"Общие принципы работы над музыкальным произведением"
Процесс художественного воспитания, а точнее
развитие всех его компонентов - музыкальности, техники, художественного мышления - должно проходить параллельно, в тесной взаимосвязи. Поэтому художественное воспитание начинается с первых шагов музыкального обучения и продолжается всю творческую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_printsipy_raboty_nad_muzykalnym_proizvedeniem.docx | 22.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского
Методическая разработка на тему:
«Общие принципы работы над музыкальным произведением»
«Особенности работы над
произведениями малой формы.»
Преподаватель оркестрового отделения:
Власова О.Э.
Смоленская область,
г. Вязьма 2020г.
Содержание
1.Этапы работы над музыкальным произведением
2.Реализация исполнительского замысла.
3.Заключительный этап работы над музыкальным произведением.
Особенности работы над произведениями малой формы.
Используемая литература.
Не смотря на огромную важность технической оснащенности музыканта, конечная цель развития любого вида техники - подготовка к исполнению музыкальных произведений. Процесс художественного воспитания, а точнее
развитие всех его компонентов - музыкальности, техники, художественного мышления - должно проходить параллельно, в тесной взаимосвязи. Поэтому художественное воспитание начинается с первых шагов музыкального обучения и продолжается всю творческую жизнь. Едва только учащийся научился издавать один звук, педагог предоставляет ему возможность сыграть этот звук выразительно, например, исполнив русскую народную песню "Ладушки - ладушки". Здесь есть образ, а это уже музыка. Начинающему музыканту, только взявшему в руки инструмент, освоившему звук, приятно ощущать, что и он уже чему-то научился. С первых же шагов обучения педагог должен стараться развивать художественное сознание своего ученика. Естественно, сначала работа должна проходить над несложным музыкальным материалом, а затем по мере общего и музыкального развития учащегося, репертуар усложняется и, в конце концов, в него включаются целые музыкальные произведения. Процесс работы над музыкальным произведением можно разделить на три основные этапа:
1. Формирование исполнительского замысла.
Нельзя разучивать по частям, не ознакомив учащегося предварительно с произведением в целом, не установив тональности, в которой оно написано, не выяснив стилистические особенности, форму, метроритмическую структуру, динамику, характер и т.д. Не следует полагаться только на интуицию учащегося, она обязательно должна быть подкреплена сознанием. Для учащегося произведение - "белый лист бумаги". Педагог должен это учитывать и суметь, как бы снова пройти весь путь познания вместе с учеником, не навязывая ему при этом своего понимания произведения, не подавляя его инициативы, а лишь направляя творческую мысль, корректируя его действия. Делая замечания, педагог должен разъяснять ученику смысл своих требований. На основе осознанного отношения к исполняемой музыке учащийся под руководством педагога формирует свой исполнительский замысел (план) музыкального произведения. Должны быть учтены -
Моменты объективного порядка:
А. Жанр музыкального произведения: пьеса, рапсодия, фантазия, поэма, романс, марш, вальс, песня, танец и т.д.
Б. Форма музыкального произведения (одночастная, многочастная, соната, сюита, рондо, вариации, канон, фуга, инвенция и т.д.)
В. Характер произведения или его частей (радостный, грустный, лирический, героический, юмористический, сентиментальный и т.д.)
Г. Стилистические особенности произведения (эпоха в которую создавалось произведение, стиль и направление творчества автора произведения, в связи с этим - особенности мелодического и гармонического языка произведения и т.д.)
Д. Сложившиеся традиции исполнения.
Моменты субъективного порядка:
А. Исполнительский темперамент учащегося: склонность к лиризму, романтике, драматизму, патетике, экзальтации, меланхолизму и т.д.
Б. Степень образности мышления и творческая фантазия учащегося.
В. Отношение учащегося к автору произведения (увлеченное, любознательное, безучастное и т.д.)
На начальном этапе обучения педагог принимает самое активное участие в формировании исполнительского плана, т.к. учащийся, в силу недостаточной общей и музыкальной подготовки, лишен возможности всесторонне проанализировать новое для себя произведение. На более высоких этапах развития учащийся должен сам ознакомиться с новым музыкальным произведением и составить исполнительский план. Роль же педагога все более должна сводиться к направлению творческой мысли и фантазии учащегося. Постепенно создание исполнительского плана музыкального произведения становится делом самого учащегося, который должен самостоятельно изучить имеющиеся материалы об авторе, его стиле, эпохе, в которую он творил, кроме того, проанализировать форму, гармонический и мелодический язык, разобраться в особенностях фактуры аккомпанемента и т.д.
