Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Культура и традиции чувашского народа"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
"Культура и традиции чувашского народа"
художественной направленности
музыкального направления
объединения «Жемчужина» («Мерчен»)
Возраст обучающихся: 6 - 16 лет
Срок реализации: 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detskiy_chuvashskiy_folklor_novaya_avtosohranennyy.docx | 124.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников»
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБО ДО ДПиШ Миякинского района РБ от «___» _______ 2020 г. Протокол № _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБО ДО ДПиШ Миякинского района РБ ________Ю.Н.Абдушахманова от «___» __________2020 г. Приказ № ______ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
"Культура и традиции чувашского народа"
художественной направленности
музыкального направления
объединения «Жемчужина» («Мерчен»)
Возраст обучающихся: 6 - 16 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Никифорова
Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
Киргиз-Мияки, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пояснительная записка…………………………………………………3
Глава 2. Учебный план…………………………………………………………8
Глава 3. Содержание программы………………………………………………10
Глава 4. Методическое обеспечение…………………………………………25
Глава 5. Литература……………………………………………………………28
Приложения
Приложение 1.Календарный учебный график
Приложение 2. Диагностические материалы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура и традиции чувашского народа» (далее – программа) предусматривает проведение учебных занятий в системе учреждений дополнительного образования по художественной направленности в музыкальном направлении.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Уставом Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан;
- Положением о дополнительныхобщеобразовательных общеразвивающих программахМуниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.
Актуальность: В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации объединение «Жемчужина» становится местом, где обучающийся узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения обучающимися, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.
То есть программа продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно-здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Программа дает обучающимся знания по народному календарю, этнографии, мифологии, музыкально-обрядовому фольклору и т.д. Материал усложняется по мере развития программы. В зависимости от возраста детей меняются методы подачи материала — от игрового до исследовательского. Программа курса имеет спиральную структуру — каждый последующий год происходит постепенное расширение и существенное углубление знаний, умений, навыков.
В то же время, в рамках конкретного года обучения, материал располагается в соответствии с линейной структурой. Тем самым обеспечивается последовательное прохождение основных тем, постепенное их усложнение.
Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.
На занятиях музыкальным фольклором обучающиеся овладевают традиционной манерой пения, учатся совместному исполнительству, постигают жанры музыкального фольклора, приобретают навыки импровизации. Пение — сложнейший психофизиологический процесс, в котором задействованы не только музыкальный слух, интонация, память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Программа ФЭС составлена с учетом последовательного и постепенного развития вышеперечисленных функций, с учетом возрастных особенностей и динамики их изменений, а также с учетом накопления музыкального (слухового и певческого) опыта, формирования базового репертуара и дальнейшего его расширения.
Контингент
Возраст обучающихся от 6 до 16 лет.
Такой значительный возрастной диапазон требует деления на этапы освоения традиционной народной культуры по следующим группам:
- первая группа включает обучающихся младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет);
- вторая группа – подростки (от 11 до 14 лет);
- третья группа – подростки (от 15 до 16 лет).
Режим занятий
Программа «Культура и традиции чувашского народа» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми и рассчитана на любой социальный статус обучающихся, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.
Срок реализации программы 3 года.
Общее количество часов – 360 часов (1-ый год обучения – 72 часа, 2-ой год обучения – 144 часа, 3-ий год обучения – 144 часа).
Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14.
- 1-ый год обучения (возраст от 6 до 11 лет) - 1 раз в неделю по 2 академических часа – 72 часа в год.
- 2-ой год обучения (возраст от 11 до 14 лет) - 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа.
- 3-ий год обучения (возраст от 15 до 16 лет) – 2 раза в неделю по 2 академических часа – 144 часа.
Цель программы: Развить творческие музыкальные способности у детей через ознакомление с народной чувашской культурой.
Задачи и назначение программы.
Образовательные:
Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музыцирования;
Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
Обучать детей основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
Помочь обучающимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой, детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам чувашского народного календаря;
Дать обучающимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте. Развивающие:
Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности);
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством чувашского музыкального фольклора;
Формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на традициях и обычаях чувашского народа;
Дать представление о традиционной одежде своего региона.
Воспитательные:
Воспитать уважительное и бережное отношение к чувашскому фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
Воспитать творчески-активную личность.
Планируемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать: о фольклоре как о составной части культуры и источнике народной мудрости; отличие народной песни от композиторской, жанры потешногофольклора (потешки, прибаутки, заклички и др.), давать сравнительную характеристику; отличительные особенности народной культуры чувашей. Понятия - интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент.
Уметь: самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, колыбельные, потешки, скороговорки, считалки и др.; различать на слух жанры потешного фольклора; выразительно исполнять роли в музыкальных сказки как вид народного творчества. Персонажи закличек. Отличие дразнилок от поддевок.
К концу второго года обучения учащиеся должны:
Знать: особенности чувашских народных песен; определять характер песен; строение плясовой песни; названия простейших музыкальных инструментов. Понятия: хоровод (типы хоровода), ритм, темп, динамические оттенки.
Уметь: петь песни «а капелла» и с музыкальным сопровождением;
выразительно петь пройденные песни; самостоятельно инсценировать песни; идти хороводным шагом, петь во время движения; составлять орнаментальный хоровод; двигаться в ритме песни, четко отбивать ритмический рисунок.
К концу третьего года обучения учащиеся должны:
Знать: взаимосвязь жанров детского фольклора с современностью; чувашских поэтов и композиторов; историю происхождения обрядов чувашей, семейных песен; чувашские эстрадные песни и их исполнителей.
Уметь: петь «а капелла» и с аккомпанементом, а так же под фонограмму; исполнять песни на два голоса; петь разножанровые песни, по нотам, в ансамбле и сольно; петь чувашские песни своей семьи
Формы проведения итогов реализации программы
Для отслеживания результативности образовательного процесса программой предусматривается проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Аттестация зачитывается автоматически за концертное выступление, за участие в конкурсах, фестивалях. Также проверка знаний и умений может проводится в форме просмотра игровой программы (моделирования форм традиционной жизни и инсценирования обрядов), а также анализ конкретного выступления в форме беседы (Приложение №1).
Дополнительные сведения о программе.
Программа вариативна. Педагог имеет возможность менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для отдельного участника образовательного процесса в зависимости от возраста детей, развития, навыков, знаний, интереса к конкретной теме занятия, степени ее усвоения.
Программой предусмотрено инклюзивное образование – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов в общем составе учебной группы объединения.
Учебный план
Учебный план 1- ого года обучения
№ | Наименование темы | Теор | Практ | Всего |
1 | Вводное занятие «Мир фольклора -мир народной мудрости». Инструктаж ТБ. | 1 | 0 | 1 |
2 | Основные жанры словесного фольклора | 2 | 2 | 4 |
3 | Чувашские народные музыкальные инструменты | 2 | 6 | 8 |
4 | Времена года в народной песне | 2 | 6 | 8 |
5 | Знакомство с элементами народной хореографии (песни с движениями) | 4 | 10 | 14 |
6 | Патриотическая тема в фольклоре | 2 | 4 | 6 |
7 | Частушки | 2 | 8 | 10 |
8 | Народная музыка в творчестве композиторов | 2 | 6 | 8 |
9 | Народные игры | 2 | 8 | 10 |
10 | Текущий контроль успеваемости. Тестирование | 1 | 1 | |
11 | Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | 1 | |
12 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 19 | 53 | 72 |
Учебный план 2- ого года обучения
№ | Наименование темы | Теор | Практ | Всего |
1 | Вводное занятие «Мир фольклора -мир народной мудрости». Инструктаж ТБ. | 2 | 2 | |
2 | Основные жанры словесного фольклора | 4 | 14 | 18 |
3 | Чувашские народные музыкальные инструменты | 4 | 14 | 18 |
4 | Времена года в народной песне | 4 | 14 | 18 |
5 | Знакомство с элементами народной хореографии (песни с движениями) | 4 | 14 | 18 |
6 | Патриотическая тема в фольклоре | 2 | 5 | 7 |
7 | Обряды по случаю рождения ребенка и колыбельные песни | 4 | 8 | 12 |
8 | Частушки | 4 | 8 | 12 |
9 | Свадебный фольклор | 4 | 12 | 16 |
10 | Народная музыка в творчестве композиторов | 4 | 6 | 10 |
11 | Народные игры | 4 | 6 | 10 |
12 | Текущий контроль успеваемости. Тестирование | 1 | 1 | |
13 | Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | 1 | |
14 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 40 | 104 | 144 |
Учебный план 3-его года обучения
№ | Наименование темы | Теор | Практ | Всего |
1 | Вводное занятие «Мир фольклора -мир народной мудрости». Инструктаж ТБ | 1 | 0 | 1 |
