Методическая разработка проекта " Картинки с выставки" по произведениям из фортепианного цикла М. Мусоргского.
Младший школьный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей и эталонов красоты. Введение ребенка в мир искусства и эстетического познания мира через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, который обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции – один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_i_muzyka.docx | 24.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
проекта «Картинки с выставки»
по произведениям из фортепианного цикла М.П. Мусоргского.
Участники проекта: учитель музыки , младшие школьники ( 1-3 классы), родители .
Актуальность проблемы.
Младший школьный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей и эталонов красоты. Введение ребенка в мир искусства и эстетического познания мира через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, который обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции – один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей младшего школьного возраста.
Одним из важных условий, от которого зависит успешность приобщения младших школьников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, разработан данный проект «Картинки с выставки» по одноименным произведениям для фортепиано М. П. Мусоргского.
Цель проекта: приобщение детей младшего школьного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского.
- Формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства, музыки и изобразительного искусства.
- Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность.
- Развивать воображение и ассоциативное мышление.
- Обогащать словарь детей.
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, аппликации.
- Привлечь родителей к активному участию в данном проекте.
Средства и методы проведения проекта:
- Прослушивание с детьми музыкальных произведений.
- Рассматривание иллюстраций картин художника В.А. Гартмана.
- Беседа, анализ прослушанных произведений и увиденных картин.
- Импровизация музыкальных движений и образов под музыку.
- Игры-упражнения, музыкально- дидактические игры.
- Элементы театрализованной деятельности, игры-инсценировки.
- Продуктивная деятельность (работа с тестом, фольгой, ватными дисками, рисование с помощью отпечатков из картона, др.).
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
1) Определение цели проекта, прогнозирование процесса деятельности учащихся и ожидаемых результатов.
2) Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы.
3) Практическая работа по подготовке необходимых материалов, создание презентаций, подбор методического и иллюстративного материала, материалов для продуктивной деятельности.
Основной этап работы.
Проведение цикла интегрированных занятий по музыке и изобразительной деятельности:
1.Прогулка. Гном.
2. Старый замок
3. Тюильрийский сад
4. Быдло
5. Балет невылупившихся птенцов
6. Два еврея, богатый и бедный
7. Лимож. Рынок. Большая новость.
8. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
Каждое занятие начиналось с музыкальной части, на которой дети знакомились с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского, прослушивались музыкальные произведения как в записи, так и в живом исполнении. Затем проводилась беседа с использованием презентаций, импровизации музыкальных движений и образов под музыку. Также на разных занятиях применялись игры-упражнения, инсценировки и подвижные игры. Данные средства организации способствовали формированию навыков восприятия произведений различных видов искусства, стимулировали творческую активность и мышление, обогащали словарь детей.
За музыкальной частью следовала продуктивная деятельность, в которой дети отражали свои впечатления от прослушанного музыкального произведения в различных видах художественного творчества - рисунках, лепке, аппликации. Дети познакомились с различными нетрадиционными техниками - аппликацией с использованием теста и бумаги, ватных дисков, фольги, рисованием с помощью отпечатков из картона. Использование данных техник способствовало развитию интереса у детей к художественному творчеству и дальнейшему их использованию в свободной деятельности , дома. Во время самостоятельной работы детей фоном повторно звучало изучаемое музыкальное произведение для лучшего запоминания и создания эмоциональной атмосферы.
Заключительный этап.
- оформление выставки детских работ;
- доминантное занятие в сотворчестве детей и родителей;
- презентация материалов проекта на городском семинаре учителей музыки и изобразительного искусства «Развитие познавательной инициативы у детей младшего школьного возраста». Возможно проведение интегрированного урока по музыке и ИЗО .
Тема: М. П. Мусоргский, В. А. Гартман «Картинки с выставки».
( Интегрированный урок по музыке и ИЗО.)
Цель урока: - расширить представление учащихся о тесной связи музыки и живописи,
о возможностях музыки «изображать» картины жизни и природы,
о «музыкальности» изобразительного искусства;
Задачи: - в ходе урока продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством композитора М.П.Мусоргского, познакомить с творчеством художника В.А.Гартмана;
- развитие воображения и фантазии, творческих способностей учащихся;
- продолжить формировать умение слушать музыку и передавать свои чувства и впечатления через рисунок;
- воспитывать уважение к классической музыке и изобразительному искусству.
Тип урока: интегрированный;
Оборудование: интерактивная доска, компьютерное оборудование,
выставка рисунков.
Ход урока:
Учитель музыки: Здравствуйте.
(Учащиеся отвечают, пропевая приветствие на 2-3 голоса.)
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их нашей попевкой.
(Распевание).
- А для того, чтобы задать хорошее настроение нашему уроку, давайте исполним для наших гостей свои любимые песни.
(Исполнение песен «Родная песенка» Ю.Чичкова, «Прекрасное далеко» Е.Крылатова)
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о взаимосвязи двух искусств: музыки и живописи.
Мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством Модеста Петровича Мусоргского и познакомимся с творчеством художника Виктора Александровича Гартмана. И узнаем, что замечательная фортепианная сюита Мусоргского «Картинки с выставки» появилась после того, как композитор посетил выставку своего друга художника Гартмана.
Но сначала давайте вспомним о том, что мы узнали на предыдущих уроках.
Флипчарт (вопросы – тесты).
-что такое сюита;
-какие композиторы входили в состав музыкального общества «Могучая кучка»;
-какое забавное прозвище дали друзья М.П.Мусоргскому;
-что является основой творчества композитора, художника;
-кем был Мусоргский для русской музыки.
Презентация. Картины, эскизы, архитектурные проекты В.А. Гартмана;
Эскизы, иллюстрации к сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки».
Учитель ИЗО: Виктор Александрович Гартман (1834-1873) –архитектор, художник, закончил курс обучения в Академии Художеств.
После изучения практики строительного дела, несколько лет провел за границей, изучая архитектурные памятники, воспроизводя карандашом и акварелью сюжеты и сцены уличной жизни. Участвуя во Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге (1870), сочинил до 600 рисунков, по которым были сооружены павильоны в разных отделах выставки. Рисунки, выказавшие неистощимую энергию, тонкий вкус, большую оригинальность предоставили возможность получить звание академика в 1872году. Занимался сочинением архитектурных проектов в Киеве, сделал рисунки декораций и костюмов для оперы «Руслан и Людмила».
Умер скоропостижно в возрасте 39 лет.
-Учитель музыки: Музыкальная сюита «Картинки с выставки»- самое значительное и самое крупное произведение для рояля из всех, созданных М.П.Мусоргским.
Свое искусство рисовать в звуках жизненные сценки, воссоздавая облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыка, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.
Рассказать о художнике В.А. Гартмане, о его работах и эскизах могут учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету (с высокой мотивацией к обучению), самостоятельно подготовившие материал по новой теме.
- Сегодня мы с вами послушаем три пьесы из сюиты «Картинки с выставки». Две из них: «Баба Яга» и «Балет невылупившихся птенцов» мы будем слушать и смотреть, - есть мультипликационные фильмы, поставленные на сюжеты этих пьес.
Слушание и обсуждение пьес (настроение, характер, темп, динамика):
1. «Балет невылупившихся птенцов»;
2. «Избушка на курьих ножках. Баба Яга»;
3. «Богатырские ворота».
- А теперь, ребята, вы, побывав на выставке В.А. Гартмана, и послушав музыку М.П.Мусоргского можете применить свое воображение, фантазию, творческий настрой и выразить свои впечатления в рисунках.
Дети рисуют….
Выставка рисунков. Подведение итогов урока, выставление оценок.