Рабочая программа. Дисциплина "Обязательное фортепиано". Для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»  (далее – ФГТ), утвержденных Министерством культуры РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_obyaz_fo-no_asts.doc208 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Курумканский  район»

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

 «Курумканская детская школа искусств»

Рабочая программа

Дисциплина                                        Обязательное фортепиано

Для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

с. Курумкан

2020 год

Одобрена и допущена методическим

Советом МАУ ДО «Курумканская ДШИ»

Зам.директора по учебно-воспитательной  работе___________ Аюшеева С.Ц.

«____» _______________ 2020 г.


Утверждена:

Директор МАУ ДО «Курумканская ДШИ»____________ С.Ч. Раднаева.

«____» _______________ 2020 г.


Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Составитель:  Аюшеева С.Ц.

Рецензент:

Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Бурятия, преподаватель МАУ ДО «Курумканская ДШИ» Гармаева Надежда Раднаевна

РЕЦЕНЗИЯ

на Рабочую программу по учебной дисциплине «Обязательное фортепиано» для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

преподавателя МАУ ДО «Курумканская детская школа искусств»

Аюшеевой С.Ц.

Данная программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями дополнительного предпрофессионального  образования детей и является важной составной частью теоретической базы преподавателя по учебной дисциплине «Обязательное фортепиано».

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка, где указаны объем курса, количество часов отводимых на изучение данного курса, а также цель и задачи.
  2. Краткие методические указания с общими рекомендациями по организации учебного процесса.
  3. Учебно-тематический план, составленный в виде таблицы с указанием наименования тем, общего количества часов (в том числе, практические и теоретические занятия) с кратким содержанием  каждой темы.
  4. Содержание дисциплины (курса) со знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся.
  5. Требования к уровню подготовки
  6. Перечень учебно-методического обеспечения
  7. Примерный репертуарный список.
  8. Перечень литературы

Каждый раздел и структурные элементы программы четко выделены и соответствует федеральным государственным требованиям дополнительного предпрофессионального образования детей.

Данная программа составлена на основе многолетнего педагогического опыта Н.Ц. Жамсаранжаповой, апробирована на занятиях с учащимися по учебной дисциплине «Обязательное фортепиано» МАУ ДО «Курумканская детская школа искусств» и может быть рекомендована к практическому применению учебного процесса.

Рецензент:                                               Заслуженный работник культуры РФ и РБ,

                                                                    преподаватель МАУ ДО «Курумканская ДШИ»    

                                                                  Гармаева Надежда Раднаевна

                                                       

Содержание  программы

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
    учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  1. Учебно-тематический план

  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Формы и методы контроля
  •    Аттестация: цели, виды, форма, содержание
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

        Программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»  (далее – ФГТ), утвержденных Министерством культуры РФ.

Учебный предмет «Обязательное фортепиано» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося. 

Учебный предмет «Обязательное фортепиано» расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. 

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. 

Предмет «Обязательное фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся необходим курс ознакомления с этим инструментом. 

2. Срок реализации учебного предмета 

Срок реализации учебного предмета для 5-летнего срока обучения по  программе «Народные инструменты» составляет 4 года (с 2 по 5 классы).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  на реализацию предмета «Обязательное фортепиано»

         На освоение предмета «Обязательное фортепиано» по учебному плану предлагается 0,5 часа аудиторных занятий в неделю во 2-4 классах и 1 час в 5 классе.

          Программа предмета "Обязательное фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.

Недельная нагрузка

«Народные инструменты»

Срок обучения 4 года

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Фортепиано (обязательное)

-

0,5

0,5

0,5

1

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока -  20 минут во 2-4 классах и 45 минут в 5 классе.

        Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,

его музыкальные возможности, способности, эмоционально- психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Обязательное фортепиано»

 Цель: 

развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства. 

Задачи: 

  • развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству; 
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения; 
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato; 
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; 
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; 
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией; 
  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию. 

7. Методы обучения 

При работе с обучающимися преподаватель использует следующие методы: 

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ); 
  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); 
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); 
  • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).    

