«Посадка за инструментом и постановка рук»
Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции рассматриваются вопросы правильной посадки за инструментом и правильной постановки рук при игре на фортепиано, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_o_postanovke_ruk.docx | 16.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Посадка за инструментом и постановка рук»
Сегодня речь пойдёт о постановке рук и посадке за инструментом. К сожалению, «неправильности» в этом вопросе имеют место быть довольно часто. И если на занятиях я, как педагог, помогаю контролировать правильную посадку за фортепиано и постановку рук, то дома, без присмотра, многие забывают о необходимых правилах. А это очень важно!
Постановка рук и правильная осанка — это то, чему учат с первых дней занятий. Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно, рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений.
Что же представляет собой правильная посадка и правильная постановка рук?
Для начала надо правильно сесть за инструмент. Важны три момента:
- высота стула
- расстояние между клавиатурой и исполнителем
- положение рук и ног
Итак, сидеть следует на расстоянии 20-30 см от клавиатуры, на расстоянии вашего предплечья (часть руки от запястья до локтя). Сидеть - на половинке стула, чтобы часть опоры приходилась на ступни ног. Положение ног – перед педалями, а не под стулом, как у некоторых. Маленьким детям ставим подставку под ноги, чтобы ноги не болтались в воздухе. Кисть и предплечье должны быть на уровне клавиатуры. Для этого надо регулировать высоту сиденья, подкладывая что-то твёрдое или жесткую подушку. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая.
Теперь займемся руками. Важно держать мышцы рук расслабленными. При игре на пианино нам необходимо сохранять закруглённую, куполообразную форму руки, когда это возможно. Предлагаю два отличных упражнения, чтобы найти правильную форму руки:
1) Положите руки на колени. Пусть пальцы свободно изогнутся вокруг колена. Обратите внимание на их округлую форму. Теперь поднимите руки от колен и поднесите их к клавиатуре, сохраняя тот же изгиб.
2) Упражнение «Пузырь». Разверните руки вверх ладонями. Теперь представьте, что в каждой из ладоней находится пузырь размером с апельсин. Какую форму вам нужно сделать, чтобы убедиться, что пузырь не уплывает? Правильно – форму закруглённой чаши. Не забывайте держать руки мягкими – иначе пузырь лопнет!
Будьте внимательны, при игре на фортепиано не опускайте запястья. Старайтесь поддерживать прямую линию между запястьями и локтями. Отличный способ проверить это — положить линейку на предплечье. Можете пошевелить пальцами, так, чтобы она не упала?! Локти держите немного подальше от тела, они как будто лежат на подлокотниках воображаемого кресла.
Кончики пальцев должны быть цепкими, не прогибаться. Представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.
Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Должен получиться «домик» Вот теперь всё правильно!!!
И ещё один важный момент – опора руки на пальцы. Синонимы к слову «опора» - вес, тяжесть (как удобно). Главное – чувствовать эту опору, тогда звучание будет качественным и красивым, а играть будет легко и приятно. При опоре руки важны 1-й и 5-й пальцы. Предлагаю вам одно из упражнений для нахождения опоры в этих пальцах:
https://www.youtube.com/watch?v=-p8jJvBm9xs
И ещё одно упражнение, известное практически все ребятам нашего класса. Это отличное упражнение французского пианиста Ганона ("пятипальцовка" Ганона) , развивающее независимость всех пяти пальцев. Кто уже познакомился с ним, рекомендую его играть постоянно:
https://www.youtube.com/watch?v=4gFqsJ-dcEc
Успехов в домашних занятиях! Следите за посадкой и положением рук и пальцев!