Статья "Творчество Шостаковича Д.Д.(балет "Золотой век")"
Краткая биография и разбор балета "Золотой век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
129140948.172262685746926854.1.1.docx | 32.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ансамбль танца «Невская акварель» |
Шостакович Д.Д. |
Балет «Золотой век» |
Пожарская Т.В. 15.04.2020 |
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) — композитор.
Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист и в 1925 г. как композитор. Первая симфония сразу принесла композитору известность. Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Образ надвигающегося врага возникает в первой части симфонии, когда звучит тема нашествия. Кроме того, в сочинении отражён контраст картин мирной жизни и разрушительной войны. Произведение олицетворяет борьбу народа против иноземных захватчиков. Кроме симфоний одним из излюбленных жанров Шостаковича стал струнный квартет.
Композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Он внёс вклад и в развитие оперного жанра. В 1930 г. Шостакович написал свою первую оперу — «Нос» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1934 г. появилась опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», новая редакция 1956 г.) по повести Я. С. Лескова. Последняя опера — «Игроки» по Гоголю — не была закончена и прозвучала лишь после смерти композитора, в 1978 г., в концертном исполнении.
Если заслуги Шостаковича-симфониста были оценены сразу, то его оперное творчество долгое время не принималось как публикой, так и критикой. Общую тенденцию выразила статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» за 28 января 1936 г. То же неприятие постигло и балеты Шостаковича: «Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.) и «Светлый ручей» (1935 г.). С 1937 г. композитор начал педагогическую деятельность в Ленинградской консерватории, в 1939 г. получил должность профессора композиции.
В период 1943-1948 гг. преподавал также в Московской консерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов. Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства.
Умер 9 августа 1975 г. в Москве.
Балеты Шостаковича Д.Д.
В балете «Золотой век» коллективный герой произведения – футбольная команда (что неслучайно, поскольку композитор увлекался спортом, профессионально разбирался в тонкостях игры, что давало ему возможность писать отчеты о футбольных матчах, был активным болельщиком, окончил школу футбольных судей). Далее появляется балет «Болт» на тему индустриализации. Либретто было написано бывшим конармейцем и само по себе, с современной точки зрения, было практически пародийным. Балет был создан композитором в духе конструктивизма. Современники по-разному вспоминали премьеру: одни говорят, что пролетарская публика ничего не поняла и освистала автора, другие вспоминают, что балет прошел под овации. Музыка балета «Светлый ручей», действие которого происходит в колхозе, насыщена не только лирическими, но и комическими интонациями, что также не могло не отразиться на участи композитора.
Балет «Золотой век»
В июне 1929 года Дирекция ленинградских государственных театров предложила Шостаковичу написать балет на современную тему. Конкурс на лучшее либретто выиграл сценарист А.В. Ивановский. В основе его сюжета лежала история приключений советской футбольной команды «Динамо» за рубежом с многочисленными авантюрнодетективными интригами.
Премьера балета «Золотой век» на музыку Д.Д. Шостаковича в трех актах, восьми картинах состоялась 26 октября 1930 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета. Музыку балета сочли нетанцевальной, отмечали пестроту хореографии, обвиняли в «протаскивании» чуждого народу буржуазного стиля. Сценическая судьба его оказалась недолгой, и много лет спустя балет с новым сценарием был поставлен в Москве, в Большом театре (1982 г.).
Новый сценарий был написан Григоровичем совместно с музыковедом и другом Шостаковича И. Гликманом. Однако, создавая новый сюжет, авторы остались в определенных рамках старого либретто, которому следовала музыка Шостаковича. Они сохранили наличие социального конфликта, контрастное противопоставление героев, жанр детектива, время действия. Григорович вместе с дирижером Ю. Симоновым и художником С. Вирсаладзе возвратили музыку Шостаковича в балетный театр, представив новый художественный пласт – отечественную культуру 20-х годов XX века.
В преддверии 100-летнего юбилея со дня рождения Дмитрия Шостаковича, Григорович сделал еще одну редакцию балета, соединив второй и третий акты, в которых произвел незначительные сокращения длиннот, снижающих динамику развития действия. В результате получился двухактный балет с одним антрактом. Хореограф внес свежие смысловые и эмоциональные акценты, которые органично были восприняты исполнителями нового поколения. В этой постановке балет обрел живое, полнокровное, а главное – современное звучание.
Краткое содержание балета в двухактной редакции Григоровича
1 действие, 1 картина. На площади города проходит массовое празднество. Среди гуляющих появляется главная героиня – Рита, наблюдающая за выступлением спортсменов и представлением агиттеатра рабочей молодежи. Его актеры – молодые рыбаки, среди которых находится и главный герой Борис. Он знакомится с Ритой, но она неожиданно быстро прощается и уходит.
