Сценарий концертной программы, посвященной 250-летию Л.Бетховена

Сценарий предназначен для проведения общешкольного мероприятия, включает большой объем познавательной информации, стихи, выступления хоровых коллективов, пианистов и вокалистов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий общешкольного мероприятия,

посвященного 250-летию Л.Бетховена

«Сквозь тернии  к звездам, через борьбу – к победе!»

 23.04.21

Творчество немецкого композитора Людвига ван Бетховена  считается величайшей ценностью мировой культуры. Произведения Бетховена стали драгоценным достоянием всего человечества. Их играют повсюду и любят в любой стране. Он один из тех, кто участвовал в формировании европейской классической музыки.

Его музыкальное наследие изучают на всех ступенях мировых систем образования: от уроков музыки в общеобразовательных школах до факультетов музыковедения в консерватории.  Бетховен известен как великий мастер всех инструментальных жанров,  автор симфоний, сонат, увертюр, инструментальных концертов. Трагически-героическое начало  его музыки, её огромная энергия требовала от композитора крупной формы для воплощения.

Л.Бетховен «Пастушья песня» исполняет младший хор

В далеком 1770 году в семье немецких музыкантов родился мальчик, которому суждено было стать гениальным композитором. Биография Бетховена необычайно интересна и увлекательна, жизненный путь содержит много перипетий, падений и взлетов. Людвиг очень рано проявил поразительное музыкальное дарование. Первые уроки музыки мальчик получил у своего отца. Нельзя сказать, что воспитание Людвига было совсем запущено, но особо хорошим его тоже не назовешь. Он усвоил чтение, письмо, счет и азы латыни в общедоступной школе. Музыке, на стезю которой его постоянно и жестоко направлял отец, он учился дома. Он мечтал сделать из сына новое «чудо», «второго Моцарта» и заставлял мальчика часами просиживать за клавесином. Слава маленького Моцарта не давала покоя Бетховену – старшему, и он принуждал несчастного ребенка играть упражнения по семь – восемь часов в день. И только яркий талант маленького Людвига, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в Кельне, а за ним последовали концерты и в других городах. Когда Бетховену было 12, он впервые опубликовал свои произведения. Это был сборник вариаций для клавишных инструментов, который прославил его как одного из популярнейших пианистов в истории

Л.Бетховен «Немецкий танец»

Среднего образования Людвигу не удалось получить, об этом никто не заботился – семья жила в нужде. Однако до десяти лет он посещал начальную школу, а потом был вынужден покинуть ее, чтобы зарабатывать на содержание семьи. Заполнить пробел помогало большое желание учиться и узнавать что-то новое. На протяжении всей жизни Людвиг занимался самообразованием, приобщаясь к творчеству таких великих писателей, как Шекспир, Платон, Гомер, Софокл, Аристотель. Он был в курсе крупнейших научных достижений и открытий своего времени. Вокальное наследие композитора, значительно уступающее по объёму,  оказывается в тени его инструментальной музыки. Но великий симфонист – Бетховен постоянно, на протяжении всего творческого пути обращался к вокальной музыке.

Л.Бетховен «Малиновка»

Серьезные занятия Бетховена начались в 1782 году. Переломным моментом стала встреча с известным музыкантом и композитором того времени – Готлибом Нефе, который и стал его первым настоящим учителем и наставником,  оказал решающее влияние на духовное развитие будущего композитора. Нефе с самого начала понял, что его гениальному ученику, обладающему необузданной фантазией, недостает сдержанности, дисциплины и культуры. Путь к ним лежал через глубокое и всестороннее изучение творчества великих композиторов. Их занятия не ограничивались игрой на инструменте. Нефе знакомил Людвига с лучшими традициями немецких классиков, изучал произведения великого И.С.Баха. Спустя много лет, переехав в Вену, Бетховен написал Нефе: «Я вам глубоко признателен за мудрые советы, подвинувшие меня в изучении божественного искусства. Если мне суждено прославиться, то этим буду обязан я вам».

Л.Бетховен «В объятьях нежных» исполняет хор мальчиков

Почувствовав себя уверенным в роли композитора и пианиста, Бетховен в 1787 году едет в Вену – музыкальную столицу мира. Это не продолжительное путешествие доставило ему радость мимолетной встречи с В.А.Моцартом. Бетховен играл перед великим композитором свои произведения, импровизировал. Моцарт подошел к двери в соседнюю комнату и сказал тем, кто там находился: «Обратите внимание на этого молодого человека. Он заставит всех говорить о себе». Бетховен мечтал учиться у великого композитора Моцарта. Но судьба распорядилась иначе – заболела мама Людвига, и он помчался. Мама умерла у него на руках, и теперь все семейные заботы легли на плечи юноши, он должен был заботиться о двух младших братьях.

