Тематическое родительское собрание на тему: Основы посадки за инструментом. Самостоятельная работа учащихся дома.

Батюта Елена Алексеевна

Разговор с родителями о том, какой должна быть посадка за фортепиано маленького пианиста, а также о том, как правильно организовать домашнюю работу, чтобы она была максимально эффективной.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сафоновская ДШИ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ БАТЮТА Е.А.

НА ТЕМУ:

«ОСНОВЫ  ПОСАДКИ ЗА ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ                                                     ДОМА»

май 2021г.

г. Сафоново, Смоленская обл.

ЦЕЛЬ:

ознакомление родителей и учащихся с информацией по правильной посадке ученика на инструментом, а также с принципами грамотной работы дома.

ЗАДАЧИ:

Воспитание грамотно работающего за инструментом обучающегося и грамотно контролирующего процесс домашней работы родителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о самых первых шагах маленького музыканта, только что переступившего порог музыкальной школы. Я глубоко убеждена, что первый этап обучения в начальных классах является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево, а вот каким оно вырастит, зависит от многих факторов – в том числе от того, как ваш ребенок сидит за инструментом во время домашних занятий.

Известный музыкант и педагог Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста. Этими мудрыми словами я руководствуюсь в своей педагогической работе.

Музыке необходимо учить всех детей в раннем возрасте независимо от того, откроется ли в ребенке в дальнейшем музыкальная одаренность (так как часто бывает, что способности проявляются не сразу). Именно в возрасте четырех - семи лет легче всего приобщить ребенка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь. Именно в этом возрасте малыш начинает не только познавать окружающий мир, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всем, что воспринял и накопил.

Большую роль в первый период обучения музыке играет домашнее окружение. Счастлив тот ребенок, у которого дома есть родные, горящие энтузиазмом, несмотря на собственную загруженность работой, стремящиеся помочь малышу преодолеть встретившиеся трудности. Мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат или сестра, если они любят музыку и ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле его ежедневного обучения, даже если они никогда не учились музыке и не умеют играть ни на каком музыкальном инструменте. С первых шагов ребенку нужна ежедневная домашняя помощь в освоении нового.

Не знающие музыкальной грамоты и не умеющие играть на рояле родители, став «ассистентами» педагога, должны сами в какой - то мере учиться. Особенно в первое время, чтобы по возможности помогать своему ребенку. С такой помощью он  очень скоро опередит своих помощников благодаря гибкости и умению быстро схватывать, так характерному для детского возраста.

Работой над игровым аппаратом и постановкой рук я занимаюсь с самых первых уроков. Все происходит в игровой форме и с помощью различных упражнений, формирующих те или иные умения и навыки. Данные упражнения очень важны, их следует делать обязательно дома, закрепляя то, чему научились на уроке. Это своего рода музыкальная гимнастика, без которой на первых порах не обойтись.

Теперь несколько слов о правильной посадке за инструментом, за которой на уроке следит педагог, а дома должен следить родитель: стул,  на котором сидит ребенок, должен быть твердым и устойчивым (мягкие сиденья стульев не подходят для музыкальных занятий); корпус – ровным (как карандаш) или чуть навстречу фортепиано; голову низко не опускать. Клавиатура по высоте «смотрит в пояс». В противном случае надо применять самодельные подставки под корпус. Ноги плотно стоят на полу или самостоятельно сконструированной подставке (можно ставить ноги на коробку из-под обуви). За этим нужно неукоснительно  следить, так как ятки должны плотно опираться о пол. Во время занятий корпус может отклоняться вправо - влево, а вот  перемещаться по стулу не принято.

Самостоятельная работа является решающим фактором в освоении любой профессии. Профессия музыканта в этом смысле не только не является исключением, но и требует от ученика особого усердия и дополнительных усилий. Умелое распределение времени, его рациональное использование для ученика, занимающегося в средней общеобразовательной и музыкальной школах, имеет большое значение. Главные критерии оценки индивидуальной самостоятельной работы - это систематичность и продуктивность. Придерживаясь их, ученик экономит главное - ВРЕМЯ. И напротив, нарушение этих принципов ведет к его трате.

Самостоятельная работа учащегося - это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов. 1-й раздел - это самостоятельная работа ученика-пианиста непосредственно на уроке. 2-й раздел - домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны и их разграничение чисто условно. Чем интенсивнее самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним.

Подготовка к самостоятельной работе дома начинается еще на уроке. Преподаватель выбирает произведение, которое соответствует возможностям учащегося, его уровню, и, конечно, чтобы оно нравилось ребенку. Задача учителя - подобрать пьесы, близкие по духу ученику, вызывающие интерес и стремление их освоить, а также развивающее недостающие качества и умения.

