Концертная и конкурсная деятельность как основная форма реализации одаренных детей

Бодягина Людмила Васильевна

Развитие одаренных детей -  одно из приоритетных направлений современного дополнительного образования. Каждый преподаватель, встречающийся в своей профессиональной деятельности с одаренным ребенком, старается максимально развить то, что дано ему природой, а также дать ему необходимый багаж знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertnaya_deyatelnost.docx21.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концертная и конкурсная деятельность как основная форма

реализации одаренных детей

Развитие одаренных детей -  одно из приоритетных направлений современного дополнительного образования. Каждый преподаватель, встречающийся в своей профессиональной деятельности с одаренным ребенком, старается максимально развить то, что дано ему природой, а также дать ему необходимый багаж знаний, умений и навыков.

Как известно, работа с детьми включает в себя несколько видов деятельности:

- образовательная;

- творческая;

- исполнительская;

- концертная.

Все эти виды тесно переплетены и взаимосвязаны и требуют от педагога-руководителя умения четко урегулировать смену видов деятельности, а также количество часов, отведенных в учебно-тематическом планировании  на каждый из вышеперечисленных видов деятельности.

Концертная деятельность - это своеобразный итог проведенной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, способный отразить как результаты проделанной работы, так и степень усвоения материала детьми. А в работе с одаренным ребенком это основной способ его творческой реализации, а также возможность получения реальной оценки ребенка зрителями, жюри.

В практике работы с талантливыми детьми (на примере нашей школы), как правило, приходится сталкиваться с тремя основными видами концертной деятельности:

  • - отчетные мероприятия:

- концерты класса,

 -академические концерты,

- тематические концерты.

- отчетные концерты

  • - конкурсы;
  • - выступления на открытых площадках (выездные мероприятия).

Все перечисленные виды имеют общие черты:

- дети выступают публично (в зале присутствуют родители, зрители, преподаватели);

- дети исполняют известный им и отрепетированный материал;

- для полного погружения  в состояние концерта дети одеты в концертные костюмы.

Все перечисленные факторы оказывают определенное влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей. Публичное выступление на концертной эстраде вызывает у детей особое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают радость от соприкосновения с миром образов музыкальных произведений, воплотителями которых они являются, и от ощущения себя настоящими артистами.

Но «концертное состояние» детей во время проведения мероприятий имеет массу «подводных камней», который преподаватель должен не только знать, но уметь управлять ими и направлять ребенка в «нужное русло».

Первые шаги в концертной деятельности все обучающиеся музыканты нашей школы делают на классных мероприятиях и академических концертах. Затем наиболее одаренные, либо те, кто прилагает больше усилий в переучивании произведений, выступают в школьных мероприятиях. Лишь немногие солисты попадают в состав отчетного концерта.

К отчетным мероприятиям, которые проводятся с периодичностью 1 раз в четверть или 1 раз в полугодие, подготовка ведется на протяжении определенного времени. За это время дети успевают овладеть концертным материалом. Эти мероприятия направлены на то, чтобы продемонстрировать уровень полученных детьми знаний, умений и навыков и степень владения детьми усвоенными знаниями, умениями и навыками. Как правило, зрителями на отчетных мероприятиях являются родители выступающих детей, а также руководители учреждения, где работает коллектив.

В концертах принимают участие  все обучающиеся дети. Выступления на отчетных мероприятиях являются для детей настоящим праздником. Дети чувствуют себя свободно, настоящими артистами, так как выступают на сцене, с которой успели познакомиться на репетициях. Действия детей четко определены, что позволяет детям расслабиться и полностью погрузиться в мир музыкальных образов исполняемых произведений.

Таким образом, проводимые отчетные мероприятия помогают преподавателям увидеть детей с новой стороны и определить пути дальнейшего развития ребенка.

Конкурс – мероприятие, порядок проведения которого определен положением о конкурсе. В положении отражены номинации, в которых проводится конкурсная деятельность, возраст участников, порядок проведения конкурса.

Для детей конкурс  это своеобразный стресс. Ребенок погружается в состояние повышенной нервной возбудимости и эмоциональности. Нередко у детей появляется страх перед выступлением. Перед оценкой жюри, неуверенность в собственном уровне. Ребенку может показаться, что выступления других участников конкурса сильнее и лучше их.

В эти моменты очень важна роль преподавателя и его умение настроить ребенка, избавить его от страхов и сомнений.