Л.Бетховен «Багатель»

Багатель в переводе с французского означает безделушка. На протяжении всей жизни Бетховен писал небольшие пьесы и сформировал багатели как жанр инструментальной музыки, к которому обращались композиторы. Багатели у Бетховена объединены в три тетради и чрезвычайно разнообразны.

Л.Бетховен «Багатель»

Пожалуй, самая известная Бетховена «Сурок»  была написана предположительно в 1790 году на стихи Гёте. Герой песни - мальчик, бродящий по Германии с дрессированным сурком. Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за ними, Гете был очарован их сноровкой

Л.Бетховен «Сурок»

В 1789 году Бетховен поступает в Боннский университет вольнослушателем на философский факультет. Эти занятия принесли огромную пользу композитору, он складывается как личность, формируется его мировоззрение. За несколько лет творческой работы к 1792 году он создал около пятидесяти сочинений – это были фортепианные пьесы, три сонаты, три квартета.

Л.Бетховен «Край родной»

В возрасте двадцати двух лет Бетховен поселился в столице Австрии Вене. Вена была одним из крупнейших музыкальных центров того времени. Здесь выступали выдающиеся исполнители и приезжие примадонны, в придворных театрах шли итальянские и немецкие оперы. Молодой музыкант привез с собой из Бонна хорошие рекомендации. Но лучшей рекомендацией ему была его игра. Он так владел инструментом и импровизировал, что сразу завоевал славу блестящего пианиста и материальную независимость.

         В 1796 году Бетховен гастролировал в Праге и Берлине. Здесь состоялись его сольные концерты. Известный в то время композитор Шенк писал: «Что это была за игра. В ней не было ничего смутного, неясного, слабого. Его игра была также прелестна, как и фантазия». Такой успех Бетховена-пианиста раскрыл ему путь как композитору, и к середине 90-х годов он уже полностью сложился как композитор, и, наконец, решился опубликовать свои первые фортепианные сонаты: «Патетическую», «Лунную», «Аппассионату».

Л.Бетховен «Три немецких танца»

Он в мире звуков жил. С тех пор как в колыбели
Услышал песню он, впервые загрустив,
Рождали думы в нем чарующий мотив,
Мечты младенческие пели.

Он слышал музыку и в шепоте ручья,
И в колокольчиках пасущегося стада,
И в тихом шелесте задумчивого сада,
И в звонкой трели соловья…

Л.Бетховен «Покой»

Вокальная лирика занимает в творчестве Бетховена гораздо менее заметное место, чем крупные инструментальные и вокально-драматические жанры (Бетховен создал около 80 песен, 20 канонов, ряд арий и ансамблей). Песенная миниатюра мало соответствовала монументальным тенденциям бетховенского искусства, его героическим сюжетам. И все же к песенному жанру Бетховен обращался на протяжении почти всего творческого пути. Именно в творчестве Бетховена немецкая песня впервые заметно поднялась над уровнем бытового искусства и стала выразительницей разнообразных и сложных идей и чувств.

Л.Бетховен «Santissimo»

Творчество Бетховена зрелого периода поражает разносторонностью замыслов, глубиной музыкальных идей, монументальностью форм. Композитора волновала судьба народа. А решаются эти судьбы в борьбе. Борьба героя за свободу и счастье людей составляет содержание его творчества. «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»,- эти слова относятся ко многим сочинениям этого периода. В 1809 году Бетховен получил предложение от дирекции Придворного театра Вены на создание музыки к постановке драмы Гёте «Эгмонт». Композитор с радостью согласился на выполнение заказа, отказавшись от гонорара  в знак уважения к творчеству писателя.    На сочинение музыки к спектаклю ушел практически год. В итоге над увертюрой Бетховен начал работать только перед премьерой. Автор не успел к сроку первой постановки, и лишь на четвертом спектакле прозвучала музыка. На  сегодняшний день «Эгмонт» является одним из известнейших произведений Людвига ван Бетховена. Украшением спектакля стали две песни Клерхен, каждая из которых имеет собственный характер: Песня «Гремят барабаны» является примером декламационного напева, подчеркнутого наличием марша. Песня «Радость и горе» сохраняет в себе постоянную смену характера, яркость контрастов. Героиня мечется между мечтами и порывами, поэтому мелодия, то поднимается, то резко падает вниз.

