
- Сергей Плешак
- Подгайц, Ефрем Иосифович
- Александра Пахмутова.
- Дополнение к теме
Список литературы
Введение
Отечественная хоровая музыка на протяжении многих столетий является воплощением нравственных, философских, художественно-эстетических взглядов общества на разных этапах своего развития. «Пение в хоре является… народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее». Это высказывание известного хорового деятеля, дирижера А.В.Свешникова очень точно характеризует осмысление хорового музицирования как коллективного творчества в союзе с восприятием окружающего мира. В век невиданных трагедий и бесконечных испытаний сама Музыка и непосредственно хоровое музицирование может и должно стать центром интеллектуального притяжения и транслятором духовных ценностей. Если мы не можем изменить мир вокруг нас, мы можем изменить мир внутри себя. В том числе и с помощью хорового искусства, обладающего огромным потенциалом эмоционального воздействия на слушателя.
Подбор хорового репертуара – это художественный процесс, нацеленный на развитие творческой активности исполнителей и развитие его музыкальных способностей посредством вокально-хоровых сочинений. Хоровой репертуар является основополагающим фактором в формировании музыкальной культуры учащихся. Для поддержания высокого эстетического тонуса коллектива в репертуаре должны быть самые различные произведения, объединенные высокохудожественным уровнем своего содержания.
По словам известного хормейстера В. Г. Соколова, уже при его подборе руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора. Руководитель должен всегда иметь в виду возможности конкретного коллектива, его качественный состав. Вопросы значения современного пласта хоровой музыки в общем контексте музыкального воспитания рассматривали такие исследователи как Осеннева М.С., Аверина Н.В., Козырева И.В., Дынник М.В. и многие другие.
Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся должен включать в себя сочинения современных композиторов, чьи произведения должны стать результатом поиска новых средств музыкально-хоровой выразительности, передающих атмосферу нашей действительности, ее беспокойные ритмы и мелодии. Высокое профессиональное качество музыкально-литературного материала – вот что, прежде всего, должно быть мерилом современного педагога-хормейстера при выборе репертуара. Современная хоровая музыка для детского (или женского) хора широко представлена такими известными композиторами России как Е.Подгайц, В.Усович, М.Славкин, А.Кулыгин, И.Кадомцев, С.Смирнов, С.Плешак и многие другие достойные авторы.
К сожалению, их новейшие музыкальные произведения до музыкальных школ российской глубинки просто не доходят. Некоторые из них являются недоступными по степени своей сложности. Но не следует забывать, что существует хоровое творчество и в малых городах страны. В России много новых и интересных композиторов, и они также представляют облик современной певческой России. Живая творческая связь с композиторами-современниками видна на примере сотворчества хора девушек «Вдохновение» ГБПОУ «Тольяттинского музыкального колледжа им.Р.К.Щедрина». Руководительно Н.В.
Долгие годы общения коллектива и его руководителя с известными композиторами привели к тесному сотрудничеству и пропаганде коллективом сочинений таких авторов как: Сергей Плешак (г.Санкт-Петербург), Анатолий Тепляков (г.Иркутск), Виктор Ахмаметьев (г.Саратов), Максим Басок (г.Екатеринбург), Елена Шатрова (г.Казань), Владимир Четвертаков (г.Тольятти) и другими. Музыка, созданная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык музыкантов чрезвычайно изыскан и вместе с тем демократичен, доступен и юным исполнителям, и юношеству.
Нельзя забывать, что применение так называемого музыкально-краеведческого материала в образовательном процессе способствует решению общих задач обучения и воспитания учащихся. Песенный жанр у Светланы Мышкиной занимает огромное место в творчестве и знаком всей губернии. Детская музыка занимает значительное место в творчестве самарских композиторов: Леонида Вохмянина, Аллы Виноградовой, Елены Лиманской, Вячеслава Шевердина. Имена Марка Левянта, Павла Плаксина, Григория Файна хорошо знакомы хормейстерскому сообществу не только на самарской земле, но и далеко за ее пределами.
