Доклад: "Этапы работы над проектом"
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 63.49 КБ |
Доклад | 21.67 КБ |
harakternye_nedostatki_postanovki_ruk_i_priemov_igry_nach._skripachey.docx | 34.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. определение руководителей проектов; 2. поиск проблемного поля; 3. выбор темы и её конкретизация; 4. формирование проектной группы. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация; 2. определение и анализ проблемы; 3. постановка цели проекта; ПОИСКОВЫЙ
1. анализ имеющейся информации; 2. сбор и изучение информации; 3. поиск оптимального способа; 4. достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; 4. составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; 5. анализ ресурсов. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
1. выполнение запланированных технологических операций; 2. текущий контроль качества; 3. внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. ПРАКТИЧЕСКИЙ
1. Подготовка презентационных материалов; 2. Презентация проекта; 3. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
1. анализ результатов выполнения проекта; 2. оценка качества выполнения проекта. КОНТРОЛЬНЫЙ
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская музыкально - хоровая школа им. Г. Струве
Доклад на тему
«Этапы работы над проектом»
Выполнила:
Печенкина Наталья Владимировна
преподаватель по классу скрипки
Этапы работы над проектом
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- определение руководителей проектов;
- поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы.
ПОИСКОВЫЙ
- уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- анализ имеющейся информации;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества;
- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
- Подготовка презентационных материалов;
- Презентация проекта;
- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
КОНТРОЛЬНЫЙ
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Современный выпускник школы искусств должен не только обладать специальными умениями и навыками (игра на музыкальном инструменте, знаниями из области теории музыки и т. д.), но и широким кругозором. Ребенок должен уметь выбирать из огромного потока информации нужную и применять ее. Современному человеку необходимо умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, быть активным и коммуникабельным. Конечно, перестроить весь учебный процесс, превратив его в проектную деятельность, невозможно и не нужно, но использовать ее в обучении в ДМШ представляется сегодня необходимым. Учащимися возможно участие в различного рода конференциях с представлением творческих работ по проблемам культуры и искусства. Участие в проекте дает им возможность увидеть реальную практическую значимость затраченных усилий. Наиболее ценным при работе над проектом является то, что теоретические знания ребенок должен уметь реализовать на практике. Все это вместе оптимизирует познавательную активность, развивает мышление, формирует эстетический вкус и эмоциональную чуткость к произведениям искусства.
Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности учащихся. Учащимся можно предложить интересную тему, которая содержит несколько направлений для исследования. Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные: разучивание и сочинение собственных произведений, сбор информации, подбор плакатов и текстов для выступления. Практическим выходом, как правило, является исполнение произведений, раскрывающих основные положения темы или театрализованное представление содержания работы. Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих заданий и работ, сочинение стихов, проведение анкет. Успешность работы музыкального проекта определяется наличием благоприятной культурно-образовательной среды, атмосферой взаимопонимания и дружбы, где малыши и старшие получают уникальную возможность творческого общения с юными музыкантами, родителями, педагогами музыкальной школы. Каждое событие (творческая встреча, концерт, музыкальный вечер, спектакль), становится для всех, детей и взрослых, событием совместным эмоционально значимым, ярким жизненным явлением, проживаемым в коллективе единомышленников.
Проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения обобщать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, соответствующую замыслу исполняемых произведений.
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г.Струве»
Характерные недостатки постановки рук и приемов игры начинающий скрипачей
Методический доклад
подготовила
преподаватель по классу скрипки
Печенкина Наталья Владимировна
г. Железногорск 2023 г.
Воспитание свободной постановки рук ученика и изучение им соответствующих движений является основным условием для его будущего успешного музыкально - исполнительского развития. Ошибки, не устраненные своевременно, со временем закрепляются и перерастают в постоянные недостатки постановки, с которыми со временем очень сложно бороться.
Все недостатки постановки рук и приемов игры у начинающих скрипачей возможно разбить на три группы:
1.положение корпуса и держание скрипки;
2.постановка левой руки и ее движения;
3.постановка правой руки, ее движения и звукоизвлечение.
