классный час "Развитие музыкальных способностей - слуха. памяти, ритма"

Батюта Елена Алексеевна

беседа с учащимися о способах развития музыкального слуха, памяти и ритма

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сафоновская детская школа искусств»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«Развитие музыкальных способностей – слуха, памяти, ритма»

Подготовка и проведение –

преподаватель БАТЮТА Е. А.

г. Сафоново, Смоленская обл.

     

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

 - беседа на обозначенную тему с видеопрезентацией, чередующаяся музыкальными иллюстрациями известных романсов в исполнении вокалистки в сопровождении учащихся класса;

 - музыкально – ритмические конкурсы с обучающимися.

 

Цель:

1.) приобщение юных пианистов к музыкальному искусству;

2.) ознакомление с полезной информацией о способах развития музыкальных способностей;

3.)расширение общего музыкального кругозора.

Задачи:

а.) развивающие: научить детей слушать музыку, сопереживать чувствам, заложенным в ней; научить способам развития собственного слуха, музыкальной памяти и ритма;

б.) познавательные: расширить кругозор обучающихся  в сфере общей музыкальной культуры;

Оснащение урока:

- ноутбук с видео-презентацией к тематическому материалу;

                      - рояль, метроном;

                      - таблички с темпами для ритмической игры.

     (Слайд 1)

     Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем серию классных часов развивающего характера.  Темы у них – разные, но направление – одно – «музыка», ведь вам – учащимся ДШИ - нужно непременно как можно больше знать о музыке, понимать ее и любить, хорошо разбираться в музыкальных терминах, чтобы  грамотно владеть тем единственным инструментом, который вы выбрали.

     Когда вы приходите на вступительный экзамен в музыкальную школу – мы обращаем внимание на физическую предрасположенность к игре на том или ином инструменте, смотрим на строение ваших рук, а также  проверяем ваши музыкальные способности – слух, память и ритм.     (Слайд 2 )

      Почему именно их? Потому что человек, не имеющий музыкального слуха, заложенного внутри чувства ритма или метра, а также имеющий плохую музыкальную память, не сможет обучаться в музыкальной школе. Конечно, все  это развивается в процессе обучения, но лишь тогда, когда эти качества заложены в вас изначально. Тогда, при наличии трудолюбия,   из вас может «вырасти» способный, яркий, талантливый  музыкант.

Музыкальный слух.

     Итак, что же это такое? Музыкальный слух – это не просто способность, а совокупность способностей, сформировавшихся в процессе развития музыкального искусства,  необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

      Можно выделить следующие разновидности музыкального слуха (Слайд 3):

  1. Звуковысотный слух,
  2. динамический,
  3. тембровый,
  4. ладовый,
  5. мелодический,
  6. гармонический,
  7. полифонический,
  8. педальный слух пианиста,
  9. селективный (позволяющий выбирать из всей ткани отдельные элементы)
  10. абсолютный слух (способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном),
  11. относительный слух (способность определять звуковысотные отношения),
  12. внутренний слух (способность ярко представлять в своем воображении звучание музыки),
  13. цветной слух (явление синестезии – ассоциация цвета с тональностью). Сугубо индивидуальное явление, связанное с психикой человека.

А теперь подробнее об этих разновидностях музыкального слуха у людей.

Звуковысотный слух:

     Звук – это упругая волна, распространяющаяся в газах, жидкостях и твердых телах. Человеческое ухо воспринимает звук, чаще всего, через колебания воздуха. Высота звука зависит от частоты колебаний. Диапазон, в котором человеческое ухо улавливает звук – от 10 до 20 тысяч колебаний в секунду (примерно 11 октав). То, что выше – ультразвук.  То, что ниже – инфразвук. Наше ухо их не фиксирует. Инфразвук, кстати, оказывает разрушительное воздействие на человеческую психику и весь организм.

     Профессиональный музыкант и опытный настройщик в рамках полутона способны различать 20 градаций по высоте (в отличие от нас, где полутон считается минимальным расстоянием между двумя нотами).

     Хороший звуковысотный слух чрезвычайно важен для вокалистов и музыкантов, играющих на инструментах с нефиксированным строем (струнники и духовики). Все они интонируют по-разному, создавая разное эмоциональное наполнение звуковысотности. Для пианиста хороший звуковысотный слух – это основа фортепиано-интонационного слуха и музыкальной памяти. Он очень выжжен для пианиста – концертмейстера и ансамблиста, а также для пианистов, играющих джаз. Поэтому очень важно всячески развивать звуковысотный слух.

