Освоение баяна
Основные принципы посадки, постановки инструмента. Правильное положение рук на инструменте и правильная работа меха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Освоение баяна | 868.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ремень для правой руки н адевается на середину предплечья и служит для сохранения устойчивости инструмента. Его нужно отрегулировать так, ч тобы между корпусом баяна и грудь играющего оставалось небольшое свободное пространство. Большой ремень надеваете я на левое предплечье, он придает инструменту еще большую устойчивость во время игры (см. рис. 1).
Два плечевых ремня позволяет играть на баяне стоя, но начинающим это делать не рекомендуется. Малый ремень служит опорой для левой руки при растяжении меха. Он тоже должен быть отрегулирован, так как тесный ремень мешает движению руки вдоль клавиатуры, а слишком свободный вынуждает неестественно изгибать кисть при раз- жиме меха, что затрудняет игру. Кроме того, при смене направления движения меха могут возникнуть толчки, нарушающие ровность звучания.
Нужно следить, чтобы во время игры руки не напрягались, пальцы были полу круглыми, а не вы- тянутыми, большой палец правой руки находился за грифом в естественном положении. Не следует усилием прижимать ладонь или большой палец правой руки к грифу, а также пpoгибать кисть за гриф.
Каждый раз, приступая к практчиеским занятиям, необходимо проверять правильность своей посадки и положения инструмента. От правильной, естественной посадки баяниста, положения рук и постановки инструмента во многом зависит успех дальнейшей работы. Звуки извлекаются на баяне при движении меха и одновременном нажатии клавиш.
Задание 1. Сядьте и установите баян для игры согласно правилам, описанным выше. Нажмите указательным пальцем какие-нибудь клавишу на правой клавиатуре, в ряду, расположенном ближе к меху. Медленно разводите мех и при этом внимательно следите, ч тобы звук получался ровным и одинаковые по силе на протяжении всего движения меха.
Нажмите средним пальцем ближайшую клавишу во втором ряду, а первую отпустите. Пocлe этого так же медленно и равномерно начните сжимать мех, продолжая следить за ровностью звука. Нажимать клавиши следует спокойно, без oco бых усилий, так как громкость звука зависит от движения меха, а не от силы нажатия пальцем клавиш.
При слабом движении меха звук получается тихий, при более энергичном движении - громкий, п ри чрезмерном усилии - очень резкий и неприят ный слуху. Водить мех нужно только левой рукой. Правая рука в ведении меха участие принимать не должна. Нельзя помогать движению меха ногами. Правильное ведение меха является основным условием выразительного и осмысленного музыкального исполнения. Кисть должна быть полукруглой; не прогибайте фаланги пальцев.
П роделайте подобное упражнение, нажимая клавиши на левой клавиатуре. Правая рука во время упражнения не должна помогать удерживать баян, ее нужно опустить вниз.
Работайте над заданиями регулярно до тех пор, п ока не появится ощущение некоторой уверенности в ведении меха и не будет достигнута достаточная ловкость при смене движения меха. Это надо проверить качеством извлекаемого звука: звучание должно быть ровным, не прерывистым, без резки х усилений и ослаблений. В момент смены движения меха не должно быть резкого толчка.
Тренируясь , как указано в задании 1, доведите время остановки перед сменой направления движения меха до минимума. Нужно научиться быстро менять направление движения меха, левая рука должна приобрести достаточную ловкость, чтобы смена движения меха не отражалась на звучании, то есть не было толчков.
Контрольные вопросы 1. В каком положении должны находиться кисть и пaльцы правой руки во время игры? 2. Что служит упором д ля баяна во время движения меха на разжим и сжим? 3. От ч его зависит ровность звучания баяна? 4. Чем отличаются музыкальные звуки от немузыкальных? 5. Что называется основным музыкальным звукорядом? 6. Назовите октавы музыкального звукоряда.