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). 

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены. 

               

II. Учебно-тематический план

Первый год обучения

Примерное распределение учебных часов

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Организация музыкальных интересов учащихся

Беседы о музыке

0,5

0,5

-

Игра преподавателя

0,5

-

0,5

Слушание музыки на концертах и в записи (акцент переносится на домашнюю работу)

1

-

1

Развитие музыкальной грамотности и обучения чтению нот

Подбор по слуху

0,5

-

0,5

Транспонирование

0,5

-

0,5

Импровизация

1

-

1

Чтение с листа

1

-

1

Работа над репертуаром

Работа над игровыми приемами, упражнениями и развитием мастерства

5

0,5

4,5

Работа над произведением

5

0,5

4,5

Накопление репертуара

1

-

1

Воспитание просветительско – артистической направленности (концертная деятельность)

1

-

1

Итого:

17

1,5

15,5

Второй год обучения

Примерное распределение учебных часов

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Организация музыкальных интересов учащихся

Беседы о музыке

0,5

0,5

-

Игра преподавателя

0,5

-

0,5

Слушание музыки на концертах и в записи (акцент переносится на домашнюю работу)

1

-

1

Развитие музыкальной грамотности и обучения чтению нот

Подбор по слуху

0,5

-

0,5

Транспонирование

0,5

-

0,5

Импровизация

1

-

1

Чтение с листа

1

-

1

Работа над репертуаром

Работа над игровыми приемами, упражнениями и развитием мастерства

5

0,5

4,5

Работа над произведением

5

0,5

4,5

Накопление репертуара

1

-

1

Воспитание просветительско – артистической направленности (концертная деятельность)

1

-

1

Итого:

17

1,5

15,5

Третий год обучения

Примерное распределение учебных часов

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Организация музыкальных интересов учащихся

Беседы о музыке

0,5

0,5

-

Игра преподавателя

0,5

-

0,5

Слушание музыки на концертах и в записи (акцент переносится на домашнюю работу)

0,5

-

0,5

Развитие музыкальной грамотности и обучения чтению нот

Подбор по слуху

0,5

-

0,5

Транспонирование

1

-

1

Импровизация

1

-

1

Ансамблевое музицирование

1

-

1

Чтение с листа

1

-

1

Работа над репертуаром.

Работа над игровыми приемами, упражнениями и развитием мастерства

4

-

4

Работа над произведением

4

-

4

Накопление репертуара

2

-

2

Воспитание просветительско – артистической направленности (концертная деятельность)

1

-

1

Итого:

17

0,5

16,5

Четвертый год обучения

Примерное распределение учебных часов

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Организация музыкальных интересов учащихся

Беседы о музыке

1

1

-

Игра преподавателя

1

-

1

Слушание музыки на концертах и в записи (акцент переносится на домашнюю работу)

2

-

2

Развитие музыкальной грамотности и обучения чтению нот

Подбор по слуху

2

-

2

Транспонирование

2

1

1

Импровизация

2

-

2

Ансамблевое музицирование

2

-

2

Чтение с листа

2

-

2

Работа над репертуаром.

Работа над игровыми приемами, упражнениями и развитием мастерства

7

1

6

Работа над произведением

7

-

7

Накопление репертуара

4

-

4

Воспитание просветительско – артистической направленности (концертная деятельность)

2

-

2

Итого:

34

3

34

III. Содержание учебного предмета

       1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Обязательное фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Обязательное фортепиано» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. 

Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы: 

  • выполнение домашнего задания; 
  • посещение учреждений культуры (культурно-досуговых центров, театров, концертных залов и др.); 
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности и др.       

2. Требования по годам обучения

          Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Обязательное фортепиано» распределяется по годам обучения  в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. Изучение учебного предмета "Обязательное фортепиано" рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

1 год обучения

         Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Чтение с листа небольших песенок, попевок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звуко - извлечения, владения основными видами штрихов.

          Разучивание в течение года 4-5 разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или учебного пособия «В музыку с радостью» (сост. О.Геталова, И.Визная) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

        Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.  

         Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".

        Гаммы До, Соль отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.

          За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.

Примерный репертуарный список: 

Пахульский  Фугетта;

Хренников Т. Колыбельная;

Моцарт В. Бурре  ми минор;

Моцарт В. Менуэт;

Корелли А. Сарабанда ре минор;

Моцарт В. Менуэт фа мажор;

Моцарт Л. Бурре ре минор;

Перселл Г. Ария.

Этюды:

Гнесина Е. "Этюд";

"Маленькие этюды для начинающих";

О.Геталова «Этюд»;

Лешгорн А. "Избранные этюды для начинающих" соч.65;

Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды.

Пьесы:

В.Карасева «Цветики»;

Л. Хереско «Две тетери»;

С. Ляховицкая «Ой, ты, дивчина»;

В. Игнатьев «Барабанщик»;

Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка";

Кабалевский Д.  "Маленькая полька";

Майкапар А. Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок";

Штейбельт Д. Адажио.

2 год обучения

             Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

          Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях технические зачеты (гаммы и этюд), во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

За год учащийся должен изучить:

2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 произведения полифонического стиля, гаммы: До, Соль, Ре-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.

                              Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада:

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева);

Арман Ж. Пьеса ля минор;

Аглинцова Е. Русская песня;

Кригер И. Менуэт;

Левидова Д. Пьеса;

Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре;

Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт;

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор;

Гедике А. Ригодон;

Телеман Г.Ф. Гавот.

Этюды:

Жилинский А. Этюд

Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью»

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Пьесы:

Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»;

Гедике А. Русская песня, соч. 36;

Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28;

Руббах А. «Воробей»;

Фрид Г. «Грустно»;

Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»;

Штейбельт Д. Адажио.

3 год обучения

Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).  Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

За год учащийся должен освоить:

2 этюда, 2 разнохарактерные пьесы, 1-2 полифонических произведения, гаммы ля, ре, ми, соль-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы.

                               Примерные репертуарные списки.

Произведения полифонического склада:

Арнэ Т. Полифонический эскиз;

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия;

Бём Г. Менуэт;

Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор;

Гендель Г.Ф Ария;

Пёрселл Г. Сарабанда;

Сен-Люк Ж. Бурре;

Павлюченко С. Фугетта.

Этюды:

Бертини А. Этюд Соль мажор;

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32;

Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»;

Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15;

Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1,2;

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2.

Пьесы:

Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»;

Тюрк Д.Г. Песенка;

Гедике А. Русская песня;

Александров А. Новогодняя полька;

Гайдн Й. Анданте;

Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», "Вечер", "Песня";

Гедике А. Соч. 36: №№ 21,23,31;

Гречанинов А. «На лужайке», Вальс;

Григ Э. Вальс ми минор;

Дварионас Б. Прелюдия;

Лоншан-Друшкевич К. Полька;

Моцарт В. 14 пьес: № 8;

Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка;

Свиридов Г. «Ласковая просьба»;

Сигмейстер Э. Блюз;

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков;

Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник».

4 год обучения

Годовые требования: 2-3 этюда, 2-3 пьесы, 1-2 полифонических произведения, продолжение формирования навыков чтения с листа, гаммы Ми мажор, до минор, Си мажор, си минор, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.

                           Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада:

Арман Ж. Фугетта;

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

Маленькие прелюдии до минор, ми минор;

Бах Ф.Э. Анданте;

Рамо Ж. Менуэт в форме рондо;

Гендель Г. 3 менуэта;

Кирнбергер И.Ф. Сарабанда;

Корелли А. Сарабанда;

Скарлатти Д. Ария ре минор;

Циполи Д. Фугетта;

Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор;

Гедике А. Инвенция ре минор.

Этюды:

Гурлит К. Этюд Ля мажор;

Гедике А. Этюд ми минор;

Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18;

Геллер С. Этюды;

Гнесина Е. Маленький этюд на трели;

Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

вып.1, сост. Руббах);

Лешгорн А. Соч. 65;

Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20;

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35.