2 | Основные жанры словесного фольклора | 2 | 8 | 10 |
3 | Чувашские народные музыкальные инструменты | 2 | 18 | 20 |
4 | Времена года в народной песне | 2 | 10 | 12 |
5 | Народная хореография (песни с движениями) | 3 | 30 | 33 |
6 | Патриотическая тема в фольклоре | 2 | 6 | 8 |
7 | Обряды по случаю рождения ребенка и колыбельные песни | 2 | 8 | 10 |
8 | Частушки | 1 | 8 | 9 |
9 | Свадебный фольклор | 2 | 8 | 10 |
10 | Народная музыка в творчестве композиторов | 2 | 4 | 6 |
11 | Народные игры | 2 | 4 | 6 |
12 | Исследовательская деятельность | 2 | 14 | 16 |
Текущий контроль успеваемости. Тестирование | 1 | 1 | ||
Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 | 1 | ||
13 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 23 | 121 | 144 |
Содержание программы
Содержание программы 1-ого года обучения
№ | Наименование темы |
1 | Вводное занятие. Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с предметом фольклор. Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора — мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки. Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм. Освоение песенного материала. |
2 | Пословицы и поговорки. Теория. Пословицы и поговорки как один из видов народного творчества, их назначения. Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. Освоение песенного материала. |
3 | Считалки. Загадки Теория. Загадки и считалки как вид фольклора, их назначение и место в жизни народа. Практика. Разучивание загадок, считалок. Игра-презентация «Праздник загадки и считалки». |
4 | Небылицы. Докучные сказки Теория. Народные сказки как вид устного народного творчества, виды сказок: про животных, бытовые и волшебные; докучные сказки. Практика. Чтение чувашских народных сказок, инсценирование, обыгрывание сказок в кукольном театре. |
5 | Дразнилки. Потешки. Прибаутки. Пестушки. Теория. Дразнилки. Потешки. Прибаутки. Пестушки. как виды народного творчества, их назначения. Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. Освоение песенного материала. |
6 | Музыкальные инструменты разных народов Теория.Знакомство с историей, видами музыкальных инструментов разных народов и оркестров. Использование в быту разнообразных музыкальных инструментов. Применение шумовых и ударных инструментов |
7 | Чувашские народные музыкальные инструменты Теория. Древние музыкальные инструменты. Беседа «Почему так или иначе назвали древние музыкальные инструменты» с сопровождением показа репродукций и видеоматериала. Посещение школьного музея. |
8 | Музыкальные инструмент барабан и рубель. Теория. Знакомство с инструментами барабан и рубель. Практика. Обучение игре на этих инструментах. |
9 | Музыкальные инструменты трещетка, бубен, ложки Теория. Знакомство с инструментами трещетка, бубен, ложки. Практика. Обучение игре на этих инструментах. |
10 | Времена года в народной песне Теория. Знакомство чувашскими народными обычаями и традициями, связанными с временем года. |
11 | Песни обряда Осенней каши Теория. Знакомство с обрядами праздника Осенней каши. Практика. Разучивание, обыгрывание песен. |
12 | Песни посиделок Теория. Знакомство с песенным материалом посиделок. Практика. Разучивание лирических и сюжетных песен. |
13 | Песни обряда Сурхури. Теория. Знакомство с обрядом «Сурхури». Практика. Освоение репертуара и обыгрывание обряда «Сурхури». |
14 | Элементы народной хореографии Теория. Беседа «Какие разные танцы». Просмотр видеорепродукций. |
15 | Хороводный танец Теория. Знакомство с особенностями хороводных танцев. Музыка, песенная поэзия, хореография, костюмный комплекс и элементы драматургии хороводного танца. Практика. Разучивание движений хороводного танца, хороводных и игровых песен, подключение музыкальных инструментов. Составление танцевальных композиций хороводов. |
16 | Основные положения рук в чувашском народном танце Теория. Показ основных положений рук в чувашском народном танце. Практика. Упражнения с использованием основных положений рук в чувашском народном танце. |
17 | Основные положения ног в чувашском народном танце Теория. Показ основных положений ног в чувашском народном танце. Практика. Упражнения с использованием основных положений ног в чувашском народном танце. |
18 | Разучивание движений хороводного танца Теория. Разучивание основных движений хороводного танца. Практика. Составление композиции хороводного танца. |
19 | Разучивание движений хороводного танца Теория. Разучивание основных движений хороводного танца. Практика. Составление композиции хороводного танца. |