Самое главное  - психологическая подготовка к конкурсу и объяснение, что результат конкурса в его собственных руках. На репетициях перед конкурсом необходимо давать четкие указания и объяснения об обстановке, о помещении и т.д. Дети должны быть уверены в своих силах и том, что у них все получится. Таким образом, перед выступлением необходимо указывать детям на их плюсы и минусы и говорить о том, что приложенные ими усилия будут соответствовать результату конкурса. Они будут чувствовать себя увереннее и свободнее, можно также перенести ощущения от выступлений на отчетных мероприятиях на конкурсные выступления.

Объявление результата – самый волнительный момент. После оглашения результатов важно указать на «плюсы» и «минусы» выступления, чтобы в дальнейшем не повторять своих ошибок. Можно также посмотреть запись своего выступления и самостоятельно оценить его. Таким образом, конкурс требует усиленной работы преподавателя не только в плане усвоения учебного материала и работы над ним, но и в умении правильно настроить ребенка и урегулировать его психологическое и эмоциональное состояние.

С целью участия всех обучающихся музыкального отделения МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» с 2011 года проводится ежегодный школьный конкурс инструментальных ансамблей «Играем вместе». Игра в ансамбле позволяет всем, без исключения, почувствовать себя артистами. В конкурсе обучающийся может участвовать как с преподавателем, так и с одноклассниками, как в малых формах ансамблей, так и в крупных.

Для многих школьный конкурс является стартовой площадкой для развития одаренности обучающихся.

Если же говорить о выездных мероприятиях, то самая главная опасность при выступлениях – это неизвестная площадка, на которой нет возможности отрепетировать номер, а также количество зрителей. Эти условия могут способствовать невыполнению в полной мере  всего того, что было отрепетировано в классе. Преподавателю до выхода на сцену необходимо настроить ребенка на то, что все будет хорошо. Нужно объяснять, что необходимо получать удовольствие от исполнения. Отвлечь внимание от количества зрителей. Объяснять, что ошибки в время выступления не страшны, что необходимо не теряться и не привлекать внимание в тому что они сделали что-то не так. Нужно дать почувствовать детям собственную уверенность и знания дела.

Помимо обязательного эмоционального и  психологического  настроя перед выступлением. Преподаватель должен тщательно подбирать репертуар для выступлений. Во время выступлений важно особое внимание уделить техническим аспектам. Преподаватель обязан  позаботиться о том, чтобы техническая сторона не станет причиной расстройства ребенка и повлечет за собой неуверенность в собственных силах и нежелание заниматься. Особое внимание при подготовке к  выступлению следует уделить работе с микрофоном.

При выездных мероприятиях и конкурсных выступлениях техническое оснащение и особенности акустики могут способствовать тому, что звук будет значительно отличаться от того, к которому ребенок привык. В таких случаях, основная задача во время подготовки к конкурсам и выездным мероприятиях научить ребенка запоминать и сохранять ощущение игры «как в классе». По возможности можно исполнять программы выступлений в разных помещениях, чтобы сконцентрировать  во время таких репетиций внимание ребенка на его внутренних ощущениях.

Таким образом, успешные концертные выступления, положительно сказываются в дальнейшем на музыкальном развитии ребенка, его детские впечатления приносят ему положительные эмоции.

Обучающиеся, которые успешно выступают на различных конкурсах заносятся в реестр для одаренных детей. В дальнейшем, эти обучающиеся успешно становятся районными и окружными стипендиатами.

Наименование конкурса

Дата подачи документов

Виды конкурсов

Уровень конкурсов

Номинации выступлений

Дополнительная информация

Районные конкурсы для одаренных детей

Стипендиат имени Петра Бахлыкова

май

Очные, заочные

Районные, окружные, всероссийские, международные

Соло, ансамбли

Концерты, заметки, статьи

Лидер

ноябрь

Очные, заочные

Школьные, поселковые, районные, окружные, всероссийские, международные

Соло, ансамбли

Окружные конкурсы для одаренных детей

Премия Губернатора творчески одаренным обучающимся

май

Очные

Всероссийские, международные

Соло, ансамбли

Всероссийские конкурсы для одаренных детей

 

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:

- родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

- родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.

- родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

- и наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки, и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших детей.

Работа с одаренными детьми трудна, но интересна и богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая творческая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к самосовершенствованию и саморазвитию в искусстве, развивает творческие способности и желание проявлять их в различных видах творческой деятельности.

И в заключение, хочу сказать, что хорошо организованная концертно-конкурсная деятельность способствует развитию одаренности учащихся, рождает интерес к публичным выступлениям, стимулирует учащихся продолжать достигать новые высоты в обучении.