Примеры:
Л.Вохмянин: «Это надо сберечь»; «Ты поверил нам»; гимн Самарской области; музыка звучит в спекталях «Конек -горбунок», «Клоп», «Ромео и Джульетта», «Деревья умирают стоя», «Вольпоне», «Колобок, колобок…», Il Mostro Turchino (Чудовище синее)», «Аленький цветочек».
Вячеслав Шевердин: Сонаты для альта, фагота, флейты; сюиты и пьесы для саксофона, фортепиано, баяна, струнный квинтет; Поэма для альта и симфонического оркестра; Концерты для фортепиано с оркестром; для саксофона с оркестром; цикл песен о Самаре, обязательные пьесы для конкурсов пианистов и аккордеонистов – студентов педагогических вузов.
Павел Плаксин: «Триптих»: Новелла для тройного состава симфонического оркестра; Симфониетта для струнного оркестра и литавр, Партита для деревянных духовых инструментов; «Федорино горе»: детский балет по мотивам сказки К.Чуковского; Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано; «Парадоксы скрытого пространства»: Сюита для органа; «Лекарство от скуки»: Фантазия для саксофона и фортепиано. Большая часть творчества П. – это хоровые сочинения: хоровой цикл для женского хора на стихи русских поэтов; «Потешки»: Сюита для женского хора и мужского голоса (слова народные); «Мужские пересуды»: Для мужского хора a capella и другие.
Благодаря достаточно широкому спектру сложности произведений руководители хоровых коллективов от младшего состава до студенческого уровня могут выбрать сочинения как для своего рабочего, так и для концертного репертуара. Специфика компонентов произведений местных современных авторов позволяет не только познакомить учащихся с произведениями современных авторов, но и показать местный многонациональный колорит. Такая музыкальная практика, несомненно, пойдет на пользу развития музыкального кругозора певцов. Освоение современного хорового репертуара должно идти непрерывно и постоянно. Чем раньше начнется приобщение певцов к сочинениям современных композиторов, тем раньше они смогут постичь многообразие индивидуальных художественно-эстетических вкладов современных авторов в общую картину русской хоровой культуры. Выводы. По словам русского критика и знатока хорового искусства Владимира Стасова, хор должен выполнять художественные задачи своего времени.
Произведения современных композиторов петь необходимо. Это способствует обогащению интонационного багажа учащихся, приучая их к восприятию современных гармонических оборотов, многообразию средств музыкальной выразительности. И тогда можно будет увидеть, осмыслить и оценить не только отдельные «звезды» – композиторов-современников, а целый Млечный путь современного хорового искусства.
Современное хоровое пространство представляется важным для отображения и осмысления культуры наших дней. Эта тема находится в постоянном постижении и движении. А значит и проблема современного хорового искусства неисчерпаема и имеет тенденцию к постоянному углубленному изучению.
1.Сергей Плешак
Один из самых востребованных композиторов России в области хоровой музыки, в особенности детской. Его произведения регулярно включаются в программы выступлений хоровых коллективов большинства детских музыкальных школ и детских школ искусств, хоровых студий, а также в программы государственных экзаменов по дирижированию хором в музыкальных колледжах и вузах Санкт-Петербурга, Москвы и многих других городов России.
Визитной карточкой композитора стала песня «Улетели журавли», входящая в репертуар сотен хоровых коллективов России, Белоруссии и Украины.
Многие произведения С. Плешака с успехом исполняются в городах Америки, Англии, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Казахстана, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, ЮАР, Южной Кореи.
22 сентября 2016 года «Credo» Сергея Плешака было исполнено в Берлинской филармонии детским хором «Little Singers of Armenia».
Особое место в творчестве композитора занимают произведения для детского музыкального театра. Он автор 15 одноактных опер-мюзиклов для детей, среди которых «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Маленький принц», «Снежная королева» и другие. Мини-мюзикл «Адам и Ева» был переведен на немецкий язык и исполнен в театре г. Бремерхафена (Германия).
Произведения к прослушиванию:
«Улетели журавли»
«Дождик»
«Ветер»
«В холодную пору»
Хор кукушек на могиле Барокко»
«Месса»
2.Подгайц, Ефрем Иосифович
Московский композитор (род. 1949) плодотворно работает в самых разных жанрах. На сегодняшний день в списке его сочинений числится около 230 опусов. Примерно половину из них составляют произведения для различных хоровых составов.