20 | Чувашская народная хороводная песня «Кашленчи» Теория. Разучивание песни «Кашленчи», повторение движений хороводного танца. Практика. Составление композиции хороводного танца под песню «Кашленчи». |
21 | Патриотическая тема в фольклоре Теория. Древнее происхождение патриотических песен. Особенности их исполнения.Беседа о чувашских народных песнях на патриотическую тематику. Разучивание песни солдата. Практика. Исполнение песни солдата. |
22 | Песня проводов в армию Теория. Беседа об обычае Проводов в Армию. Сравнение старинных обряда с современными проводами. Практика. Разучивание и исполнение песни «Салтак юрри» |
23 | Чувашские народные солдатские песни Теория. Разучивание слов и мелодий песен проводов в Армию и песен про солдатские судьбы. Практика. Исполнение разученных песен. |
24 | Теория. Знакомство с жанром «Частушки». Тематика частушек и их место в жизни народа. Практика. Разучивание слов и мелодий частушек, исполнение их в соединении с танцевальными движениями. Составление танцевальных композиций с частушками. |
25 | Разучивание частушек Практика. Разучивание слов и мелодий частушек, исполнение их в соединении с танцевальными движениями. Составление танцевальных композиций с частушками. |
26 | Разучивание частушек Практика. Разучивание слов и мелодий частушек, исполнение их в соединении с танцевальными движениями. Составление танцевальных композиций с частушками. |
27 | Исполнение частушек в движении Практика. Разучивание слов и мелодий частушек, исполнение их в соединении с танцевальными движениями. Составление танцевальных композиций с частушками. |
28 | Исполнение частушек в движении Практика. Разучивание слов и мелодий частушек, исполнение их в соединении с танцевальными движениями. Составление танцевальных композиций с частушками. |
29 | Народная музыка в творчестве композиторов Теория. Знакомство с творчеством композитора Ф.Павлова с использованием готовой презентации. Практика. Разучивание и исполнение песни Ф.Павлова «Пирен урам анаталла» |
30 | Песня Ф.Павлова «Ылтан хурт» Практика. Разучивание и исполнение песни Ф.Павлова «Велле хурче ылтан хурт», «Пирен урам анаталла» |
31 | Песня В.Урташа «Анне» Практика. Разучивание и исполнение песни «Анне» |
32 | Творчество А.Никитина. Песня «Анне эсе ир таран» Теория. Знакомство с творчеством композитора А.Никитина с использованием готовой презентации. Практика. Разучивание и исполнение песни «Анне эсе ир таран» |
33 | Народные игры. Игра в мяч Теория. Знакомство с старинными народными играми и их особенностями. Сравнение их с современными. Практика. Разучивание правил чувашской народной игры «Игра в мяч». |
34 | Игра «Третий лишний» Практика. Разучивание правил чувашской народной игры «Третий лишний». |
35 | Игра «Летящий диск» Практика. Разучивание правил чувашской народной игры «Летящий диск». |
36 | Отчетный концерт. Промежуточная аттестация обучающихся. |
Содержание программы 2-ого года обучения
№ | Наименование темы |
1 | Вводное занятие. Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с предметом фольклор. Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора — мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки. Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм. Освоение песенного материала. |
2 | Пословицы и поговорки. Теория. Пословицы и поговорки как один из видов народного творчества, их назначения. Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. Освоение песенного материала. |
3 | Считалки Теория. Считалки как вид народного творчества, их назначение и место в жизни народа. Практика. Разучивание считалок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение считалок. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике. |
4 | Загадки Теория. Загадки как вид народного творчества, их назначения, особенности данного вида творчества. Практика. Разучивание загадок. Игра-презентация «Праздник загадки». |
5 | Дразнилки Теория. Дразнилки как вид народного творчества, их назначение и место в жизни народа. Практика. Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок. Разучивание музыкальных дразнилок, умение применять их на практике. |
6 | Потешки. Прибаутки. Пестушки. Теория. Пестушки, заклички и приговорки как самый распрастраненный жанр детского фольклора, их назначение. Практика. Разучивание пестушек, закличек, приговорок, работа над умением декламировать и пропевать их. |
7 | Небылицы Теория. Небылицы как жанр детского фольклора, их назначение. Практика. Чтение небылиц. Сочинение небылиц. |
