Конспект открытого урока на тему: "Смена позиций при игре на скрипке. Работа над переходами."

Печенкина Наталья Владимировна

Проблема смен позиций -одна из важнейших проблем скрипичного исполнительства. Под термином позиция подразумевается положение левой руки на грифе.Общее число позиций достигает десяти - двеннадцати. Из них наиболее употребляемыми являются первые семь. Для скрипача, овладевшего техникой игры на инструменте, вопрос о наименовании позиций теряет свое значение .На начальном же этапе обучения прочное усвоение позиций является важным этапом в овладении техники левой руки. Урок расчитан на учащихся 10-11 лет, обучающихся в 4 классе детских музыкльных школ.На уроке показана работа над четырьмя основными видами переходов на техническом материале, таком как упражнения,гаммы и этюды, и можно увидеть и услышать,как могут украсить переходы художетвенные произведения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация2.17 МБ
Файл конспект открытого урока39.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок «Смена позиций при игре на скрипке. Работа над переходами» Выполнила: Печенкина Наталья Владимировна преподаватель по классу скрипки Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования « Детская музыкально-хоровая школа им.Г.Струве »

Слайд 2

Первый вид переходов – переход во время звучания открытой струны

Слайд 3

Второй вид переходов - переход осуществляемый скольжением одного пальца

Слайд 4

Третий вид переходов – переход с нижележащего пальца на вышележащий (и обратно)

Слайд 5

Четвертый вид переходов – переход с вышележащаго пальцы на нижележащий (и обратно)

Слайд 6

Физминутка: упражнение «мельница» Крутим поочередно левой и правой рукой, сначала медленно, затем быстрее. А теперь эти же движения делаем обеими руками одновременно. Назад и вперед. А теперь наклоняемся и расслабляем руки.

Слайд 8

Кантилена — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия: как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Кантилена

Слайд 9

Проста́я трёхча́стная фо́рма Сложная трёхча́стная фо́рма — музыкальная репризная форма , состоящая из трёх частей. Первая и третья из которых являются певучими. Вторая часть контрастная и энергичная.

Слайд 10

Первый вид переходов – переход во время звучания открытой струны Тамбурин ( франц. tambourine ) — старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему

Слайд 11

Рондо Рондо — музыкальная форма , в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. A — B — A — C — A —



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа им.Г.Струве»

 

Коспект

открытого урока на тему:

                   

«Смена позиций при игре на скрипке. Работа над переходами»

Выполнила:

Печенкина Наталья Владимировна

преподаватель по классу скрипки          

                                         Железногорск 2021г.

Пояснительная записка:

Урок рассчитан на учащихся 10-11лет, обучающихся в 4 классе детских музыкальных школ по специальности «скрипка». Дополнительная предпрофессиональная программа «Струнные инструменты» (8(9) лет обучения)

Тема урока: «Смена позиций при игре на скрипке. Работа над переходами» (Слайд №1)

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока: выявить и проанализировать  виды переходов на примере художественных произведений, используя технический материал.

Задачи урока:

Образовательные:

-Закрепление теоретических знаний;

-Выработка умения  применять полученные навыки на практике;

-Воспитательные:

Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении переходами;

-Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, прилежность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца).

Развивающие:

-Формирование у учащихся интереса к изучению гамм, этюдов, упражнений;

-Развитие индивидуальных способностей учащихся (зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, умение усваивать знания);

-Развитие трудолюбия, уверенность в себе.

Методы: системно - деятельностный  подход, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления, аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление нравственно эстетического познания.

Оборудование: скрипка, пульт, рояль.

I.Вступительная часть:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

II. Основная часть урока:

1.Работа над свободой корпуса, левой и правой рук.

2.Работа над  4 видами переходов на примере упражнений из сборника А.Григоряна «Гаммы и арпеджио для скрипки».

3.Закрепление различных видов переходов   на  техническом материале (этюды  из сборника «Этюды на разные виды техники» составители В.Стеценко и К.Тахтаджиев 3 и 4 классы).

4.Работа над переходами в гамме А dur двухоктавной с переходами в III позицию.

5.Физминутка.

