Статья "Творчество Шостаковича Д.Д.(балет "Золотой век")"

Краткая биография и разбор балета "Золотой век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 129140948.172262685746926854.1.1.docx32.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ансамбль танца «Невская акварель»

Шостакович Д.Д.

Балет «Золотой век»

Пожарская Т.В.

15.04.2020


Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) — композитор.

Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист и в 1925 г. как композитор. Первая симфония сразу принесла композитору известность. Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Образ надвигающегося врага возникает в первой части симфонии, когда звучит тема нашествия. Кроме того, в сочинении отражён контраст картин мирной жизни и разрушительной войны. Произведение олицетворяет борьбу народа против иноземных захватчиков. Кроме симфоний одним из излюбленных жанров Шостаковича стал струнный квартет.

Композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Он внёс вклад и в развитие оперного жанра. В 1930 г. Шостакович написал свою первую оперу — «Нос» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1934 г. появилась опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», новая редакция 1956 г.) по повести Я. С. Лескова. Последняя опера — «Игроки» по Гоголю — не была закончена и прозвучала лишь после смерти композитора, в 1978 г., в концертном исполнении.

Если заслуги Шостаковича-симфониста были оценены сразу, то его оперное творчество долгое время не принималось как публикой, так и критикой. Общую тенденцию выразила статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» за 28 января 1936 г. То же неприятие постигло и балеты Шостаковича: «Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.) и «Светлый ручей» (1935 г.). С 1937 г. композитор начал педагогическую деятельность в Ленинградской консерватории, в 1939 г. получил должность профессора композиции.

В период 1943-1948 гг. преподавал также в Московской консерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов. Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства.

Умер 9 августа 1975 г. в Москве.

Балеты Шостаковича Д.Д.

В балете «Золотой век» коллективный герой произведения – футбольная команда (что неслучайно, поскольку композитор увлекался спортом, профессионально разбирался в тонкостях игры, что давало ему возможность писать отчеты о футбольных матчах, был активным болельщиком, окончил школу футбольных судей). Далее появляется балет «Болт» на тему индустриализации. Либретто было написано бывшим конармейцем и само по себе, с современной точки зрения, было практически пародийным. Балет был создан композитором  в духе конструктивизма. Современники по-разному вспоминали премьеру: одни говорят, что пролетарская публика ничего не поняла и освистала автора, другие вспоминают, что балет прошел под овации. Музыка балета «Светлый ручей», действие которого происходит в колхозе, насыщена не только лирическими, но и комическими интонациями, что также не могло не отразиться на участи композитора.

Балет «Золотой век»

В июне 1929 года Дирекция ленинградских государственных театров предложила Шостаковичу написать балет на современную тему. Конкурс на лучшее либретто выиграл сценарист А.В. Ивановский. В основе его сюжета лежала история приключений советской футбольной команды «Динамо» за рубежом с многочисленными авантюрнодетективными интригами.

Премьера балета «Золотой век» на музыку Д.Д. Шостаковича в трех актах, восьми картинах состоялась 26 октября 1930 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета. Музыку балета сочли нетанцевальной, отмечали пестроту хореографии, обвиняли в «протаскивании» чуждого народу буржуазного стиля. Сценическая судьба его оказалась недолгой, и много лет спустя балет с новым сценарием был поставлен в Москве, в Большом театре (1982 г.).

Новый сценарий был написан Григоровичем совместно с музыковедом и другом Шостаковича И. Гликманом. Однако, создавая новый сюжет, авторы остались в определенных рамках старого либретто, которому следовала музыка Шостаковича. Они сохранили   наличие социального конфликта, контрастное противопоставление героев, жанр детектива, время действия. Григорович   вместе   с   дирижером  Ю. Симоновым  и   художником С. Вирсаладзе  возвратили музыку Шостаковича в балетный театр, представив новый художественный пласт – отечественную культуру 20-х годов XX века.

В преддверии 100-летнего юбилея  со дня рождения Дмитрия Шостаковича,  Григорович сделал еще одну редакцию балета, соединив  второй и третий акты, в которых произвел незначительные сокращения длиннот, снижающих динамику развития действия. В результате получился двухактный балет с одним антрактом. Хореограф внес  свежие смысловые и эмоциональные акценты, которые органично были восприняты исполнителями нового поколения. В этой постановке балет обрел живое, полнокровное, а главное – современное звучание.

Краткое содержание балета в двухактной редакции Григоровича

1 действие, 1 картина. На площади города проходит массовое празднество. Среди гуляющих появляется главная героиня – Рита, наблюдающая за выступлением спортсменов и представлением  агиттеатра рабочей молодежи. Его актеры – молодые рыбаки, среди которых находится и главный герой Борис. Он знакомится с Ритой, но она неожиданно быстро прощается и уходит.

