СЦЕНАРИЙ "МУЗЫКА ВОЕННЫХ ЛЕТ"

Сергеенкова Инна Сергеевна

Открытое отделенческое мероприятие посвящено памятной дате. 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Это день памяти о том, как наш народ встал на пути фашистских агрессоров и ценой неимоверных жертв остановил их. Здесь пойдет рассказ об одном скромном, но бесценном участнике тех событий – военной песне. Музыка и война.… Казалось бы, несовместимые понятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_voennyh_let_2.docx44.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«МУЗЫКА ВОЕННЫХ ЛЕТ»

СЦЕНАРИЙ

концерта фортепианного отделения, посвященный Дню победы в ВОВ.

                                                                         

      Ведущая: Сергеенкова И.С.                                                      15.05.2021г.

СЛАЙД №1. Добрый день дорогие ребята, уважаемые преподаватели! Сегодня наше открытое отделенческое мероприятие посвящено памятной дате. 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Это день памяти о том, как наш народ встал на пути фашистских агрессоров и ценой неимоверных жертв остановил их. Сегодня мы хотим рассказать вам об одном скромном, но бесценном участнике тех событий – военной песне. Музыка и война.… Казалось бы, несовместимые понятия.

СЛАЙД №2. Но еще Александр Васильевич Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил».

В годы ВОВ воевал весь наш народ, воевала и песня.

СЛАЙДЫ №3, 4, 5. Песни звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.

Песня бодрила в марше и согревала в непогоду, вселяла надежду и веру в то, что мы обязательно победим, одолеем врага. Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.

И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых кино сборниках. Песни - лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.

С первого взгляда, может,

В них ничего и нет.

Что меня вновь тревожат

Песни военных лет?

Что-то для нас святое

Скрыто в их глубине.

Строки, какие стоя

Хочется слушать мне.

Стершиеся чернила,

Выцветшая тетрадь,

Строки, с какими было

Легче нам умирать.

Песни поры военной

Что сберегли для нас,

Весь неприкосновенный

Наших сердец запас.

Сегодня мы расскажем вам и послушаем самые известные песни военных лет.

СЛАЙД №6. В полдень 22 июня радио принесло страшную весть: в 4 часа утра фашистская Германия вероломно, нарушив пакт о ненападении, пересекла наши границы. И вскоре после этого сообщения прозвучала песня «Священная война».

        В начале июня 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из Кубинки. Там, на военных сборах, в течение месяца, проходили писатели «школу рядового бойца»- учились стрелять, бросать гранаты, маршировать и ползать по-пластунски. В первый день возвращения поэты узнали, что их добивается по телефону редактор из музыкального отдела радио, просит немедленно зайти. Редактор посмотрела на поэтов сквозь толстые стекла очков и невозмутимым видом спросила:

- Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнется война с немцами?

Редактор, не дав ответить на её вопрос, продолжала:

- Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает.

СЛАЙД №7. Василий Иванович Лебедев-Кумач сел за работу. Некоторые строки «Священной войны», в частности:

СЛАЙД №8. «Не смеют крылья черные

                                  Над Родиной летать...» -

были написаны за несколько дней до начала войны. Поэт воспользовался образом, тревожившим всех тогда: кинохроника показывала налёты фашистской авиации на города Испании, Польши.

СЛАЙД №9. 22 июня поэту оставалось лишь дописать песню. 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в газетах «Известия» и в «Красная звезда».

СЛАЙД №10. В то утро 24 июня Александр Васильевич Александров, известный композитор-песенник, создатель и руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии даже не успел выпить чаю – принесли свежие газеты, и на первой полосе он сразу зацепил взглядом стихотворные строчки.

СЛАЙД №11. Прочитав первый куплет, композитор забыл про стынущий завтрак, с газетой в руке отправился в свой кабинет и сел за рояль. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

СЛАЙД №12.  26 июня на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны, одна из не уехавших ещё на фронт групп ансамбля впервые исполнила эту песню. Все помещения вокзала были до отказа заполнены военными. В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александрова, и зал постепенно затихает... А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

15 октября, в момент крайнего отчаяния, когда танковые дивизии «Вермахта» были уже на подступах к Москве, песня впервые прозвучала в эфире Всесоюзного радио. С этого дня её стали передавать каждое утро после боя московских курантов, с этого дня она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала как воинская присяга. Песня-набат, песня-призыв, песня-воин, песня-полководец, песня-пророк, она не обещала скорой победы, она звала на бой.

