Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Путь к музыке"
Направленность программы
Направленность программы «Путь к музыке» является:
- по содержанию – художественная;
- по функциональному предназначению – учебно-познавательная, досуговая;
- по форме организации – кружковой;
- по времени реализации – трехгодичной.
Предполагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апраксиной, Ю.Алиева и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В связи с этим предполагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим программам.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки РФ № 196 от 09.11.2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей», Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и другими документами, регулирующими образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Путь к музыке" | 311.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Музыка дорога нам потому,
Что является наиболее глубоким
Выражением души, гармоническим
Отзвуком ее радостей и скорбей.
Ромен Роллан
Направленность программы
Направленность программы «Путь к музыке» является:
- по содержанию – художественная;
- по функциональному предназначению – учебно-познавательная, досуговая;
- по форме организации – кружковой;
- по времени реализации – трехгодичной.
Предполагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апраксиной, Ю.Алиева и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В связи с этим предполагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим программам.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки РФ № 196 от 09.11.2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей», Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и другими документами, регулирующими образовательный процесс.
Актуальность
Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека.
- Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять.
- Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
Эти проблемы стали мотивом разработки программы.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Данная программа строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.
Отличительные особенности
данной образовательной программы от уже существующих в данной области заключаются в том, что программа предполагает комплексность преподавания: естественную взаимосвязь музыки, речи, движения, изобразительного искусства. Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующих единому процессу постижения окружающего мира в его целостности.
В процессе занятий с детьми используются:
а) методы:
-словесные методы - рассказ, беседа, объяснение;
-наглядные методы - слуховой (слушание музыки в записи или исполнении учителя) -зрительный (иллюстрации, портреты, графические изображения),
-двигательный (изображение характера мелодии при помощи различных движений);
-практический метод – вокальные упражнения.
б) формы: кружковое занятие, беседы, лекции, семинары, концерты, недели, встречи, экскурсии, вечера.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 17 лет. Дети этого возраста способны выполнять предлагаемые задания, творчески подходить к исполнению песен.
Дети этого возраста должны обладать необходимыми вокальными и музыкальными данными, иметь здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявлять интерес к пению.
Вся работа педагога строится с учетом того, что мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость.
Разновозрастной состав группы вносит яркий колорит в работу, разные голосовые возможности предполагают исполнение разнообразных по содержанию и сложности песен.
Объем и сроки реализации
Программа рассчитана на три года обучения.
1 год – 144 часа в год (4 часа в неделю), 2 занятия в неделю. Стартовый уровень.
2 год – 144 часа в год (4 часа в неделю), 2 занятия в неделю. Базовый уровень.
3 год – 144 часа в год (4 часа в неделю), 2 занятия в неделю. Углубленный уровень.
Для занятий отведен учебный класс.
Формы обучения
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы постоянный, занятия групповые.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть предусматривает использование полученных знаний при работе над песней, при исполнении музыкального материала.
В работе используются следующие формы занятий: беседа, практические занятия, учебно-тренировочные занятия, занятие постановка, репетиция, творческая встреча, представление, концерт, праздник, творческий отчет, выездное занятие, заключительное занятие.
Содержание курса объединено в 5 тематических блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу: Организационный блок; Пение учебно-тренировочного материала; Вокальная работа; Мероприятия воспитательно-познавательного характера; Итоговый блок.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий.
Цели программы
Духовно-нравственное воспитание учащихся, их музыкально-творческое развитие в процессе вокально-хоровой деятельности.
Задачи
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие
задачи:
Образовательные (предметные):
- развить детский голосовой аппарат, правильное певческое дыхание;
- укрепить мышечную систему гортани в мутационный период;
- развить музыкальные способности, музыкальный слух;
- развить певческий голос;
- сообщить знания и сформировать умения в музыкальной области, в том числе, нотной грамоты.
-научить пользоваться различными техническими средствами, справочной и специальной музыковедческой литературой при самостоятельном знакомстве с музыкой.
Личностные - формировать общественную активность личности, гражданские позиции, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
-развить эмоциональную сферу ребенка,
- воспитать музыкально-эстетический вкус,
- интерес и любовь к высокохудожественной музыке.
