Использование ИКТ на музыкальных занятиях.
Актуальность использования на занятиях в вокальном объединении информационно-коммуникативных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_muz_zanyatiyah.docx | 34.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Среднеахтубинского района Волгоградской области
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Компьютерные презентации,
цифровые образовательные ресурсы
на музыкальных занятиях.
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Бондаренко Ольга Викторовна
2021г
Компьютерные презентации,
цифровые образовательные ресурсы
на музыкальных занятиях.
1.Введение
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации.
Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся.
Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — послушать концерт, выступления ведущих детских вокальных коллективов, посмотреть даже оперные и балетные спектакли в Сети Интернет, узнать новости музыкальной жизни и многое другое. Для педагога — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. В настоящее время существует множество цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР), которые могут использоваться в практике работы педагога художественного направления.
В центре обучения оказывается сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности.
Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на занятии, более активно по сравнению с обычными формами занятия организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на занятиях приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
2.Актуальность использования на занятиях в вокальном объединении информационно-коммуникативных технологий
Для современного ребёнка компьютер является равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему так не хватает. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрения правильных решений позитивно складываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе — неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Источником мотивации является занимательность.
Мультимедийные возможности-компьютера позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, обогатить любой урок качественными наглядными, аудио-и видеоматериалами.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на музыкальных занятиях позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;
- моделировать различные ситуации и среды;
- создать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на художественном развитии ребенка.
Современные занятия в вокальном ансамбле – это занятия, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.
Занятия в вокальном ансамбле и эстрадном вокале характеризуются созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать занятие современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности педагога, это способствует значительному повышению качества образования.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии занятия, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Современный ученик не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес. Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего и жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, я всегда задаю себе вопрос: «А интересно ли детям на таких занятиях? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми?» К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса. Почему же высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей? Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим? А ведь современному ребенку интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и педагог, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников.
Занятия в вокальном ансамбле и эстрадном вокале - художественно-эстетического цикла и должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры.
3.Направления использования ИКТ в работе:
•как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
•закрепление изложенного материала (обучающие программы);
•контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты);
•подготовка презентаций, докладов, выступлений.
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Дети сегодня совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию. Следовательно, изменяется и статус, и роль педагога, внедрение научных достижений педагогики, психологии, технических средств – требования современности.
Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства.
У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой «нравится – не нравится”. Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций.
Использование на занятиях в вокальном ансамбле и по вокалу материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре. Делиться своими впечатлениями с друзьями, слушать их мнения, выполнять творческие задания, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие.
Использование инновационных технологий на занятиях в вокальном ансамбле и вокале делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
4.Перечень и анализ компьютерных технологий используемых мной на занятиях по вокалу.
По вокалу можно широко использовать электронные энциклопедии и справочники, в которых собраны статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, о музыкальных стилях и жанрах. Данные справочники богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений. Это такие программы, как «Шедевры классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки», «Полная энциклопедия джаза», и другие.
Весь материал на компакт-дисках хорошо структурирован и легко доступен, что существенно экономит время при подготовке к занятиям, обогащает и украшает занятие, делает его интересным для ребят.
Мне кажется, что заинтересованный своим делом педагог может создать свой собственный сайт, где учащиеся самостоятельно найдут необходимую дополнительную информацию. Такой сайт есть у меня https://nsportal.ru/bondarenko-o-v
Рассмотрим виды цифровых образовательных ресурсов, которые я использую на занятиях:
Цифровые образовательные ресурсы, которые можно использовать как комплекс средств обучения — это презентации: информационные, комбинированные, текстовые, диагностические, дидактические и т.д.
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников.
Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства.
Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы.
Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность детям участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
В работе применяю с фонограммы песен, исполняемые оркестром или эстрадным ансамблем. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано и стандартного инструментального сопровождения.
Интереснейший методический прием использования с микрофоном позволяет детям раскрыть себя в новых возможностях и показать себя с лучшей стороны. Ведь дети так любят петь и выступать на сцене, особенно чувствовать себя артистами и подражать им. Это мощный дополнительный стимул для занятий в вокальном объединении. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих детей, увлекающихся модными эстрадными «звездами», особенно привлекательно.
Можно проводить на занятиях конкурсное исполнение – «кто лучше споет» (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемой компьютером). Кроме того, караоке позволяет проводить такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Два рояля» и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей.
Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.
Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Электронные музыкальные энциклопедии: История искусства, энциклопедия Классической музыки, энциклопедия МХК. Это группа программ, каждая из которых уникальна сама по себе.
«Энциклопедия классической музыки» — занимательно-познавательная программа, включающая в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Также она содержит множество музыкальных иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимационные ролики, мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, а также интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. В доступной занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучании музыкальных инструментов.
Не менее интересна «История искусства» (Кирилл и Мефодий), которая:
- принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;
- представляет ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала;
- содержит большое количество статей об исполнителях и композиторах, словарь терминов, аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, экскурсии по
стилям и направлениям;
- содержит диагностические интерактивные материалы, примерные темы исследовательских заданий для учащихся;
- аудио – визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом, эмоциональном уровне.
