"Некоторые особенности работы над различными видами совместного исполнительства в классе фортепиано"
Работа детских школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие обучающихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, обучающиеся ДШИ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отрытый урок | 21.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Шимановска
Открытый урок
"Некоторые особенности работы над различными видами совместного исполнительства
в классе фортепиано"
Урок подготовила
преподаватель фортепиано
Измайлова А.В.
г. Шимановск
Урок с обучающимися класса Измайловой А.В.:
Ливицина Анастасия - 1 класс предпрофессиональной образовательной программы
Ким Маргарита – 3 класс общеразвивающей образовательной программы, предмет общее фортепиано
Шеметова Анна – 3 класс общеразвивающей образовательной программы
Ансамбль «Вдохновение»
Тема урока: "Некоторые особенности работы над различными видами совместного исполнительства
в классе фортепиано"
Цель урока: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через освоение различных видов совместного музицирования.
Задачи урока:
- Образовательная – формирование умений и навыков игры в ансамбле.
- Развивающая– развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля, обучающегося.
- Воспитательная– воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением.
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).
Оборудование: два фортепиано, синтезатор
Содержание урока
Работа детских школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие обучающихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, обучающиеся ДШИ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнёра; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.
Навыки ансамблевой игры ребёнок приобретает уже на первых уроках. Ученику предлагается упражнение, состоящее из одного или нескольких ритмически оформленных звуков. Педагог в это время исполняет основной музыкальный материал.
Пример: Е. Крылатов. «Крылатые качели» (сб. Л. Баренбойм, Н Перунова. «Путь к музыке»)
Исполняют педагог и ученица 1 класса Ливицина Анастасия
В течение некоторого времени, когда ребёнок учится исполнять простейшие мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему несложные аккомпанементы. Тем самым слух ученика подготавливается к звучанию более сложных пьес
Пример: «Про Петю» из сборника Школа игры на фортепиано
Исполняют Ливицина Анастасия (I партия), педагог (II партия).
Одно из самых главных условий ансамблевого исполнительства является синхронное начало и окончание произведения. Поэтому, сначала мы поработаем над вступлением. Мы обязательно должны в начале посмотреть друг на друга, чтобы убедиться в готовности к исполнению. После того как руки поставлены на клавиатуру, вместе сделать вдох и начать. Поскольку в этом произведении партии вступают неодновременно, начать исполнение вместе проще. Теперь мы должны понять, какая партия является солирующей, а какая аккомпанирующей. Глядя на ноты и с помощью слухового анализа мы определяем, что первая партия могла бы принадлежать вокалисту, а вторая концертмейстеру. Исходя из этого, поработаем над балансировкой звука.
Разбираем характер пьесы: задорный, весёлый
Важно также рассмотреть аккомпанемент с точки зрения метроритма. После этого соединяем обе партии с учетом проделанной работы, внимательно слушаем друг друга. Поскольку мы еще только учимся слушать друг друга, мы проведём следующую работу: играем одновременно, но одна партия звучит на pp, а другая на f. Затем нужно поменяться динамикой. Таким образом, обучающиеся учатся слышать партии друг друга. Ученица должна понимать, что первая партия является ведущей, а вторая всячески ей помогает в плане выразительности звуковедения.
На протяжении всех лет обучения, обучающиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь фортепианным ансамблем. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репертуара (концертные пьесы и клавирные переложения) могут быть использованы с равным успехом. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначаются для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащает исполнителей и совершенствует их пианистическое мастерство. Одно из таких переложений мы вам с Маргаритой Ким сейчас продемонстрируем. Это произведение написано в форме вариаций, относится оно к джазовой музыке, которая в свою очередь наполнена синкопированным ритмом, хроматическими ходами и специфической гармонией. Играем отрывок, работаем над акцентами, паузами и характером.
В последнее время наблюдается усиленное внимание к коллективным формам музицирования, поэтому обращение к этой стороне педагогической деятельности является актуальным. В результате этого появилась потребность обобщить и систематизировать имеющийся опыт работы. Так возникла идея создать проект под названием «Вдохновение», посвященный проблемам воспитания обучающихся путем приобщения их к ансамблевой игре, которая расширяет привычные рамки ансамблевого музицирования, так как в нем пойдет речь о составе ансамбля, когда к фортепиано добавляется синтезатор.
Приглашаю ансамбль «Вдохновение». Занимают свои места. Сегодня мы покажем работу над новым произведением Евгения Дога «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони».
Музыка композитора Е.Доги наполнена восторгом жизни – это своеобразный гимн красоте, гармонии, любви к доброте. Давай, прежде всего разберемся – что такое сонет?
Сонет – с итальянского sonetto – твердая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия и 2 трехстишия. Особую популярность приобрел благодаря Уильяму Шекспиру.
Сонет Дога имеет характер музыки двоякий бушующий и безмятежный. С какими сложностями нам пришлось столкнуться при разучивании этой пьесы:
трехслойность фактуры: бас + аккорды + мелодия в верхнем голосе ;
пассажи, 16 ноты, педаль, ритм.ровность.
Давай, покажем, как мы над ними работали.
1) Отдельно проучивали линию баса глубоким звуком.
2) Аккорды путем прибавления с верхнего звука, затем одновременное взятие, слушать верхний звук в обеих руках.
3) 16-е ноты в пассажах можно поучить с остановками на первой из четырех, поучить их в обратную сторону.
Во II части – сложная фактура:
1) Мелодия идет в правой руке пятым пальцем – аккомпанемент между двумя руками, проучиваем ее отдельно можно на legato, со стремлением к более длинным нотам, бас – глубоким звуком отдельно, аккомпанемент ровным звуком. Мелодию поможет «пропеть» и педаль. Подтекстовка: «Я», «Я здесь», «Иди ко мне».
2) Ритмической ровности добивались за счёт подбора аккомпанемента синтезатора 16 нотами
Ну и в заключении хотим вам показать ещё один вид не стандартного ансамбля, игра в шесть рук. Приглашаю к инструменту Ирину Евгеньевну, ученицу Анну Шеметову ну и я.
Прежде, чем приступить к работе над произведением мы вам покажем пару упражнений, развивающих ансамблевые навыки:
Синхронная игра аккордов, передавать хроматическую гамму друг другу.
Богословский "Марш браконьеров". Само название говорит, что это будет произведение исполнено в ритме и в характере марша. Играем. Работа над балансом партий.
Итог урока:
Урок закончен. Все ученики получают оценку «Отлично».
Ценным в работе над ансамблем является то, что обучающиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.
Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.