Роль преподавателя в организации мотивированного обучения начинающих музыкантов
В статье представлены основополагающие моменты организации мотивированного обучения начинающих музыкантов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль преподавателя в организации мотивированного обучения начинающих музыкантов | 19.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль преподавателя в организации мотивированного обучения начинающих музыкантов
Основополагающим принципом работы преподавателя музыкальной школы является заинтересованность учащихся в занятиях музыкой, конечном результате освоения инструмента. Длительный педагогический опыт, успехи в районных и областных конкурсах позволяет мне поделиться некоторыми мыслями с коллегами, обратить внимание на те факторы, которые я учитываю в своих занятиях с учениками.
Основополагающими моментами в работе преподавателя являются:
- профессиональное, доброе отношение к учащимся;
- постоянная связь с родителями;
- внеурочная работа.
Отношения между педагогом к ученикам должны строится таким образом, чтобы ребенок видел в своем преподавателе не только наставника, но и своего старшего товарища. Необходимо учитывать психофизиологические возможности ученика, знать его внутренний мир, его интересы, чаяния и заботы. Когда он делится своими проблемами, радостями и неудачами – создаются доверительные отношения, которые, в свою очередь, стимулируют интерес учащегося к занятиям. Особенно следует предельно внимательно относится к детям из неполных и неблагополучных семей. Они прежде всего нуждаются в Вашем участии. Поэтому небольшие переменки между уроками можно использовать для того, чтобы поговорить о том, что интересует ребенка и, зачастую, в дальнейшем он сам делится своими новостями и проблемами, даже не говоря о них родителям, но доверяясь учителю.
Важным моментом в учебном процессе является личный пример педагога, его владение инструментом. При выборе программы можно использовать проигрывание пьес, примерно равных по трудности, предлагая их на выбор ученику. Нотный материал не должен быть слишком сложным, на пределе возможностей. Необходимо также учитывать особенности игрового т аппарата учащегося (в первую очередь, при дальнейшей постановке аппликатуры). Как правило, быстрее выучивают пьесы, которые нравятся ребенку или его родителям. На уроке можно использовать в качестве активного познавательного отдыха конкурсы типа «Угадай мелодию». Это когда преподаватель наигрывает знакомые мелодии (песенные, танцевальные отрывки из известных произведений), а учащийся должен их узнать. От раза к разу расширяется репертуар и, по моему опыту, такие музыкальные паузы воспринимаются с большим воодушевлением, позволяют переключать внимание ученика, когда он устает на уроке.
Составление расписания занятий – один из важных факторов учебного процесса. Необходимо учитывать кто с кем дружит из ребят, кто кому интересен, даже кто кому нравится, а также составлять расписание уроков, чередуя учащихся младших и старших классов. Младшим всегда интересно общение со старшими, слушать как они играют на инструменте. Это, в свою очередь, также повышает интерес к занятиям. Учащихся младших классов целесообразно «ставить» в расписание занятий раньше по времени, но с определённым перерывом после школьных уроков. Нагрузка в общеобразовательной школе значительная, и ребенок должен обязательно отдохнуть. В свою очередь, старшеклассники «идут» последними. Это позволяет использовать дополнительное время при подготовке выпускной программы.
На протяжении всего периода обучения, особенно вначале, необходим тесный контакт с родителями. Естественно, основное время ребенок проводит в семье и, в первую очередь, родители влияют на формирование устойчивого интереса к занятиям на инструменте. Дома ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к занятиям. Если родитель говорит ему, что нужно учить домашнее задание, а ему хочется гулять, то лучше сказать так: «Хорошо, ты сейчас погуляешь, а потом обязательно позанимаешься». Любой даже самый маленький успех нужно отметить. Похвала педагога и родителей является высшей наградой для ученика. Как правило, родительские собрания, совмещаются с концертами учащихся. Эти выступления проходят с большой ответственностью, ребята слушают как играют другие, учатся видеть и слышать недостатки и ошибки, их анализировать. Последующий совместный «разбор» таких концертов приносит свой положительный результат.
Внеурочная работа также приносит свою лепту, стимулируя интерес учащихся к занятиям. Подготовка каких-либо мероприятий, посвященных знаменательным датам (День победы, Новогодний праздник, Осенний бал и др.), походы на природу, лыжные прогулки сдруживают коллектив. Совместная с родителями подготовка к ним сближают ребят, возникает понимание общего дела, заставляет старших более внимательно относится к младшим и чувствуешь моральное удовлетворение, когда видишь под окнами музыкальной школы своих учеников, которые пришли туда играть в свободное время. Конечно, внеурочная работа требует лишних дополнительных усилий, приходится жертвовать своим личным временем, но эти усилия окупаются сторицей.
Заинтересованность в занятиях учащихся, общая дружеская атмосфера в классе приносит свои плоды. Даже те ребята, у которых успеваемость в общеобразовательной школе ниже среднего, со временем начинают лучше учиться, внимательнее вести себя на уроках, а в музыкальной школе занимают призовые места на районных конкурсах.
Доброе, заинтересованное отношение педагога к своим ученикам порождает, в свою очередь, заинтересованное отношение учащихся к занятиям музыкой и это неизбежно скажется на результатах их совместной работы. И тогда успех гарантирован !