1 действие, 2 картина. Нэпмановский ресторан «Золотой век». Сюда в поисках Риты приходит Борис. Публику развлекает Конферансье в окружении танцовщиц. В центре эстрадного представления – звезды варьете Марго и месье Жак. Борис узнает в Марго ту незнакомку, которую искал. Их радость встречи не ускользает от внимания Жака.
1 действие, 3 картина. Под вывеской ресторана скрываются бандиты. Их главарѐм является Яшка (месье Жак). Его подручная Люська заманивает двух посетителей, которых бандиты грабят, а одного – убивают.
1 действие, 4 картина. Вернувшись в ресторан, месье Жак танцует с Люськой и замечает вальсирующих Бориса и Марго. Бандиты пытаются разъединить молодую пару. Однако Рите удается остановить назревающую драку.
1 действие, 5 картина. Оставшись вдвоем, Рита и Борис танцуют нежный лирический танец.
2 действие, 6 картина. Веселится публика в «Золотом веке». Месье Жак танцует с Ритой и делает ей признание в нежных чувствах, которое девушка решительно отвергает.
2 действие, 7 картина. Месье Жак (Яшка) подбивает банду на новое дело. Он азартно разжигает хищнические инстинкты своих подопечных.
2 действие, 8 картина. На берегу моря трудятся рыбаки. Появляется Рита. Их танец с Борисом прерывают бандиты, которые связывают юношу и бросают на берегу. Рита приводит рыбаков на помощь.
2 действие, 9 картина. Бандиты празднуют удачное дело. Рыбаки врываются в их логово и схватывают преступников, но Люське удается бежать.
2 действие, 10 картина. В зале веселятся посетители. Рита танцует дуэт с месье Жаком, развлекая публику. Она решила покинуть «Золотой век», однако Яшка преграждает ей путь. Ослепленная ревностью Люська бросается на Жака с ножом, но он хладнокровно убивает еѐ.
2 действие, 11 картина. В зал «Золотого века» врываются рыбаки. В целях защиты Яшка хватает Риту как заложницу. Борис вскоре ее освобождает. Следуют два хореографических финала: конец варьете и праздник молодежи на площади. Благодаря наличию остросюжетного конфликтного действия с участием преступных элементов общества исследователи балетного творчества Шостаковича определяют жанр «Золотого века» как сатирический балет-детектив с элементами эстрадного ревю (обозрения). Его идея отражена в противостоянии добра и зла, жизни и смерти. Молодые люди, представители нового общества, одерживают победу над героями уходящего мира.
Музыкальная основа балета
Характеризуя музыку балета, сам автор отмечал, что ее основу составляют два элемента: музыка, относящаяся к современной западноевропейской буржуазной культуре, и музыка пролетарской советской культуры. «Сопоставление двух культур являлось моей главной задачей при сочинении «Золотого века».
Наличие двух контрастных интонационных пластов в музыке композитора Григорович оставил без изменений, но переосмыслил их предназначение с учетом нового содержания либретто:
1-й пласт – содержит музыкальную характеристику положительных героев – представителей рабочей молодежи, основанную на интонациях задорных спортивных маршей, праздничных уличных песен, городского фольклора, наполненных упругой энергией, энтузиазмом, оптимизмом;
2-й пласт – музыкальная характеристика отрицательных персонажей в лице ресторанных артистов-бандитов связана с интонациями и ритмами танго, угарнонеистового канкана, галопа, чарльстона, фокстрота;
3-й пласт, возникший в редакции Григоровича, – лирические дуэты Риты и Бориса, выраженные в кантиленных интонациях, передающих взаимное волнение и восторг их сердец.
Наличие контрастных интонационных пластов свидетельствует о свободном владении молодого композитора различными стилевыми направлениями в музыке. Шостакович дополнил классический стиль фольклорным, бытовым, эстрадным в традициях мюзик-холла, джазовым стилями. Это нашло отражение в мелодии, ритме, гармонии, сложной оркестровой партитуре балета.
В новой музыкальной редакции оркестровая партитура сцен в кабаре была дополнена и тембром электрогитары (в авторской партитуре Фокстрота (блюза) из Сюиты для джаз-оркестра № 1 указана Chitarra hawayana). Для медно-духовой группы композитор использовал особые исполнительские приемы: применение глиссандо, засурдиненных инструментов с «квакающим» эффектом звучания, типичных для джазовой оркестровки.
Подчеркивая современность музыки «Золотого века», Григорович отметил, что она «…звучит так, как будто написана сегодня. Она необычайно театральна, что, как ни странно, в балетной практике встречается совсем не часто.