СЛАЙД №13. (Давайте послушаем очевидца тех событий, солиста Краснознаменного ансамбля и послушаем песню)

Пели в то время популярную довоенную песню и создавали новые тексты на мелодию «Катюша»

СЛАЙД №14. «Катюша», песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написана поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания и к границам были устремлены тревожные взоры старшего и молодого поколения. Это время Гражданской войны 1917г, когда панская Польша, боярская Румыния, буржуазная Чехословакия, а на дальнем востоке японские милитаристы выставили против России пограничные гарнизоны.

К моменту создания песни «Катюша» прошло почти два десятилетия после гражданской войны, но пограничники словно бы остались на линии фронта.

Так держали они бессменную вахту, чтобы 22 июня на западе первыми принять на себя удар бронированной орды Гитлера.

СЛАЙД №15. Года три жила «Катюша» до войны, пели её с удовольствием - и старые, и молодые. Премьера ее состоялась ещё в 1938 году. По воспоминаниям композитора Матвея Исааковича Блантера, «когда на сцену вышла в Валентина Батищева и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов.

С первых дней Великой Отечественной войны «Катюша» встала в боевой строй. «Катюша» олицетворяла всё самое лучшее в жизни – всё то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни.

СЛАЙД №16. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей "по лесам и сёлам партизанской узкою тропой" с "песенкой веселой, что когда-то пела над рекой". С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Любопытную историю рассказал поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому!!..

Дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая схватка. Немцы опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка вместе с патефоном) была доставлена к своим".

Со временем "Катюша" разошлась по всему миру: в Италии она стала боевым гимном партизан, в Болгарии она принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления, после войны песню запели даже китайцы...

СЛАЙД№17.  А на родине автора текста песни Михаила Исаковского, стоит сегодня оригинальный памятник песне "Катюша": на прикрепленной к большому камню медной табличке высечены слова из песни, а рядом беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.    

 СЛАЙД №18. (видео) Исполняет песню «Катюша» инструментальный ансамбль отделения «Духовые инструменты» (рук. Жуков Ю.А.)

        СЛАЙД №19. Лучшие песни, те, что живут долго, становятся народными, появляются в своё время, тогда, когда их содержание и характер отвечают общественной  обстановке. Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась  дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия.
         Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного 
польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.
Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж».

СЛАЙД№20. На одном из них побывал поэт и драматург ЯковМаркович Галицкий.

СЛАЙД №21. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел солист Станислав Ляндау.
СЛАЙД №22. Песню включили в свой репертуар многие известные 
певицы и певцы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин.

СЛАЙД №23. Привычный же «Синий платочек» появился в 42 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Певица обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Свой знаменитый «Синий платочек» за годы войны Клавдия Ивановна исполнила более 500 раз. Рассказывают, что он стал символом, который включал в себя понятия «родина», «дом», «любимая», и бойцы поднимались в атаку с криками «За синий платочек!» Эта песня в исполнении Шульженко была растиражирована на видеоплёнке, грампластинках.

 «Очень сильное средство — эти музы», — говорил один из военврачей, удивляясь быстрому выздоровлению солдат, их страстному желанию посмотреть и послушать выступление артисток в госпиталях.

СЛАЙД №24. Исполнит песню «Синий платочек» Самордина Н.Н. и Корляков Захар

Когда на смерть идут — поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

И умирает друг.

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черёд.

За мной одним идёт охота.

Будь проклят сорок первый год —

Ты, вмерзшая в снега пехота.