Л.Бетховен «Песня Клерхен»

Однако Бетховена поджидает полоса неприятностей и страданий. Он начинает чувствовать ослабление слуха. «Уже три года, как мой слух все более слабеет, - писал он друзьям в 1802 году. – В театре я должен, чтобы понимать артистов, садиться у самого оркестра. Если я сажусь подальше, то не слышу высоких нот, инструментов и голосов…Когда говорят тихо, я едва слышу; да, я слышу звуки, но не слова, а между тем, когда кричат, это для меня не выносимо».

В 1801 году в письме к другу Вегелеру он написал: «Я веду, можно сказать, жалкую жизнь: два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духа сказать людям: я глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы терпимо; но при моей профессии это ужасно. Что будут еще говорить по этому поводу мои враги, которых немало!.. Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданием».

Л.Бетховен «Нежная любовь»

Композитор очень ценил дружбу и никогда не позволял своим близким друзьям жить в нужде. Бетховен говорил, что пока у него есть кусок хлеба, он поделится им с другом, а если и у самого не будет ни гроша за душой, он просто сядет за стол работать. С годами облик композитора изменился, а характер стал более замкнутым. Глухота прогрессировала. Он уже не слышал речи друзей – теперь для бесед использовал тетради, в которых друзья пишут ответы на его вопросы. Часть тетрадей была уничтожена его другом после смерти Бетховена так как содержала весьма острые высказывания композитора о политических деятелях.

Л.Бетховен «Песня Мефистофеля о блохе»

В последний раз Бетховен играл свой  Четвертый концерт в 1808 году. Дирижерские выступления продолжались и позже, хотя с наступлением полной глухоты давались все более тяжело. Однако мощь его жизненных впечатлений была так велика, а воля к творческому созиданию столь огромна, что до последнего своего вздоха он жил новыми, все более дерзновенными художественными замыслами и особенно интенсивно воплощал их в зрелые годы.

Л.Бетховен  «Гондолетта»

        Как правило, композитор работал одновременно над несколькими произведениями. Стараясь довести свои творения до совершенства, он мог переделывать тот или иной фрагмет до двадцати раз. Бетховен был одним из первых музыкантов, которому было назначено пособие в 4 тысячи флоринов просто потому, что знатные горожане не желали его отъезда из Вены во Францию, куда он был приглашен братом императора Наполеона.

Л.Бетховен «Хвала природе»

Композитор жил в неспокойный исторический период. Мир наполняло насилие, войны, голод разруха... Впрочем, а когда мир это не наполняло? В этой, казалось бы, беспросветной мгле жизни, Людвиг ван Бетховен был тем, кто явил людям свет в царстве тьмы. Победив свои страдания, он показывает людям, что нельзя сдаваться под давлением жизненных обстоятельств. Нельзя оправдываться тем, что мир лежит во зле. Бетховен говорил, что не знает иного признака величия, как доброта.


Л.Бетховен «Младенцу»

Восторженно суров, но хладнокровен,
Распахнут лоб, лишь чуть дрожит рука.
Виват, король! Виват тебе, Бетховен!
Ты смотришь на столетья свысока!

Журчит ручей великого хорала,
Как сладок удивительный мотив.
Душа над залом бабочкой порхала,
По капле звуки в вечность обронив.

К чему ты призывал – к любви, к печали?
Нам не дано понять, услышав звук.
Впрочем, не то – в торжественном начале,
Лишь сердца твоего я слышу стук.

Лишь вздохи скрипки, лишь басы фагота,
И спящей флейты пробужденья миг.
И гордый силуэт вполоборота,
Что безысходность гения постиг.

                                                                                   Чирков Вячеслав

Л.Бетховен  «Хвала природе»

В завершении нашей концертной программы прозвучит стихотворение Николая Заболоцкого, посвященное  Людвигу Бетховену.

В тот самый день, когда твои созвучья

Преодолели сложный мир труда,

Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

И, яростным охвачен вдохновеньем,

В оркестрах гроз и трепете громов

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров.

Дубравой труб и озером мелодий

Ты превозмог нестройный ураган,

И крикнул ты в лицо самой природе,

Свой львиный лик просунув сквозь орган.

И пред лицом пространства мирового

Такую мысль вложил ты в этот крик,

Что слово с воплем вырвалось из слова

И стало музыкой, венчая львиный лик.

В рогах быка опять запела лира,

Пастушьей флейтой стала кость орла.

И понял ты живую прелесть мира

И отделил добро его от зла.

И сквозь покой пространства мирового

До самых звезд прошел девятый вал.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

                                           

                                                                  Николай Заболоцкий