Тематическое и жанровое разнообразие хоровой музыки Подгайца отражает широту художественных интересов композитора, его открытость веяниям времени, органично сочетающуюся с приверженностью классическим музыкальным традициям. В начале творческого пути (1970-е гг.) Подгайц опирался на стилистику «новой фольклорной волны», осмысливая опыт Г. Свиридова и В. Гаврилина, Р. Щедрина и С. Слонимского, а также своих педагогов по композиции — Ю. Буцко и Н. Сидельникова. Позднее индивидуальный стиль московского автора вобрал в себя элементы минимализма, полистилистики и других постмодернистских течений, но остался чужд радикальным поискам, дань которым отдали многие его сверстники (в частности, В. Екимовский, Б. Франкштейн, Ю. Воронцов).
Для Подгайца главным в музыке неизменно остаётся, условно говоря, человеческий фактор: выявление многообразных возможностей живых тембров — инструментальных и вокальных, установление прочного контакта с исполнителями и слушателями. При всей трезвости взгляда на современный мир, в творчестве этого композитора — как и в творчестве его друзей и единомышленников Т. Сергеевой и М. Броннера — доминируют жизнеутверждающее начало, здоровый оптимизм и открытая эмоциональность. Поэтому его непростую для исполнения музыку так любят юные певцы и слушатели.
Важную роль в художественной эволюции Подгайца сыграл актуальный для отечественной музыки 80-х — 90х гг. процесс «духовного возрождения», который исследователи связывают с подготовкой к празднованию 1000летия Крещения Руси (1988) и 2000-летием Рождества Христова2. Правда, в отличие от А. Пярта, В. Кикты, А. Ларина, А. Киселёва или В. Мартынова, Подгайц не стремится следовать литургическому канону. Он предпочитает раскрывать духовную тематику в сочинениях самых разных жанров и на тексты различных авторов — как это характерно для А. Вустина, С. Губайдулиной, А. Караманова, Н. Каретникова, А. Кнайфеля, А. Шнитке, Р. Щедрина и других.
Хоровая музыка Подгайца регулярно исполняется в различных залах Москвы, звучит в программах фестивалей и конкурсов в городах России и за рубежом. Исполнителей и публику она привлекает умением совместить «трезвую, холодновато-отстранённую рефлексивность с эмоциональной открытостью; философскую глубину — с детской непосредственностью; эпикурейство — с глубочайшим ощущением жизненного трагизма»3. При этом композитор всегда сохраняет «чувство музыкальной органичности высказывания» 4. «интонацию личного обращения, тёплого и внимательного» 5. «Невероятная сила притяжения» 6. сочинений московского автора, их признание в профессиональной и любительской среде определяют актуальность настоящего исследования.
Произведения к прослушиванию:
«Звезда»
«Младенцу»
«Девушка пела в церковном хоре»
«Крысы»
Мissa Veris (Весенняя месса)
- В Мессе десять частей: Sanctus, Agnus Dei, Benedictus, Kyrie, Miserere, Gloria, Credo, Osanna, Dona nobis pacem, Alleluia. В ней представлены все 5 основных разделов традиционной мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Benedictus, Agnus Dei), но в иной последовательности. Части — Osanna и Dona nobis pacem исполняются без перерыва и возвращают нас к текстам предыдущих частей — соответственно Sanctus и Agnus Dei. Кроме того, по музыке Dona nobis pacem повторяет Kyrie, но с другим текстом. Драматическими кульминациями Мессы являются части Miserere (находящаяся к тому же в точке золотого сечения) и Сredo, авторская трактовка которого очень необычна и резко отличается от всех известных образцов. Завершает Мессу радостная, виртуознейшая Alleluia, в которой к хору и органу добавляются ударные инструменты (Tom basso, P-tto sosp., Triangolo, Tamburino).
«Ave Maria»
«Август»
3.Александра Пахмутова.