СЛАЙД №25. 27 ноября 41 года, в дни самых напряжённых боёв под Москвой в дивизию генерала Белобородова прибыл военный корреспондент Алексей Сурков. Командующий категорически запретил ему покидать командный пункт и появляться на передовой. А танки прорвались по параллельной сельской дороге, окружив КП. В расположении части знали, что КП попал под танки, и когда из оврага вдруг появились бойцы в изорванных осколками снарядов шинелях, их даже не сразу узнали. Никто не мог понять, как им удалось пройти по глубокому снегу через поле. Оно же заминировано! Шли на расстоянии четырёх шагов, чтобы в случае взрыва пострадало меньше людей. Всех, кто вышел из окружения, кое-как разместили в землянке.

Для Суркова это была уже четвёртая война, но так близко от смерти он не был никогда. Алексей достал блокнот, но репортаж не складывался. Тогда он начал писать письмо жене Софье, вместо письма получились стихи.

СЛАЙД №26. В январе 42г. во фронтовую редакцию пришёл композитор Константин Листов и стал просить что-нибудь, на что можно написать песню. «И тут я на счастье вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, - вспоминал Сурков. - Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил гитару и спел песню «В землянке».

СЛАЙД №27. «Землянке» суждено было стать одной из первых лирической песен, рожденной в пламени Великой Отечественной войны. Секрет необыкновенного песенного успеха «Землянки», может быть, как раз в том, что она писалась не для публикации. Закончен бой, смерть отступила, и воин спешит сказать любимой «о своей негасимой любви»… Солдаты переписывали слова песни, пересылали своим любимым, носили в кармане гимнастёрки возле сердца.

«В землянке» исполняет дуэт скрипачей Соболева Л.Н. и Смоленская С.С., концертмейстер Егорова С.В.

«Для песни не существует ни времени, ни расстояний, и поэтому она:

То в сердце твое застучит горячо,

То ласково тронет тебя за плечо,

То горе разделит с тобой,

Теплом из далекого дома пахнет

И силу в солдатскую душу вольет,

На подвиг ведя боевой…. (Л. Ошанин)

История песни  «Тёмная ночь».

СЛАЙД №28. В 1942 году режиссёр Леонид Луков в далёком Ташкенте снимал фильм «Два бойца». По замыслу фильм должен был сопровождаться только симфонической музыкой, но по ходу понадобилась песня, без которой не получалась сцена в землянке.

Рассказывает композитор Никита Богословский: «Луков так ярко передал чувства героев, так зримо обрисовал ситуацию, так взволнованно и талантливо раскрыл тему песни и её настроение, что произошло чудо: я сел за рояль и сразу без единой остановки сыграл мелодию будущей песни. Так она и вошла в фильм без единого изменения, случай в моей практике единственный».

Затем оба буквально растормошили поэта Агатова, который тут же, то ли спросонья, то ли от неожиданности написал на листке тетради нужные слова.

СЛАЙД №29. В эту ночь поспать не довелось и исполнителю главной роли Марку Бернесу, которого возбуждённая троица вытащила из постели. Актёр, который обычно очень долго учил музыкальный текст, песню выучил моментально. Последней "жертвой" той ночи стал гитарист, которому творческий порыв "квартета" также не позволил выспаться... Результат в виде песни, покорившей несколько поколений жителей огромной страны, появился к утру. После выхода "Двух бойцов" на экраны, популярность песни буквально зашкаливала

Но и на этом история её создания не заканчивается. Весь тираж первой матрицы пластинки с песней был снят из-за обнаруженного "левого" шороха в фонограмме, причиной которого явились... слёзы одной из работниц завода, растроганной душевными словами песни. Слезы упали на восковую матрицу и... обеспечили простой труженице Гале Журавлёвой место в истории...

СЛАЙД №30. Слушаем песню «Темная ночь».

СЛАЙД №31. Удивительно, но одна из задушевных лирических песен войны «Случайный вальс»,  была написана по заданию советского командования для того, чтобы дезинформировать немцев о советских военных планах.

Только что закончилась Сталинградская битва. Но разведданные говорили о том, что к лету 43 года Вермахт готовит новое наступление в районе Курска. Советское командование начало стягивать туда силы для генерального сражения. Командующий Донским фронтом генерал К.К. Рокоссовский пригласил к себе Евгения Долматовского и Марка Фрадкина, которые как раз находились в районе боёв под Сталинградом, вручил им ордена Красной Звезды и поинтересовался, нет ли у них новых задумок, желательно лирических песен.

