УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дополнительна общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музыкального искусства» учебного предмета «Музыкальный инструмент. Скрипка» для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год

Чуйко Ольга Ивановна

Урок музыки необходим ребёнку для гармоничного психического, личностного, физического и когнитивного развития. Музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. Игра на инструменте способствует развитию координации движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию.Главными принципами в работе с дошкольниками являются поощрение и подчеркивание творческих достижений. По итогам мониторинга, выступлению на итоговом концерте комиссией дается рекомендация для дальнейшего обучения ребенка в ДШИ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеразвивающая программа

в области музыкального искусства

«Основы музыкального искусства»

учебного предмета «Музыкальный инструмент. Скрипка»

 для детей 5-6 лет.

Срок реализации 1 год

 

Нижневартовск 2020

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования

III. Списки рекомендуемой литературы

-  Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы


  1. Пояснительная записка

Необходимость создания программы продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно-эстетической и предпрофессиональной направленности.

Дополнительная общеразвивающая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Скрипка» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации во исполнении часть 21 статья 83 Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», а также с учетом многолетнего педагогического опыта.

Урок музыки необходим ребёнку для гармоничного психического, личностного, физического и когнитивного развития. Музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. Игра на инструменте способствует развитию координации движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию.

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального искусства» и является частью целостной, преемственной модели музыкального образования. Ранний начальный процесс обучения игре на музыкальном инструменте становится залогом успешного дальнейшего обучения.

Срок реализации учебного предмета составляет - 1 год. Возраст детей, приступающих к освоению программы – 5 - 6 лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 1 раз в неделю, продолжительностью урока - 30 минут. Форма проведения занятий индивидуальная.

Цель

- развитие личности ребенка через приобретение первоначальных навыков игры на музыкальном инструменте.

Задачи:

- обучающие:

- приобретение начальных исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте;

- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

- обеспечение индивидуального подхода к обучению для определения перспективы развития каждого ребенка.

- приобретение обучающимися первоначального опыта творческой деятельности и публичных выступлений.

-развивающие:

-развитие интереса к классической музыке;

-развитие эмоциональности и художественно-образного мышления;

- формирование потребности к самореализации, развитие познавательных интересов учащихся к музыкальной культуре;

- воспитательные:

- воспитание любви к музыке, развитие внимания, соблюдение правил поведения на уроке;

- формирование общей культуры учащихся, эстетического вкуса

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов игры на музыкальном инструменте);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- аналитический (сравнения и обобщения, разбор структуры произведений, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Задачи в работе с родителями:

 - включение родителей в образовательный процесс;

 - сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его занятиях;

 - формирование новых интересов в семье;

- духовное сближение детей и родителей;

Формы работы с родителями:

- приглашение родителей на уроки;

- родительские собрания с концертом учащихся, индивидуальные и коллективные беседы.

Материально-технические условия реализации программы.

 Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) с наличием инструмента «фортепиано», музыкальные инструменты скрипка соответствующего размера,  а также доступ к нотному и методическому материалу  (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам.

Главными принципами в работе с дошкольниками являются поощрение и подчеркивание творческих достижений. По итогам мониторинга, выступлению на итоговом концерте комиссией дается рекомендация для дальнейшего обучения ребенка в ДШИ.


II.        Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Всего занятий

Теоретические

Практические

Вводная беседа. Донотный период обучения

7

2

5

Нотный период обучения

25

5

20

Итого занятий

32

7

25

Раздел 1. Вводная беседа. Донотный период обучения.

Тема 1.1. Знакомство с инструментом (история возникновения, устройство, названия различных частей; принцип звукоизвлечения).

Представление о музыкальном звуке: высота, длительность, динамика (громко, тихо). Демонстрация звучания и возможностей инструмента педагогом.

Тема 1.2. Работа по организации игрового аппарата - рациональное и свободное положение корпуса, рук, развитие координации.

Упражнения для левой руки (без инструмента):

 - «Пошли в гости» - постукивание пальцами левой руки по столу (форте), и большому пальцу (пиано) какого либо ритмического рисунка (имени, фамилии и т.п.);

- «Шаги» и «Полушаги» - пальцами и скольжение каждого пальца к соседнему; - «До свидания», «Зеркальце», «Деревья с листьями» - упражнения с кистью.