Метапредметные задачи:
- привить желание слушать и исполнять ее;
- приобщить к народной, классической и современной песне;
- привить интерес и любовь к пению, хоровому исполнению.
-развить самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
-сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
- развить умение вступать и вести диалог.
Учебно-тематический план
1 год обучения.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | Теоретич. | Практич | |||
1 | Организационное занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Анкетирование |
2 | Пение учебно-тренировочного материала По 15 минут | 24 | 1 | 23 | Исполнение вокальных упражнений |
3 | Вокальная работа | 74 | - | 74 | Педагогическое наблюдение. Сдача вокальных партий |
4 | Мероприятия воспитательного характера (5 мероприятий) | 10 | - | 10 | Открытое занятие. Творческий отчет. Концерт. |
5 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Анкетирование |
6 | Итого | 144 | 3 | 141 |
Учебно-тематический план
2 год обучения.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | Теоретич. | Практич | |||
1 | Организационное занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Анкетирование |
2 | Пение учебно-тренировочного материала По 15 минут | 24 | 1 | 23 | Исполнение вокальных упражнений |
3 | Вокальная работа | 106 | - | 106 | Педагогическое наблюдение. Сдача вокальных партий |
4 | Мероприятия воспитательного характера (5 мероприятий) | 10 | - | 10 | Открытое занятие. Творческий отчет. Концерт. |
5 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Анкетирование |
6 | Итого | 144 | 3 | 141 |
Учебно-тематический план
3 год обучения.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | Теоретич. | Практич | |||
1 | Организационное занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Анкетирование |
2 | Пение учебно-тренировочного материала По 15 минут | 24 | 1 | 23 | Исполнение вокальных упражнений |
3 | Вокальная работа | 106 | - | 106 | Педагогическое наблюдение. Сдача вокальных партий |
4 | Мероприятия воспитательного характера (5 мероприятий) | 10 | - | 10 | Открытое занятие. Творческий отчет. Концерт. |
5 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Тестирование Анкетирование |
6 | Итого | 144 | 3 | 141 |
Основная часть
1 год обучения (144 часа – 72 занятия)
№ темы | Назван. темы | № занятия | содержание | Наглядные средства обучения, инстр - ты | Прогнозируемый результат обучения | |
1 | Орг. занятие | 1 | На этом занятии утверждается список детей, которые посещают кружок. Если есть вновь прибывшие – знакомство с ними. После этого с ребятами проводится инструктаж по ТБ , ОТ, а также знакомство с правилами дорожного движения. Далее руководитель кружка дает краткие сведения об истории музыкального искусства, что оно изучает. После этого учитель рассказывается о целях и задачах, уже конкретно, данного кружка, постепенно переходя к знакомству с планом и содержанием работы на предстоящий учебный год. Во второй половине занятия (практическая часть) учитель посредством распевок, детских песен, известных детям, определяет голосовые данные ( диапазон, силу звука, дыхание, дикцию) каждого ребенка. |
| Учащиеся должны понять значимость кружка в развитии у них музыкальных знаний и умений. В процессе знакомства с планом обучения ребята точно должны усвоить, что им необходимо для работы ( тетрадь для записей, нотная тетрадь, ручка, карандаш, ластик, фломастеры). По итогам практической части учащиеся должны запомнить название голоса, которым они обладают, и понимать разницу между голосами разных партий. К концу занятия они должны запомнить 1-2 попевки. | |
2 | Пение учебно- тренировочного материала. 15 мин в начале каждого занятия | с 1 по 72 | Пение учебно-тренировочного материала включает в себя распевание и вокальные упражнения, в процессе которых происходит разогрев и подготовка голосового аппарата к пению. Распевание производится в начале каждого занятия в течении 15 минут. На протяжении всех занятий должны быть изучены различные по содержанию, характеру, трудности попевки и вокальные упражнения. В процессе разучивания нового упражнения перед учащимися должны быть раскрыты роль и необходимость этого упражнения. Перед тем как начать работу над песнями проводится физиологическая подготовка «разогрев» голосовых связок учащихся. Это осуществляется с помощью распевания и вокальных упражнений. Распевание - это раздел занятий, в процессе которого формируются основные вокально- технические навыки (дыхание, атака звука, певческая артикуляция, дикция) Вокальные упражнения – это многоголосные повторные, специально организованные, вокальные действия. Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминающимися. При разучивании вокальных упражнений необходимо образное, доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребенка. В качестве распевания используются попевки, т.е. фрагменты народных и детских песен. попевки, обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и исполняются в виде секвенции по полутонам вверх или вниз. |