Дело в том, что, по данным советской разведки, немцы судили о планах советского командования по наполнению радиоэфира. Если советские войска готовили наступление, по радио звучали бодрые марши, а когда затишье, то легкомысленные вальсы.

СЛАЙД №32. Долматовский вспомнил своё стихотворение, написанное ещё в первую, самую страшную военную зиму. С тех пор он успел побывать в окружении и в немецком плену, дважды бежал, чудом спасся от расстрела. Фрадкин написал вальс, который очень точно попадал в настроение, но ритмически не совпадал с текстом. Стихи пришлось переписать.

Рокоссовскому очень понравилась и музыка, и текст. Генерал сказал авторам: «Мы с вами встретимся на очень важном участке фронта». Позже этот участок стал известен на весь мир как Курская дуга. Долматовский и Фрадкин отправились под Курск. Поезд шёл почти неделю, и когда они приехали, оказалась, что песня их опередила, её уже вовсю пели в войсках.

СЛАЙД №33. (видео) Исполнит нам эту песню Ансамбль РНИ руководитель Самордина Н.Н., концертмейстер Козлова Н.А.

Давай споём, эй, запевала!

Про отчий дом, про нежный взгляд.

Хороших песен есть немало.

Солдат без песни – не солдат.

СЛАЙД №34. 19 апреля 43 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня", но ни нот, ни подстрочника не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы, как известные (Матвей Блантер, Исаак Шварц), так и любители. Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность.

Песню "Огонек" с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста – Исаковский, а музыка – народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её.

Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский: "Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились.

СЛАЙД №35. И вдруг на фронт прилетела песня "Огонек". Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл".

СЛАЙД №36. Музыку к песне «Огонек» исполнит нам инструментальный ансамбль отделения «Духовые инструменты» (рук. Жуков Ю.А.)

Когда под песню боевую

Шагают воины в строю,

Я вспоминаю фронтовую

Лихую молодость свою.

Сквозь дым боёв и холод колкий

Она шагала впереди…

Остались чёрные осколки

В её простреленной груди.

СЛАЙД №37. Безымянных высот много, песня об одной из них - память о многих. На границе Калужской и Смоленской областей есть поселок РубЕжанка. Недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 метра. Много раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить фашистов с этой высоты, но безуспешно. Эту боевую задачу выполнила группа солдат 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати сибиряков-добровольцев. Следовавшую за смельчаками роту фашисты отсекли, подтянули дополнительные силы и окружили наших воинов.

Атаки противника продолжались волнообразно, одна за другой. Русские солдаты нуждались хотя бы в кратковременной передышке, чтобы сменить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды. Командир Е. Порошин, видя, что силы боевой группы на исходе, стал подавать ракетой сигналы, вызывая на себя огонь фашистской артиллерии и миномётов. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 300 солдат). В живых осталось только двое. Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни.

СЛАЙД №38. Поэт Михаил Матусовский воевал на том же участке фронта и тогда же, в 43-м написал поэму «Безымянная высота». Во время съемок фильма «Тишина» он рассказал эту историю режиссёру Владимиру Басову, и тот попросил его вместе композитором Вениамином Баснером написать песню к этому фильму. Трижды пришлось переписывать мелодию Баснеру, трижды отклонял варианты песни В. Басов, но потом музыка пришла сама собой - в поезде. У композитора не оказалось даже клочка бумаги, и пришлось всю дорогу напевать, чтобы не забыть мелодию. Так родилась эта песня, сразу получившая всенародное признание, и вскоре авторам пришлось даже доказывать, что написана она не в годы войны, а почти через 20 лет после Победы.  Это песня о войне, в память о войне.

СЛАЙД №39. Послушаем песню (клип)

СЛАЙД №40. Военная песня представляет собой не просто музыкальное произведение, но также общепринятый символ, продукт творчества, сплачивающий народы и поколения в те периоды, когда единство перед лицом общего врага становится приоритетной целью. К числу самых известных советских военных произведений  можно отнести также «Смуглянку» – песню, знакомую многим по знаменитому кинофильму «В бой идут одни старики» режиссера Леонида Быкова.