2. Реализация исполнительского замысла.
Это самый ответственный этап работы над музыкальным произведением. Прежде всего, необходимо уточнить правильность исполнения нотного текста. Под нотным текстом понимается не только высота и длительность звуков, но и указания автора и редактора связанные с темпом, динамикой, штрихами и т.д. В зависимости от характера музыки исполнитель определяет основные выразительные средства, с помощью которых он наилучшим образом сможет раскрыть содержание произведения, воссоздать его образ. Это могут быть средства тембровые, штриховые, динамические, агогические и другие. В этот период устанавливаются и выделяются наиболее трудные в техническом и кантиленном отношении, места. Для сосредоточения внимания на трудных местах и удобства работы над ними, произведение условно расчленяется на отдельные части, эпизоды и более мелкие звуковые и ритмические сочетания, вплоть до отдельных звуков, с целью выявления первопричин трудности. Происходит работа над трудными в ритмическом и техническом отношении пассажами, изменениями динамики, характера звучания и т.д. Здесь очень важно научить учащегося самостоятельно анализировать недостатки своего исполнения, устанавливать причины недостатков, искать более рациональные пути их преодоления. Умение слушать и критически оценивать свое выступление в это случае может очень помочь.
Работать над трудными местами рекомендуется в медленном темпе, благодаря чему музыкант более осознанно подходит к исполнению мельчайших деталей. При этом самые сложные технические места и пассажи будут прослежены им как бы в мелодической последовательности. Большую помощь в овладении технических трудностей оказывает исполнение пассажей различными штрихами и артикуляцией.
Работая над частностями, ни в коем случае нельзя ослаблять внимания к произведению в целом. Музыка разворачивается во времени. Каждая часть музыкального произведения, каждый эпизод, период, предложение рассматривается и как относительно законченную музыкальную мысль, и как этап развития музыкального произведения в целом. Очень важно установление опорных пунктов, к которым стремится и от которых отталкивается музыкальная мысль, живое музыкальное повествование.
Вершину музыкального развития принято называть кульминацией. Кульминаций в произведении может быть несколько, но центральная бывает только одна. Важно установить, прежде всего, центральную кульминацию, затем определить другие кульминации, т.к. они подводят к центральной. Таким образом, кульминации помогают сохранять чувство целого.
3. Заключительный этап работы над музыкальным произведением.
Этот этап характеризуется окончательным уточнением художественных задач, соединением частей произведения в единое целое, овладением этим целым, совершенствованием выразительности исполнения. Глубже изучается фактура сопровождения, совершенствуется ансамбль, произведение выучивается на память. Внимание педагога и учащегося должно быть направленно на достижение наибольшей выразительности исполнения. Для достижения этой цели должен быть использован весь арсенал выразительных средств музыканта - не только специфических, но и общемузыкальных выразительности.
Особенности работы над
произведениями малой формы.
Умение охватывать большой музыкальный материал, мыслить широко, чувствовать единство целого и его частностей воспитывается постепенно и последовательно. Начинается это воспитание с овладения малой музыкальной формой. В учебных программах значительное внимание уделяется изучению малых форм, как с педагогом, так и самостоятельно. Работа над миниатюрой воспитывает у учащегося понимание различных композиторских стилей и направлений, а также умение законченно, ясно и выразительно излагать музыкальную мысль.
Исполнение учащимся того или иного произведения обычно оценивается как "музыкальное" или "немузыкальное", т.е. определение своеобразного сочетания технических навыков и умений с характером звучания, что обуславливает наиболее яркое и правдивое воплощение художественных образов. Музыкальное исполнение обуславливается развитыми музыкально-слуховыми представлениями, формирующимися в процессе работы над произведением. Сюда относятся, в первую очередь, звуковысотные и ритмические представления как главные носители музыкального смысла в их взаимосвязи между собой. Во-вторых, не менее важны тембровые представления, к ним относят обычно такие качества звука, как его "светлота" или "затемненность", "глубина", "полнота", "мягкость" или жесткость", "протяженность" и т.д. В той или иной мере подобные особенности окраски звуков составляют существенную область музыкальной выразительности, а градации этой окраски обуславливаются развитым тембровым слухом.
