Задания для проведения олимпиад по сольфеджио и теории музыки в старших классах ДМШ.
В детской музыкально-хоровой школе ежегодно проводятся олимпиады по сольфеджио и теории музыки для младших, средних и старших классов. Олимпиада ориентирована на содержательное использование свободного времени в интересах детей, повышнение престижа и значимости сольфеджио в учебном процессе, повышение качества подготовки учащихся по предмету и выявление уже в младших клссах одаренных детей с целью их дальнейшей профориентации. Один из вар иантов заданий для старших классов представлен в моей публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания для проведения олимпиад по сольфеджио и теории музыки в старших классах. | 195.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по сольфеджио и теории музыки
7 класс
……………………………………………………………. ДШИ №……………
(фамилия и имя участника)
Сольфеджио
Задание 1. Из трёх данных видов минора отметить прозвучавший:
Задание 2. Из трёх вариантов последовательностей ступеней в натуральном мажоре отметить прозвучавший:
А В С
Задание 3. Цифрами отметьте порядок исполнения двухтактовых построений, данных в различных видах тональности Es-dur:
А В С
Задание 4. Из четырёх видов трезвучий отметить прозвучавший вариант:
Теория
Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:
Н | Es | В | Ges | Е | Fis | Ces | cis | с | es | fis | b |
5# | Зb | 4b | 6b | 3# | 6# | 7# | 4# | 3b | 4b | 3# | 5b |
Задание 2. Определить обращения к данным интервалам:
Интервалы | Обращения |
| А. Чистые квинты В. Малые септимы С. Увеличенные кварты D. Малые секунды Е. Большие сексты F. Малые терции |
Ответ: 1…………; 2…………; 3…………; 4…………. |
Задание 3. В первый такт второй строчки выписать все малые интервалы, во второй такт - большие, в третий такт - все чистые интервалы:
Задание 4. Для данных интервалов найти соответствующие им тональности:
| А. Ces-dur В. C-dur С. As-dur D. E-dur Е. G-dur F. H-dur |
Ответ: 1. ………….; 2. ..…………… ; 3. ……….……….. ; 4. ….…………… |
Задание 5. В данной таблице вставить пропущенные элементы в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре:
Тритоны | ||
Интервал | Ступень | Лад |
Ув.4 | Натуральный мажор | |
Ум. 5 | Натуральный мажор | |
VI= | Натуральный минор | |
Ум. 5 | II- |
|
IV= | Гармонический минор | |
VII- | Гармонический минор |
Задание 6. В каких тактах дано неправильное разрешение аккордов?
А В С D
Задание 7. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:
D64 | VII6 | III6 | Т64 | D65 | VI6 | D2 | T6 | S64 | D43 | VII65 |
Задание 8. Даны крайние звуки D7 и его обращений. Определить аккорды, которые могут быть построены в их пределах:
Задание 9. Для данных аккордов выбрать соответствующую им интервальную структуру:
1. D7 | А. б.З + м.З + м.З |
2. D43 | В. м.З + б.З + м.3 |
3. м.VII7 | С. м.З + б.2 + б.З |
4. D65 | D. м.З + м.З + б.3 |
5. II7 | E. м.З + м.З + м.3 |
6. ум.VII7 | F. б.2 + б.З + м.З |
7. D2 | G. м.З + м.3 + б.2 |
Ответ: 1…....; 2…...; 3……; 4…...; | 5…....; 6…….; 7……. |
Задание 10. Решить задачу. Дано:
Нота «ре» является вершиной большой сексты (б.6.). Её основание совпадает с вершиной малой септимы (м.7.) основание которой одновременно является основанием увеличенной кварты (ув.4.). Определить вершину этого тритона.
Задание 11. Из ряда логически связанных между собой слов найдите и зачеркните лишнее:
- секунда, септима, трезвучие, кварта, октава.
- тональность, лад, консонанс, ключ;
- интервал, диссонанс, секунда, секстаккорд;
- аккорд, группировка, тональность, квинтовый круг;
- тремоло, триоль, размер, ритм.