Далее будут анализироваться каждая из групп недостатков.
Положение корпуса и держание скрипки
В первую очередь хочется назвать очень часто имеющее место неверное положение ног: опора только на левую ногу, выдвинута правая нога. Это состояние ног дает напряжение мышц, стесняет свободу движение рук.
У начинающих скрипачей очень часто встречается наклон головы вправо или влево. Наклон головы появляется из–за неправильно отрегулированной высоты моста. В идеале голова должна быть прямая, а скрипка держится левой стороной челюсти. На первых занятиях часто встречается чрезмерный подъем левого плеча. Это зачастую бывает при отсутствии моста или низкой его высоте. Чем длиннее шея, тем выше дожжен быть поднят мост. Мост добавляет скрипке устойчивость и создает нужный угол наклона инструмента. Неустойчивое положение скрипки вызывает напряжение левой руки и при этом сдерживает свободу правой руки.
Неправильно подобранный подбородник так же мешает устойчивости скрипки. Подбородник должен быть без острых краев и довольно глубокий. На первых уроках маленькие скрипачи часто держат скрипку очень низко. В идеале же скрипку нужно держать высоко, параллельно полу. При низком положении скрипки становятся невозможными переходы в позиции и затрудняется рулевое движение левой руки.
Весьма часто встречается очень плоское положение скрипки или сильный наклон ее вправо. Оба эти варианта неправильны. Наклон скрипки обуславливается высотой моста. Слишком отводить инструмент вправо или влево так же не верно. При коротких руках, скрипку необходимо отводить вправо. А при длинных руках - влево.
Постановка левой руки
На первых уроках очень часто встречается «хватательный» рефлекс – это сильное сжимание шейки скрипки большим и указательными пальцами левой руки. Это напрягает движения кисти и пальцев левой руки. Обнаруживается это, если большой палец сильно согнут и его основание прижимается к шейке скрипки. Желательно не допускать сближение большого пальца с указательным. Пальцы теряют свободу и гибкость. Должно быть открытое пространство между большим пальцем и указательным.
Что бы убрать сжимание шейки скрипки нужно играть такое упражнение: одновременно вести смычок по открытым струнам и свободно двигать левую руку из 1й позиции в 3ю и обратном направлении. Для контроля свободы большого пальца необходимо двигать большой палец вдоль шейки скрипки.
Очень часто большой палец отведен к порожку скрипки. Подобное положение пальца может быть обосновано в том случае, если ученик имеет не очень длинный мизинец.
Бывает большой палец выступает за пределы шейки скрипки. Такая постановка затрудняет движение мизинца. Шейка скрипки лежит в углублении между большим и указательным пальцем.
А если большой палец находится под шейкой скрипки, то это положение руки чревато соскальзывание пальца с шейки скрипки и мешает хорошему ощущению грифа.
Правильным считается положение большого пальца, если шейка скрипки располагается между его ногтевой и основной фалангой.
Пальцы на струнах становятся в расположение кварты между 1м и 4 м, и если ученик свободно берет этот интервал, то положение, которое при этом занимает большой палец, будет правильным.
Нередко ученики подгибают руку в кистевом суставе, придерживая ладонью скрипку. Это бывает из - за неустойчивости скрипки в основной точке опоры.
Инструмент необходимо держать таким образом, что бы не напрягая плеча и всей руки, держать скрипку без руки. Необходимо контролировать, что бы предплечье и кисть образовывали одну линию.
Еже одним недостаток – это так называемая «открытая кисть». Это когда 3й и 4й пальцы находятся вне грифа. Такой недостаток плохо сказывается на беглости пальцев. Потому, что пальцам потребуется преодолевать очень большое расстояние до грифа, особенно мизинцу.
И еще недостатки – «склеенные пальцы» и мизинец, спрятанный под шейку скрипки, и очень напряженно вытянутый мизинец, все они указывают об излишнем напряжении в пальцах левой руки.