Динамический слух:

     Это способность различать звуки по их громкости. Акустической единицей измерения громкости звука является децибел (дБ).  

     В музыке для определения силы звука в нотах ставятся динамические оттенки. Все мы с вами их знаем (ребята перечисляют).  Применяемые в музыкальной практике обозначения динамических оттенков показывают не абсолютные значения громкости звуков, а соотношение между их градациями.

Вся шкала звуков распределяется от 0 до 120 дБ. Так тиканье ручных часов – 10 дБ, 70 дБ – шум в магазине, 90 – ff в симфоническом оркестре или крик человека, 100 – мигалка полицейской машины, 120 – шум мотора самолета или удар грома, 130 – выстрел пушки.

 Человеческий слух несовершенен. Мы слышим звуки, различающиеся, как минимум, на 0,5 децибелла. Стало быть, в диапазоне от р до рр мы должны различать примерно 20 градаций. А так ли остро мы с вами слышим, ребята? …. Конечно, нет.

Тембровый слух:

     Тембр – это окраска звука, его оттенок.  Зависит от состава обертонов. Для каждого инструмента – свой набор обертонов. В природе все звуки обладают обертонами. У вокалистов, например, высокие голоса (сопрано) разделяются по тембру и называются даже по-разному. Например,  существуют  «лирическое сопрано»  и  «лирико – драматическое сопрано». Они отличаются друг от друга именно по тембру. Хороший музыкант всегда отличит один тембр от другого.

     Хороший тембровый слух исключительно важен для любого музыканта. В полифонической музыке без него вообще не обойтись, ведь разные голоса в многоголосном произведении играются тембрально по-разному (один – ясно, звонко, если он ведущий; другой, например, глухо, вкрадчиво, если у него второстепенная роль).

Скоростные возможности слуха:

     Сколько звуков может услышать человеческое ухо в единицу времени, ребята? Ну, например, за 1 секунду? Оказывается, мы можем вполне отчетливо различать 20 звуков за 1 секунду. Более 20 – мы воспринимаем как glissando.

Гармонический слух пианиста:

     Это не только умение слышать  последовательности аккордов, но и восприятие характера звучания гармонической вертикали этих аккордов, распознавание  ладовых функций аккордов.

 Полифонический слух пианиста.

     Наш с вами музыкальный слух развивается постепенно, в процессе обучения. К развитию слуха ведет разнообразие музыкальных задач, которые вы будете перед собой ставить.

Сразу оговорюсь, что фортепианная игра всегда полифонична, даже в гомофонно – гармонической фактуре. Многоголосные, или полифонические произведения хорошо развивают любого музыканта. Их полезно играть. Конечно, умению слышать сразу несколько голосов учатся не сразу. Это не просто - играть многоголосие разными тембрами, выстраивать логично линию каждого голоса. При этом хорошо развивается умение вычленять и выбирать из музыкальной ткани наиболее важные элементы, выделяя их (селективный слух)

      Иногда слуховое внимание притупляется. Наступает это тогда, когда произведение начинает получаться, когда вы его хорошо знаете и к этой музыке уже привыкли. «Когда к музыке привыкают, восприятие происходит по инерции» (Асафьев). Наступает потускнение звучания, игра становится однообразной, не интересной, приобретает механический характер. Как этого избежать? Прежде, чем сыграть,- нужно представить исполняемую музыку и мысленно петь исполняемое. Очень важно активное слуховое внимание. Не отвлекаться, никаких посторонних мыслей во время игры, быть погруженным в материал, даже если играете просто упражнение. Слушать – как тянется звук в длинных нотах. Помнить – что пауза в пьесе - это не конец. Пауза часто – это сама музыка. Не отключать слух во время пауз.  Игумнов писал: «Тренировать ухо сложнее, чем пальцы».  Если слух притупился, произведение поднадоело – можно отложить его на время и через несколько дней взяться за отработку новых задач в нем – например, поработать над связками, переходами от части к части, то есть, заняться тем, чем вы еще не занимались.

     Известно, что «слушать» музыку и «слышать» ее – разные вещи. Важно уметь грамотно осмыслить услышанное.  Когда музыкальное произведение хорошо знаешь – лучше слышишь музыкальную ткань. Да и знания нужны определенные по теории музыки. Именно поэтому вы изучаете сольфеджио и музыкальную литературу, где разбираете разные стили, жанры, различные средства музыкальной выразительности, слушаете много разной музыки различных направлений. В результате со временем ваш слух учится управлять вашей двигательной техникой, вы начинаете слушать и слышать себя как бы со стороны, а также учитесь владеть собой на сцене.