А. Н. Пахмутова создала много хоровых произведений для детей, среди них есть песня, которая не оставит равнодушным любого ребенка подросткового возраста. «Дикая собака Динго» - хоровой шедевр отечественной музыки. На этой песне воспитывалось целое поколение молодежи. Песня о первой любви, о дружбе, о минутах раздумья о родном, сокровенном, близком, – все это много значит для ребят. В подростковом возрасте каждый ребенок ищет свое «Я», ему кажется, что он «сильный и взрослый». А. Н. Пахмутова, понимая внутренние переживания, отображает в произведении «Дикая собака Динго» настоящую дружбу, которую так недолговечна в этом возрасте, показывает, что нужно ценить моменты, потому что юность – это самая прекрасная пора в жизни человека.
Когда слушаешь произведения А. Н. Пахмутовой для детских хоров, думаешь, что у композитора и у поэтов есть свой «пропуск» на планету детства. Они будто знают какой-то пароль, открывающий им сердца и мысли ребят.
В произведениях «Дарите радость людям» и «Улица Мира» важно подчеркнуть тему добра и мира. В сегодняшний век электронных технологий, дети стали забывать о важных моральных и нравственных ценностях. Они стали замыкаться в своих гаджетах, совсем перестали общаться друг с другом. И поэтому, так важно показать им, что именно в детском возрасте учишься быть добрым, дружелюбным, учишься быть миролюбивым человеком. Главная задача педагогов и родителей, показать ребятам каким может быть их детство. А хоровое пение, при правильной работе хорового коллектива, способствует удовлетворению личностно-познавательных целей, регулирует поведение детей. В хоре складываются определенные нормы поведения, такие, как чувство ответственности, воля, уважение к своими товарищу и учителю, внимание, усидчивость и др.
Все детские произведения А. Н. Пахмутовой написаны от лица ребят. Герои песен композитора бывают не только веселыми, радостными людьми. Ребята часто думают о большом, серьезном, вечном, что не потеряет актуальности в любое время. В песне «Просьба» на слова Р. Рождественского композитор старается донести через ребят, через хор, что нужно защищать природу, заботиться о ней. На протяжении всего произведения сохраняется подчеркнутость в исполнении хора, только на текст «Ведь небо без птиц − не небо, а море без рыб – не море! И земля без зверей – не земля, не земля, не земля!» меняется характер произведения на более нежный, действительно напоминающий просьбу, мольбу. В этих, казалось бы, простых словах, очень много смысла. Это произведение могло бы быть написано для взрослого солиста, но композитор отнес его именно к детским произведениям, с целью воспитания нравственного отношения к природе у молодого поколения. Ведь, если дети будут чтить и уважать природные ценности и богатства, со временем, это будут делать все.
Специфика хорового пения создает условия, при которых стеснительные, робкие, неуверенные в себя учащиеся, затрудняясь петь индивидуально, с удовольствием присоединяют свой голос к голосам товарищей. Не каждый ребенок музыкально одарен. Но во время хорового пения каждый, чувствуя "локоть друга", способен раскрепоститься, а это важнейшее условие гармоничного развития личности. В произведении «Хор хороший», написанное А. Н. Пахмутовой в 1982 году, отражается вся стилистика хорового звучания. Это произведение можно считать гимном для детских и юношеских хоров. В произведении повествуется о том, как хор сплачивает детей, о том, как одна мелодия способна вызвать бурю эмоций и воспоминаний, о том, как важно чтобы «не было фальши», ведь эти слова находят отражение не только в хоре, но и в жизни.
Хоровые произведения А. Н. Пахмутовой написаны от детского «мы». Это, прежде всего, дружная семья. Ребенку важно чувствовать себя частицей «мы», большой частицей дружной семьи. Этому можно научиться только в хоровом коллективе, у которого одна важная цель – объединение детских сердец музыкой.