Все эти недостатки возможно исключить, если непрерывно добиваться от ученика устранения любого напряжения.
Свободные пальцы округлые, не склеенные и не растянуты излишне.
Основным предлогом напряжения в левой руке является очень сильное давления пальца на струну (особенно первого). Такой нажим зачастую получается в начале обучения при весьма долгой игре пиццикато; ученик начинает очень сильно давить на струну, для того, что бы струна не выскочила из - под пальцев.
Высокое положение струн над грифом способствует напряжению в пальцах, так как необходим дополнительный нажим на струну.
Необходимо постоянно поддерживать состояние свободы в левой руке таким образом, что бы это состояние совпадало с ощущением в мышцах при опущенной руке.
Иногда ученики ставят пальцы на струну не серединой подушечки, а боком, что приводит к фальшивой интонации и плохому звукоизвлечению. Упражнение на двух соседних струнах помогает правильной постановке пальцев: на струну «ре» необходимо ставить пальцы серединой подушечек, при этом отставляя свободную струну «ля». Для укрепления пальцев левой руки очень полезно играть упражнения Г.Шрадика в медленном темпе, и при этом следить как за точным падением пальцев на струну, так и за активным подниманием пальцев.
Ученики часто меняют положение кисти, что бы найти удобное место для каждого пальца, а это нежелательно, так как создает много не нужных движений.
Маленькие скрипачи очень неохотно используют приемы подготовки и оставления пальцев на струне. А это необходимо. Очень важно оставлять пальцы и готовить их в тех случаях, в которых звуки расположеные на двух, трех и четырех струнах, повторяются. Очень важно оставлять и подготавливать пальцы в эпизодах, в которых необходим плавный переход смычка со струны на струну. Что бы получилось хорошее легато и при этом убрать призвуки при переходе на соседнюю струну, необходимо не снимать палец на предыдущей струне до появления звучания на следующей струне.
Очень часто ученики ставя 3-й и 4-й пальцы, сначала ставят и 1-й и 2-й. Но этого не надо делать, если нет надобности в подготовке пальцев.
Большое внимание необходимо фиксировать на рулевом движении локтя, которое помогает сохранению формы пальцев и удобству игры. Это поворот локтя вправо при переходе пальцев на нижние струны и его обратный поворот при переходе к верхним струнам. Для выработки рулевого движения локтя полезно играть двух октавные гаммы и арпеджио.
Наиболее характерные ошибки при смене позиции у начинающих:
1.большой палец опаздывает при движении руки в другую позицию.
2.большой палец передвигается в другую позицию раньше всей руки.
3.переходы в 3-ю или 4-ю ученик выполняет пальцем и кистью, а потом подтягивает всю руку, тогда как ведущим должно быть предплечье, а ведомым - кисть и пальцы.
4.рука, перейдя в 3-ю позицию , опирается о корпус скрипки.
5.переходы ученик осуществляет резким напряженным движением.
6.ученик замедляет движение смычка или даже приостанавливает его при выполнении перехода в другую позицию.
Постановка правой руки
Нередко можно видеть неверное расположение пальцев на смычке.
1.Некоторые ученики выдвигают большой палец под трость смычка. Вместе с тем он значительно напрягается и лишается необходимой гибкости.
2. Указательный палец очень глубоко охватывает трость.
Данное положение указательного пальца на смычке сковывает движения кисти, особенно при игре у колодки.
Указательный палец ни в коем случае не должен касаться трости глубже своей средней фаланги, за исключением его положения при игре в конце смычка.
3. Часто пальцы на трости смычка очень растянуты или очень прижаты друг к другу.
4. Пальцы на смычке усиленно вытянуты (выпирают косточки суставов).