     Некоторые люди от природы обладают абсолютным слухом, т.е. они могут без ошибки спеть верно по высоте названную учителем ноту, а также имеют прекрасную «чистую» интонацию. Фальшивое пение – это не про них!

     Но, к сожалению, далеко не всех людей природа наградила абсолютным слухом. Большинство из нас имеют относительный слух. Мы можем что-то слышать, что-то – нет, и постоянно стремиться к развитию.

     Существует еще такое понятие, как «внутренний слух».  «Внутренним слухом» называется  способность ярко представлять в своем воображении звучание музыки. Этой способностью обычно наделены очень музыкальные люди с богатым внутренним миром.

     Еще реже встречаются уникумы, наделенные, так называемым, «цветным слухом». Это явление называется «синестезией» (ассоциация цвета с тональностью). Это сугубо индивидуальное явление, связанное с психикой человека. Такой редкой способностью видеть цвет любой тональности обладал Н. Римский – Корсаков. Ощущение тональности было для него связано с определенной краской. Такой же необычной способностью видеть музыку в цвете обладал А. Скрябин (слайд 4)

  1. А теперь давайте отвлечемся и послушаем романс А. Шиловского «Я люблю тебя, как солнце» в исп. Полуэктовой И.М., аккомпанирует Тумашевич Раймонд.

Музыкальная память.

     Способность к запоминанию, сохранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала называется музыкальной памятью.  У разных музыковедов существуют различные методы деления памяти на виды. Например, английский педагог по фортепиано и известный методист Лилиас Маккенон в своей книге «Игра наизусть» выделяет 4 вида музыкальной памяти (Слайд 5):

Память уха (слуховая)

Память глаза (зрительная)

Память прикосновения (тактильная)

Память движения (мускульная)

     Геннадий Цыпин в книге «Обучение игре на фортепиано» выделяет 5 видов памяти:

Слухообразная

Эмоциональная

Конструктивно – логическая

Двигательно – моторная

Зрительная

     Главную роль для музыканта играет, безусловно, слуховая память. С ней связано развитие слуха и ритма. В обеих колонках она стоит на 1 месте.

     Многие педагоги считают, что заучивать наизусть произведение следует специально, чтобы потом заниматься только музыкой, не думая о текстовых сложностях. Гольденвейзер: «первое, что мы должны сделать, разобрав произведение, - это выучить его наизусть». Савшинский: « Для того чтобы память работала плодотворно, важным условием является установка на запоминание». Другие же педагоги и музыканты, такие, как Нейгауз, Рихтер, Фейнберг считали, что специально ничего заучивать не нужно. Г.Г. Нейгауз: « Я просто играю произведение, пока не выучу его».

      Кстати, играть наизусть на сцене начали лишь в 19 веке, до этого играли по нотам.

     В процессе запоминания на память следует всегда помнить об одной простой формуле (Слайд 6): «Запомнить – осмыслить – понять».  То есть, запомнить произведение – это значит осмыслить его и понять.  

Что является необходимым для запоминания:

1.) проникнуться эмоциональным состоянием, образно-поэтической сущностью;

2.) хорошо разобраться в форме, строении, логике развития музыкальной мысли;

3.) обучить руки свободным, непринужденным игровым движениям ( в том числе, с помощью хорошо продуманной аппликатуры)

Композитор Метнер говорил: «При работе всегда думать!»

Приемы и способы выучивания наизусть:

  1. движение от общего к частному
  2. материал «из кусков»
  3. учить с конца
  4. смысловое соотнесение (опорные пункты)
  5. сопоставление и сравнение повторяющихся фрагментов
  6. тщательный анализ текста без инструмента.

Наша память представляет собой очень сложный физический процесс.

Иосиф Гофман даже вывел своеобразную формулу отличного запоминания музыкального текста (Слайд 7 с формулой Гофмана):

  1. работа с текстом без инструмента
  2. работа с текстом за инструментом
  3. работа над произведением без нот
  4. работа без инструмента и без нот

     Кроме всего прочего, нельзя забывать, что работа памяти на сцене зависит и от других вещей – от инструмента, освещения, обстановки и т. д. Вот почему так важна роль «обыгрывания» произведения непосредственно в концертном зале, перед аудиторией.