6.Работа над всеми четырьмя видами переходов  в художественных произведениях (пьесы А.Комаровский «Русская песня» и Л. Обер «Тамбурин»).

III.Заключительный этап.

1.Рефлексия.

2.Домашнее задание.

3.Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.

Ход урока.

Вступительная часть.

 Проблема смен позиций - одна из важнейших проблем скрипичного исполнительства. Под термином позиция подразумевается положение левой руки на грифе. Общее число позиций на грифе достигает десяти – двеннадцати. Из них наиболее употребительными являются первые семь. Для скрипача, овладевшего техникой  игры на инструменте, вопрос о наименовании позиций теряет свое значение. На начальном же этапе обучении прочное усвоение позиции является важным этапом в овладении техникой левой руки. Поэтому нужно последовательно и тщательно изучать каждую из позиций, усваивая различные положения левой  руки как в основных, так и в промежуточных позициях. Чаще всего после изучения первой позиции, изучается третья позиция. Недостаточное внимание уделяется  изучению второй позиции и всех четных позиций. Для изучения и усвоения позиций используется технический  материал различной степени сложности. Приступать к работе над переходами из одной позиции в другую, можно лишь в том случае, если корпус свободен, правая и левая руки не зажаты, ученик   владеет первой позицией и достаточно чисто интонирует.

Тема урока: «Смена позиций при игре на скрипке. Работа над переходами»

Цель урока: Добиться качественного исполнения переходов.

Основная часть урока:

  На нашем уроке  мы узнаем какие существуют виды переходов, как над ними можно работать на техническом материале таком как упражнения, гаммы и этюды и увидим как переходы могут украсить художественные произведения.

  Материалом для сегодняшнего урока послужит две разнохарактерные пьесы. Это «Русская песня» А.Комаровского и  «Тамбурин» Л. Обера.

  Работу построим из двух частей. В первой части урока мы будем работать над переходами на техническом материале, а во второй части урока поработаем над переходами в художественных произведениях.

  Урок я буду проводить с учащейся 4 класса Стариковой Анастасией. Над переходами с Настей мы стали работать в третьем классе. Познакомились с видами переходов мы на упражнениях. В сборнике А.Григоряна «Гаммы и арпеджио для скрипки» есть раздел, посвященный переходам. Асатур Григорьевич  Григорян  скрипач, педагог, выпускник Московской Консерватории, автор широко известного сборника «Начальная школа игры на скрипке»  и учебного пособия « Гаммы и арпеджио». В разделе «Переходы» этого пособия представлены четыре вида переходов.

  Прежде чем мы начнем работать над видами переходов, мы должны убедиться в свободе корпуса и обеих рук. Поставь ноги на ширину плеч, опусти плечи.

Вопрос: Чем скрипач держит скрипку?

Ответ: Плечом и подбородком.

Вопрос: Левая кисть при переходе как должна скользить по грифу?

Ответ: Свободно.

  Сейчас Настя сыграет нам первый вид переходов - переходы  через открытую струну. (Слайд №2)

Учащаяся играет первый вид перехода.

Преподаватель: Всю руку перемещай  из одной позиции в другую во время звучания открытой струны. Скользи большим пальцем вдоль грифа.

  Преподаватель: А теперь закрепим этот переход на этюде А. Комаровского №5  из сборника «Этюды для скрипки на разные виды техники 3 - 4 классы» составители В.К.Стеценко и К.И.Тахтаджиев. В дальнейшем все этюды,  используемые в качестве примера будут из этих сборников.

Вопрос: Как построены трезвучия в этом этюде?

Ответ: Этюд построен на основе трезвучий от открытых струн.

Вопрос: Какие длительности используются в этюде?

Ответ: Четверти и восьмые.

Вопрос: Какой частью  смычка  ты будешь играть четверти, а какой частью смычка восьмые ноты?

Ответ: Четверти – целым смычком, восьмые - половиной смычка.

Учащаяся играет этюд А.Комаровского №5

Вопрос: Как можно проверить интонацию первого пальца при переходе в III позицию?

Ответ: Проверить ноту, иcполняемую первым пальцем в III позиции можно с открытой струной.

   Преподаватель: Второй вид переходов – переходы, осуществляемые скольжением  одного и  того  же пальца. (Слайд №3)

 Учащаяся  играет упражнение.