1 действие, 2 картина. Нэпмановский ресторан «Золотой век». Сюда в поисках Риты приходит Борис. Публику развлекает Конферансье в окружении танцовщиц. В центре эстрадного представления – звезды варьете Марго и месье Жак. Борис узнает в Марго ту незнакомку, которую искал. Их радость встречи не ускользает от внимания Жака.

1 действие, 3 картина. Под вывеской ресторана скрываются бандиты. Их главарѐм является Яшка (месье Жак). Его подручная Люська заманивает двух посетителей, которых бандиты грабят, а одного – убивают.

1 действие, 4 картина. Вернувшись в ресторан, месье Жак танцует с Люськой и замечает вальсирующих Бориса и Марго. Бандиты  пытаются разъединить  молодую пару. Однако Рите удается остановить назревающую  драку.

1 действие, 5 картина. Оставшись вдвоем, Рита и Борис танцуют нежный лирический танец.

2 действие, 6 картина. Веселится публика в «Золотом веке». Месье Жак танцует с Ритой и делает ей признание в нежных чувствах, которое девушка решительно отвергает.

2 действие, 7 картина. Месье Жак (Яшка) подбивает банду на новое дело. Он азартно разжигает хищнические инстинкты своих подопечных.

2 действие, 8 картина. На берегу моря трудятся рыбаки. Появляется Рита. Их танец с Борисом прерывают бандиты, которые связывают юношу и бросают на берегу. Рита приводит рыбаков на помощь.

2 действие, 9 картина. Бандиты празднуют удачное дело. Рыбаки врываются в их логово и схватывают преступников, но Люське удается бежать.  

2 действие, 10 картина. В зале веселятся посетители. Рита танцует дуэт с месье Жаком, развлекая публику. Она решила покинуть «Золотой век», однако Яшка преграждает ей путь. Ослепленная ревностью Люська бросается на Жака с ножом, но он хладнокровно убивает еѐ.

2 действие, 11 картина. В зал «Золотого века» врываются рыбаки. В целях защиты Яшка хватает Риту как заложницу. Борис вскоре ее освобождает. Следуют два хореографических финала: конец варьете и праздник молодежи на площади.    Благодаря наличию  остросюжетного  конфликтного  действия с участием преступных элементов общества исследователи балетного творчества Шостаковича определяют жанр «Золотого века» как  сатирический балет-детектив  с элементами эстрадного ревю (обозрения).   Его  идея  отражена в противостоянии добра и зла, жизни и смерти. Молодые люди, представители нового общества, одерживают победу над героями уходящего мира.

Музыкальная основа балета

Характеризуя музыку балета, сам автор отмечал, что ее основу составляют два элемента: музыка, относящаяся к современной западноевропейской буржуазной культуре, и музыка пролетарской  советской культуры. «Сопоставление двух культур являлось моей главной задачей при сочинении «Золотого века».

Наличие двух контрастных интонационных пластов в музыке композитора  Григорович оставил   без изменений, но переосмыслил их предназначение с учетом нового содержания либретто:

1-й пласт – содержит музыкальную характеристику положительных героев – представителей рабочей молодежи, основанную на  интонациях задорных спортивных маршей, праздничных уличных песен, городского фольклора,  наполненных упругой энергией, энтузиазмом, оптимизмом;

2-й пласт – музыкальная характеристика отрицательных персонажей в лице ресторанных артистов-бандитов   связана с интонациями и ритмами  танго, угарнонеистового канкана, галопа, чарльстона, фокстрота;

3-й пласт, возникший в редакции Григоровича, – лирические дуэты Риты и Бориса, выраженные в кантиленных интонациях, передающих  взаимное волнение и восторг их сердец.

Наличие контрастных интонационных пластов свидетельствует о свободном владении молодого композитора  различными стилевыми направлениями в музыке.  Шостакович дополнил классический стиль фольклорным, бытовым, эстрадным в традициях мюзик-холла, джазовым стилями. Это нашло отражение в мелодии, ритме, гармонии, сложной  оркестровой партитуре балета.

В новой музыкальной редакции оркестровая партитура сцен в кабаре была дополнена и тембром электрогитары (в авторской  партитуре Фокстрота (блюза) из Сюиты для джаз-оркестра № 1 указана Chitarra hawayana). Для  медно-духовой группы композитор  использовал особые исполнительские приемы: применение глиссандо,  засурдиненных инструментов с «квакающим» эффектом звучания, типичных для  джазовой оркестровки.

Подчеркивая современность  музыки «Золотого века»,  Григорович отметил, что она «…звучит так, как будто написана сегодня. Она необычайно театральна, что, как ни странно, в балетной практике встречается совсем не часто.