Обязательно на уроке педагог проигрывает выбранную пьесу ученику, чтобы было понятно, как она должна звучать. Вместе с учащимся преподаватель составляет план, по которому ученик будет работать дома.

  1. Определяет тональность, размер, смотрим знаки и находим их на клавиатуре, какие используются приемы игры, динамика, находим образ.
  2. Делим на разделы, определяем - сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы.
  3. Определяем, в какой руке идет мелодическая линия, а в какой - аккомпанемент. Если это полифоническая пьеса - разбираем ее по голосам.
  4. Просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах.
  5. Просматриваем аппликатуру и выясняем ее удобство, если ее нет в нотах - ставим свою.
  6. Начинаем разбор каждой рукой отдельно со счетом вслух в медленном темпе, при этом, по-возможности, соблюдая штрихи и аппликатуру. Одним словом, после урока ученик должен четко представлять конкретность поставленных задач при самостоятельной работе дома, поочередность действий при работе дома над той или иной пьесой.

Теперь разберем - когда, как и с чего начинать выполнять домашнюю работу:

Опыт показывает, что лучше всего сесть за инструмент как можно быстрее после общения с преподавателем - так сказать, по свежим следам, а не специально перед уроком. В выходные дни целесообразно позаниматься перед завтраком – что-то вроде утренней гимнастики. В последнем случае количество времени не играет решающей роли: это может быть и час, и полчаса, и 15 минут.

В начале занятия нужно задать себе вопрос: «Для чего я сел за инструмент, и что я хочу получить в результате игры на нем?» Таким образом, необходимо определить конкретную цель занятия. По объему материала это должен быть разумный минимум, однако, стремление к совершенству исполнения – максимальным.

Никогда нельзя гонять пьесу от начала до конца, особенно на начальном этапе ее изучения, когда еще не осознаны ни форма, ни содержание произведения. Это пустая трата времени.

Нельзя играть то, что не понимаешь. Музыкальное произведение нужно собирать как конструкцию, по частям, предварительно оттачивая каждую деталь, осознавая ее роль и способ соединения с другими. При таком подходе совсем  не обязательно учить пьесу с первого такта, зачастую приходится отрабатывать отдельные эпизоды из середины или заключительной части. Главное - выполнить поставленную задачу!

Советы ученикам:

  1. Никогда не занимайтесь «из-под палки», ради того, чтобы удовлетворить желание родителей или угодить учителю. Играйте всегда для себя и тогда доставите удовольствие другим.
  2. Лучший контролер качества знаний - собственный слух, поэтому постоянно вслушивайтесь в то, что делаете за инструментом. Обязательно остановитесь и проверьте текст там, где он плохо и «грязно» звучит.
  3. Проявляйте выдумку в поиске различных способов отработки трудных мест.
  4.  Не гнушайтесь иногда прибегать к «зубрежке» (иногда это полезно), но только после тог, как материал осознан.
  5. Старайтесь не пропускать даже дня в своих занятиях, иначе потом придется наверстывать упущенное, а для этого нужно дополнительное время.
  6. Иногда полезно позаниматься не один раз в день, а несколько раз, но по «чуть-чуть».
  7. Если наступило время занятий, а вам этого так не хочется, попробуйте все-таки сесть за инструмент и заставить себя позаниматься хотя бы минут 10 – 15, и вы почувствуете, как начинаете втягиваться в процесс работы.

Советы родителям:

  1. Создайте ребенку необходимые условия для домашней работы (место и удобное время).
  2. Следите за режимом занятий. На первых порах родители могут напоминать ребенку о том, что наступило время занятий и следить за тем, чтобы ребенок действительно занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребенок должен сам помнить об этом.
  3.  В часы занятий следует соблюдать тишину, ничто не должно отвлекать ученика. Домашним необходимо помнить, что занятия музыкой требуют  большого внимания, которое нелегко выработать.
  4. Будьте в курсе процесса обучения, заглядывайте почаще в дневник, в записи учителя, и  ребенок поймет, что его труд вам не безразличен.
  5. Контролируйте не количество времени, которое провел ваш ребенок за инструментом, а конечный результат занятий (пусть он вам сыграет то, что выучил).
  6. В процессе игры ребенка реагируйте на качество звучания инструмента: поощряйте певучесть и согласованность в звучании и выражайте недовольство по поводу пустой «долбежки», да еще и грубым не певучим звуком.
  7. Никогда не говорите - «Плохо!». Говорите: «В общем-то, не плохо, но ты можешь лучше. Надо позаниматься еще немного».

                ЗАПОМНИТЕ: Музыканту-ученику, как и любому артисту, нужно только три вещи: 1-ая – ПОХВАЛА, 2-ая – ПОХВАЛА, 3-я – ПОХВАЛА!