"Создание художественного образа в музыкальном произведении"
Конспект открытого занятия по программе "Ансамбль" в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt.urok_strigaleva.doc | 69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КОЛПИНСКОГО РАЙОНА
г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(ГБУ ДО ДТДиМ)
«Создание художественного образа в музыкальном произведении»
Конспект открытого занятия по программе «Ансамбль»
для сводной группы ансамбля 3-5 годов обучения
Возраст детей 9-14 лет
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Стригалева Елена Анатольевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Методическая тема занятия: использование ЭОР как средства повышения эффективности обучения и развития познавательной активности учащихся.
Методическая цель занятия: демонстрация приемов использования ЭОР в процессе работы над созданием художественного образа в музыкальном произведении.
Тема занятия: | создание художественного образа в музыкальном произведении. |
Цель занятия: | совершенствование навыков ансамблевого исполнения в процессе работы над музыкальными произведениями. |
Задачи: Обучающие |
|
Развивающие: |
|
Воспитательные: |
|
Вид занятия: | комбинированное занятие - освоение нового материала, повторение пройденного. |
Форма организации детей на занятии: | групповая, подгрупповая. |
Методы обучения: | практический, наглядный, словесный (диалог, рассказ). |
Характеристика группы: | Группа состоит из 10 детей разных лет обучения: с 3-тьего по 5-ый год обучения. Возраст детей: от 9 до 14 лет. |
Продолжительность занятия: | 45 минут. |
Методические материалы, используемые на занятии: | Ансамблевые партии, слайды: «Музыкальные термины», «Русский лес», «Танец» |
Средства обучения: | Домры, гитары, баян, ударные инструменты пульты для нот. |
Технические средства обучения: | ноутбук. |
Ожидаемые результаты занятия в соответствии с ФГОС:
личностные:
- формирование музыкально- образной памяти при работе с иллюстративно- демонстрационным материалом;
- личностные эмоционально- образные переживания при исполнении музыкального произведения.
регулятивные:
- настрой на работу в ходе организационной части занятия;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
- сохранение трудоспособности при проведении физ. минутки
познаватеьные:
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
План занятия:
I Организационный момент: приветствие, целеполагание;
II Подготовительный этап: игра «Музыкальные краски»;
III Основной этап: работа над музыкальными произведениями:
«Во сыром бору тропина» Р. Н. П.,
«Полька» Ю. Забутов ;
IV Контрольно-диагностический этап;
V Рефлексивный этап;
VI Итоговый этап.
Ход занятия
Этапы | Содержание | Время | Примечания | Сопроводительный текст |
Организационный | Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность. | 2мин. | Учащиеся сидят на стульях с инструментами. | Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Мы будем рассматривать музыкальные пьесы, как художественные произведения. |
Подготовительный | Сообщение темы и цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности. Игра «Музыкальные краски» | 5 мин. | Ребята выполняют задание со слайдов | Тема нашего сегодняшнего занятия - создание художественного образа в музыкальном произведении. Кому- то может показаться странным сочетание двух слов в этом предложении: «художественное», и «музыкальное произведение». Слово «художественное» легче отнести к какому виду искусства? Дети отвечают: «К живописи». Скажите мне, какими изобразительными средствами обладает художник? Ответ: «Красками!» Но мы же с вами не художники, а музыканты. Какими же средствами выразительности (или красками) обладают композиторы, когда сочиняющие музыку? Ответ: «Звуки, динамические оттенки, штрихи, темпы, лады». Молодцы! А сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру «Музыкальные краски», которая поможет вспомнить некоторые итальянские музыкальные термины. Молодцы, ребята! Так вот сегодня мы с вами поработаем над нашими музыкальными произведениями как художники. Постараемся найти в них новые музыкальные краски и с их помощью создать художественные образы, нарисовать музыкальные картины. |