Для проверки свободы пальцев на трости смычка необходимо предложить ученику делать остановки во время игры и легким постукиванием каждым пальцем по трости проверять их свободу. Самым оптимальным представляется следующее расположение пальцев на смычке: большой палец прикасается к трости у выступа колодки. И при игре у колодки палец полусогнут, а в конце смычка выпрямляется. Средний палец - напротив большого. Указательный и безымянный – круглые на трости. Мизинец лежит на трости подушечкой. Пальцы на трости не слишком расставлены и не слишком соединены. При игре у колодки пальцы согнуты, а в конце смычка выпрямлены. При игре в нижней половине смычка мизинец очень часто упирается в трость смычка. От ученика необходимо добиваться, чтобы при игре у колодки мизинец был в закругленном состоянии. Это положение мизинца дает возможность более естественно расположить остальные пальцы на трости и облегчает выполнение смены движений смычка.
Звукоизвлечение и движения правой руки.
Качественному звучанию препятствуют следующие недостатки при ведении смычка:
1.Не выявлено место идеального контакта смычка со струной; ученик играет или слишком близко подставке или слишком близко к грифу. Положение смычка слишком близко к грифу встречается чаще, и сползает смычок на гриф из – за низко опущенной скрипки.
2.Не достаточно наклонена трость в сторону грифа или напротив – очень большой наклон трости и она задевает струну.
3.Не скоординировано соотношение скорости движения смычка и плотность прилегания его к струне.
4.Смычок ведется не перпендикулярно струне.
Недопустимо отведение смычка «за спину». Зачастую так получается потому, что ученик старается довести смычок до конца, тогда как смычок для него большой или скрипка отведена сильно вправо.
Очень часто встречается и такой недостаток, как ведение смычка «за ухо» при приближении к колодке. Причиной этого недостатка является зажатое плечо и зажатые кисть и пальцы, что не дает руке делать выравнивающие движения. Часто ближе к концу смычка ученик излишне прогибает кисть. Причинами этого являются слишком длинный смычок или ученик старается держать мизинец на трости, ведя при этом смычок до верхнего конца, а это возможно лишь при очень длинном мизинце или длинных руках. Еще одна причина – скрипка очень отведена влево.
Подходя к колодке, ученик слишком поднимает кисть. Необходимо воздерживаться от крайних положений кисти, или очень согнутой кисти у колодки и очень проваленной у конца смычка. Самое правильное положение кисти следующее: при игре у колодки кисть слегка согнута и повернута в сторону мизинца, в середине смычка кисть и предплечье образуют одну линию.
При игре у конца смычка кисть может быть немного прогнута и слегка повернута в сторону указательного пальца.
Не все начинающие педагоги имеют представление о движениях правой руки, которое дает правильное ведение смычка. Анализируя ведение смычка от колодки к концу, мы видим, что оно начинается движением плеча с одновременным распределением кисти; затем включается предплечье и у конца смычка плечо, выдвигаясь несколько вперед, совершает вспомогательное движение. При расслабленном движении руки оно возникает естественно, само собой.
При ведении смычка от конца к колодке процесс происходит в обратном направлении: сначала идет предплечье, что сопровождается некоторым отведением плеча назад, а потом – плечо при одновременном сгибании кисти; в момент подхода к колодке правильное направление смычка придает сгибание пальцев. Только все эти движения вместе и способны обеспечить ведение смычка по прямой линии. Очень полезно следующее упражнение: педагог держит смычок, а ученик ведет по его трости рукой, как по рельсе, стремясь соблюдать все правильные соотношения движений. Так ученик быстрее преодолевает обычные при начальном обучении дефекты ведения смычка, а именно движение руки или слишком назад, или слишком вперед. Что бы провести руку по трости смычка, ученик перестанет сжимать трость в пальцах, благодаря чему преодолевается врожденный «хватательный рефлекс», который заставляет ученика чрезмерно сжимать пальцами смычок и вырабатывает ощущение свободы держания и свободы ведения смычка.
Очень важно привить ученику навык свободного держания и свободного ведения смычка. При ведении смычка напряжение не имеет смысла, а затрата мышечной силы весьма незначительна. Очень часто исполнители со слабыми мышцами добиваются хорошего звука.
