Статья "Творчество Щедрина Р.К. (балет «Конек-Горбунок»)"
Краткая биография и разбор балета «Конек-Горбунок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
129140948.172262685746926951.1.1.docx | 32.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ансамбль танца «Невская акварель» |
Р.К. Щедрин |
Балет «Конек-Горбунок» |
Пожарская Т.В. 28.04.2020 |
Родион Константинович Щедрин
Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье, где музыка была не просто развлечением, а одной из основных составляющих жизни. Отец Родиона и его дяди собирались в трио «Оркестр братьев Щедриных» и часто устраивали домашние концерты. Родители пытались заинтересовать сына музыкой, и Родион выдержал экзамен в Центральную музыкальную школу (ЦМШ).
Однако началась война, отец ушел в ополчение, а Родя с мамой были эвакуированы в Куйбышев. После возвращения в Москву мальчик начал учебу в ЦМШ, откуда не раз отчислялся из-за поведения – дважды убегал на фронт. Его дядя, крупный ученый, имевший вес и связи, разыскал племянника, успевшего уже добраться до Кронштадта, и вместе с товарищем по побегу Родиона в арестантском вагоне доставили домой. Хулигана и непоседу родители решили отправить в ленинградское Нахимовское училище. Но в то же время возобновился набор в Московское хоровое училище, куда Константин Михайлович устроил сыну прослушивание. Родиона приняли, 6 лет он жил в музыкальном интернате с полуармейской дисциплиной. Но именно в этом суровом мужском коллективе юный шалопай понял, что его будущее – в музыке. В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию на два факультета – фортепианный и композиторский, 9 лет спустя закончил и аспирантуру.
В 1955 году Родион в гостях у Лили Брик познакомился с молодой балериной Майей Плисецкой. Несколько лет спустя они встретились в Большом театре, работая над балетом «Конек-горбунок», и в октябре 1958 года поженились. Майя Михайловна стала не только единственной спутницей жизни композитора, но и главной музой – специально для нее Родион Константинович написал несколько балетов, посвящал ей многие другие произведения.
В 60-е Щедрин преподавал на композиторском факультете Московской консерватории. С 1973 по 1990 работал председателем правления Союза композиторов СССР, был Депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета СССР. Имеет звания почетного профессора нескольких консерваторий. С 1990-х годов проживает в Мюнхене.
Балет «Конек-Горбунок»
Премьера состоялась в 1960 году в Большом театре.
Балет в 2-х действиях, 10-ти картинах
Либретто В. ВАИНОНЕНА и П. МАЛЯРЕВСКОГО
по сказке П. ЕРШОВА в редакции Н. АНДРОСОВА
Либретто балета «Конек-Горбунок»
Действие первое
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе...»
Картина первая. «Изба».
Избушка на окраине села. У старика и его сыновей несчастье – кто-то губит пшеницу, единственную кормилицу бедняков.
Старик просит сыновей поймать вора. Братья решают сторожить ночьюв поле.
Картина вторая. «Поле».
Темная выдалась ночь. Появляется Месяц, и все вокруг наполняется серебристым сиянием, сказочным и таинственным.
Лучи лунного света танцуют и скользят по полю. Старшие братья по пути заходят в кабак и, захмелев, засыпают. Только Иван не смыкает глаз. Вдруг тишину ночи нарушает конский топот: волшебные кобылицы скачут по полю, пробуют свою силу, губят и топчут пшеницу, но не спит Иван: он ловит их и устраивается на ночлег.
Необыкновенный свет заливает поле – это пролетают Жар-птицы. Одна из птиц роняет перо, которое подбирает Иван, и, любуясь им, не замечает, как проснувшиеся братья крадут волшебных кобылиц, чтобы продать их на ярмарке.
«Все по-прежнему стояло,
Но коней как не бывало,
Лишь игрушка Горбунок
У его вертелся ног...»
Конек-Горбунок рассказывает Ивану, куда исчезли кобылицы, и они отправляются в погоню.
Картина третья. «Ярмарочное гуляние».
Торговые ряды раскинулись недалеко от царского дворца. Купцы предлагают товары. Скоморохи развлекают толпящийся народ. Парни и девушки пускаются в пляс. Здесь же – Иван и Конек. Братья, уличенные Иваном в краже, умоляют простить их.
Торжественные звуки труб глашатаев прерывают общее веселье. Появляется Царь, стража расчищает ему дорогу. В толпе Царь замечает волшебных кобылиц и решает их купить. Братья получают вознаграждение, а Иван соглашается нести службу при царском дворе.
Картина четвертая. «Дворец».
Иван исправно служит у Царя. Каждую ночь он достает перо Жар-птицы, и фантастический свет озаряет конюшню.
Царский Спальник замечает это и, похитив перо, приносит его Царю, который приказывает Ивану достать для него Жар-птицу. Иван, заплакав, возвращается в конюшню. Только Конек-Горбунок может помочь ему.