Использование электронных презентаций Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке темы. Я продумывю последовательность занятия и фиксирую его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы занятия. Можно варьировать фон слайда, расположение репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположением картинок в определенном порядке. Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию.
Также учащиеся старших групп сами готовят и выступают с презентациями, проектами.
Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. С помощью мультимедиа презентаций, дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту, присутствовать в большом театре и слушать симфонический оркестр в исполнении музыкантов, смотреть оперу и балет. Перед детьми очень наглядно представляется картина всего музыкального искусства: произведения классической музыки, видеофрагментов, оркестра, группы инструментов, звучания каждого инструмента.
Главное в работе современного педагога – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету.
Учитель не должен разговаривать «на тему о музыке» и передавать информацию о ней. Он должен затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения, исполнять их, встречаться с музыкой не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Использование анимированной музыки – это еще одна форма воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, развитие воображения, формирования художественных и музыкальных образов, а также анимированная музыка создает общую психологическую атмосферу события. Просмотр мультипликационного фильма (например: мультфильм «Детский альбом» на одноименную музыку П. И. Чайковского, мультфильм «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского, мультфильм «Камаринская» на музыку одноименной Фантазии М. И. Глинки или художественного фильма (отрывки из х/ф «Александр Невский», из мюзикла «Моя прекрасная леди» др.) на музыку известного композитора не только «умножает» эмоции, но и несет функцию поддержки развития драматургической формы. Музыка здесь может и предвосхищать события, и выступать неким эпилогом, досказать сюжет в концовке, на титрах.
5. Использование творческих заданий также заинтересовывают детей. По итогам занятия, полугодия, года может быть проверочная работа в виде зачета, экзамена, аттестации в форме тестов, решения интересных ребусов и шарад, головоломок, чайнвордов, простых и сложных кроссвордов, можно не только в индивидуальной деятельности, но и в коллективной. Для этого необходимо проектирование на экране. Такая форма работы нравится детям, создает удивительную атмосферу общности и конкуренции (желание отгадать первым) одновременно. Также это облегчает подготовительную работу педагога перед уроком – нет необходимости чертить кроссворды или рисовать сложные чайнворды в форме музыкального инструмента или знака. При решении кроссвордов ответы фиксируются в клетки непосредственно с помощью компьютерной клавиатуры. Проектирование музыкальных ребусов, которые состоят из букв и нотной записи, позволяет «прочитывать» целые сказки, что не только творчески развивает, но и помогает усваивать и закреплять нотную грамоту в интересной и увлекательной форме.
Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, развить интерес к предмету, организовывать проектную деятельность.
Использование медиа – ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству композиторов, направлениям в искусстве, к развитию музыкальной культуры в стране и мире, позволяет использовать на уроке разные произведения искусств, произведения музыки, литературы, фольклора.
Музыкальные занятия – это особенный предмет. ИКТ не могут заменить творчество учащихся. Вместе с тем данный предмет несёт в себе значительный потенциал для использования ИКТ. Музыкальное занятие с применением компьютерной поддержки развивает творческие способности и эстетический вкус учеников.
Введение в учебный процесс компьютерных и информационных технологий повышает качество учебного процесса за счет не только большой и современной информированности, но и за счет осмысления этой информации, достигаемого в результате активной, мотивированной, напряженной работы с учебным материалом, компьютерными моделями, информационными сетями в тесном сотрудничестве с педагогом.
Широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.
Выводы
Радость познания — важная составляющая часть занятия. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.
Сегодня компьютерные презентации, цифровые образовательные ресурсы на музыкальных занятиях — это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на музыкальных занятиях способствует решению основных задач предмета и дает возможность:
-по новому использовать на занятиях музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;
-обогащать методические возможности занятия, придать ему современный уровень;
-помогать активизации творческого потенциала учащихся;
-способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Возможности компьютера в оснащении музыкального занятия можно определить следующими позициями:
-обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
-поддержка контроля знаний и навыков;
-организация различных форм креативной деятельности.
Анализируя опыт внедрения современных технологий, приходишь к выводу, что использования на занятиях в вокальном ансамбле компьютерных презентаций позволяет:
-сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
-эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;
-организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся (разработка презентаций, участие в проектах).
В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов.
Использования современных информационно — коммуникатиных технологий позволяет оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.
Список использованной литературы
- Адаева Н. «Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детской школе искусств». – М., «Искусство в школе» В.2, 2009.
- Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2013.
- Королева Е. А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» Москва, «Просвещение», 2014.
- Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007.
- Кадина Г. В. «Мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.
- Линник Т. С., А. О. Бороздин. «Новые компьютерные технологии и развитие воображения у младших школьников». – М., «Музыка в школе», № 5, 2010.
- Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2010.
- Музыкально-компьютерная программа «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» РООИ БЦ «Гармония» — третье издание, 2014.
- Меньшикова Н. А. «Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству». – М., «Музыка в школе», № 4, 2012.
- Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2012.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Владос, – 2010.
- Прилуцкая. Н. В. «Формирование интереса к музыке у школьников». – М., «Музыка в школе», № 4, 2011.
- Садикова И. М. «Обучающие компьютерные программы на уроке музыки». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.
- Чернышов А. В. «Медиамузыка в системе музыкального образования». – М., «Музыка в школе», № 4, 2009.