Музыкальная статья "Начальный период обучения игре на фортепиано"
Данная статья о начальном периоде игре на фортепиано предназначена для молодых педагогов. В этой статье я делаю акцент на авторские методики талантливых педагогов современности. Все эти методики я с удовольствием использую в работе с маленькими пианистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nachalnyy_etap_obucheniya_na_fortepiano.odt | 11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района
Музыкальный отдел
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Автор статьи: педагог дополнительного образования, концертмейстер Рахимзянова Надежда Рашитзяновна
Соавторы: педагог дополнительного образования Ларина Татьяна Альбертовна,
концертмейстер Муралева Мария Геннадьевна
Санкт-Петербург
2021
Эта статья о начальном периоде в классе фортепиано предназначена для молодых педагогов. В этой статье я делаю акцент на методики талантливых маститых педагогов современности. Все эти методики я с удовольствием использую в работе с маленькими пианистами.
Начальный период можно разделить на две основные части. Донотный период и нотный период. Отдельно я остановлюсь на каждом из них.
Донотный период в классе фортепиано — это самый начальный и первый период в обучении, в это время ваш маленький ученик только начинает свой прекрасный и увлекательный путь пианиста. В этот период ребенок на уроках играет без нот и с ваших рук. Какие же здесь могут быть нюансы и вопросы?
Обычно донотный период по времени длится урока 4. Но так как каждый ребенок индивидуален, то и подход к нему тоже должен быть особенным. Соответственно, по количеству уроков мы ориентируемся на месте. Для каждого ученика я стараюсь скорректировать программу и внести нюансы.
Мы педагоги очень часто делимся своей информацией и даем советы друг с другом. И это очень здорово. Тем более сейчас в век информационных технологий это стало доступным.
В те времена, когда я только начинала преподавать фортепиано, я нашла для себя прекрасный курс преподавания донотного периода. Этот авторский курс разработан замечательной пианисткой и талантливым педагогом Татьяной Григорьевной Шкловской. Татьяна Григорьевна Шкловская - доцент ГКА им.Маймонида, преподаватель в МССМШ им.Гнесиных , лауреат международных конкурсов, замечательная пианистка и педагог. Татьяна Григорьевна активно пропагандирует традиции русской фортепианной школы, проводит мастер-классы, открытые уроки, является постоянным членом жюри многих национальных и международных конкурсов. Ее метод преподавания понравился мне своей новизной и свежестью мысли. Татьяна Григорьевна ориентируется на довольно длинный донотный период. Все строится на показе учителем и выучивании на каждом уроке учеником 5, 6, 7и более песенок на память. С первых уроков ребенок уже много играет. В итоге у ребенка накапливается за небольшой относительно период значительный пианистический репертуар. Не зная нот, ребенок очень много играет с первых уроков. Я занимаюсь с некоторыми детьми по этой методике и результаты очень и очень продуктивны. Ссылка на видео в ютубе
https://youtu.be/ZOcjMYwYijQ или просто можно набрать в поиске «Т.Г. Шкловская. Донотный период в классе фортепиано»
Еще одна методика, на которую стоит обратить внимание на начальном этапе преподавания — это видео уроки талантливого пианиста и педагога Валерия Владимировича Пясецкого. Ссылка на уроки в ютубе https://youtu.be/JqcHqDW1VOw или также просто набираем на ютубе «Владимир Пясецкий. Занятия с начинающими»
Валерий Владимирович Пясецкий - заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Валерий Владимирович дает замечательные рекомендации по постановке рук, правильности расположения корпуса за инструментом, советы по изучению нотной грамоты и очень много различных интересных упражнений для свободного аппарата. Эти уроки относятся и к донотному и к нотному этапу. Рекомендую его видео-уроки начинающим педагогам.
Также для меня большим открытием стала книга « Педагогические тетради» великолепной пианистки и педагога Натальи Кушнер. ( Кушнер Н.П.,2013. СПУ «МиГ», оригинал-макет, 2013) Эту замечательную книгу подарила мне моя дорогая , талантливая и гениальная Коробейникова Зоя Михайловна — мой педагог по концертмейстерскому классу в музыкальном училище. И самое главное это то, что эта книга как раз и посвящена моему замечательному педагогу Зое Михайловне. Наталья Кушнер и Зоя Михайловна дружат.
Наталья Кушнер- профессор, доктор философии Бельгийского Королевского университета, доцент, кандидат искусствоведения, лауреат международного конкурса им. Дмитрия Шостаковича ( Германия ), пианистка. « Педагогических тетради» предназначены для исполнителей классической музыки, для педагогов и всех тех, чья жизнь посвящена музыке. В «Педагогических тетрадей» расписаны поэтапно 7 уроков для начинающих пианистов. Здесь есть и донотный период и нотный и большая часть книги посвящена уже дальнейшей работе с учеником. А именно : работа над звуком, работа над техникой игры, работа над полифонией, работа над крупной формой, работа над пьесами, работа над педалью, о темпах в музыкальных произведениях, игра наизусть, память, выступление на сцене, краткие биографические сведения о композиторах. В целом весь спектр педагогических задач для преподавателя фортепиано представлен в этой книге. Эта книга очень удобна для молодых педагогов даже в качестве конспекта и плана занятий с самыми маленькими пианистами. Конспект из семи начальных уроков. Это очень удобно, так как самые первые уроки с малышами самые сложные и важные как для ученика так и для педагога.
Во время учебы в педагогическом университете РГПУ им. Герцена мною была написана магистерская диссертация на тему « Интерпретация фортепианного творчества С.В.Рахманинова» . Диссертация была написана под руководством Геннадия Моисеевича Цыпина. Геннадий Моисеевич — это особая фигура в фортепианном искусстве и педагогике. Цыпин Геннадий Моисеевич — российский музыковед, специалист в области психологии музыкального исполнительства и музыкальной педагоги, доктор педагогических наук, профессор. По книгам Геннадия Моисеевича мы, будучи студентами постигали азы фортепианной педагогики. Для начального обучения в колассе фортепиано я рекомендую учебник для педагогов « Обучение игре на фортепиано» ( 2-изд., испр. и доп.) Это разработанная теория и методика преподаваия фортепиано. Здесь рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства музыкального ритма, музыкальной памяти, «технических» умений и навыков, музыкального мышления у учащихся фортепианных классов. Автор предлагает наряду с традиционными принципиально новые пути и способы развития всего комлекса музыкальных данных учащихся, совершенствования их музыкальных способностей.
Я как педагог использую различные методики, а также беру что-то свое уже годами наработанное, мне нравится пробовать новые авторские методики, прислушиваться к советам мастеров фортепианного искусства. Главное, это то, что нам есть у кого учиться, где почерпнуть нужную информацию и постоянно совершенствовать свои знания в этой области.