классный час "Развитие музыкальных способностей - слуха. памяти, ритма"
беседа с учащимися о способах развития музыкального слуха, памяти и ритма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_-_sluha_pamyati_i_ritma.docx | 37.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сафоновская детская школа искусств»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Развитие музыкальных способностей – слуха, памяти, ритма»
Подготовка и проведение –
преподаватель БАТЮТА Е. А.
г. Сафоново, Смоленская обл.
|
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
- беседа на обозначенную тему с видеопрезентацией, чередующаяся музыкальными иллюстрациями известных романсов в исполнении вокалистки в сопровождении учащихся класса;
- музыкально – ритмические конкурсы с обучающимися.
Цель:
1.) приобщение юных пианистов к музыкальному искусству;
2.) ознакомление с полезной информацией о способах развития музыкальных способностей;
3.)расширение общего музыкального кругозора.
Задачи:
а.) развивающие: научить детей слушать музыку, сопереживать чувствам, заложенным в ней; научить способам развития собственного слуха, музыкальной памяти и ритма;
б.) познавательные: расширить кругозор обучающихся в сфере общей музыкальной культуры;
Оснащение урока:
- ноутбук с видео-презентацией к тематическому материалу;
- рояль, метроном;
- таблички с темпами для ритмической игры.
(Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем серию классных часов развивающего характера. Темы у них – разные, но направление – одно – «музыка», ведь вам – учащимся ДШИ - нужно непременно как можно больше знать о музыке, понимать ее и любить, хорошо разбираться в музыкальных терминах, чтобы грамотно владеть тем единственным инструментом, который вы выбрали.
Когда вы приходите на вступительный экзамен в музыкальную школу – мы обращаем внимание на физическую предрасположенность к игре на том или ином инструменте, смотрим на строение ваших рук, а также проверяем ваши музыкальные способности – слух, память и ритм. (Слайд 2 )
Почему именно их? Потому что человек, не имеющий музыкального слуха, заложенного внутри чувства ритма или метра, а также имеющий плохую музыкальную память, не сможет обучаться в музыкальной школе. Конечно, все это развивается в процессе обучения, но лишь тогда, когда эти качества заложены в вас изначально. Тогда, при наличии трудолюбия, из вас может «вырасти» способный, яркий, талантливый музыкант.
Музыкальный слух.
Итак, что же это такое? Музыкальный слух – это не просто способность, а совокупность способностей, сформировавшихся в процессе развития музыкального искусства, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Можно выделить следующие разновидности музыкального слуха (Слайд 3):
- Звуковысотный слух,
- динамический,
- тембровый,
- ладовый,
- мелодический,
- гармонический,
- полифонический,
- педальный слух пианиста,
- селективный (позволяющий выбирать из всей ткани отдельные элементы)
- абсолютный слух (способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном),
- относительный слух (способность определять звуковысотные отношения),
- внутренний слух (способность ярко представлять в своем воображении звучание музыки),
- цветной слух (явление синестезии – ассоциация цвета с тональностью). Сугубо индивидуальное явление, связанное с психикой человека.
А теперь подробнее об этих разновидностях музыкального слуха у людей.
Звуковысотный слух:
Звук – это упругая волна, распространяющаяся в газах, жидкостях и твердых телах. Человеческое ухо воспринимает звук, чаще всего, через колебания воздуха. Высота звука зависит от частоты колебаний. Диапазон, в котором человеческое ухо улавливает звук – от 10 до 20 тысяч колебаний в секунду (примерно 11 октав). То, что выше – ультразвук. То, что ниже – инфразвук. Наше ухо их не фиксирует. Инфразвук, кстати, оказывает разрушительное воздействие на человеческую психику и весь организм.
Профессиональный музыкант и опытный настройщик в рамках полутона способны различать 20 градаций по высоте (в отличие от нас, где полутон считается минимальным расстоянием между двумя нотами).
Хороший звуковысотный слух чрезвычайно важен для вокалистов и музыкантов, играющих на инструментах с нефиксированным строем (струнники и духовики). Все они интонируют по-разному, создавая разное эмоциональное наполнение звуковысотности. Для пианиста хороший звуковысотный слух – это основа фортепиано-интонационного слуха и музыкальной памяти. Он очень выжжен для пианиста – концертмейстера и ансамблиста, а также для пианистов, играющих джаз. Поэтому очень важно всячески развивать звуковысотный слух.