8 | Докучные сказки. Теория. Докучные сказки как жанр детского фольклора, их назначение. Практика. Чтение и сочинение докучных сказок. |
9 | Чувашские народные сказки Теория. Народные сказки как вид устного народного творчества, виды сказок: про животных, бытовые и волшебные. Практика. Чтение чувашских народных сказок, инсценирование, обыгрывание сказок в кукольном театре. |
10 | Чувашские народные сказки Практика. Чтение чувашской народной сказки «Нюх-нюж самсе меншен пуклак», инсценирование, обыгрывание сказки в кукольном театре. |
11 | Музыкальные инструменты разных народов Теория.Знакомство с историей, видами музыкальных инструментов и оркестров. |
12 | Чувашские народные музыкальные инструменты Теория. Использование в быту разнообразных музыкальных инструментов. |
13 | Музыкальный инструмент барабан Практика. Разучивание различных ритмических рисунков на барабане. |
14 | Музыкальный инструмент трещетка Практика. Обучение игре на трещетке. |
15 | Музыкальный инструмент рубель Практика. Обучение игре на рубеле. |
16 | Музыкальный инструмент бубен. Практика. Обучение игре на малом и большом бубнах. |
17 | Музыкальный инструмент ложки Теория. Особенности игры на ложках. Практика. Обучение игре на ложках. |
18 | Игра на двух ложках Практика. Обучение игре на двух ложках. |
19 | Игра на трех ложках Практика. Обучение игре на трех ложках. |
20 | Времена года в народной песне Теория. Знакомство с обычаями и традициями, связанными с временами года. |
21 | Песни обряда Осенней каши Теория. Знакомство с обрядами праздника Осенней каши. Практика. Разучивание, обыгрывание песен. |
22 | Песни посиделок Теория. Знакомство с песенным материалом посиделок. Практика. Разучивание лирических и сюжетных песен. |
23 | Песни обряда Сурхури Теория. Знакомство с обрядом «Сурхури». Практика. Освоение репертуара и обыгрывание обряда «Сурхури». |
24 | Песни обряда Нартукан Теория. Знакомство с обрядом и песнями «Нартукан». Практика. Освоение репертуара обряда «Нартукан». |
25 | Масленичные песни Теория. Древнее происхождение масленичных песен, особенности исполнения, ладовая окраска. Практика. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание масленичных гуляний. |
26 | Песни обряда «На помощь». Сенокосные песни Теория. Знакомство с обрядом на Помощь. Древнее происходение сенокосных песен. Практика. Разучивание слов, мелодий сенокосных песен, их обыгрывание. |
27 | Пасхальные песни Теория. Традиции пасхального обряда у чувашского народа. Практика. Освоение репертуара праздника Пасха. |
28 | Песни обряда Серен Теория. Знакомство с обычаями обряда «Серен». Практика. Разучивание слов, мелодий обряда «Серен». |
29 | Элементы народной хореографии Теория. Знакомство с особенностями хороводных танцев. Музыка, песенная поэзия, хореография, костюмный комплекс и элементы драматургии хороводного танца. Практика. Разучивание движений хороводного танца, хороводных и игровых песен, подключение музыкальных инструментов. Составление танцевальных композиций хороводов. |
30 | Хороводный танец Теория. Знакомство с особенностями хороводных танцев. |
31 | Основные положения рук в чувашском народном танце Теория. Знакомство с основными положениями рук в чувашском народном танце особенностями хороводных танцев. |
32 | Основные положения ног в чувашском народном танце Теория. Знакомство с основными положениями рук в чувашском народном танце особенностями хороводных танцев. |
33 | Разучивание движений хороводного танца Практика. Разучивание движений хороводного танца |
34 | Разучивание движений хороводного танца Практика. Разучивание движений хороводного танца |
35 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар ачасем щырмана» |
36 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар каяр анаталла» |
37 | Чувашская хороводная песни «Шур хуран» |
38 | Патриотическая тема в фольклоре Теория. Древнее происхождение патриотических песен. Особенности их исполнения. Практика. Разучивание слов и мелодий песен проводов в Армию и песен про солдатские судьбы. |
39 | Песня проводов в армию Практика. Разучивание и исполнение песни «Салтак юрри» |
40 | Чувашские народные солдатские песни Практика. Разучивание и исполнение песни «Салтак юрри» |
41 | Разучивание песни «Акрам шура хуран» |
42 | Обряды по случаю рождения ребенка Теория. Знакомство с обрядами по случаю рождения ребенка, жанром колыбельной песни, особенностями их сложения и исполнения. Практика. Разучивание слов и мелодий колыбельных песен. |