Дозвуковые инструментальные:

- «Конькобежцы» - скольжение каждого пальца в приделах тона в любой позиции.

- «Молоточки» - постукивание каждым пальцем по грифу (тон – полутон);

- «Дорожка» - «маршировать пальцами по одной струне от 1 до 4  и обратно.

- Прятки» - имитация переходов от 1 позиции до 6, легким касанием пальцев к струне.

Упражнения для правой руки.

- поглаживание трости смычка;

- «Ракета» - удерживание смычка вертикально;

- «Шлагбаум» - наклоны смычка из вертикального положения в горизонтальное и обратно.

- «Шлагбаум» над скрипкой – опускание смычка у головки на струну;

 - «Беззвучный рикошет» - опускание смычка броском на струну.

 Звуковой период: - «Кузнечик – отскок от струны смычка; - «Стрела» - мартле; - «Поезд», «Самолет» – скольжение левой руки по грифу с ведением смычка, и т. д.

 Для развития двигательно - интонационной координтации рук и пальцев необходимо прививать учащимся навыки транспонирования: исполнение пьес на разных струнах и в разных позициях. Подход к каждому ученику – индивидуален.

Тема 1.3. Изучение различных простейших упражнений.

Тема 1.4. Развитие музыкально-творческих способностей. Слушание музыки с последующим анализом характера, разучивание и пение простейших песен, мелодий, попевок; прохлопывание ритма. Отличие мажорного и минорного ладов. Сильная и слабая доли («шаги в музыке»).

Раздел 2. Нотный период обучения.

Тема 2.1. Освоение нотной грамоты, знакомство со скрипичным ключом, размерами такта 2/4, 3/4, 4/4. Изучение пауз, знаков динамики (форте, пиано).

Строение музыкальных пьес, развитие музыкального мышления (понятия мотив, фраза, предложение).

Тема 2.2. Игра по нотам простых мелодий. Освоение основных приёмов

звукоизвлечения и прием пиццикато; штрихи на открытых струнах: мартле, стаккато, деташе целым смычком и его частями на материале пьес с повторяющими структурами. Развитие начальных навыков чтения с листа.

Тема 2.4. Музыкальное развитие учащихся. Игра простейших пьес. Первичные навыки изучения пьес: текст, слуховой контроль, запоминание наизусть. Работа над темпом, характером, динамикой пьес. Формирование эмоционально-чувственного восприятия обучаемого, мотивации к исполнительской деятельности.

Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, нефорсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой – запись учеником играемых им фраз мотивов. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей.

Пьесы необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста. Мелодии должны быть короткими. Предлагается изучение пьесы следующим образом: педагог исполняет ее на инструменте и со словами. Прохлопывается ритм. Пробуждается интерес к выразительному пению. После этого рекомендуется петь по нотам и играть. На начальном этапе обучения ученик играет по слуху и «с рук», что дает возможность уделить больше внимания на постановочные моменты и двигательные ощущения.

Ожидаемые результаты

В течении года следует пройти 15 – 25 пьес (pizz и arco) различного характера. Темп освоения музыкального материала определяется педагогом в зависимости от степени одаренности, работоспособности и мышечной управляемости ученика.

На экзамене в конце учебного года учащийся должен исполнить наизусть 2-3 произведения наизусть по выбору.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, участие в классных концертах, различных мероприятиях школы.

Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних заданий. По учебным предметах отметки не выставляются, а даётся словесная оценка исполнения или подготовки задания и носит мотивационный характер.

По завершении изучения Программы обучающимся выставляется отметка, которая засчитывается как приемное испытание в 1 класс и указывается в заявление о приеме в первый класс.

Примеры программ для выступлений.

Первое полугодие

1вариант

 «Козочка» (сб. «Вверх по ступенькам» В. Якубовская)

М.  Магиденко «Петушок» (сб. «Юный скрипач» 1вып.)