Динамический слух:
Это способность различать звуки по их громкости. Акустической единицей измерения громкости звука является децибел (дБ).
В музыке для определения силы звука в нотах ставятся динамические оттенки. Все мы с вами их знаем (ребята перечисляют). Применяемые в музыкальной практике обозначения динамических оттенков показывают не абсолютные значения громкости звуков, а соотношение между их градациями.
Вся шкала звуков распределяется от 0 до 120 дБ. Так тиканье ручных часов – 10 дБ, 70 дБ – шум в магазине, 90 – ff в симфоническом оркестре или крик человека, 100 – мигалка полицейской машины, 120 – шум мотора самолета или удар грома, 130 – выстрел пушки.
Человеческий слух несовершенен. Мы слышим звуки, различающиеся, как минимум, на 0,5 децибелла. Стало быть, в диапазоне от р до рр мы должны различать примерно 20 градаций. А так ли остро мы с вами слышим, ребята? …. Конечно, нет.
Тембровый слух:
Тембр – это окраска звука, его оттенок. Зависит от состава обертонов. Для каждого инструмента – свой набор обертонов. В природе все звуки обладают обертонами. У вокалистов, например, высокие голоса (сопрано) разделяются по тембру и называются даже по-разному. Например, существуют «лирическое сопрано» и «лирико – драматическое сопрано». Они отличаются друг от друга именно по тембру. Хороший музыкант всегда отличит один тембр от другого.
Хороший тембровый слух исключительно важен для любого музыканта. В полифонической музыке без него вообще не обойтись, ведь разные голоса в многоголосном произведении играются тембрально по-разному (один – ясно, звонко, если он ведущий; другой, например, глухо, вкрадчиво, если у него второстепенная роль).
Скоростные возможности слуха:
Сколько звуков может услышать человеческое ухо в единицу времени, ребята? Ну, например, за 1 секунду? Оказывается, мы можем вполне отчетливо различать 20 звуков за 1 секунду. Более 20 – мы воспринимаем как glissando.
Гармонический слух пианиста:
Это не только умение слышать последовательности аккордов, но и восприятие характера звучания гармонической вертикали этих аккордов, распознавание ладовых функций аккордов.
Полифонический слух пианиста.
Наш с вами музыкальный слух развивается постепенно, в процессе обучения. К развитию слуха ведет разнообразие музыкальных задач, которые вы будете перед собой ставить.
Сразу оговорюсь, что фортепианная игра всегда полифонична, даже в гомофонно – гармонической фактуре. Многоголосные, или полифонические произведения хорошо развивают любого музыканта. Их полезно играть. Конечно, умению слышать сразу несколько голосов учатся не сразу. Это не просто - играть многоголосие разными тембрами, выстраивать логично линию каждого голоса. При этом хорошо развивается умение вычленять и выбирать из музыкальной ткани наиболее важные элементы, выделяя их (селективный слух)
Иногда слуховое внимание притупляется. Наступает это тогда, когда произведение начинает получаться, когда вы его хорошо знаете и к этой музыке уже привыкли. «Когда к музыке привыкают, восприятие происходит по инерции» (Асафьев). Наступает потускнение звучания, игра становится однообразной, не интересной, приобретает механический характер. Как этого избежать? Прежде, чем сыграть,- нужно представить исполняемую музыку и мысленно петь исполняемое. Очень важно активное слуховое внимание. Не отвлекаться, никаких посторонних мыслей во время игры, быть погруженным в материал, даже если играете просто упражнение. Слушать – как тянется звук в длинных нотах. Помнить – что пауза в пьесе - это не конец. Пауза часто – это сама музыка. Не отключать слух во время пауз. Игумнов писал: «Тренировать ухо сложнее, чем пальцы». Если слух притупился, произведение поднадоело – можно отложить его на время и через несколько дней взяться за отработку новых задач в нем – например, поработать над связками, переходами от части к части, то есть, заняться тем, чем вы еще не занимались.
Известно, что «слушать» музыку и «слышать» ее – разные вещи. Важно уметь грамотно осмыслить услышанное. Когда музыкальное произведение хорошо знаешь – лучше слышишь музыкальную ткань. Да и знания нужны определенные по теории музыки. Именно поэтому вы изучаете сольфеджио и музыкальную литературу, где разбираете разные стили, жанры, различные средства музыкальной выразительности, слушаете много разной музыки различных направлений. В результате со временем ваш слух учится управлять вашей двигательной техникой, вы начинаете слушать и слышать себя как бы со стороны, а также учитесь владеть собой на сцене.