Преподаватель: Скользи рукой вдоль грифа  плавно, медленно в начале и  несколько ускоренно к концу. Скользящий палец во время перехода должен ослабить свой нажим, вместе с тем не теряя ощущения струны.

Преподаватель: Отрабатываем этот вид перехода на этюде М. Гарлицкого №9 (4 кл.)

Вопрос: Каким пальцем в этом этюде осуществляются переходы?

Ответ: Переходы осуществляются третьим пальцем.

Учащаяся играет и этюд №9  Ю. Гарлицкого.

Преподаватель: А теперь сыграй еще один этюд, этюд Ю.Сулимова №9 (3кл)

Вопрос: Каким пальцем выполняются переходы в этом этюде?

Ответ:  В этом этюде все переходы выполняются первым пальцем.

Учащаяся исполняет этюд Ю.Сулимова №9

Преподаватель: Третий вид переходов – переходы с нижележащего пальца на вышележащий и обратно (Слайд №4). Первая нота последующей позиции берется одним из вышележащих пальцев.

Учащаяся играет упражнение.

Преподаватель: Пальцем, берущим последнюю ноту исходной позиции, скользи по струне до новой позиции, а пальцем, берущим ноту в новой позиции, четко падай на свое место. Скользи плавно, скользящим пальцем ослабляй нажим на струну.

И снова закрепляем этот вид перехода на этюде А.Комаровского  №12

Учащаяся играет этюд.

 Преподаватель: Четвертый вид переходов - переход с вышележащего пальца на нижележащий и обратно (Слайд №5). Первая нота следующей позиции берется более низким пальцем, чем последняя нота исходной позиции. В восходящем движении происходит подмена одного пальца другим, а в нисходящем, скользит исходный палец, а палец последующей позиции падает на свое место. При скольжении исходный палец ослабляет свой нажим на струну.

Учащаяся играет упражнение.

Преподаватель: Этот вид перехода давай отработаем на этюде Е.Гнесиной –Витачек №15.

Учащаяся играет этюд.

  Преподаватель: А сейчас мы поработаем над переходами на двух октавной гамме А dur с переходами в третью позицию. Штрихи 2,4,8 легато. Арпеджио 3 и 6 легато. Работаем над точным распределением смычка, плавным соединением струн, над мягкой сменой смычка, над плавностью переходов.

Учащаяся играет гамму.

Вопрос: какой вид перехода встречается в гамме?

Ответ: Четвертый вид переходов, переход с вышележащего пальца на нижележащий.

Преподаватель: А теперь сыграй трезвучия гаммы А dur.

Учащаяся играет арпеджио.

Вопрос: Какой вид перехода ты сыграла в первом арпеджио?

Ответ: Первый вид. Переход первым пальцем.

Вопрос: А во втором и третьем арпеджио какой вид переходов?

Ответ: Четвертый вид переходов, переход с вышележащего пальца на нижележащий.

Физминутка: А теперь давай дадим нашим мышцам отдохнуть. Сделаем упражнение «мельница» (Слайд №6). Крутим поочередно левой и правой рукой, сначала медленно, затем быстрее. А теперь эти же движения делаем обеими руками одновременно. Назад и вперед. А теперь наклоняемся и расслабляем руки. Усталости как небывало.

Преподаватель: А теперь мы поработаем над переходами в художественных произведениях.                                                                                                                       Учащаяся исполнит две разнохарактерные пьесы. Это  «Русская песня» А.Комаровского  и «Тамбурин» Л. Обера. В этих пьесах  мы увидим и услышим все четыре вида переходов.

И так А.Комаровский «Русская песня» (Слайд №7). Анатолий Сергеевич Комаровский – советский композитор, скрипач, педагог. В 1929 г закончил музыкальный техникум им. С.В.Рахманинова по классу скрипки  и 1941 г. Московскую  консерваторию по классу композиции. Им написано большое количество пьес для скрипки, виолончели и фортепиано.  «Русская песня» - это кантиленная пьеса, написанная в трехчастной форме (Слайд №8). Неторопливая, певучая, напевная мелодия в первой и третьей части, и игривая средняя часть (Слайд №9).