| Первое, что должны усвоить учащиеся, что распевание это важная часть в пении, не «разогретый» голосовой аппарат физиологически слаб в вокальной работе. В процессе изучения разных попевок и упражнений дети должны усвоить следующие сведения:
| |
3 | Вокальная работа | 1, 72 | Перед тем, как начать работу по пению, необходимо провести учет музыкально-вокальных данных каждого ребенка, т.е. определить диапазон его голоса, музыкальный слух, память, чувство ритма. Каждый ребенок исполняет куплет знакомый ему песни. Практика работа показывает, что учитель должен объяснить ученику, что ему не удается и почему, вызвать интерес к пению, развивать уверенность в своих силах и помочь достигнуть нужных результатов. Пение народной песни является неотъемлемой частью занятий, т.к. она несет с собой огромное воспитательное значение. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу, его историческому прошлому. Современные детские песни по своему содержанию и музыке отличаются от народных песен, но цели и задачи, которые стоят при разучивании этих песен те же. На протяжении всех вокальных занятий формируются вокальные навыки, музыкальный слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость на музыку. На занятиях осуществляется обучение правильному звукообразованию, спокойному вдоху, пению естественным, звонким звуком, правильному формированию звуков. На этих занятиях дети учатся слушать себя и своих товарищей при пении. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиться выразительного художественного исполнения. |
| Формирование вокальных данных4; правильного звукообразования; вдоха. Умение слушать себя и товарищей при пении. Умение выразительно, художественно исполнять песни разного характера и содержания. | |
4 | Мероприятия воспитательного Характера (Являются традиционными и ежегодными. Названия и разработки сценариев могут при необходимости меняться) | 9 24 35 50 71 | Тема «Всемирный день музыки». Международный день музыки учреждён 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки был Дмитрий Шостакович, композитор 20 века. «Музыка осени» Общий праздничный концерт для родителей. ____________________________________________ «Музыка зимы». Исполнение Новогодних песен ( в виде концерта). Проведение игр, конкурсов. Праздничное чаепитие. «Музыка весны» Исполнение песен о весне, о женщине, использование праздничных игр. «Наши музыкальные достижения» В виде викторины с различными видами опроса (на усмотрение руководителя), в процессе которых ребята отвечают на вопросы, поют песни, решают ребусы, кроссворды. |
| Сплочение коллектива. Расширяет кругозор, увеличивает знание песен. Прививает интерес к музыке. Воспитание эстетического вкуса. Сплочение коллектива. Выработка артистических способностей. Воспитание эстетических качеств; проверка знаний. Развитие смекалки, находчивости. Сплочение коллектива. Выработка артистических способностей. Сплочение коллектива. Выработка артистических способностей. Демонстрация своих достижений. | |
5 | Итоговое занятие | 72 | На этом занятии подводиться итог всей работе, проделанной за весь учебный год. Занятие делиться на 2 части: 1 – теоретическая – в этой части занятия проходит проверка всех теоретических знаний в форме викторины. 2- практическая - в этой части занятия исполняются песни, выученные за год, по желанию детей. |
| Обобщение и проверка знаний учебного материала изученного за 1 год обучения. Лучших учащихся можно наградить похвальными листами и памятными призами. | |
Основная часть II год обучения – 144 часа – 72 занятия | ||||||
1 | Организацион- Ное занятие | 1 | Проведение инструктажа по ТБ и ПБ; повторение правил дорожного движения. Утверждение списков учащихся. Знакомство с паном работы на год. Исполнение уже знакомых песен по выбору учителя и учащихся. |
| Усвоение правил дорожного движения, ТБ и ПБ Повторение песен; утверждение партии голоса. | |
2 | Пение учебно- Тренировочного материала | 1-72 | Распевание проводится в начале каждого занятия в течение 15 минут. Должны быть разучены различные по содержанию и степени трудности попевки и вокальные упражнения. |
