Использование инновационной технологии «Хор рук».
В работе представлены методические рекомендации по использованию инновационной технологии «Хор рук».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование инновационной технологии «Хор рук». | 22.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование инновационной технологии «Хор рук».
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Театр рук – это новое слово в театральном искусстве. Сюжет театра рук ограничивает только фантазия. Здесь приобретается умение овладению пластикой рук и создания своей собственные картины. Учеными доказано, что работа в коллективе театра рук плодотворно действует на человека в целом, а в частности улучшает память, работу мозга, развивает координацию, пластику.
Одной из инновационных форм в работе «художественно-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.
Данную технологию можно применять в разделе музыкального занятия «Восприятие музыки» Музыка подбирается спокойная, напевная, с движением. Такая музыка создаёт соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно детям легковозбудимым, с неустойчивой нервной системой. Прослушанное произведение анализируется с детьми: они высказываются о её характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
Ценность данной технологии в элементарности и простоте исполнения. Ее можно использовать как на обычных занятиях, так и на утренниках и концертных выступлениях
Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».
Предварительно дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».
Для того чтобы детям проще было вникнуть в процесс, начинаем работу с «одноголосия», где педагог выполняет роль дирижера, а ребята хора и повторяют движения дирижера. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.
Работа по подготовке номера можно подразделить на несколько этапов.
1 Подготовительный – в который входит подбор музыкального материала, разработка движений под музыку, изготовление атрибутики, которую лучше делать не из бумаги, а из более прочного материала.
2. Разучивание композиции. Педагог показывает несколько раз движения, разучивают их последовательность
3 Презентационный - выступление перед публикой.
В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции.
Для одноголосия можно использовать танец овощей, ромашковое поле, танец птиц.
Для двуголосия: танец цветов и бабочек, елочек и зайчиков, листьев и капелек, белые и черные перчатки.
В качестве примера можно предложить хор «Весенняя фантазия»
В первом ряду сидят девочки с цветами.
1 часть под руководством дирижера цветы кивают головками, поднимаются и опускаются, трепещут на ветру, опускают головки вправо и в лево.
Во втором ряду стоят мальчики, у них в руках бабочки.
2 часть Бабочки летают над цветами, опускаются на них, кружатся вокруг себя.
3 часть- совместные движения цветов и бабочек.
Эту композицию можно использовать и на праздниках День матери, 8 Марта.
Роль цветов исполняют мамы, роль бабочек - дети.
Хор рук «Листики и дождинки» можно начать со следующего приема:
Посмотрите, у меня в руках 2 корзинки: в одну я листочки собрала, а в другую – капельки-дождинки. И я очень хочу, чтобы они подружились и запели хором. Я предлагаю представить образ осеннего вальса и изобразить его с помощью рук.
Первая двигательная партия – «Осенние листочки на деревьях» - плавные движения поднятыми вверх руками (Деревья качаются), плавные движения кистями рук – (Листочки шелестят).
Вторая двигательная партия – «Дождик» - сильные попеременные движения руками вверх и вниз, а также обеими руками одновременно.
Композиция «В добрый путь»
Первый ряд девочки с голубыми шарфами изображают море.
Второй ряд мальчики- движение корабликов.
Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
Она очень полезна для тех детей, которые стесняются петь, проявлять себя. Способствует их раскрепощению, помогает детям раскрыться, почувствовать себя артистом