Они собираются в путь.
«Едут целую седьмицу,
Напоследок в день восьмой
Приезжают в лес густой...»
Картина пятая. «Серебряная гора».
Иван и Конек-Горбунок прячутся в ожидании Жар-птицы. И вот со всех сторон сказочного леса слетаются Жар-птицы. Иван, незаметно подкравшись, хватает одну из них. Жар-птицы в испуге исчезают, а Иван и Конек-Горбунок вместе с пойманной Жар-птицей возвращаются во дворец.
Действие второе
Картина шестая. «Дворец».
Иван отдает Царю Жар-птицу, но Спальник рассказывает Царю о сказочной красавице – Царь-девице. Царь требует от Ивана исполнить еще одно его желание: привести ему невесту – Царь-девицу. Иван бросается к Коньку за помощью. И снова они отправляются в путь.
Картина седьмая. «Шатер Царь-девицы».
Под звуки волшебной музыки в хрустальной ладье подплывает к шатру Царь-девица. Она выходит из ладьи и танцует в окружении живого ожерелья из драгоценных камней.
Иван пытается схватить красавицу, но ее танец увлекает его, и он забывает обо всем на свете. Конек-Горбунок спасает Ивана, и они увозят Царь-девицу во дворец.
Картина восьмая. «Дворец».
Царь ждет Ивана. Он весь в предвкушении свадьбы. Но Иван, пораженный красотой Царь-девицы, не хочет отдавать ее Царю. По подсказке Спальника, Царь приказывает казнить Ивана. Чтобы спасти Ивана, Царь-девица ставит Царю условие: он сможет жениться на ней только после того, как ей со дна морского достанут её перстень.
Царь решает поручить это Ивану. Месяц показывает дорогу Ивану и Коньку-Горбунку.
Картина девятая. «Море-окиян».
Обитатели подводного царства – медузы, золотые рыбки, жемчужины и кораллы - танцуют перед Морским царем. Месяц приводит к нему Ивана и Конька-Горбунка, но Морской царь не соглашается отдать им перстень Царь-девицы. Тогда Иван увлекает обитателей подводного царства в такой лихой перепляс, что Морской царь отдает ему перстень, чтобы только успокоить свое тихое царство. Иван и Конек-Горбунок спешат во дворец.
Картина десятая. «Дворец».
Все готово к свадьбе. Царь надевает наряд за нарядом, пытаясь угодить Царь-девице. Однако она грустит по Ивану, и ее ничто не радует. Но вот появляются Иван и Конек. Они приносят перстень.
Стража хватает Ивана. Царь спешит со свадьбой. Но Царь-девица не хочет выходить замуж за старика. По ее повелению выкатывают кипящие котлы. Она требует, чтобы Царь искупался в них и вышел помолодевшим.
Царь боится и посылает впереди себя Ивана. Тот с волшебной помощью Конька-Горбунка ныряет в один, второй, третий котел – и выходит чудо-красавцем.
«Эко диво! Все кричали –
Мы и слыхом не слыхали
Чтобы льзя похорошеть.
Царь велел себя раздеть,
два раза перекрестился,
Бух в котел и там сварился...»
«Конек-Горбунок» Петра Ершова (1834) – книга удивительной, почти легендарной судьбы. Веселая, полная выдумки и чудес сказка как-то незаметно для всех встала в ряд выдающихся явлений литературы. Многие поколения россиян выросли и воспитались на ней. Написал эту сказку в стихах более ста лет назад скромный восемнадцатилетний юноша, уроженец деревни Безруково, Тобольской губернии, приехавший учиться в Петербургском университете. Еще при жизни автора сказку признала и полюбила вся, от мала до велика, читающая русская публика.
Тема и сюжет «Конька-Горбунка» удивительно совпали с творческими склонностями Р. Щедрина. Ему все было дорого в этой сказке, все так и просилось в музыку, звало запеть, засмеяться, поудивляться чудесам, проникнуться умной и лукавой мыслью, скрытой в глубине повествования.
Тот, начальный период творчества, отмечен глубокой связью композитора с русским фольклором. Почти все сочинения Р. Щедрина 50-х – начала 60-х годов выделяются ярким национальным складом. Композитор знал и любил народную песню, чутко вслушивался в музыкальную речь народа, находил в ней новые тона и краски, интонационную, ладовую и ритмическую свежесть.
Еще одна приметная черта дарования композитора: его тонкое чувство комического. Талант Щедрина – веселый талант. В балете «Конек-Горбунок» это сказалось особенно убедительно. Композитор остро, задорно, а подчас ядовито и саркастически смеялся музыкой, подчеркивал комизм характеров и сценических положений. Все это Р. Щедрин взял от интереснейшего фольклорного жанра – частушки. Он глубоко постиг ее природу и использовал частушку в творчестве более, чем кто-либо другой из современных композиторов.
