Народно-инструментальное творчество в системе дополнительного образования как фактор воспитания детей и молодежи
В статье рассматривается уникальность народно-инструментального творчества, явления, ставшего символом русской культуры. В системе дополнительного образования народные инструменты занимают важное место, поскольку способствуют воспитанию личности учащегося. Показаны особенности, повлиявшие на развитие народно-инструментального творчества в России, описаны аспекты и психофизиологические факторы, позволяющие всмотреться в суть народно-инструментального творчества, оценить глубину и важность его существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodno-instrumentalnoe_tvorchestvo_kak_faktor_vospitaniya_-_kopiya.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Народно-инструментальное творчество в системе дополнительного образования как фактор воспитания детей и молодежи
Народно-инструментальное творчество занимает прочное место в системе обучения учащихся в различных учебных заведениях, выступает в роли общенационального объединяющего звена, вносит значительный вклад в музыкальную культуру России. Благодаря демократичности и доступности жанра, народные инструменты пользуются большой популярностью у широкой аудитории, являются действенной формой нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
Основная цель народно-инструментального творчества - формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов, приобщение большего количества детей и молодежи к национальной музыкальной культуре.
Огромный воспитательный потенциал заложен в традиции народной музыкальной инструментальной культуры. Пренебрегать этим культурным достоянием своего народа непозволительно.
Основная задача состоит в просветительской деятельности, знакомстве слушателей с лучшими образцами мировой классики: русской и зарубежной, произведениями современных композиторов, лучшими пластами русского мелоса.
Энциклопедический музыкальный словарь определяет народные инструменты как инструменты, «распространенные в народной музыкальной практике» [2].
Народные инструменты отвечают одновременно запросам массово-бытовой национальной культуры и высоким достижениям профессионально-академической культуры. Их одновременное и взаимосвязанное функционирование имеет особую значимость для общества, усиливает социальную составляющую народности инструмента.
На развитие народно-инструментального творчества в Россиии повлияли следующие особенности:
1. Господство крепостного права, отразившегося в низком уровне грамотности населения;
2. Опора православия на хоровое искусство и недостаточное внимание к искусству инструментальному. Православие не приняло инструментализма в Храм, так как голос человека рассматривался как самодостаточный;
3. Противопоставление просвещенных слоев общества и народа.
В XIX веке существовавшие гармоники, «инструменты пьяных ямщиков и влюбленных дворников» [4, с.32], были незаменимы в организации досуга. Так любимый в низах общества – в лакейской или дворницкой, в руках извозчика или сапожника, народный инструмент был недопустим в любой великосветской сфере, в «благородном» обществе.
Постепенное повышение уровня культуры музыкальных деятелей, самих исполнителей (причиной тому была Октябрьская революция 1917 года), способствовало зарождению профессионального музыкального образования, организации учебных заведений, конкурсов, что в результате привело к совершенствованию народного инструментализма в целом.
Народно-инструментальное исполнительство представляет собой комплексную систему в формировании и развитии личности, в которой можно выделить основные аспекты:
I: Установка на обучение под руководством педагога. Обучение под руководством педагога в учебном заведении проходит с использованием различных методов и приемов. Помня известное древнегреческое изречение о том, что «ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь», необходимо постоянно активизировать интерес детей и молодежи к данному виду творчества.
II: Исполнительский рост в игре на народных инструментах. Психофизиологи давно доказали, что чем больше органов чувств участвует в обучении чему-либо, тем это обучение продуктивно. Когда в постижении музыкального произведения участвует не только слух, но также и собственные мускулы, моторика в целом, визуальные и тактильные ощущения — музыкальное воспитание становится несравненно действеннее.
Если неискушенный в музыкальной классике учащийся с помощью игры на инструменте войдет в эмоциональный мир исполняемого произведения, к примеру, поначалу миниатюрной пьесы П.И.Чайковского или В.Моцарта — у него возникнет желание входить в этот мир и в дальнейшем. Только тогда появляется основание, что он не выключит радио при восприятии и более сложного произведения, станет приобретать записи музыкальной классики, посещать концерты классической музыки.
III: Подбор выскокохудожественного, но вместе с тем доступного для восприятия репертуара. Коммуникабельность учащегося-музыканта, умение ввести слушателя в мир образов увлекательным вступительным словом, беседой, найти путь эмоционального контакта — помогает в воздействии музыканта как на отдельного человека, так и на общество в целом.
Играющий на народном инструменте координирует действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений, волевых усилий и.т.п. Именно это разнообразие психофизических действий, выполняемых музыкантом в процессе игры, и определяет сложность музыкально-исполнительской техники.
Основным условием в игре на инструменте необходимо отметить главенство музыкально-слуховых представлений, опережающих двигательные.
Б.М.Теплов писал: «У лиц с высоко развитым внутренним слухом имеет место не возникновение слуховых представлений после зрительного восприятия, а непосредственное «слышание глазами», превращение восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом» [9, с.94|].
Таким же образом осуществляется последовательность музыкально-слуховые представления – осязательно-двигательные. Внутреннее слышание, представление реального звучания предопределяет соответствующие представления движений исполнительского аппарата. При правильно сформированной последовательности и связи всех видов восприятий и представлений, движения исполнительского аппарата не контролируются сознанием, руки становятся «слышащими».
Трудно переоценить в исполнительстве и роль эмоций. Не вдаваясь в физиологическую характеристику эмоций, которая чрезвычайно сложна и еще мало изучена, можно лишь сказать, что они связаны с физиологическими процессами, реализующимися в основном в подкорковых центрах головного мозга. Эмоции трудно поддаются управлению, но благодаря тому, что процесс этот связан с деятельностью коры головного мозга, человек с помощью сознания и воли в состоянии овладеть этими эмоциями. Со своей стороны, эмоции оказывают сильное влияние на мозговые центры, вовлекая и активизируя деятельность многих систем организма, в том числе слуховые, зрительные и двигательные представления. Все это способствует возникновению в коре больших полушарий состояния вдохновения.