В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому. Напомню молодому поколению, что речь идет о легендарном революционере, сделавшем невероятную карьеру от уголовника-рецидивиста до командующего дивизией и члена ЦИК СССР, высшего органа государственной власти. 

Яков Захарович и Анатолий Григорьевич написали сюиту о молдавских партизанах периода гражданской войны.

Одной из семи композиций стала основанная на бессарабском фольклоре песня «Смуглянка» о девушке из партизанского отряда. Но до Великой Отечественной войны она не исполнялась. Более того, ее судьба могла сложиться печально, ведь затерялось даже переложение для фортепиано.

К счастью, у авторов сохранились черновые наброски произведения. Они пришлись кстати, когда с Анатолием Новиковым связался Александр Васильевич Александров, худрук Краснознаменного ансамбля. Ему нужны были композиции для новой программы. «Смуглянка» пришлась по душе Александрову, и он включил ее в репертуар коллектива.

СЛАЙД №41. В 1944 году ансамбль впервые исполнил военную песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.

СЛАЙД №42. Послушаем песню (можно из фильма)

Седина отсчитывает даты,

И сквозит тревогою уют.

В одиночку старые солдаты

Песни позабытые поют.

Может, так, а может, к непогоде

Ноют раны у седых солдат.

Песни тоже вроде бы не в моде,

Вроде устарели, говорят.

Может быть, и мы, и песни стары.

Высохла кровавая роса.

Новое под перебор гитары

Новые выводят голоса.

Лёгкие и свежие. Обиде

Не копиться, не кипеть во мне.

Наши песни спеты в лучшем виде,

Наши песни спеты на войне.

Там, где переходы и завалы,

Рваная колючка на столбах,

Умирали наши запевалы

С недопетой песней на губах.

С недопетой песней умирали,

Улыбаясь солнцу и весне.

И ко мне из неоглядной дали

Песня выплывает в полусне.

СЛАЙД №43. В самом конце войны родилась песня «Эх, дороги…» Она была написана по заказу, для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич.

«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает поэт Лев Ошанин, — И мы с Анатолием Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт». Такой песни еще не было…

СЛАЙД №44. Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о свершившемся и предстоящем, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 45 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

СЛАЙД №45. Хотя авторы «Дорог» непосредственного участия в боевых действиях не принимали, многие месяцы они провели на фронте, выступая и общаясь с бойцами.

«Дороги» родились, когда в землянке мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина, - вспоминал поэт.

«Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, «Дороги» родились на Курской дуге, под Орлом и Белгородом, на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах.

“Из написанных мною песен, – подытоживал Новиков свою многолетнюю и плодотворную деятельность в песенном жанре, – наиболее любима “Дороги”…

СЛАЙД №46 (видео). Исполняет дуэт скрипачей

Песням тех военных лет – поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырех шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели –

Как он был нелегок и не скор..

Песни вместе с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

Песни эти с нами и поныне!

Никогда нам петь не надоест,

Как на Запад шли по Украине

И как с боем взяли город Брест,

И что помирать нам рановато,

И про тех, кто дал нам закурить…

Вы спросите сами у солдата:

Мог ли он такое позабыть?


СЛАЙД №47. «…Кем был тот солдат, которому несут люди свой поклон и цветы? Был он шахтером или учителем, землепашцем или ученым, врачом или инженером, поэтом или артистом… Всё равно в войну он был солдатом. Таким солдатом была и песня. Через всю дымившуюся Европу песня прошагала в солдатском звании. До самой Победы дошла. А затем осталась на сверхсрочной: она народу всегда нужна.

Ребята, вы сегодня прослушали много песен военных лет. И в заключение нашего мероприятия мы вам исполним попурри на темы военных песен, а вы слушайте внимательно, а затем назовете песни, отрывки которых прозвучали в попурри.

Егорова С.В. и Сергеенкова И.С. исполняют «Попурри на темы военных песен».

Спасибо за внимание!

До новых встреч.