Концертная и конкурсная деятельность как основная форма реализации одаренных детей
Развитие одаренных детей - одно из приоритетных направлений современного дополнительного образования. Каждый преподаватель, встречающийся в своей профессиональной деятельности с одаренным ребенком, старается максимально развить то, что дано ему природой, а также дать ему необходимый багаж знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsertnaya_deyatelnost.docx | 21.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Концертная и конкурсная деятельность как основная форма
реализации одаренных детей
Развитие одаренных детей - одно из приоритетных направлений современного дополнительного образования. Каждый преподаватель, встречающийся в своей профессиональной деятельности с одаренным ребенком, старается максимально развить то, что дано ему природой, а также дать ему необходимый багаж знаний, умений и навыков.
Как известно, работа с детьми включает в себя несколько видов деятельности:
- образовательная;
- творческая;
- исполнительская;
- концертная.
Все эти виды тесно переплетены и взаимосвязаны и требуют от педагога-руководителя умения четко урегулировать смену видов деятельности, а также количество часов, отведенных в учебно-тематическом планировании на каждый из вышеперечисленных видов деятельности.
Концертная деятельность - это своеобразный итог проведенной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, способный отразить как результаты проделанной работы, так и степень усвоения материала детьми. А в работе с одаренным ребенком это основной способ его творческой реализации, а также возможность получения реальной оценки ребенка зрителями, жюри.
В практике работы с талантливыми детьми (на примере нашей школы), как правило, приходится сталкиваться с тремя основными видами концертной деятельности:
- - отчетные мероприятия:
- концерты класса,
-академические концерты,
- тематические концерты.
- отчетные концерты
- - конкурсы;
- - выступления на открытых площадках (выездные мероприятия).
Все перечисленные виды имеют общие черты:
- дети выступают публично (в зале присутствуют родители, зрители, преподаватели);
- дети исполняют известный им и отрепетированный материал;
- для полного погружения в состояние концерта дети одеты в концертные костюмы.
Все перечисленные факторы оказывают определенное влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей. Публичное выступление на концертной эстраде вызывает у детей особое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают радость от соприкосновения с миром образов музыкальных произведений, воплотителями которых они являются, и от ощущения себя настоящими артистами.
Но «концертное состояние» детей во время проведения мероприятий имеет массу «подводных камней», который преподаватель должен не только знать, но уметь управлять ими и направлять ребенка в «нужное русло».
Первые шаги в концертной деятельности все обучающиеся музыканты нашей школы делают на классных мероприятиях и академических концертах. Затем наиболее одаренные, либо те, кто прилагает больше усилий в переучивании произведений, выступают в школьных мероприятиях. Лишь немногие солисты попадают в состав отчетного концерта.
К отчетным мероприятиям, которые проводятся с периодичностью 1 раз в четверть или 1 раз в полугодие, подготовка ведется на протяжении определенного времени. За это время дети успевают овладеть концертным материалом. Эти мероприятия направлены на то, чтобы продемонстрировать уровень полученных детьми знаний, умений и навыков и степень владения детьми усвоенными знаниями, умениями и навыками. Как правило, зрителями на отчетных мероприятиях являются родители выступающих детей, а также руководители учреждения, где работает коллектив.
В концертах принимают участие все обучающиеся дети. Выступления на отчетных мероприятиях являются для детей настоящим праздником. Дети чувствуют себя свободно, настоящими артистами, так как выступают на сцене, с которой успели познакомиться на репетициях. Действия детей четко определены, что позволяет детям расслабиться и полностью погрузиться в мир музыкальных образов исполняемых произведений.
Таким образом, проводимые отчетные мероприятия помогают преподавателям увидеть детей с новой стороны и определить пути дальнейшего развития ребенка.
Конкурс – мероприятие, порядок проведения которого определен положением о конкурсе. В положении отражены номинации, в которых проводится конкурсная деятельность, возраст участников, порядок проведения конкурса.
Для детей конкурс это своеобразный стресс. Ребенок погружается в состояние повышенной нервной возбудимости и эмоциональности. Нередко у детей появляется страх перед выступлением. Перед оценкой жюри, неуверенность в собственном уровне. Ребенку может показаться, что выступления других участников конкурса сильнее и лучше их.
В эти моменты очень важна роль преподавателя и его умение настроить ребенка, избавить его от страхов и сомнений.