43 | Колыбельные песни Теория. Знакомство с обрядами по случаю рождения ребенка, жанром колыбельной песни, особенностями их сложения и исполнения. Практика. Разучивание слов и мелодий колыбельных песен. |
44 | Колыбельная песня «Нянине» Практика. Разучивание и исполнение колыбельной песни «Нянине» |
45 | Колыбельная песня «Амарт кайак» Практика. Разучивание и исполнение колыбельной песни «Амарт кайак» |
46 | Колыбельная песня « Ус ачам» Практика. Разучивание и исполнение колыбельной песни «Ус ачам» |
47 | Колыбельная песня моей семьи Практика. Исполнение колыбельных песен своей семьи |
48 | Частушки Теория. Знакомство с жанром «Частушки». Тематика частушек и их место в жизни народа. Практика. Разучивание слов и мелодий частушек. |
49 | Разучивание частушек Практика. Разучивание слов и мелодий частушек. |
50 | Разучивание частушек Практика. Разучивание слов и мелодий частушек. |
51 | Исполнение частушек в движении Практика. Разучивание слов и мелодий частушек. Исполнение частушек в движении. |
52 | Исполнение частушек в движении Практика. Разучивание слов и мелодий частушек. Исполнение частушек в движении. |
53 | Свадебный фольклор Теория. Знакомство с обрядами чувашской народной свадьбы. Практика. Разучивание слов свадебного фольклора. Разучивание слов и мелодий свадебных песен. |
54 | Свадебные элементы чувашского фольклора Теория.Знакомство с обрядами чувашской народной свадьбы. Практика.Разучивание слов свадебного фольклора. Разучивание слов и мелодий свадебных песен. |
55 | Чувашская свадьба в литературе Теория. Обсуждение чувашской свадьбы через поэму «Нарспи» К.В.Иванова |
56 | Современная чувашская свадьба Беседа «Современные свадьбы» |
57 | Разучивание местных свадебных песен Теория.Знакомство с обрядами свадьбы своей местности. Практика.Разучивание слов свадебного фольклора. Разучивание слов и мелодий свадебных песен своей местности. |
58 | Разучивание местных свадебных песен Теория.Знакомство с обрядами свадьбы своей местности. Практика.Разучивание слов свадебного фольклора. Разучивание слов и мелодий свадебных песен своей местности. |
59 | Разучивание местных свадебных песен Теория.Знакомство с обрядами свадьбы своей местности. Практика.Разучивание слов свадебного фольклора. Разучивание слов и мелодий свадебных песен своей местности. |
60 | Беседа со старожилами «Чувашские свадьбы нашей местности» |
61 | Народная музыка в творчестве композиторов Теория. Беседа «Талантливые сыновья чувашского народа» Практика. Исполнение разученных песен. |
62 | Знакомство с творчеством Ф.Павлова Теория. Беседа «Жизнь и творчество Ф.Павлова» Практика Разучивание и исполнение песни «Хуран сулси суралсан» |
63 | Знакомство с творчеством Г.Хирбю Теория. Беседа «Жизнь и творчество Г.Хирбю» Практика Разучивание и исполнение песни «Укалча» |
64 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» Теория. Обучение исследовательской работе. Практика. Сбор материалов к исследовательской работе. |
65 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» Практика. Защита исследовательских работ. |
66 | Народные игры, считалки, жеребьевки Теория. Знакомство с старинными народными играми и их особенностями. Сравнение их с современными. Практика. Повторение правил игр, разученных в 1-ый год обучения. |
67 | Игры «Хищник в море», «Рыбки» Теория. Разучивание правил игр «Хищник в море», «Рыбки». Практика. Проведение игр «Хищник в море», «Рыбки» |
68 | Игры «Луна или солнце», «Кого вам?» Теория. Разучивание правил игр «Луна или солнце», «Кого вам?» Практика. Проведение игр «Луна или солнце», «Кого вам?» |
69 | Игры «Расходитесь», «Летучая мышь» |
70 | Отчетный концерт. Промежуточная аттестация обучающихся |
71 | Игры «Один лишний», «Сокол и лиса» |
72 | . Игры «Игра в мяч», «Перетягивание на палках» |
Содержание программы 3-его года обучения
№ | Наименование темы |
1 | Вводное занятие. Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с предметом фольклор. . Знакомство с предметом фольклор. Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора — мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки. Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм. Освоение песенного материала. |
2 | Пословицы и поговорки. Считалки. Загадки. Теория. Пословицы и поговорки как один из видов народного творчества, их назначения. Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. Освоение песенного материала. |
3 | Дразнилки. Потешки. Прибаутки. Пестушки. Теория. Дразнилки. Потешки. Прибаутки. Пестушки как вид народного творчества, их назначение и место в жизни народа. Практика. Разучивание и сочинение дразнилок, потешек, прибауток, пестушек.