Некоторые люди от природы обладают абсолютным слухом, т.е. они могут без ошибки спеть верно по высоте названную учителем ноту, а также имеют прекрасную «чистую» интонацию. Фальшивое пение – это не про них!
Но, к сожалению, далеко не всех людей природа наградила абсолютным слухом. Большинство из нас имеют относительный слух. Мы можем что-то слышать, что-то – нет, и постоянно стремиться к развитию.
Существует еще такое понятие, как «внутренний слух». «Внутренним слухом» называется способность ярко представлять в своем воображении звучание музыки. Этой способностью обычно наделены очень музыкальные люди с богатым внутренним миром.
Еще реже встречаются уникумы, наделенные, так называемым, «цветным слухом». Это явление называется «синестезией» (ассоциация цвета с тональностью). Это сугубо индивидуальное явление, связанное с психикой человека. Такой редкой способностью видеть цвет любой тональности обладал Н. Римский – Корсаков. Ощущение тональности было для него связано с определенной краской. Такой же необычной способностью видеть музыку в цвете обладал А. Скрябин (слайд 4)
- А теперь давайте отвлечемся и послушаем романс А. Шиловского «Я люблю тебя, как солнце» в исп. Полуэктовой И.М., аккомпанирует Тумашевич Раймонд.
Музыкальная память.
Способность к запоминанию, сохранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала называется музыкальной памятью. У разных музыковедов существуют различные методы деления памяти на виды. Например, английский педагог по фортепиано и известный методист Лилиас Маккенон в своей книге «Игра наизусть» выделяет 4 вида музыкальной памяти (Слайд 5):
Память уха (слуховая)
Память глаза (зрительная)
Память прикосновения (тактильная)
Память движения (мускульная)
Геннадий Цыпин в книге «Обучение игре на фортепиано» выделяет 5 видов памяти:
Слухообразная
Эмоциональная
Конструктивно – логическая
Двигательно – моторная
Зрительная
Главную роль для музыканта играет, безусловно, слуховая память. С ней связано развитие слуха и ритма. В обеих колонках она стоит на 1 месте.
Многие педагоги считают, что заучивать наизусть произведение следует специально, чтобы потом заниматься только музыкой, не думая о текстовых сложностях. Гольденвейзер: «первое, что мы должны сделать, разобрав произведение, - это выучить его наизусть». Савшинский: « Для того чтобы память работала плодотворно, важным условием является установка на запоминание». Другие же педагоги и музыканты, такие, как Нейгауз, Рихтер, Фейнберг считали, что специально ничего заучивать не нужно. Г.Г. Нейгауз: « Я просто играю произведение, пока не выучу его».
Кстати, играть наизусть на сцене начали лишь в 19 веке, до этого играли по нотам.
В процессе запоминания на память следует всегда помнить об одной простой формуле (Слайд 6): «Запомнить – осмыслить – понять». То есть, запомнить произведение – это значит осмыслить его и понять.
Что является необходимым для запоминания:
1.) проникнуться эмоциональным состоянием, образно-поэтической сущностью;
2.) хорошо разобраться в форме, строении, логике развития музыкальной мысли;
3.) обучить руки свободным, непринужденным игровым движениям ( в том числе, с помощью хорошо продуманной аппликатуры)
Композитор Метнер говорил: «При работе всегда думать!»
Приемы и способы выучивания наизусть:
- движение от общего к частному
- материал «из кусков»
- учить с конца
- смысловое соотнесение (опорные пункты)
- сопоставление и сравнение повторяющихся фрагментов
- тщательный анализ текста без инструмента.
Наша память представляет собой очень сложный физический процесс.
Иосиф Гофман даже вывел своеобразную формулу отличного запоминания музыкального текста (Слайд 7 с формулой Гофмана):
- работа с текстом без инструмента
- работа с текстом за инструментом
- работа над произведением без нот
- работа без инструмента и без нот
Кроме всего прочего, нельзя забывать, что работа памяти на сцене зависит и от других вещей – от инструмента, освещения, обстановки и т. д. Вот почему так важна роль «обыгрывания» произведения непосредственно в концертном зале, перед аудиторией.