Основной | Практическая работа над музыкальными произведениями: «Во сыром бору тропина» Р.Н.П., «Полька» Ю.Забутов | 35 мин. | На экране демонстрируются слайды с разными изображениями (картина леса, поля, моря и т.д.). Ребята выбирают изображение, которое, по их мнению, наиболее подходит к музыкальному произведению. | Теперь давайте откроем партии нашего первого музыкального произведения «Во сыром бору тропина» и поговорим, какой же музыкальный образ хотел передать автор этого произведения. Что вы представляете из названия произведения? Ответы ребят. Да, ребята, в этой пьесе передан образ русского леса. Мы предлагаем вам посмотреть на экран и выбрать то изображение, которое больше соответствует музыкальному произведению. Молодцы! А теперь опишите мне тот характер, который передается в музыке. Ребята подбирают сравнения. Ребята подбирают |
Дети по жесту дирижера исполняют пьесу «Во сыром бору тропина». Педагог помогает исполнению, контролирует его, после исполнения указывает на замеченные недостатки исполнения. | Спасибо. Теперь попробуем изобразить все то, о чем мы с вами говорили. I часть – строгость исполнения штрихов. Приемом игры на тремоло можно добиться образности, тремоло помогает раскрыть выразительное богатство произведения. II часть показать единство темы и вариаций. Домры проводят вариацию (легко, прозрачно на mf). III часть — замедление темпа (исполнить ritenuto в конце произведения). | |||
Педагог включает аудиозапись. Дети слушают и отвечают на поставленный вопрос. Дети по жесту дирижера исполняют пьесу «Полька». Обсуждается исполнение. Краткий рассказ, какие виды танцев бывают | Мы продолжаем, и следующее произведение, над которым мы будем работать – «Полька» Ю. Забутова. Но прежде я хотела бы вам предложить послушать аудиозаписи отрывков из нескольких произведений, и сказать, какое из них написано в стиле польки. Несмотря на схожесть в названии, этот танец не имеет ничего общего со страной Польшей. Он зародился в XIX веке в Чехии и быстро завоевал популярность в других странах, в каждой их которых она исполняется на свой лад. Это живой, веселый танец в двухдольном размере, состоящий из приставных и переменных шагов с озорными подскоками. Ответы детей Эту пьесу мы начали разбирать совсем недавно, поэтому мы должны определить, прежде всего, ее характер, найти средства музыкальной выразительности, которые помогут его достичь (темп, штрихи, динамика) и поработать над ними. Теперь, ребята, поговорим о художественном образе этого произведения. Ребята, а как бы вы станцевали этот танец? Ребята отвечают: Автор создает образ танцоров. | |||
Ребята, как вы думаете, какую роль в нашем исполнении играют баян и гитары? Ответ ребят: баян оживляет и поддерживает мелодию, а гитары исполняют аккомпанемент. Сравнивая музыку с живописью, мы можем сказать, что партия баяна создает фон, на котором домры вырисовывают мелодический рисунок. А партия гитар несет фундаментальную нагрузку, основу любого музыкального произведения – это бас и аккомпанемент. | ||||
Контрольно- диагностический | Контроль усвоения материала занятия. | 5 мин. | Дети рассказывают, о средствах музыкальной выразительности. | Ребята, наше занятие подходит к концу. Я вас попрошу вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили. Чем пользуются композиторы в процессе работы над музыкальными произведениями? |
Рефлексивный | Впечатление детей о занятии. | 3 мин. | Дети дорисовывают выражения лица на «смайликах». Подсчитываются позитивные и негативные оценки занятия. | Теперь, пожалуйста, проанализируйте наше занятие и выразите свое впечатление о нем. Дорисуйте, пожалуйста, выражение лица на «смайлике». |
Итоговый | Подведение итогов, анализ занятия педагогом. | 1 мин. | Спасибо вам за сегодняшнюю активную и плодотворную работу на занятии. В дальнейшем мы с вами продолжим совершенствовать художественно – исполнительские навыки. |