2 вариант

Р.н.п. «Сорока» (сб. «Вверх по ступенькам» В. Якубовская)

Е.Тиличеева «Цирковые собачки» (сб. «Вверх по ступенькам» В. Якубовская)

Второе полугодие

1вариант

В. Моцарт «Аллегретто»

 Р н п «Две тетери»

2 вариант

 Н. Бакланова «Этюд № 28»

С. Невельштейн «Машенька, Маша»

3 вариант

  Б н п «Перепелочка» (сб. «Юный скрипач» 1вып.)

 Н. Потоловский «Охотник»


III. Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р. 

2. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2014 по 2020 годы /Министерство культуры РФ 

3. План мероприятий ("Дорожная карта") изменения в отраслях социальной сферы.. Распоряжение Правительства от 30 апреля 2014 №722-р. 

4. Проект Концепции развития детских школ искусств в РФ / с предложениями Института развития образования в сфере культуры и искусства (ИРОСКИ). 

5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599. 

Учебно-методическая литература

Методическая литература

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. - М.: Музыка, 1965; Классика-ХХI, 2004 (раздел «Моя школа игры на скрипке»). 2. Баринская А. Освоение начальных навыков владения штрихами в скрипичном классе ДМШ. - М., 1997.

 3. Беленький Б. Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина.- М.: Музыка, 1990.

4. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. - СПб., 2000.

5. Программа для подготовительного отделения. Музыкальный инструмент. Скрипка. / сост. Коваленко И.П./- 2011.

6. Мильтонян С.О. «Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма» Тверь, 2003г.

Нотная литература

1. Григорян А.Г. «Начальная школа игры на скрипке».

2 . Гуревич Л., Зимина Н. « Скрипичная азбука» Москва, 2002 г.

3. Йорданова Й. «Букварь для маленьких скрипачей» Москва, 2001 г.

4. Родионов К. «Начальные уроки игры на скрипке» Москва, 1987г.

5. Хрестоматия педагогического репертуара. Вып.1

6. Шальман «Я буду скрипачом»

7. «Юный скрипач» вып.1 ред. Фортунатов К. Москва, 1982 г.

 8. Якубовская В. «Вверх по ступенькам»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»

Познавательная активность учащихся

Подготовила Чуйко О.И.

Нижневартовск 2020


Познавательная активность учащихся

Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся

Худшая «Лучшая» Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.

С психологической точки зрения познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, она отражает такую составляющую мотивационной сферы личности школьника, как направленность. Уровень познавательной активности характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование и активное использование когнитивной модели реальности. Познавательная активность включает в себя следующие компоненты: познавательный интерес, «общую» психическую активность и волевое усилие.

Познавательный интерес указывает на эмоциональное предпочтение познавательной деятельности перед другими видами деятельности. Психическая активность обеспечивает на нейрофизиологическом уровне энергетическое, скоростное, вариационное сопровождение умственной деятельности, а волевое усилие — это сознательный, произвольный аспект мобилизации возможностей личности.

С.Л.Рубинштейн определяет интерес как мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес (в том числе и познавательный) можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционального переживания) к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Выделяются следующие признаки познавательного интереса у учащихся: активное включение в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, сосредоточенность на нем, отсутствие отвлечений; преобладание непроизвольного внимания; возникновение вопросов в процессе учебной деятельности; желание самостоятельно выполнять задания; поиск дополнительной информации по заинтересовавшей теме; сохранение интереса в свободное от занятий время и т. д..

Психическая активность имеет две тесно связанные друг с другом стороны — содержательную и динамическую. Содержательная сторона определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Динамическая сторона характеризуется такими формальными параметрами, как темп, напряженность и распределение действий во времени и др.

Психическая активность как черта общих способностей, согласно Н.С.Лейтесу, выступает в легкости интеллектуального побуждения, в потребности к умственным усилиям, в склонности к интеллектуальному напряжению.

Исследователями были выявлены следующие самостоятельные аспекты умственной активности: скоростной, определяющий индивидуальный темп умственных действий; эргический (от греч. «эргон» — работа), характеризующий склонность к напряженной умственной деятельности; вариационный, отражающий стремление индивида к разнообразию и новизне.