"Музыка - искусство звука" - утверждал Г.Г. Нейгауз. Раз музыка - звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. В пассажах, трудных и больших скачках, особенно в кантилене звук не должен терять мягкости, сочности, певучести. Исполнение музыкального произведения - в большей мере сотворчество с композитором. Музыкальная ткань пьесы "живет" только тогда, когда она озвучена, причем озвучена в полном соответствии c ее замыслом. Задача исполнителя не только правильно "прочитать" текст, но и проникнуть в сущность того, что заключено в нотной записи. Осознание художественной цели и понимание подчиненной роли технических приемов - главное в работе над пьесой.
Но звучание, кроме тембровой окраски, нуждается в динамических и агогических оттенках, вносящих в исполнение свет, тени и живое движение. Динамика и агогика имеют в исполнении огромное выразительное значение.
Они придают музыкальным интонациям жизненность, подчеркивают и характеризуют музыкальную речь, помогают слушателю ярче воспринять и лучше осмыслить содержание произведения. В практике исполнительства основные элементы динамики и агогики в зависимости от характера пьесы имеют многочисленные и тончайшие по своим оттенкам характеристики. Динамические знаки в нотном тексте, а также указания об ускорении и замедлении имеют лишь условный характер. Тот же знак «sf» по-разному выполняется в зависимости от ряда условий: общего характера пьесы, ее объема, места звука в пьесе и соотношения с предыдущей и последующей фразами. Например, если пьеса лирическая, небольшая по объему, с плавным движением, то и sf не может быть резким, не должно вырываться из общей мелодической линии. Это же можно сказать об акцентах, об усилении и ослаблении звуков и т.д. Так же условны и зависят от характера пьесы указания об ускорении и замедлении. Например, если пьеса написана в быстром темпе, имеет моторный, волевой характер, то замедление в конце пьесы может быть, но очень небольшим, легко и энергично завершающим пьесу: большое замедление лишь ослабит, "размагнитит" ее общий, моторный характер и не придаст ей необходимого завершения. Учащиеся должны знать и помнить эти обозначения, всегда рассматривать их только в единстве с общим содержанием пьесы и ее характером. Фразировка произведения не исчерпывается применением динамических и агогических оттенков. Большое значение имеют лиги, штрихи, способы звуковедения. Особенности их определяются характером материала. Огромную роль в правильной фразировке имеют приемы расчленения фраз, мотивов (цезура), осмысленное отношение к частям произведения, его предложениям и отдельным кускам.
К приемам работы над пьесой необходимо отнести следующие:
1. Работа над фразой: достижение законченности мысли, определение ее вершины, "закругленности", подчеркивание контрастности с другой фразой, связь с пьесой в целом.
2. Уточнение отдельных элементов исполнения: диапазона динамики, характера движения и его ритмических особенностей; соотношения мелодии и аккомпанемента; выделение голосов; координация движения рук, пальцев и т.д.
3. Определение темпа, его характера и силы звучания.
Длительность работы над пьесой зависит и от ее трудности, и от тех учебных задач, которые поставлены при разучивании. Пьесы, предназначенные для публичного выступления, требуют завершенности. Однако это не должно приводить к механическому "зазубриванию". Лучше отложить пьесу на некоторый срок. Во время такого перерыва многое из того, что не получалось раньше, приобретает какие-то новые оттенки. Проделанная уже работа помогает "отстояться" правильным приемам, а сами приемы, благодаря продолжающейся работе ученика над другим материалом, становятся тоньше и совершеннее. Большим подспорьем в овладении пьесой являются словесные характеристики учащегося того, что ими воспринято и пережито, оценка своего отношения к исполняемому и анализ достижений и ошибок. Эти характеристики должны быть конкретны и содержательны.
Используемая литература:
1.Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах»
2.Цыбин В. «Основы техники игры на флейте»
3.Платонов Н. «Методические указания»
4.Розанов С. «Основы методики преподавания и игры на духовых
инструментах»
5.Федотов А. «Методика обучения игре на духовых инструментах»