Но ощутить и понять минимальную степень мышечной активности допустимо лишь после полного освобождения руки. Предварительное освобождение нужно, что бы иметь возможность беспрепятственно и осознанно контролировать те напряжения, которые нужны для проведения двигательных действий, связанных с игрой на инструменте.
Но напряжение мышц естественно для детей, особенно маленьких, когда у них еще присутствует «хватательный» рефлекс, и с этому очень сложно противостоять. Но если педагог уделяет достаточно времени этой проблеме, то проблема решается.
Еще один недостаток исполнения у учащихся младших классов – это плохая смена струн. И отдельными штрихами и на один смычок. При смене струн отдельными штрихами смена струны не совпадает со сменой направления смычка. Поможет убрать этот дефект маленькая пауза между переменами направления смычка. При смене струн на легато резкость объясняется неподготовленностью руки к игре на соседней струне. Что бы этого не было, играя на одной струне, необходимо постепенно приближать смычок к струне, на которую смычок переносится.
Обязательно нужно обращать внимание ученика на положение правой руки в соответствии с тем, на какой струне он играет, потому, что зачастую играющий, переводя смычок на другую струну, оставляет руку в плоскости, соответствующей игре на прежней струне. Необходимо следить за тем, что бы плечо, предплечье, кисть и смычок находились примерно в одной плоскости.
Очень часто у начинающих скрипачей встречается не очень хорошая координация движений рук. Правая рука ведет смычок раньше времени, в тот момент, когда пальцы еще не стоят на грифе. Это наблюдается при нисходящих движениях нот. Желательно учить такие отрывки с небольшими паузами, во время которых нужно вначале поставить палец, а уже потом вести смычок.
Очень часто встречается и плохое распределение смычка. При легато на один смычок 4х нот, на первые две ноты расходуется большая часть смычка, а на остальные гораздо меньшая часть. Это отражается на цельности звучания. Неравномерное ускорение движения смычка дает усиление звука, а замедление движения смычка - ослабление звука. Эти все недочеты появляются при неправильном распределении смычка. Очень часто ученик проводит экономно смычок, а поняв, что смычка осталось много, быстро проводит его до конца. Это приводит к усилению звука. Противоположная ситуация - если играющему в конце штриха не хватает смычка, так как движения смычка было ускорено вначале. Длину смычка необходимо разделить на столько равных частей, сколько нот приходится на каждое отдельное движения смычка в штрихе легато.
Искусство распределения смычка состоит из умения грамотно применять различные части смычка в соответствии с их особенностями. Такими особенностями являются легкость и устойчивость смычка в конце, удобство выполнения переходов со струны на струну и отскакивающих переходов в середине, тяжесть и плотность смычка у колодки.
Ученики младших классов не всегда правильно исполняют аккорды. Аккорд звучит плохо потому, что очень преувеличено представление о силе нажима смычка и неправильно найдено место соприкосновения волоса смычка со струнами.
Ученику нужно объяснить, что исполнение аккордов дополнительных усилий не требует. Два нижних звука аккорда должны исполняться маленьким отрезком смычка, а верхние двойные ноты исполняются энергичным проведением оставшейся большей части смычка и должны прозвучать ярко.
Работая с учеником над постановкой рук нельзя забывать о его музыкально-исполнительском развитии (качестве звука, чистоте интонации и устойчивости ритма). Это поможет найти целесообразную форму постановки и рациональные приемы игры на скрипке.
Список используемой литературы:
1.И.Петрова. «К вопросу о развитии творческих способностей младших классов». Москва «Музыка» 1986
2.Л.Гуревич. «Воспитание аппликатурного мышления юного скрипача». Москва «Музыка» 1986
3.В.Григорьев. «Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта – исполнителя». Москва «Музыка» 1986
4.Ю.И.Янкелевич. «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке». Москва 1993
5.В.Стеценко. «Методика обучения игре на скрипке». Киев «Музыкальная Украина» 1982