6 класс
……………………………………………………………. ДШИ №……………
(фамилия и имя участника)
Сольфеджио
Задание 1. Из трёх данных видов минора отметить прозвучавший:
Задание 2. Из трёх вариантов последовательностей ступеней в натуральном мажоре отметить прозвучавший:
- Ф А В В С
А В С
Задание 3. Цифрами отметьте порядок исполнения двух тактовых построений, данных в различных видах мажора в тональности C-dur:
А В С
Задание 4. Из четырёх видов трезвучий отметить прозвучавший вар
Теория Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:
Н | Es | В | As | Е | F | d | cis | с | g | fis | e |
5# | 3b | 4b | 3b | 4# | 1b | 1# | 4# | 3b | 4b | 3# | 1# |
Задание 2. Определить обращения к данным интервалам:
Интервалы | Обращения |
1. Большие секунды 2. Малые терции 3. Чистые кварты 4. Большие сексты | А. Чистые квинты В. Малые септимы С. Увеличенные кварты D. Малые секунды Е. Большие сексты F. Малые терции |
Ответ: 1…………; 2…………; 3…………; 4…………. |
Задание 3. В первый такт второй строчки выписать все малые интервалы, во второй такт - большие, в третий такт - все чистые интервалы:
Задание 4. Для данных интервалов найти соответствующие им тональности:
1. Ре-фа 2. Ре-фа диез 3. Ре бемоль-фа 4. Фа диез-ля диез | А. Ces-dur В. C-dur С. As-dur D. E-dur Е. G-dur F. H-dur |
Ответ: 1. ………….; 2. ..…………… ; 3. ……….……….. ; 4. ….…………… |
Задание 5. В данной таблице вставить пропущенные элементы:
Тритоны | ||
Интервал | Ступень | Лад |
Ув.4 | Натуральный мажор | |
Ум. 5 | Натуральный мажор | |
VI | Натуральный минор | |
Ум. 5 | II |
|
IV | Гармонический минор | |
VII | Гармонический минор |
Задание 6. С помощью каких интервалов можно построить Б64:
1. ч.5 2. б.6 3. м.3 4. ч.4 5. б. 3 6. м.6
Ответ: …………….; ………………..; …………………
Задание 7. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:
D64 | VII7 | D6 | Т64 | D65 | S6 | D2 | T6 | S64 | D43 | S53 |
Задание 8. Даны крайние звуки D7 и его обращений. Определить аккорды, которые могут быть построены в их пределах:
Задание 9. Для данных аккордов выбрать соответствующую им интервальную структуру:
1. D7 | А. б.З + м.З + м.З |
2. D43 | Б. м.З + м.З + м.3 |
3. м.VII7 | С. м.З + б.2 + б.З |
4. D65 | D. м.З + м.З + б.3 |
5. ум.VII7 | F. б.2 + б.З + м.З |
6. D2 | G. м.З + м.3 + б.2 |
Ответ: 1…....; 2…...; 3……; 4…...; | 5…....; 6…….; 7……. |
Задание 10. Определить аккорд, состоящий из четырёх звуков,
- второй из которых - «ми бемоль»;
- третий и четвёртый звуки образуют большую терцию;
- большая секунда находится посередине;
- расстояние между двумя голосами – большая секста.
Задание 11. Из ряда логически связанных между собой слов найдите лишнее:
- секунда, септима, трезвучие, кварта, октава.
- тональность, лад, консонанс, ключ;
- интервал, диссонанс, секунда, секстаккорд;
- аккорд, группировка, тональность, квинтовый круг;
- тремоло, триоль, размер, ритм.
5 класс
……………………………………………………………. ДШИ №……………
(фамилия и имя участника)
Сольфеджио
Задание 1. Из трёх данных видов минора отметить прозвучавший:
Задание 2. Из трёх вариантов последовательностей ступеней в натуральном мажоре отметить прозвучавший:
А В С
Задание 3. Цифрами отметьте порядок исполнения двух тактовых построений, данных в различных видах мажора в тональности C-dur:
А В С
Задание 4. Из четырёх видов трезвучий отметить прозвучавший вариант:
Теория
Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:
h | Es | В | As | Е | F | d | cis | с | g | fis | e |
2# | 3b | 4b | 3b | 4# | 1b | 1# | 4# | 3b | 4b | 3# | 1# |
Задание 2. Определить обращения к данным интервалам:
Интервалы | Обращения |
1. Большие секунды 2. Малые терции 3. Чистые кварты 4. Большие сексты | А. Чистые квинты В. Малые септимы С. Увеличенные кварты D. Малые секунды Е. Большие сексты F. Малые терции |
Ответ: 1…………; 2…………; 3…………; 4…………. |
Задание 3. В первый такт второй строчки выписать все малые интервалы, во второй такт - большие, в третий такт - все чистые интервалы:
Задание 4. Для данных интервалов найти соответствующие им тональности:
1. Ре-фа 2. Ре-фа диез 3. Ре бемоль-фа 4. Фа диез-ля диез | А. Ces-dur В. C-dur С. As-dur D. E-dur Е. G-dur F. H-dur |
Ответ: 1. ………….; 2. ..…………… ; 3. ……….……….. ; 4. ….…………… |
Задание 5. С помощью каких интервалов можно построить Б64?