Противоположностью умственной активности выступает интеллектуальная пассивность. Выявляются следующие показатели интеллектуальной пассивности:

- отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности (от открытого протеста до покорной исполнительности);

- прекращение умственной работы при отсутствии значимого подкрепления;

- избегание интеллектуального напряжения (умственная лень);

- отсутствие «умственного удивления», любознательности;

- низкая интеллектуальная работоспособность и др..

На нейрофизиологическом уровне сниженная интеллектуальная выносливость, проявляющаяся в быстром отказе от попыток решить предъявленные задачи и меньшей скоростью построения прогнозов при решении, сочетается с большей выраженностью энергии медленных ритмов на ЭЭГ.

Д.Б.Богоявленская вместо термина «познавательная активность» использует термин «интеллектуальная активность», понимая под ней чисто личностное свойство, выступающее в единстве познавательных и мотивационных факторов. Интеллектуальная активность (по Д.Б.Богоявленской) — это мера интеллектуальной инициативы, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности.

A.M.Матюшкин с соавторами выделяет несколько видов интеллектуальной активности: поисковую активность, проявляющуюся на ранних этапах развития индивида в форме реагирования на новые ситуации; исследовательскую активность, выступающую как предпосылку эффективности усвоения нового учебного материала, развития умственных способностей; творческую активность, которая составляет основу и условие личностного роста подростка и юноши, открытие им самого себя. Под интеллектуальной, умственной активностью, познавательной потребностью авторы понимают общее стремление к умственной деятельности.

Г.Айзенк в своих работах употребляет термин « сила (мощь) интеллекта», вытекающий из двух основных факторов — настойчивости в выполнении заданий и склонности к проверке ошибок.

Современные исследователи характеризуют волевое усилие как количество психической энергии, затраченное индивидом на выполнение целенаправленного действия при возникновении препятствий в его реализации. Препятствия, отражаясь в сознании, порождают состояние напряженности, освободиться от которого можно, лишь отказавшись от преодоления трудностей, а, следовательно, и от достижения цели, либо преодолев их, используя для этого волевое усилие.

Специальные исследования показали, что школьники со слабым уровнем развития воли проявляют достаточно устойчивую познавательную активность в изучении учебных предметов только при наличии соответствующего интереса к этим предметам, а при изучении «нелюбимых» предметов высокая и устойчивая познавательная активность к ним проявлялась только у школьников с высоким уровнем развития воли. Результаты исследования показывают, что для проявления познавательной активности недостаточно наличия познавательного интереса, существенную роль при этом играет также волевая регуляция.

Процесс учения есть деятельность учащихся по собственному самоизменению путем присвоения себе элементов социального опыта  и конструирования в своем сознании когнитивной модели реальности. Однако такое активное конструирование требует от учащихся большого умственного напряжения, которое во многих случаях может преодолеваться только путем приложения сознательного, волевого усилия.

Познавательная активность (по В.И.Лозовой) — это состояние готовности, желание к самостоятельной деятельности, нацеленной на усвоение индивидом общественного опыта, добытых человечеством знаний и способов деятельности. Ею выделяются ряд критериев сформированности познавательной активности личности: инициативность, энергичность, интенсивность, добросовестность, интерес, самостоятельность, осознанность действий, воля, настойчивость в достижении цели, целенаправленность, творчество.

Показателями познавательной активности учащихся в учебной деятельности являются: вопросы учащихся к учителю; критичность; склонность к анализу допущенных ошибок в процессе выполнения учебной задачи; стремление уяснить причину изучаемого явления; выбор сложных заданий; самоконтроль, самоанализ и самооценка собственных познавательных и практичных действий; участие в коллективной работе класса (дополнение, исправление ответов одноклассников, стремление высказать собственную точку зрения); активный отдых и т. д..

Литература:

1.Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования / Ю.В. Громыко. – М.: НМУ, 1992. – 312 с.

2.Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов, - М.: МГУ, 1988. – 199 с.

3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. –192 с.

4.Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

5.Садыкова О.И. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза: Дис… канд. пед. наук / О.И. Садыкова. – Тула, 2003. – 194 с.

6.Сидоров П.И. Введение в клиническую психологию /П.И. Сидоров, А.В., А.В. Парняков. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – Т.1. – 416 с.

7.Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

8.Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева , П.И. Федосеева, С.М. Ковалева и др. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

9.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1998. – 208 с.