Пьесы:

Алябьев А. Пьеса соль минор;

Мясковский Н. «Беззаботная песенка»;

Дварионас Б. Прелюдия;

Гедике А. Скерцо;

Гречанинов А. Соч. 98, № 1;

Лядов А. Колыбельная;

Кюи Ц. «Испанские марионетки»;

Кабалевский Д. «Маленький вальс»;

Майкапар А. «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»;

Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор;

Николаева Т. Детский альбом: Сказочка;

Роули А. «Акробаты»;

Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская Полька;

Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»;

Хачатурян А. Андантино.                    

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

        Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Обязательное фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

● знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

● знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

● владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

● знания музыкальной терминологии;  

● умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

● умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

● навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

● навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

● первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

V. Формы и методы контроля

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

          Оценка качества реализации программы "Обязательное фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

       Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

       Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – в одном полугодии контрольный урок, в другом зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, дневник учащегося.

       Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах, текущих оценок за год, технических зачетов. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы.

          На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

1 год обучения:

1  полугодие:  контрольный  урок (исполнение  одного  произведения программы).

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения программы).

В течение года учащиеся сдают технический зачет.

I полугодие – До-мажор.

II полугодие – Соль-мажор.

2 год обучения:

1  полугодие:  контрольный  урок (исполнение  одного  произведения программы).

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения программы).

В течение года учащиеся сдают технический зачет.

I полугодие – Соль-мажор.

II полугодие – Ре-мажор.

3 год обучения:

1  полугодие:  контрольный  урок (исполнение  одного  произведения программы).

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения программы).

В течение года учащиеся сдают технический зачет.

I полугодие – ля-минор.

II полугодие – ре, ми-минор.

4 год обучения:

1  полугодие:  контрольный  урок (исполнение  одного  произведения программы).

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения программы).

В течение года учащиеся сдают технический зачет.

I полугодие – Ми-мажор, до-минор, хроматические гаммы.

II полугодие – Си-мажор, си-минор, хроматические гаммы.

2. Критерии оценок

        Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

   Критерии оценки качества исполнения

         По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, использование художественно оправданных технических приемов.

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа.

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

          Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

         В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

- художественная трактовка произведения;

- стабильность исполнения;

- выразительность исполнения.

       Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

                В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

                Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

                В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

                 В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета.

                 Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

              Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач - координация рук, пальцев;
  • наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

                 В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.  

VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемой нотной литературы

  1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003.
  2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов, 1962.
  3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964.
  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996.
  5. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012.
  6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. –

     СПб.: Композитор, 1997.

  1. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005.
  2. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88).
  3. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992.
  4. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011.
  5. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987.
  7. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  8. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993.
  9. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32.
  10. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006.
  11. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка 2011.
  12. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  13. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
  14. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
  15. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008.
  16. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010.
  17. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17.
  18. И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994.
  19. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66.
  20. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994.
  21. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999.
  22. Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997.
  23. Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006.
  24. Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
  25. Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
  26. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008.
  27. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986.
  28. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах – М., 1972.
  29. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова –М.: Советский композитор, 1973.
  30. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  31. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  32. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976.
  33. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990.
  34. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963.
  35. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973.
  36. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972.
  37. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993.
  38. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой - М.,1974.
  39. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974.
  40. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996.
  41. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962.
  42. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973.
  43. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978.
  44. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
  45. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка", 1993.
  46. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М., 1961.
  47. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002.
  48. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973.
  49. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972.
  50. Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,
  51. Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988.
  52. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978.
  53. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983.
  54. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989.
  55. Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989.
  56. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994.
  57. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006.
  58. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992.
  59. Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
  60. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160.
  61. Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011.
  62. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011.
  63. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967.
  64. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973.
  65. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. – Ростов- н/Д: Феникс, 2008.

2. Список рекомендуемой методической литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978.

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965.

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979.

4. Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965 5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве", Москва, 1966.

6. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961.

7. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953.

8. Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967.

9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва, 1963.

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987.

11. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997.

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997.

13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974.

14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973.

15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959.

(Данные списки нотной литературы являются примерными и могут изменяться на усмотрение педагога)