| «Разогрев» голосового аппарата перед пением. Получение знаний о том, как правильно петь. | |
3 | Вокальная работа | 1-72 | Изучение детских народных, современных песен. Пение и анализ этих песен. Беседы об их содержании, характере. |
| Формирование у учащихся вокальных данных. Увеличение песенного запаса, знаний о вокальной музыки. Дети получают возможность проявить себя в качестве исполнителей. | |
4 | Мероприятия воспитательного характера (Являются традиционными и ежегодными. Названия и разработки мероприятий могут при необходимости меняться) | 9 24 33 50 71 | Всемирный день музыки. Ежегодное традиционное мероприятие, призванное рассказать об истории возникновения праздника и его значении в истории музыки. «Музыка осени» Общий праздничный концерт для родителей. «Музыка зимы». Праздничная игровая программа. - исполнение новогодних песен, - проведение игр, конкурсов, - вручение призов. «Музыка весны» Исполнение песен о весне, о женщине, использование праздничных игр. «Наши музыкальные достижения» В виде викторины с различными видами опроса (на усмотрение руководителя), в процессе которых ребята отвечают на вопросы, поют песни, решают ребусы, кроссворды. |
| Сплочение коллектива. Привитие высокохудожественных эстетических качеств. Сплочение детей и родителей. Пополнение песенного запаса. Развитие вокальных и артистических способностей. Демонстрация своих достижений. | |
5 | Итоговое занятие | 72 |
|
| Обобщение материала пройденного за 2 год обучения. Подведение итогов этого года. | |
Основная часть III год обучения – 144 часа – 72 занятия. | ||||||
1 | Организационное занятие | 1 | Проведение инструктажа по ТБ и ПБ, повторение правил дорожного движения. Утверждение списков учащихся. Знакомство с планом работы на год. Исполнение уже знакомых песен по выбору учащихся. |
| Усвоение правил дорожного движения, ТБ и ПБ. Повторение песен, проверка голосовых данных. | |
2 | Пение учебно- Тренировочного материала | 1-72 | Распевание проводится в начале каждого занятия в течение 15 минут. Должны быть разучены различные по содержанию и степени трудности попевки и вокальные упражнения. |
| «Разогрев» голосового аппарата перед пением. Получение и закрепление знаний о том, как правильно петь. | |
3 | Вокальная работа. | 1-72 | Изучение детских, народных, современных песен. Беседа о содержании и характере песни проводится при разучивании песни. |
| Формирование у учащихся вокальных данных. Расширение песенного запаса, знаний о вокальной музыке. Развитие артистических способностей. Привитие эстетического вкуса. | |
4 | Мероприятия Воспитательного Характера. Являются традиционными и ежегодными. Названия и разработки мероприятий могут при необходимости меняться) | 9 24 33 50 71 | Всемирный день музыки. Ежегодное традиционное мероприятие, призванное рассказать об истории возникновения праздника и его значении в истории музыки. «Музыка осени» Организация праздника для пап и мам, с чаепитием, пением песен , играми, конкурсами.
«Музыка зимы». Концерт с исполнением песен о зиме, новом годе, о зимней природе. «Музыка весны» Исполнение песен о весне, о женщине, использование праздничных игр. «Наши музыкальные достижения» В виде викторины с различными видами опроса (на усмотрение руководителя), в процессе которых ребята отвечают на вопросы, поют песни, решают ребусы, кроссворды. |
. | Сплочение коллектива. Развитие художественно эстетического вкуса. Пополнение песенного запаса. Развитие музыкальной, артистической, эстетически развитой личности. Появление новых друзей. | |
5 | Итоговое занятие. | 72 | Подведение итогов, обобщение материала, изученного за три года обучения. Можно провести в виде викторины. Исполнение песен по выбору. |
| Обобщение, закрепление знаний. Подведение итогов трехгодичного обучения пению. Награждение дипломами, похвальными листами, памятными подарками. |
Ожидаемые результаты
В результате прохождения 1 года обучения учащиеся должны:
Образовательные (предметные) результаты:
Знать и понимать:
- Роль распевания в вокальной работе;
- Как правильно использовать дыхание и артикуляцию;
- Основные типы голосов;
- Жанры вокальной музыки;
- Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь:
- Правильно брать дыхание;
- Петь короткие фразы на одном дыхании;
- К концу года петь выразительно, осмысленно;
- Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения советских композиторов;
Личностные результаты:
- сформируется общественная активность личности, культура общения,
навыки здорового образа жизни.