Большую роль в развитии сюжетной линии спектакля играют массовые сцены, исполняемые кордебалетом. Они выполняют разные по степени значимости функции:
- изображают реальные группы людей, вполне определенные по своему жизненному и социальному облику;
- выступают своего рода «резонатором» партий солистов;
- создают образы сплоченной массы контрастных социальных групп, вступающих в непосредственные драматические столкновения.
Таким образом, массовые сцены в исполнении кордебалета играют ведущую роль в развитии драматического действия спектакля.
Не менее значимы и ансамблевые сцены. В четырех танцевальных дуэтах раскрывается эволюция взаимоотношений Риты и Бориса. Гармония их счастья обретается в ходе нелегкой и опасной борьбы.
Заключение
Таким образом, на примере судеб главных образов наглядно прослеживается идея балета: положительные герои обретают желанную гармонию своего существования, а отрицательные – возмездие за содеянное зло.
Неоценимо значение музыки Шостаковича, написанной для балетного театра. Прежде всего важно подчеркнуть, что оно выражено в продолжении новаторских традиций балетного жанра русских композиторов XIX-XX веков.
Традиции Чайковского проявились в симфонизации балетного жанра и углублении индивидуальных характеристик героев. По этому поводу Шостакович писал: « Музыка в театре должна не «сопровождать», а активно воздействовать. Дать музыке настоящую симфоническую напряженность и драматургическое развитие».
Традиции балетных сочинений Стравинского нашли отражение в изображении уличных сюжетов, бытовых жанровых эпизодов, представлений на открытом воздухе, массовых празднеств, сатирическом обличении мещанства и пошлости, связи с интонациями фольклорных песен и танцев, использовании полифонических приемов развития.
Прототипом для всех пародийных полек композитора из ряда сочинений, в том числе и из «Золотого века», послужила полька из «Маленькой сюиты» Стравинского, а гармошечные переборы в сцене выступления артистов молодежного театра в 1-м действии навеяны балетом «Петрушка».
Значение «Золотого века» Шостаковича связано и с яркими новаторскими находками, что нашло отражение в выборе сюжета не на типично сказочную для балета тему, а на современную; в наличии социального конфликта между представителями западной буржуазии и советской спортивной молодежи; в создании нового жанра балета-детектива, в котором образы уходящего мира представлены в гротесково-сатирическом преломлении; в сочетании классических балетных форм с эстрадными в жанре мюзик-холла, а также – спортивными, физкультурными движениями; в расширении состава симфонического оркестра за счет введения других инструментов и активном использовании полифонических форм в ряде фрагментов (увертюре, сцене погони из 8 картины 2-го действия).
Таким образом, находясь на переломном этапе в развитии отечественного балета, композитор нашел пути для самого радикального обновления этого жанра.
На материале балета удобно проследить одну из авангардных техник композиции XX века, которая была предвосхищена в творчестве Шостаковича, – полистилистику. Она проявилась у композитора в ряде приемов. Например, применение текстовой цитаты нашло отражение в использовании песни-фокстрота В. Юманса «Таити-трот» во 2-м действии.
Особенно характерна для этого балета цитата жанра, проявившаяся в дополнении классических танцевальных жанров (адажио, вариации, вальсы) западно-европейскими бальными, эстрадными танцами начала XX века (чарльстон, тустеп, галоп, танго, фокстрот, канкан), а также жанрами городского фольклора и физкультурно-спортивных маршей.
Создатели 2-й музыкальной редакции балета в постановке Григоровича расширили цитату жанра еще больше за счет включения медленных частей из двух Концертов для фортепиано с оркестром, Фокстрота (блюза) из Сюиты для джаз-оркестра № 1, фрагмента из музыки к драматическому спектаклю «Человеческая комедия».
В хореографии Григоровича к полистилистике можно отнести соединение традиций классического танца с новыми формами: народными, бытовыми танцевальными жанрами, гротесковой пантомимой, наличием цирковых, акробатических движений и трюков вплоть до карате, физкультурных элементов.
Возрожденный к новой жизни «Золотой век» является очередным этапом в освоении балетом современной темы. Он преодолевает упрощения, допускавшиеся ранее в решении этой задачи, и отличается высоким художественным уровнем и убедительностью подлинного искусства гениального современного хореографа Ю. Григоровича.
На основе музыки балета Шостакович составил четырёхчастную сюиту op. 22a, которая вошла в концертный репертуар дирижёров XX века:
- Вступление (Allegro non troppo);
- Adagio;
- Полька (Allegretto);
- Танец.
В 1935 композитор переработал Польку для сольного фортепиано (op. 22b), которую записал на грампластинку в 1947; в 1962 сделал её же версию для фортепиано в 4 руки (op. 22c). Известен ряд других (неавторских) обработок Польки для различных инструментов.