Советую вам опробовать все эти формулы. Уверена, что у вас все получится, и даже на сцене, когда волнение неизменно присутствует практически у каждого, на вашем тексте это никак не отразится (Слайд 8)
2.) А теперь послушайте романс А. Абаза «Утро туманное» в исп. Полуэктовой И.М.. аккомпанирует Тимошенко Алина.
Ритм, метр и темп в музыке.
Начнем, пожалуй, с темпа.
Темп (с латинского – «время») – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единицу времени (такт). Кстати, тактовая черта (все знают – что это такое?) появилась только в 16 – 17 вв.
Различают 3 основных вида темпа:
Медленные - Умеренные - Быстрые
Рекомендуемый темп прописывается композитором в начале произведения. Иногда по-латыни, в современных пьесах может писаться по-русски. Какие вы знаете латинские обозначения медленных темпов? (Adagio, Largo, Grave, Lento)/ Средние? (Andante, Moderato) /Быстрые? (Vivo, Allegro) (дети отвечают).
Самым медленным темпом считается темп Largo – то есть широко, важно; самым скорым – Prestissimo, что означает – быстрее, чем Presto (скоро, быстро).
А кто знает – как называется устройство, которое помогает нам определить темп и не сбиться с него? (правильно – «метроном»). Каждый темп в нем соответствует определенным цифрам – количеству ударов в секунду и отмечен на шкале. А изобрел этот прибор Мельцель в 1814 году.
(Слайд 9 с изображением метронома).
.
Давайте проведем игру и сравним темпы:
1.) Для этого я приглашаю из зала троих участников, вручаю им таблички с темпом и предлагаю шагать в зависимости от своего темпа, то есть медленно, умеренно или быстро. (Суть игры в том, чтобы дети наглядно увидели основную разницу в темпах). Использую для точности метроном.
2.) Кроме основных темпов существуют определенные приставки, изменяющие темп в сторону ускорения или замедления. Продолжаем игру, приглашаю новых ребят. Раздаю таблички с постепенными «ускорениями и замедлениями темпов». Снова шагаем согласно своей табличке (Accelerando – ускоряя; Animando – воодушевляясь, ускоряя движение, Ritenuto – замедляя, Rallentando - расширяя).
Кстати, темп, поставленный в начале произведения, может меняться неограниченное количество раз в зависимости от замысла композитора.
Теперь несколько слов о Метре.
Метр (от греческого – «мера, размер») – это равномерное чередование акцентов в музыке, деление музыки на такты, содержащие определенное количество равномерных долей. Основная функция метра – регулировать сильные доли (акцентуацию). Если говорить о тактовой черте, то она показывает не акцент, а его нормативное положение, так как мы знаем, что после тактовой черты идет 1-я доля, а она всегда сильная. Но совсем не обязательно выделять эту первую долю, если этого не требует замысел композитора.
Ребята, что такое ритм? (дети отвечают).
Ритм – в переводе с греческого означает «течь», «теку». Слово обозначает организацию музыки во времени. В узком смысле «Ритм» - это чередование и соотношение между собой музыкальных длительностей и акцентов. Так называемое «чувство пульсации». Как вы думаете – для чего нам нужен ритм и нужен ли он нам вообще? (ребята отвечают).
Если ритм так важен в музыке – значит его можно и нужно воспитывать музыкантам. Чтобы играть ровно, ритмично – начинающие музыканты обязательно ведут счет в музыке. Разбор каждого нового произведения начинается со счета вслух при игре, чтобы, не дай Бог, не исковеркать замысел автора. Всегда важно помнить, что ощутить полноценное чувство ритма – значит постигнуть самое сокровенное в содержании музыки. Ведь все оживает только после постижения ритмического пульса. Ганс фон Булов говорил о ритме: «Вначале был ритм!», а Антону Рубинштейну принадлежат следующие строки: «Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни». Ритм выполняет 2 функции: времяизмерительную и образно – поэтическую.
Ребята! Обязательно соблюдайте ритм, заложенный в музыке, играйте ритмично, не забывайте считать, если нужно. Давайте с уважением относиться к музыке и замыслу композитора!
А теперь зарезюмируем быстренько все, что услышали сейчас о темпе, метре и ритме. (Слайд 10: Ютуб: Теория музыки: Что такое метр, ритм, темп? - 3:38)
3.) (Слайд 11-12)
И в заключении послушайте еще один романс А. Даргомыжского «Юноша и дева» в исп. Полуэктовой И.М., аккомпанирует Груздова Марина.
Спасибо, ребята, за вашу активность и заинтересованность!