- сформируется уверенность в доброжелательном отношении к нему
других людей, чувство собственной значимости.
- сформируются такие качества личности, как самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность.
Метапредметные результаты:
- будет привит стойкий интерес к систематическим занятиям вокалом.
В результате прохождения 2 года обучения учащиеся должны:
Образовательные (предметные) результаты:
Знать и понимать:
- Соблюдать певческую установку;
- Понимать дирижерские жесты;
- Виды ансамблей; Виды оркестров;
- Специфику музыки как вида искусства;
- Основные жанры народной и профессиональной музыки;
- Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь:
- Петь чисто и слаженно в унисон;
- Дать критическую оценку своему исполнению;
- Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения советских композиторов;
Личностные результаты:
- сформируется общественная активность личности, культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.
- сформируется уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей,
достижение взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Метапредметные результаты:
- будет привит стойкий интерес к систематическим занятиям вокалом и появится
потребность к дальнейшему саморазвитию;
- будет привито умение вступать и вести диалог.
В результате прохождения 3 года обучения учащиеся должны:
Образовательные (предметные) результаты:
Знать и понимать:
- Основные типы голосов; работу голосового аппарата.
- Основные жанры народной и профессиональной музыки;
- Основные формы музыки;
- Характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
- Петь несложные двухголосные каноны;
- Правильно пользоваться голосовым аппаратом при пении;
- Владеть вокально-хоровой техникой;
- Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- Исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- Слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
- Размышления о музыке и ее анализе, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
Личностные результаты:
- сформируется уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей, чувство собственной значимости;
- сформируется убежденность в успешном овладении выбранным видом деятельности.
Метапредметные результаты:
- будет привит стойкий интерес к систематическим занятиям вокалом и появится потребность к дальнейшему саморазвитию;
- научится составлять план действий, вносить необходимые коррективы и выбирать рациональный способ действия;
- детский коллектив сплотится.
Календарный учебный график
Год обучения. № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий | Сроки контрольных процедур | Продолжительность каникул |
1 год. Группа 1 | 01.11.2019 | 31.07.2020 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | декабрь 2019, май 2020 | 30.12.2019 г.- 08.01.2020 г. |
2 год. Группа 1 | 01.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | декабрь 2020, май 2021 | 30.12.2020 г.- 08.01.2021 г. |
3 год. Группа 1 | 01.09.2021 | 31.05.2022 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | декабрь 2021, май 2022 | 30.12.2021 г.- 08.01.2022 г. |
Год обучения. № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий | Сроки контрольных процедур | Продолжительность каникул |
1 год. Группа 2 | 15.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | декабрь 2020, май 2021 | 30.12.2020 г.- 08.01.2021 г. |
2 год. Группа 2 | 01.09.2021 | 31.05.2022 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | декабрь 2021, май 2022 | 30.12.2021 г.- 08.01.2022 г. |
3 год. Группа 2 | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | декабрь 2022, май 2023 | 30.12.2022 г.- 08.01.2023 г. |
Способы проверки и аттестации
В процессе обучения используются следующие формы контроля ЗУН учащихся:
- Опрос
- Викторины
- Сдача партий вокальных произведений
- Творческие отчеты
- Зачеты
Методическое обеспечение
Оснащение и оформление учебного кабинета
Для занятий кружка требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, хорошо проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением.
Большое воспитательное значение имеют красивое оформление учебного помещения, чистота и прядок в нем, правильно организованные рабочие места. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди.