Произведения к прослушиванию:
«Просьба»
Беловежская пуща»
«Дорите радость людям»
«О, матерь божья»
«Точка, точка, запятая»
«Звездопад
«Дикая собака Динго»
4.Дополнение к теме
Песни этих композиторов часто звучат на утренниках в детских садах и школах, их с удовольствием берут в работу педагоги-хореографы и педагоги-вокалисты, их включают фоном в детских магазинах и развлекательных центрах, некоторые песенки даже крутят в телепередачах на детских каналах. Но имена авторов этих песен, (композиторов и поэтов) мало кому известны. А между тем, я очень часто встречаю в интернет-сети охи-вздохи от людей старшего поколения, мол, перестали сочинять музыку для детей, не то, что в наше время. Я категорически с этим не согласна! Композиторы, сочиняющие чудесную музыку для детей, не перевелись. Почему их знает ограниченное количество людей - уже другой вопрос.
Виталий Осошник
Виталий Осошник - не просто талантливый детский композитор, но ещё он - художественный руководитель советской и российской детской вокальной группы "Волшебники двора". Он является композитором песен, которые исполняет группа.
При упоминании имени Виталия Осошника просто невозможно обойти вниманием Наталью Осошник - замечательного поэта и по совместительству - жену поэта. За годы совместного творчества Виталий и Наталья Осошник написали больше 150 песен.
Группа "Волшебники двора" была создана ровно 20 лет назад в Воронеже, и за это время покорила не только всю Россию, но и стала известна и пределами нашей страны. "Волшебники двора" за годы существования становились участниками телепрограммы "Утренняя звезда" , международного конкурса "Детское евровидение", получили награду от «Young Artist Awards» ("Детский Оскар"), где им присудили премию Special Award for Outstanding Young International Variety Group ("Лучшая зарубежная детская эстрадная группа"). Песенки группы звучат на "Детском радио", а клипы на самые популярные песни крутят в телепередачах на кабельных каналах "Карусель", "Мама" и др. Самые известные и любимые детьми песни "Волшебников двора " - "Капитошка", "Бибика", "Хорошее настроение", "Мамочка", "Все на футбол".
Также Виталий Осошник - продюсер и основатель ещё двух детских вокальных групп - "Герои" и "Барбарики" (о ней я расскажу ниже).
Татьяна Залужная (Любаша)
Любаше (творческий псевдоним Татьяны Залужной) известность принесли отнюдь не детские песенки. Она является автором песен, исполненных известными эстрадными исполнителями, такими как Кристина Орбакайте, Катя Лель, Филипп Киркоров, Наталья Ветлицкая, Верка Сердючка, Валерий Леонтьев, Григорий Лепс... Также Любаша написала саундтреки к нескольким российских кинофильмам (например, "Елки", "Каникулы любви"). Причем, Любаша пишет не только музыку, но тексты к песням. С конца нулевых Любаша сотрудничает с детским вокальным коллективом "Барбарики", а в 2009 году открывает "Театр песни Любаши", в котором она становится автором и режиссером всех спектаклей. К сожалению, песни, написанные Любашей для театра, малоизвестны, но зато маленьким слушателем полюбились чудесные песенки "Барбариков" - "Что такое доброта?", "Песенка о дружбе", "С днем рождения!". Особенность этой вокальной группы - участники коллектива переодеваются в героев мультсериала "Лёлик и Барбарики".
Андрей Варламов
Андрей Варламов - ещё один талантливый композитор из города Одинцово, автор более 200 детских песен. С 1993 года Варламов - художественный руководитель шоу-группы «Улыбка» . Большинство песен Варламова, которые Вы найдете в сети, исполнены этой шоу-группой. Также он - директор Международного фестиваля-конкурса детской песни «Улыбка мира» , член жюри различных вокальных конкурсов, сотрудник радио и телевидения в Одинцово. Лучшие песни - "Вальс Победы", "Чайка", "Российский Дед Мороз", "Серебристые снежинки", "Топ по паркету", "В новогоднем лесу", "Зонтик".
Список литературы
http://muzkulturasamara.ru/plaksin-pavel-alekseevich
http://muzkulturasamara.ru/sheverdin-vyacheslav-viktorovich
http://muzkulturasamara.ru/voxmyanin-leonid-grigorevich
https://scienceforum.ru/2017/article/2017034476
http://www.notarhiv.ru/ruskomp/pahmutova/spisok.html ( сборник нот)
http://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitori/e_-podgaits/#composers=610!page=1!str= (сборник нот)