Особенности работы концертмейстера в формате дистанционного обучения

Нагайцева Наталья Алексеевна

Насколько эффективно обучение музыке онлайн? Возможно ли хормейстеру и концертмейстеру полноценно работать с академическим хором в онлайн формате?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_konts_publ.docx18.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нагайцева Н.А., концертмейстер, преподаватель

МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска

В настоящее время во всем мире дистанционное обучение приобретает все большую популярность, активно развивается и растет. Онлайн-обучение имеет ряд преимуществ, главное из которых – доступность образования для каждого желающего учиться или возможность преподавать свой предмет вне зависимости от местонахождения.

Существует мнение, что способ приобретения знаний «не выходя из дома», в некотором смысле идеален: участники чувствуют себя комфортно, удобно, и при этом получают необходимый объем информации. При дистанционном обучении не нужно преодолевать расстояния, стоять в пробках, тратить время на сборы. Полученный материал можно читать или слушать неограниченное количество раз.

Обучение музыке онлайн также востребовано в современном обществе, но весьма спорным остается вопрос, насколько оно эффективно и может ли заменить очное. Известно, что специфика преподавания музыкальных дисциплин имеет свои особенности и в корне отличается от методик изучения предметов общеобразовательного цикла. Музыка – искусство, живущее во времени, это творческий процесс создания художественного образа произведения, его интерпретации. Полноценное и качественное обучение музыке возможно только при личном контакте преподавателя, учеников и концертмейстера.

В 2020-м году в условиях пандемии дважды за год онлайн-обучение стало единственной формой музыкального образования в музыкальных школах, как и в других учебных заведениях. Учащимся, преподавателям и концертмейстерам пришлось приспосабливаться к изменившимся требованиям жизни и обратиться к поиску решений проблем дистанционного обучения.

После осмысления полученного опыта работы концертмейстером онлайн выяснилось, что при отсутствии непосредственного живого общения участников учебного процесса достичь желаемого результата – качественного обучения – практически невозможно. Как временная форма работы, онлайн-обучение выполнило свою роль: учащиеся освоили необходимый материал, образовательный процесс не прерывался. Но учащиеся были лишены творческой атмосферы очных занятий, общения с преподавателем и концертмейстером, в результате чего работа во многом была формальной.

Занятия в дистанционном формате проводились в следующих формах:

  1. Урок-конференция (ZOOM).
  2. Видеоурок (запись преподавателя для учащихся, отправка через Whatsapp).
  3. Индивидуальное занятие (Whatsapp).
  4. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся Whatsapp) .

Проблемы для любого преподавателя или концертмейстера по организации дистанционного обучения начинались с подготовки рабочего места: в идеале в доме должен был быть качественный инструмент (так как настройщика вызвать было невозможно), место для занятий, возможность его освещения, смартфон, имеющий необходимые функции и в хорошем состоянии, то есть достаточно дорогой, наушники, высокоскоростной интернет.

Задачи концертмейстера при дистанционном обучении состояли в следующем:

  1. Подготовка рабочего места дома.
  2. Наличие достаточно надежного ПК или мобильного телефона, смартфона, который в состоянии выдержать нагрузку в виде воспроизведения видео, связи, хранения определенного количества видео и аудиофайлов.
  3. Получение по почте либо в мессенджере Whatsapp необходимых нот; поиск нот, музыкальных примеров в интернете. Распечатка нот, что непросто в условиях самоизоляции. Желательно иметь дома принтер, заправленный краской, в хорошем состоянии.
  4. Консультации с преподавателем по поводу выбора темпов произведений, динамического плана, агогики, вариантов записи.
  5. Записи выбранных произведений в различных темпах. Исполнение только аккомпанемента либо сопровождения с мелодией какой-либо партии для хора или солиста.
  6. Уточнение требований к исполнению со стороны хормейстера, повторные записи.
  7. Запись окончательного варианта исполнения для выступления на зачете, академическом концерте, экзамене.

Одно из направлений совместной работы преподавателя и концертмейстера состояло в следующем. Хормейстер мог исполнить и записать мелодию песни и отправить аудиофайл. Концертмейстер проигрывал сопровождение под записанную мелодию, добиваясь ансамбля и запоминая все детали, нюансы интерпретации и затем записывал аккомпанемент и отправлял преподавателю. Если хормейстера устраивала запись, она отправлялась ученикам, которые дома исполняли под нее свои партии. Могли возникнуть такие проблемы, как необходимость транспонирования, игры в другом темпе и т.д.

Так как участники хора не могли петь вместе, хормейстер отправлял участникам партии сопрано запись партии альтов с сопровождением и наоборот.

Трудности, возникающие при  деятельности концертмейстера в дистанционном формате:

  1. Нарушение непосредственного контакта с дирижером и исполнителем (хором или солистом). В той или иной мере теряется взаимопонимание, творческое сопереживание.  Результат: снижение уровня обучения, потеря интереса детей к занятиям. Хор не поет вместе, каждый участник хора отдельно разучивает и сдает свою партию, что нивелирует саму идею коллективного музицирования.
  2. Формирование равнодушного отношения обучающихся к образовательному процессу. При длительном дистанционном обучении дети теряют представление о том, каким же должен быть учебный процесс оффлайн. После периода дистанционного обучения им не хочется не только выходить на сцену, но даже регулярно посещать музыкальную школу, следить за тем, чтобы брать все необходимые ноты, учебники.
  3. Исполнения является формальным, так как нет возможности уточнить и исправить многочисленные неточности в интерпретации.
  4. Плохое качество связи (WhatsApp), при котором прерывается видеосигнал, звук доходит с опозданием в несколько секунд, что делает невозможным совместное исполнение. Проблемы с использованием мобильного телефона, который нагревается после часа работы и даже ломается. В большом количестве видеофайлов нужно постоянно наводить порядок, удаляя лишние записи. Оставшиеся файлы нужно обязательно подписывать, иначе сложно сразу найти необходимое. Если память телефона перегружена, он перестает нормально работать. Видео в таком случае надо размещать на Яндекс диске или на других площадках, а для этого иметь навык.
  5. Чувство неудовлетворенности, возникающее у всех участников дистанционного обучения вследствие некачественного звучания, отсутствия живого творческого общения.
  6. В период дистанционного обучения вся деятельность обучающегося базируется на наработанных навыках, знаниях и умениях; новая информация воспринимается с трудом и не в полном объеме.
  7. Отсутствие концертов, конкурсов и невозможность участникам хора петь вместе как единому коллективу сводит всю работу по созданию хора к нулю.
  8. Взаимопонимание хормейстера или преподавателя по вокалу и концертмейстера при дистанционном обучении в большой мере основывается на ранее созданных вместе приемах, установках и т.д. Таким образом, дистанционное обучение не заменяет собой непосредственного общения участников творческого процесса.
  9. Концертмейстер, как и хормейстер, не может полноценно оказывать воспитательное воздействие на обучающихся, способствовать их всестороннему развитию как музыкантов и личностей в целом.

Таким образом, работа концертмейстера академического хора в формате дистанционного обучения может существовать лишь как временная замена непосредственного живого обучения детей.