«Размер такта и просчитывание ритма»
Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции объясняется, что такое размер такта и как нужно просчитывать ритм при разучивании нотного материала. Также приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiyanotnaya_gramota_-_razmer_takta_i_proschityvanie_ritma_.docx | 13.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Нотная грамота – размер такта и просчитывание ритма»
Добрый день! Продолжаем осваивать нотную грамоту и закреплять знания в этой области. Сегодня разбираемся с размером такта, учимся просчитывать ритм, вспоминаем, какие бывают паузы.
Часто я прошу ребят (особенно начинающих) считать при разучивании произведения. Не всегда это легко даётся, но это необходимо. Даже если поначалу получается играть ритмично без просчитывания, то в дальнейшем будут встречаться более сложные ритмы, которые нельзя освоить без счёта.
Как считать? На это указывает РАЗМЕР ТАКТА, который представляет собой две цифры, стоящие сразу после ключа. Верхняя цифра показывает количество долей-шагов в каждом такте данного произведения. Именно эта цифра и указывает, до скольки нам нужно считать в каждом такте. С нижней цифрой чуть сложнее. Она показывает, какой длительности соответствует доля в конкретной пьесе. Обычно доля равна четверти (цифра 4), то есть доли чередуются как спокойные, размеренные шаги. Но доля может быть равна и восьмой (цифра 8), и тогда доли ровно чередуются чуть быстрее. Реже встречается, когда доля равна половинной (цифра 2), тогда доли чередуются как ровные, медленные шаги. Имейте в виду, что понятие доли – вещь относительная, и темп чередования долей зависит от характера музыки и стадии разучивания пьесы, которую вы просчитываете в данный момент. Самое главное – это считать РОВНО, с равномерными промежутками между счётными словами (как часы).
Как правило, если в пьесе встречаются только крупные длительности (четверти, половинки, целые), то мы считаем обычным счётом (раз, два, три, четыре). Если же есть мелкие длительности, которых по 2 или по 4 на долю (восьмые, шестнадцатые), то тогда возникает необходимость делить доли пополам. В этом случае мы добавляем к счётным словам дополнительное слово «и» (раз-и, два-и, три-и, четыре-и).
Предлагаю вам попрактиковаться! По ссылке перейдите на страничку сайта с интерактивным заданием. В таблице приведены очень простые ритмические примеры в разных размерах. Правильно назовите размер, прохлопайте или сыграйте под счёт (считайте со счётом «и»). Затем, нажав на первую ноту, проверьте себя и поставьте себе оценку:
Такое же задание будет и по следующей ссылке. Там три таблички. В первой - всё легко. А вторая и третья – сложнее. Надо вспомнить, кто уже знает, знаки удлинения длительностей – связующие лиги (не путать с легато) и точки ВОЗЛЕ нот (не путать со стаккато):
Ведя разговор о ритме, нельзя не вспомнить, что такое пауза.
Звучание мелодии или музыкального произведения не бывает постоянно непрерывным от начала до конца. В определённые моменты мы слышим тишину в звучании мелодии, которая в музыке, как и в устной речи, называется паузой. Длительность пауз определяется также, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Просчитываются паузы тоже так же, как длительности (например, целая пауза – 1,2,3,4). Обозначаются паузы специальными значками, которые надо один раз выучить и помнить всю жизнь. Паузы надо уметь видеть в нотах. Иногда несоблюдение пауз может коренным образом изменить облик и характер звучания. По ссылке ниже вы найдёте таблицу обозначения длительностей и пример использования паузы в коротенькой музыкальной фразе из «Шутки» И. Баха. Кстати, загляните в ноты своего репертуара и проверьте, все ли паузы вы выполняете.
Пауза - Теория музыки (music-theory.ru)