Большую  роль в развитии сюжетной линии  спектакля играют  массовые сцены, исполняемые кордебалетом.  Они выполняют разные по степени значимости функции:

- изображают реальные группы людей, вполне определенные по своему жизненному и социальному облику;

-  выступают  своего рода «резонатором» партий солистов;

-  создают образы сплоченной массы контрастных социальных групп, вступающих в непосредственные драматические столкновения.

Таким образом, массовые сцены в исполнении кордебалета играют ведущую роль в развитии драматического действия спектакля.

Не менее значимы  и ансамблевые сцены. В четырех танцевальных дуэтах раскрывается эволюция взаимоотношений Риты и Бориса. Гармония их счастья обретается в ходе нелегкой  и опасной борьбы.


Заключение

Таким образом, на примере судеб главных образов наглядно прослеживается идея балета: положительные герои обретают желанную гармонию своего существования, а отрицательные – возмездие за содеянное зло.

Неоценимо  значение музыки Шостаковича, написанной для балетного театра. Прежде всего важно подчеркнуть, что  оно выражено в продолжении  новаторских традиций балетного жанра русских композиторов XIX-XX веков.

Традиции  Чайковского проявились в  симфонизации  балетного жанра и  углублении   индивидуальных характеристик  героев. По этому поводу Шостакович писал: « Музыка в театре должна не «сопровождать», а активно воздействовать. Дать музыке настоящую  симфоническую напряженность и драматургическое развитие».

Традиции балетных сочинений Стравинского нашли отражение в изображении уличных сюжетов, бытовых жанровых эпизодов,  представлений на открытом воздухе, массовых празднеств, сатирическом обличении мещанства и пошлости,  связи  с интонациями  фольклорных  песен и танцев, использовании полифонических приемов развития.

Прототипом для всех пародийных полек композитора из ряда сочинений, в том числе и из «Золотого века», послужила полька  из «Маленькой сюиты» Стравинского, а гармошечные переборы в сцене выступления артистов молодежного театра в 1-м действии навеяны балетом «Петрушка».

Значение «Золотого века» Шостаковича связано и с яркими новаторскими находками,  что нашло отражение   в выборе сюжета не на типично сказочную для балета тему, а   на современную; в наличии социального конфликта между представителями западной буржуазии и советской спортивной молодежи; в создании нового жанра балета-детектива, в котором образы уходящего мира представлены в  гротесково-сатирическом преломлении; в сочетании классических балетных форм с эстрадными  в жанре мюзик-холла, а также – спортивными, физкультурными движениями;  в расширении состава симфонического оркестра за счет введения других инструментов и  активном использовании полифонических форм в ряде фрагментов  (увертюре,  сцене погони из 8 картины 2-го действия).

Таким образом, находясь на переломном этапе в развитии отечественного балета,  композитор  нашел пути для  самого радикального обновления этого жанра.

На материале балета  удобно проследить  одну из авангардных техник композиции XX века, которая была предвосхищена в творчестве Шостаковича, – полистилистику. Она проявилась у композитора в ряде приемов. Например, применение  текстовой цитаты нашло отражение  в использовании песни-фокстрота В. Юманса «Таити-трот» во 2-м действии.

Особенно характерна для этого балета цитата жанра, проявившаяся  в дополнении  классических танцевальных  жанров (адажио, вариации, вальсы) западно-европейскими бальными, эстрадными танцами начала XX века (чарльстон,  тустеп, галоп, танго, фокстрот, канкан), а также  жанрами городского фольклора и   физкультурно-спортивных маршей.

Создатели 2-й музыкальной редакции балета в постановке Григоровича расширили цитату жанра еще больше за счет включения медленных частей из двух Концертов для фортепиано с оркестром, Фокстрота (блюза) из Сюиты для джаз-оркестра № 1, фрагмента   из музыки к драматическому спектаклю «Человеческая комедия».

В хореографии Григоровича к полистилистике можно отнести соединение традиций классического танца с новыми формами: народными, бытовыми танцевальными жанрами, гротесковой пантомимой, наличием цирковых, акробатических движений и трюков вплоть до карате, физкультурных элементов.

Возрожденный к новой жизни «Золотой век» является очередным этапом в освоении балетом современной темы. Он преодолевает упрощения, допускавшиеся ранее в решении этой задачи, и отличается высоким художественным уровнем и убедительностью подлинного искусства гениального современного хореографа Ю. Григоровича.


На основе музыки балета Шостакович составил четырёхчастную сюиту op. 22a, которая вошла в концертный репертуар дирижёров XX века:

- Вступление (Allegro non troppo);

- Adagio;

- Полька (Allegretto);

- Танец.

В 1935 композитор переработал Польку для сольного фортепиано (op. 22b), которую записал на грампластинку в 1947; в 1962 сделал её же версию для фортепиано в 4 руки (op. 22c). Известен ряд других (неавторских) обработок Польки для различных инструментов.