     Советую вам опробовать все эти формулы. Уверена, что у вас все получится, и даже на сцене, когда волнение неизменно присутствует практически у каждого, на вашем тексте это никак не отразится (Слайд 8)

2.) А теперь послушайте романс А. Абаза «Утро туманное» в исп. Полуэктовой И.М.. аккомпанирует Тимошенко Алина.

Ритм, метр и темп в музыке.

Начнем, пожалуй, с  темпа.

Темп (с латинского – «время») – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единицу времени (такт). Кстати, тактовая  черта (все знают – что это такое?) появилась только в 16 – 17 вв.

Различают 3 основных вида темпа:

Медленные     -     Умеренные   -     Быстрые

      Рекомендуемый темп прописывается композитором в начале произведения. Иногда по-латыни, в современных пьесах может писаться по-русски. Какие вы знаете латинские обозначения медленных темпов? (Adagio, Largo, Grave, Lento)/ Средние? (Andante, Moderato) /Быстрые? (Vivo, Allegro) (дети отвечают).

Самым медленным темпом считается темп Largo – то есть широко, важно; самым скорым – Prestissimo, что означает – быстрее, чем Presto (скоро, быстро).

     А кто знает – как называется устройство, которое помогает нам определить темп и не сбиться с него? (правильно – «метроном»). Каждый темп в нем соответствует определенным цифрам – количеству ударов в секунду и отмечен на шкале. А изобрел этот прибор Мельцель в 1814 году.

(Слайд 9 с изображением метронома).

     .

Давайте проведем игру и сравним темпы:

    1.) Для этого я приглашаю из зала троих участников, вручаю им таблички с темпом и предлагаю шагать в зависимости от своего темпа, то есть медленно, умеренно или быстро. (Суть игры в том, чтобы дети наглядно увидели основную разницу в темпах). Использую для точности метроном.

    2.) Кроме основных темпов существуют определенные приставки, изменяющие темп в сторону ускорения или замедления.  Продолжаем игру, приглашаю новых ребят. Раздаю таблички с постепенными «ускорениями и замедлениями темпов». Снова шагаем согласно своей табличке (Accelerando – ускоряя; Animando – воодушевляясь, ускоряя движение, Ritenuto – замедляя, Rallentando - расширяя).

Кстати, темп, поставленный в начале произведения, может меняться неограниченное количество раз в зависимости от замысла композитора.

Теперь несколько слов о Метре.

Метр (от греческого – «мера, размер») – это равномерное чередование акцентов в музыке, деление музыки на такты, содержащие определенное количество равномерных долей. Основная функция метра – регулировать сильные доли (акцентуацию). Если говорить о тактовой черте, то она показывает не акцент, а его нормативное положение, так как мы знаем, что после тактовой черты идет 1-я доля, а она всегда сильная. Но совсем не обязательно выделять эту первую долю, если этого не требует замысел композитора.

     Ребята, что такое ритм? (дети отвечают).

Ритм – в переводе с греческого означает «течь», «теку». Слово обозначает организацию музыки во времени. В узком смысле «Ритм» - это чередование и соотношение между собой музыкальных длительностей и акцентов. Так называемое «чувство пульсации». Как вы думаете – для чего нам нужен ритм и нужен ли он нам вообще? (ребята отвечают).

Если ритм так важен в музыке – значит его можно и нужно воспитывать музыкантам. Чтобы играть ровно, ритмично – начинающие музыканты обязательно ведут счет в музыке. Разбор каждого нового произведения начинается со счета вслух при игре, чтобы, не дай Бог, не исковеркать замысел автора. Всегда важно помнить, что ощутить полноценное чувство ритма – значит постигнуть самое сокровенное в содержании музыки. Ведь все оживает только после постижения ритмического пульса. Ганс фон Булов говорил о ритме: «Вначале был ритм!», а Антону Рубинштейну принадлежат следующие строки: «Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни». Ритм выполняет 2 функции: времяизмерительную и образно – поэтическую.

Ребята! Обязательно соблюдайте ритм, заложенный в музыке, играйте ритмично, не забывайте считать, если нужно. Давайте с уважением относиться к музыке и замыслу композитора!

А теперь зарезюмируем быстренько все, что услышали сейчас о темпе, метре и ритме. (Слайд 10: Ютуб: Теория музыки: Что такое метр, ритм, темп?  - 3:38)

 3.) (Слайд 11-12)

И в заключении послушайте еще один романс А. Даргомыжского «Юноша и дева» в исп. Полуэктовой И.М., аккомпанирует Груздова Марина.

Спасибо, ребята,  за вашу активность и заинтересованность!