Постановка «Конька-Горбунка» стала неисчерпаемой темой для карикатуристов и сатириков.
По ходу репетиций что-то в музыке приходилось сокращать или, наоборот, дописывать. Так, например, балетмейстер Александр Радунский незадолго до премьеры попросил композитора срочно написать финальную вариацию Ивана: без нее завершение балета выглядело неполным. Просмотрев записи своей недавней фольклорной экспедиции по Сибири, я предложил Щедрину мелодию солдатской шуточной песни «Деревенька небольшая, солдатами занятая...» с забавным припевом-притопом «Ром-так-ром».
Композитору мелодия понравилась, особенно ее ритмические перебои. Он эффектно разработал мелодию, и уже на другой день эту вариацию буквально «с листа», блестяще танцевал в классе 19-летний Владимир Васильев, первый исполнитель партии Ивана.
В музыке балета различимы три основных круга образов: жанр, фантастика и лирика. Все это сплавлено очень органично. В бытовых сценах преобладает народная по характеру мелодика, юмор, размах и удаль русскою танца. В пестрой веренице эпизодов картины «Базар» отмечу обаятельный «Девичий хоровод» - яркую мелодическую находку композитора (эту пьесу он написал на 3-м курсе консерватории).
Фантастика балета связана с образами Царь-девицы, жар-птиц и волшебными превращениями Конька-Горбунка. В этих эпизодах Р. Щедрин выказал владение приемами изобразительного музыкального письма. Каждый персонаж балета охарактеризован самостоятельной темой (Конек-Горбунок, братья, Царь) или группой тем (Иван, Царь-девица). Укажу на два интересных примера комического в музыке. Начало темы братьев Гаврилы и Данилы (первая картина 1 действия) звучит внушительно – ведь это «умные», самодовольные братья. Но в конце темы появляется сбой ритма на паузе: словно человек начал говорить о самом себе напыщенно, как вдруг споткнулся, упал, и вся важность с него слетела. Столь же комична сцена пьяных братьев в следующей картине. Нельзя не улыбнуться, слушая эту музыку! Так и видятся пошатывающиеся молодцы – никак не могут попасть «шаг в шаг» (композитор удачно использовал здесь форму строгого канона – один голос повторяет тему другого, вступая позже него).
Широко развита лейттема (лейтмотив – музыкальная характеристика действующих лиц) Царя. Она звучит многократно. В каждом новом проведении темы композитор подчеркивает комизм сценических положений: смеясь сам, заражая своею веселостью и слушателя. Любой штрих – резкие акценты, форшлаги, трели, «задыхающиеся» прерывы мелодии (Царь утомился, танцуя с Царь-девицей), необычная тембровая окраска темы - все остроумно воссоздает портрет глупого Царя.
Задорной музыкальной теме Конька-Горбунка композитор придал особую звонкость, «игрушечность» звучания (флейта-пикколо и бубенчики) – словно забавная фигурка выскакивает из шкатулки.
Сказочность и одновременно лиризм Царь-девицы воплощены в музыке несколькими темами. Чередуясь, они составляют ее изысканный «музыкальный портрет».
По сравнению со сказкой образ Ивана в балете стал глубже, сложнее. Наряду с веселостью и озорством в нем появились и другие черты – лиризм, мечтательность. Иван – честен, бескорыстен, дураком он кажется лишь обитателям глупого царства.
Балет «Конек-Горбунок» – это бьющая ключом жизнерадостность. Общая атмосфера света, мягкого юмора.
Щедрин использует типичные особенности русской народной песни. Музыка балета буквально пронизана русским народными темами. Слышатся и лирические протяжные, и разудалые плясовые, хороводные и величальные песни. В целом, законченном виде частушек здесь нет, но их интонации, ритмы неизменно проскальзывают в массовых танцевальных сценах.
Характерные для русской песни народные лады, вариационная форма (вариационная форма – музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочиненной композитором) в музыке занимают в балете основное место. В фантастических картинах Щедрин находит новые краски, свежие оркестровые звучания.
Обилие лейтмотивов, которые неоднократно видоизменяются, помогает композитору преодолевать сюитность (сюита – музыкальная форма из нескольких самостоятельных частей) построения. Роль тематической связки выполняют темы Вступления к балету и Девичьего хоровода и даже «пастуший» наигрыш Ивана (№ 5, «Иван»), повторяясь в ряде сцен. Подобные тематические арки скрепляют законченные и, как правило, контрастные номера балета в единое монолитное целое.
В балете намечаются и новые черты, получающие в дальнейшем яркое и своеобразное развитие. Прежде всего – это лирика. Эта лирическая направленность даст замечательные результаты, когда именно лирическая протяжная народная песня, русский причет помогут Щедрину раскрыть национальную природу русского народа.
И наконец, балет отличает красочность оркестрового звучания. А ударная группа из подчиненной зачастую превращается в равноправную с другими оркестровыми группами.