Рабочее место руководителя кружка оборудуется столом и стулом. Вторым рабочим местом учителя является инструмент (фортепиано, баян…) на котором играет учитель и стул.
В кабинете должна быть настенная доска. На ней мелом выполняются графические работы, развешиваются плоские наглядные пособия.
По стенам кабинета целесообразно разместить стенды с элементами музыкальной грамоты, с различными данными о музыке, с портретами композиторов.
Различные наглядные пособия рекомендуется хранить в отдельных конвертах, папках, ящичках.
Перечень необходимых материалов для учащихся
- Тетрадь для записей познавательного материала - 1 шт.
- Нотная тетрадь - 1шт.
- Тетрадь для записи песен - 1 шт.
- Цветные ручки, фломастеры. – 1 шт.
- Простой карандаш, ластик, линейка. – 1 шт.
Перечень необходимых инструментов и оборудования
- Фортепиано - 1 шт.
- Магнитофон - 1 шт.
- Синтезатор - 1 шт.
- Кассеты - 1 комплект.
- Доска - 1 шт.
- Указка - 1 шт.
- Детские музыкальные инструменты – 1 комплект.
Описание учебно – методического комплекта
- Нотный материал
- Записи классической, народной, эстрадной музыки в кассетах, дисках (фонотека)
- Портреты композиторов
- Плакаты, стенды
- Правила поведения в кабинете
- План эвакуации
- Журнал инструктажа По ТБ и ПБ
- Сценарии праздников и концертов
- Ребусы
- Иллюстрации, рисунки, сюжетные картины
- Подборка песенного материала
- Фотографии концертной деятельности кружковцев
- Стать из газет о деятельности кружка и его достижениях
- Список используемой литературы рекомендуемой кружковцам
- Стенд освещающий деятельность кружка
- Книги, открытки, журналы, статьи из газет и журналов.
Методические рекомендации
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения - словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям, руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.
При составлении плана работы надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и умения.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Обязательно закрепление объяснения показом наглядного материала и слушанием музыки.
Постоянно развивая интерес кружковцев к занятиям , педагог должен стремится выбирать такую форму занятий, в которой ребятам представляется возможность самостоятельного творческого проявления.
Планируя выполнения заданий в течение года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала.
При работе с электроинструментами, при выезде за пределы ОО, города необходим текущий инструктаж кружковцев.
Коллективная работа – эффективная форма занятий, т.к. такая форма работы способствует сплочению коллектива, развивает чувство поддержки, взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, ее анализ и оценка.
Надо помнить, что всего одно замечание не по-существу может лишить ребят радости. Может вызвать нежелание продолжить работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.
Большое значение в деле эстетического воспитания кружковцев, расширение их кругозора имеют экскурсии в музеи , на выставки, походы в театры, на концерты.
Информационное обеспечение программы
Литература
Список литературы,рекомендуемой педагогу
- Абрамян,Г.В. Солнечный круг: музыкальная азбука. –М.:изд-во «Малыш», 2015.
- Анализ современного урока /сост. С.В.Кульневич. –М.: Просвещение, 2013
- Изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авр.-сост. Е.И.Колусева, И.В.Буланова, Л.В.Зеленская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 103с. – ISBN5-7057-1052-6.
- Кульневич,С.В., Иванченко, в.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей, и методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2015. – 324с. – ISBN 5-87259-296-5.
- Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-10 классы. Рекомендовано главным управлением общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя. – м.: Просвещение, 2011. – 207с. – ISBN 5-09-002774-9.
- Попов, В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 2013. – 206с.
- Способин ,и.В. Элементарная теория музыки. М.: изд=во «Музыка», 2015.
Список литературы, рекомендуемой родителям.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2011.
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М.: Просвещение, 2014.
- Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О.А.Апраксина, - М.: Просвещение, 2011.
Список литературы, рекомендуемой учащимся.
- Пособие для музыкального самообразования. – М.: Музыка, 2014.
- Энциклопедия для юных музыкантов / авт.-сост. И.Ю. Куберский. – СПб.: ООО»Золотой век»,2012. – 576с.