Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования

Этапы и примы развития музыкальных способностей детей посредством элементарного музицирования. Элементарное музицирование, музыкальные способности детей, развитие музыкальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnyh_sposobnostey.docx126.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования

О. Н. Баруздина

К темам, касающимся детского элементарного музицирования, обращались многие ведущие педагоги, психологи, теоретики и практики - К. Орф, Н. А. Ветлугина, Н. А. Метлов, Б. М. Теплов, Т. С. Бабаджан и другие.

Элементарное музицирование оказывает благоприятное воздействие на детей и представляет большой интерес для изучения. К счастью, на сегодняшний момент мы имеем доступ к большому количеству работ, посвящённых этой теме.

Немецкий музыковед Карл Орф изучил влияние различных видов музыкальной деятельности на общее развитие музыкальности детей и разработал специальный комплект инструментов для детского музицирования.

Многолетний исследовательский опыт Карла Орфа послужил фундаментом для дальнейшей работы многим современным теоретикам и педагогам.

И, кроме этого, у каждого музыкального руководителя и педагога музыканта, работающего с детьми, накоплен свой собственный практический опыт в этой области.

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование – это первая ступень в развитии музыкальных способностей ребёнка, включающая в себя музыку, речь и движение.

Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах дети, приобретая новые умения и навыки, готовятся для дальнейшего более сложного этапа – к игре в оркестре.

Для того чтобы работа в этой области была успешной необходимо выстроит систему кропотливой подготовки.

Уже в младшей группе малыши знакомятся с шумовыми музыкальными инструментами и простейшими приёмами игры на них. Дети постепенно начинают чувствовать ритмическую пульсацию, учатся хлопать в ладоши в такт музыке и ритмично извлекать звук на шумовых инструментах.

Прекрасным дополнением к общеизвестным инструментам являются самодельные «шумелки», изготовленные из бросового материала. В этой области нет предела для фантазии. Подойдут любые не бьющиеся баночки с плотно закручивающейся крышкой (см. рисунок 1). Наполнение тоже может быть разным: крупа, пуговицы и т.д. В зависимости от наполнения можно достичь разнообразной палитры звуков.

Рисунок 1

Использовать шумовые музыкальные инструменты можно в игровой, танцевальной деятельности и использовать в озвучивании сказок. Дети с большим восторгом озвучивают маленькие забавные истории и знакомые сказки.

В средней группе благодаря применению дидактических игр, пособий и упражнений продолжает развиваться слуховое внимание. «Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки» [3].

В этом возрасте ребятам уже под силу повторить не сложный ритмический рисунок и подобрать подходящий ударный или шумовой инструмент в зависимости от характера музыки. Продолжается работа по озвучиванию сказок и интересных историй. Дети средней группы знакомятся с металлофоном приёмами игры на нём. Осваивают простые попевки на одном звуке и приём глиссандо.

Авторское упражнение «Птичка»

Птичка пролетала

Крылом нам помахала – изображают движением полёт птицы

Полетела вверх – глиссандо на металлофоне вверх

Полетела вниз. – глиссандо на металлофоне вниз.

Зерна увидала

Клювом застучала -

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. – изображение стука клюва.

С детьми среднего возраста можно использовать разный ритмический рисунок в последней строчке упражнения «Птичка» (см. рисунок 2).

Рисунок 2

К старшему дошкольному возрасту у детей происходит закрепление представлений и ритмическом рисунке. Детям становится доступным исполнение на металлофоне попевок, расположенных уже на нескольких звуках.

В работе со старшими дошкольниками очень полезно включать в музыкальные занятия задания связанные с игрой по слуху. Это не просто и требует особой подготовки – постоянного развития ритмического и ладового чувства. Прекрасно подходит для подготовки детей «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, представляющий собой попевки. Музыкальный материал в нём построен по принципу сужения различаемых интервалов - от октавы и до примы.

Пропевание мелодии во время игры на инструментах развивает музыкально-слуховые представления, помогает лучше представить направление движения мелодии. Если ребёнок интонирует не чисто, то игра на металлофоне с пением способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента. Всё это способствует развитию слуховой координации и чистоты интонации.

Авторское упражнение «Принцесса в башне»

В высокой башне жила прекрасная принцесса – лейтмотив принцессы исполняется на металлофоне.

Она была туда заточена злой колдуньей – звук шумовых инструментов.

И вот однажды узнал о принцессе прекрасный принц и решил её спасти – лейтмотив принца исполняется на металлофоне.

Сел принц на своего коня и поскакал к башне – дети цокают язычком и стучат ритмично по коробочке.

Прискакал принц к башне. Остановил коня – цокают язычком всё медленнее и медленнее.

Подходит принц к огромной и скрипучей двери замка – дети изображают голосом скрип двери.

Замок современный и в нём есть лифт. Принц поднимается на верхний этаж башни – глиссандо голосом и на металлофоне вверх.

Принц спасает прекрасную принцессу и спускается на лифте вместе с ней вниз – глиссандо голосом и на металлофоне вниз.

Принц и принцесса садятся на коня и возвращаются в королевство – дети цокают язычком и ритмично стучат по коробочке.

Сказку можно дополнить другими сказочными персонажами и лесными жителями, которые могли повстречаться принцу и принцессе по пути. В связи с этим появляется возможность использовать самые разнообразные инструменты для озвучивания сказки.

В работе можно использовать цветные карточки и инструменты с цветными пластинами. Это поможет детям легче сориентироваться. Музыкальный материал постепенно усложняется от игры на двух соседних звуках, до различения движения мелодии вниз через ноту, диапазон пьес для музицирования расширяется.

В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Одним справиться с заданием легко, а другим требуется длительная детальная подготовка.

Следующим этапом обучения является игра в оркестре. Важно научить детей соотносить свою игру на инструменте с игрой других детей, развивать чувство ансамбля.

При выборе репертуара для детского оркестра необходимо учитывать исполнительские возможности детей. «Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами; фактура должна быть достаточно прозрачной, ритмические рисунки не сложными (предпочтительны остинатные ритмы, т.е. многократно повторяющиеся ритмические обороты) [1].

Большую пользу приносит использование элементов ритмической гимнастика, авторской педагогической методики, которая принадлежит Эмилю Жаку-Далькрозу. Им создана система приобщения к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также система тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Эмиль Жак-Делькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснён и усвоен, а «телесно пережит», претворён в движении.

В результате систематических занятий и упражнений по элементарному музицированию с включением игровых приёмов можно наблюдать прекрасные результаты. Дети осваивают приёмы игры на разных видах музыкальных и шумовых инструментах, происходит развитие чувства ритма, а дети старшего возраста приобретают опыт игры в оркестре. Результаты проведённой работы дети могут успешно продемонстрировать на праздничных мероприятиях сада и конкурсах.

Таким образом, элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989. – 269 с.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь / Н. А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1990. – 129 с.
  3. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.

ФИО (полностью)

Баруздина Ольга Николаевна

Ученая степень, звание

Должность и место работы

(полное название организации)

музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - д/с №188»

Муниципальное образование (район, город), в котором располагается ОО

Воронежская область, город Воронеж

E-mail

bon-bon-olga@mail.ru

Телефон для связи (указать – моб., дом., раб.)

89518596831

Адрес проживания с индексом

394077 город Воронеж, ул. Маршала Жукова, д. 5 а, кв. 117.