К.С.Станиславский писал: «… без подсознательного творчества нашей душевной и органической природы игра артиста рассудочна, фальшива, условна, суха, безжизненна, формальна. Старайтесь же открыть на сцене широкий доступ творческому подсознанию!» [8, с.355].
«Выудить эмоции из подсознания» - вот задача для исполнителя на публике. Музыкант, чутко реагирующий на выразительность музыкальной интонации, привыкший слушать свой «внутренний голос», стремится выразить свое слышание в игре на инструменте. В этот момент процесс интонирования художественно-ценного музыкального материала увлекает сам по себе: «логическое развертывание музыки влечет слух» [1, с. 235].
«Для произвольного воспроизведения эмоций, - считал К.С.Станиславский, - необходимо создание сценического самочувствия, того состояния, которое сопровождает артиста при выступлении. На этом фоне действия артиста и сопровождающие его условия (само исполнение, присутствие публики, концертный зал и.т.п.), все раздражители внешней и внутренней среды способны стать «катализаторами» сценического переживания, выступить в качестве толчка эмоциональных реакций» [7, с.96].
В неразрывной связи со всеми уже перечисленными психофизиологическими процессами организма музыканта находятся внимание, воображение, память, мышление, воля.
Возбуждение стимулирует эмоции, с представлениями связана память, которая сохраняет и воспроизводит то, что воспринималось раньше.
Внимание и воля, развиваясь во взаимодействии со всеми психическими процессами, играют большую роль в воспитании музыканта, в совершенствовании исполнительского искусства.
Значение мышления в деятельности исполнителя очень ярко отражено в словах Г.Г.Нейгауза: «Тот, кто только переживает искусство, остается навсегда лишь любителем, кто размышляет о нем, будет исследователем-музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы: живейшего восприятия и соображения» [5, с.197].
Так, процесс творчества является продуктом сознания исполнителя. Объективная интонационность музыки сочетается с напряженностью мыслительной, эмоциональной, волевой, которая зависит исключительно от искусства музыканта.
К настояющему времени народно-инструментельное творчество достигает такого расцвета, о котором можно было только мечтать во времена его возникновения.
Благодаря именам таких просветителей как Н.И.Белобородов и В.В.Андреев, заложившими основы народно-инструментального творчества, ставшими важными подвижниками в осуществлении просветительских задач российского общества, современное народно-инструментальное творчество продолжает традиции, связанные с приобщением широких масс к активному усвоению как высокохудожественных образцов народной песенности, так и богатства классического музыкального наследия.
Если до 90-х годов существовало всего четыре профессиональных народных оркестра в России, с 1991 по 2000 годы создано более пятидесяти, то к настоящему времени насчитывается около восьмидесяти народных оркестра.
Помимо организации различных коллективов, стоит отметить и другие факторы, подтверждающие эффективность функционирования народно-инструментального творчества в современном мире:
- Музыкальные инструменты сконструированы по новейшим технологиям, что позволяет расширять арсенал исполнительских возможностей, обогащать репертуар;
- Концерты на народных инструментах являют собой не только высокий уровень исполнительства, но и сопровождаются интересными, профессиональными «рассказами» в представляемой области музыки;
- Творческие конкурсы и состязания организованы по всей стране и во всем мире таким образом, что создает для учащегося огромные возможности реализовать свои таланты, развивать в себе личностные, человеческие качества, помогающие в повседневной жизни;
- Научно-методическая литература также накопила в себе целый пласт открытий, которые помогают педагогам и учащимся постигать многогранный мир музыки.
Обозначим планируемые результаты в реализации целей и задач народно-инструментального творчества:
- Формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи;
- Воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов детей и молодежи;
- Накопление знаний в области истории народных инструментов, композиторского и исполнительского творчества;
- Активная сольная деятельность учащихся, игра в ансамбле или оркестре;
- Сохранение традиций в исполнительстве и педагогике с целесообразностью внедрения инноваций;
- Приобщение большего количества людей к национальной музыкальной культуре.
Основные этапы-компоненты реализации задач воспитания в системе дополнительного образования (на примере программы, рассчитанной на 5 лет обучения) включают в себя:
1. Индивидуальный подход к учащемуся. Ориентировочный срок реализации: от одного месяца до одного года;
2. Воспитание собственным примером педагога. Срок реализации: с первого дня знакомства до окончания обучения учащегося;
3. Воспитание с помощью родителей. Срок реализации: от одного месяца до пяти лет;
4.Воспитание с помощью лучших образцов сольного и оркестрового искусства. Срок реализации: от трех месяцев до пяти лет.
Таким образом, народно-инструментальное творчество представляет собой живое, развивающееся явление в системе музыкального образования и воспитания. Использование образовательных спектров данного вида творчества создает огромный пласт методов и приемов для развития детей и молодежи, формирования генетического кода нации.
Но было бы ошибкой рассматривать современное его состояние как некий окончательный итог в эволюции жанра. Возможности народных инструментов сегодня чрезвычайно велики, но они еще более возрастут, если будет проведена работа, направленная на поддержку и активизацию народно-инструментальной деятельности.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. – Л., 1971
2. Большая Советская Энциклопедия.www.slovari yandex.ru
3. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов и уч-щ. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2018
4. Мирек А.М. …и звучит гармоника. - М.: Советский композитор, 1979
5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. - М., 1988
6. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. - М., 1994
7. Симонов П. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций.- М., 1969
8. Станиславский К. С. ПСС I-II. - М., 1954
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Том 1. - М. -Л., 1947