Самое главное - психологическая подготовка к конкурсу и объяснение, что результат конкурса в его собственных руках. На репетициях перед конкурсом необходимо давать четкие указания и объяснения об обстановке, о помещении и т.д. Дети должны быть уверены в своих силах и том, что у них все получится. Таким образом, перед выступлением необходимо указывать детям на их плюсы и минусы и говорить о том, что приложенные ими усилия будут соответствовать результату конкурса. Они будут чувствовать себя увереннее и свободнее, можно также перенести ощущения от выступлений на отчетных мероприятиях на конкурсные выступления.
Объявление результата – самый волнительный момент. После оглашения результатов важно указать на «плюсы» и «минусы» выступления, чтобы в дальнейшем не повторять своих ошибок. Можно также посмотреть запись своего выступления и самостоятельно оценить его. Таким образом, конкурс требует усиленной работы преподавателя не только в плане усвоения учебного материала и работы над ним, но и в умении правильно настроить ребенка и урегулировать его психологическое и эмоциональное состояние.
С целью участия всех обучающихся музыкального отделения МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» с 2011 года проводится ежегодный школьный конкурс инструментальных ансамблей «Играем вместе». Игра в ансамбле позволяет всем, без исключения, почувствовать себя артистами. В конкурсе обучающийся может участвовать как с преподавателем, так и с одноклассниками, как в малых формах ансамблей, так и в крупных.
Для многих школьный конкурс является стартовой площадкой для развития одаренности обучающихся.
Если же говорить о выездных мероприятиях, то самая главная опасность при выступлениях – это неизвестная площадка, на которой нет возможности отрепетировать номер, а также количество зрителей. Эти условия могут способствовать невыполнению в полной мере всего того, что было отрепетировано в классе. Преподавателю до выхода на сцену необходимо настроить ребенка на то, что все будет хорошо. Нужно объяснять, что необходимо получать удовольствие от исполнения. Отвлечь внимание от количества зрителей. Объяснять, что ошибки в время выступления не страшны, что необходимо не теряться и не привлекать внимание в тому что они сделали что-то не так. Нужно дать почувствовать детям собственную уверенность и знания дела.
Помимо обязательного эмоционального и психологического настроя перед выступлением. Преподаватель должен тщательно подбирать репертуар для выступлений. Во время выступлений важно особое внимание уделить техническим аспектам. Преподаватель обязан позаботиться о том, чтобы техническая сторона не станет причиной расстройства ребенка и повлечет за собой неуверенность в собственных силах и нежелание заниматься. Особое внимание при подготовке к выступлению следует уделить работе с микрофоном.
При выездных мероприятиях и конкурсных выступлениях техническое оснащение и особенности акустики могут способствовать тому, что звук будет значительно отличаться от того, к которому ребенок привык. В таких случаях, основная задача во время подготовки к конкурсам и выездным мероприятиях научить ребенка запоминать и сохранять ощущение игры «как в классе». По возможности можно исполнять программы выступлений в разных помещениях, чтобы сконцентрировать во время таких репетиций внимание ребенка на его внутренних ощущениях.
Таким образом, успешные концертные выступления, положительно сказываются в дальнейшем на музыкальном развитии ребенка, его детские впечатления приносят ему положительные эмоции.
Обучающиеся, которые успешно выступают на различных конкурсах заносятся в реестр для одаренных детей. В дальнейшем, эти обучающиеся успешно становятся районными и окружными стипендиатами.
Наименование конкурса | Дата подачи документов | Виды конкурсов | Уровень конкурсов | Номинации выступлений | Дополнительная информация |
Районные конкурсы для одаренных детей | |||||
Стипендиат имени Петра Бахлыкова | май | Очные, заочные | Районные, окружные, всероссийские, международные | Соло, ансамбли | Концерты, заметки, статьи |
Лидер | ноябрь | Очные, заочные | Школьные, поселковые, районные, окружные, всероссийские, международные | Соло, ансамбли | |
Окружные конкурсы для одаренных детей | |||||
Премия Губернатора творчески одаренным обучающимся | май | Очные | Всероссийские, международные | Соло, ансамбли | |
Всероссийские конкурсы для одаренных детей | |||||
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:
- родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.
- родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.
- родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.
- и наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки, и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших детей.
Работа с одаренными детьми трудна, но интересна и богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая творческая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к самосовершенствованию и саморазвитию в искусстве, развивает творческие способности и желание проявлять их в различных видах творческой деятельности.
И в заключение, хочу сказать, что хорошо организованная концертно-конкурсная деятельность способствует развитию одаренности учащихся, рождает интерес к публичным выступлениям, стимулирует учащихся продолжать достигать новые высоты в обучении.