Вопрос: На какой струне звучит первая фраза в пьесе?

Ответ: На струне « ре», в I позиции.

Вопрос: А вторая фраза?

Ответ: На струне «ля», начинается фраза в III позиции.

Вопрос:  В какие позиции нужно будет перейти, что бы вся фраза прозвучала на струне «ля»?

Ответ: При движении вверх – в четвертую позицию через второй палец, при движении вниз – во вторую. Тоже через второй палец.

 Вопрос: Как ты думаешь, почему вся фраза звучит на струне «ля»?

Ответ: Что бы передать красивый тембр струны «ля» и не разрывать  фразу на несколько частей.

Учащаяся играет первую часть пьесы.

Преподаватель: А теперь средняя часть пьесы.

Вопрос: Какие виды переходов ты видишь в этой части пьесы?

Ответ: Первый вид перехода – переход через открытую струну «ля» в III третью позицию первым пальцем, и второй вид перехода – переход одним и тем же 2м пальцем из третьей позиции в четвертую и обратно.

Учащаяся играет вторую часть пьесы.

Вопрос: И наконец какие виды переходов есть в третьей части пьесы.

Ответ: второй вид перехода – переход одним и тем же 4м пальцем нота «до» в III позиции на ноту «ре» в IV позиции при движении вверх и еще при нисходящем движении третий вид перехода – переход с ноты «соль» первым пальцем в III позиции на ноту «Фа» вторым пальцем в I позиции. И в последней строчке пьесы есть несколько переходов третьего типа – переходы с нижележащего пальца на выше лежащий.

Учащаяся играет третью часть пьесы.

Преподаватель: А сейчас вы услышите в исполнении Насти пьесу французского композитора Луи Обера «Тамбурин» (Слайд №10). Луи Обер французский композитор, пианист и певец и музыкальный критик. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории у Луи Дьемера (по классу фортепиано), Александра Лавиньяка (по классу гармонии), Поля Видаля и Габриэля Форе (по классу композиции). Обер стал популярным благодаря своим произведениям для театра и кино. Также выступал как пианист и певец. В своём творчестве близок к музыкальному импрессионизму, использовал испанские темы и мотивы. Был сотрудником Французского радио[2]. Преподавал в Парижской консерватории[1]. Годы жизни (1877- 1968). «Тамбурин» Луи Обера - это быстрая пьеса, написанная в форме рондо (Слайд №11). Рондо – это музыкальная форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются  с отличающимися  друг от друга эпизодам. Рефрен повторяется три раза.

Вопрос: Настя, над какими  видами переходов ты работа в этой пьесе?

Ответ: почти над всеми, здесь нет только первого вида переходов - перехода от открытой струны.

Учащаяся играет «Тамбурин» Л.Обера

Заключительный этап:

 В конце урока учащаяся оценила, как она овладела всеми видами переходов, мы наметили пути работы с недостатками в оттачивании переходов на техническом материале и решили, как будем работать в художественных произведениях над сменами позиций.

Цели и задачи:

Закрепить пройденный на уроке материал  и настроить ученика на плодотворную домашнюю работу.

Рефлексия:

Вопрос: Что нового ты узнала на уроке? С какими столкнулась трудностями? Что удалось сделать? Что не получилось? Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

(Сравниваю  цель урока с полученным результатом, формулирую  цель следующего урока, даю задание на дом).

Список используемой литературы:

В. Стеценко.  Методы обучения игры на скрипке. Музыкальная Украина 2000

Ю.И.Янкелевич.  Педагогическое наследие. Москва 1993

С.О.Мильтонян. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. Тверь 2003

 М.Либерман, М.Берлянчик . «Культура звука скрипача» Москва «Музыка» 1983

.В.Руденко, Н.Руденко. Некоторые вопросы подготовки педегога детской музыкальной школы к практической деятельности. Москва 1986

Самоанализ урока:

Учащаяся школы Старикова Анастасия – 4 й год обучения имеет хорощие музыкальные способности, хороший слух, чувство ритма, чистую интонацию, домашние занятия регулярные и плодотворные. Я считаю, итог урока показал, что цели и задачи урока достигнуты, так как все содержание урока было направлено на усвоение темы урока.