1. ч.5
2. б.6
3. м.3
4. ч.4
5. б. 3
6. м.6
Ответ: …………….; ………………..; …………………
Задание 6. К средним звукам указанных аккордов добавить недостающие:
М64 Б64 Б6 М6
Задание 7. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:
D64 | VII7 | D6 | Т64 | D65 | S6 | D2 | T6 | S64 | D43 | S53 |
Задание 8. В каких тактах дано неправильное разрешение аккордов?
А В С D
Задание 9. В каких тактах дано правильное разрешение аккордов:
А В С D
Задание 10. Определить аккорд, состоящий из четырёх звуков,
- второй из которых - «фа»;
- третий и четвёртый звуки образуют большую терцию;
- большая секунда находится посередине;
- расстояние между двумя голосами – большая секста.
Задание 11. Из ряда логически связанных между собой слов найдите лишнее:
- секунда, септима, трезвучие, кварта, октава.
- тональность, лад, консонанс, ключ;
- интервал, диссонанс, секунда, секстаккорд;
- аккорд, группировка, тональность, квинтовый круг;
- тремоло, триоль, размер, ритм.
8 класс
……………………………………………………………. ДШИ №……………
(фамилия и имя участника)
Сольфеджио
Задание 1. После исполнения преподавателем найти и исправить ошибки в выписанной на доске мелодии:
Задание 2. Определить на слух размер предложенных музыкальных отрывков:
1______ 2_______ 3_______ 4________
Теория
Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:
Н | Es | В | Ges | Е | Fis | Ces | cis | с | es | fis | b |
5# | Зb | 4b | 6b | 3# | 6# | 7# | 4# | 3b | 4b | 3# | 5b |
Задание 2. Определить в каких мажорных и минорных тональностях данные звуки будут неустойчивыми:
- ми, ля#, фа#, до# __________________________
- ре, до, ляb, фа _________________________
- ми#, ре, си, соль# ____________________________
Задание 3. Определить обращения к данным интервалам:
Интервалы | Обращения |
| А. Чистые квинты В. Малые септимы С. Увеличенные кварты D. Малые секунды Е. Большие сексты F. Малые терции |
Ответ: 1…………; 2…………; 3…………; 4…………. |
Задание 4. От звука «миb» построить вверх и вниз интервалы, качественная (тоновая) величина которых равна: 3 тона, 1,5 тона, 4 тона, 6 тонов, 0,5 тона, 3,5 тона. 5 тонов:
Задание 5. Образовать из малых интервалов большие, увеличенные, уменьшённые:
фа-сольb, до#- ля, соль-сиb, ре# -до#
Задание 6. Построить:
- от «реb» квинту, которая энгармонически равна м.6;
- от «соль#» кварту, которая энгармонически равна м.3;
- от «фа#» сексту, которая энгармонически равна ум.7;
- от «ля» сексту, которая энгармонически равна м.7.
Задание 7. Выписать из предложенного музыкального фрагмента тритоны и разрешить их:
Дж. Верди. «Риголетто», д.1.
Задание 8. Выписать из предложенного музыкального фрагмента характерные интервалы и разрешить их:
Чайковский «Ноктюрн» оп. 19 №4
Задание 9. Определить данные аккорды и указать на их разрешения:
- фа#-ля-до-ми ___________________________________________
соль-соль-си-ре соль-си-си-ре соль-соль-соль-си
А В С
- ля-до-ре-фа# _____________________________________________
си-си-ре-соль си-ре-ре-соль соль-си-ре-соль
А В С
- си-до#-ми#-соль# _________________________________________
ля-до#-фа#-фа# ля-до#-до#-фа# до#-до#-фа#-ля
А В С
- до-ми-соль-сиb ___________________________________________
фа-фа-ля-до фа-фа-фа-ля фа-ля-до-до
А В С
Задание 11. В каких тактах дано неправильное разрешение аккордов:
А В С D
Задание 12. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:
D64 | VII6 | III6 | Т64 | D65 | VI6 | D2 | T6 | S64 | D43 | VII65 |