|
4 | Небылицы. Докучные сказки Теория. Докучные сказки, небылицы как жанр детского фольклора, их назначение. Практика. Чтение и сочинение небылиц, докучных сказок. |
5 | Чувашские народные сказки Теория. Народные сказки как вид устного народного творчества, виды сказок: про животных, бытовые и волшебные. Практика. Чтение чувашских народных сказок, инсценирование, обыгрывание сказок в кукольном театре. |
6 | Чувашские народные сказки Практика. Чтение чувашской народной сказки «Ике шапа», инсценирование, обыгрывание сказки в кукольном театре. |
7 | Музыкальные инструменты разных народов Теория.Знакомство с историей, видами музыкальных инструментов и оркестров. |
8 | Чувашские народные музыкальные инструменты Теория. Использование в быту разнообразных музыкальных инструментов. |
9 | Музыкальный инструмент барабан Практика. Разучивание различных ритмических рисунков на барабане. |
10 | Музыкальный инструмент трещетка Практика. Обучение игре на трещетке. |
11 | Музыкальный инструмент рубель Практика. Обучение игре на рубеле. |
12 | Музыкальный инструмент бубен Практика. Обучение игре на бубне. |
13 | Музыкальный инструмент ложки Теория. Особенности игры на ложках. Практика. Обучение игре на ложках. |
14 | Игра на двух ложках Практика. Обучение игре на двух ложках. |
15 | Игра на трех ложках Практика. Обучение игре на трех ложках. |
16 | Игра на трех ложках Практика. Обучение игре на трех ложках. |
17 | Времена года в народной песне. Теория. Беседа об обычаях, связанных с различным временем года. |
18 | Песни обряда Осенней каши. Песни посиделок Теория. Знакомство с обрядами праздника Осенней каши. Практика. Разучивание, обыгрывание песен посиделок. |
19 | Песни обрядов Сурхури, Нартукан Теория. Знакомство с обрядом Сурхури, Нартукан Практика. Освоение репертуара и обыгрывание обрядов Сурхури, Нартукан. |
20 | Масленичные песни. Пасхальные песни Теория. Древнее происхождение масленичных и пасхальных песен, особенности исполнения, ладовая окраска. Практика. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание масленичных и пасхальных гуляний. |
21 | Песни обряда «На помощь». Сенокосные песни. Песни обряда Серен Теория. Знакомство с обрядом на Помощь. Древнее происходение сенокосных песен. Практика. Разучивание слов, мелодий сенокосных песен и песен обряда Серен их обыгрывание. |
22 | Элементы народной хореографии Теория. Знакомство с особенностями хороводных танцев. Музыка, песенная поэзия, хореография, костюмный комплекс и элементы драматургии хороводного танца. Практика. Разучивание движений хороводного танца, хороводных и игровых песен, подключение музыкальных инструментов. Составление танцевальных композиций хороводов. |
23 | Хороводный танец Теория. Знакомство с особенностями хороводных танцев. |
24 | Основные положения рук в чувашском народном танце Теория. Знакомство с основными положениями рук в чувашском народном танце особенностями хороводных танцев. |
25 | Основные положения ног в чувашском народном танце Теория. Знакомство с основными положениями рук в чувашском народном танце особенностями хороводных танцев. |
26 | Разучивание движений хороводного танца Практика. Разучивание движений хороводного танца |
27 | Разучивание движений хороводного танца Практика. Разучивание движений хороводного танца |
28 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар ачасем щырмана» Практика. Исполнение песни. |
29 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар каяр анаталла» Практика. Исполнение песни. |
30 | Чувашская хороводная песни «Шур хуран» Практика. Исполнение песни. |
31 | Чувашская народная хороводная песня «Семерт сески суралсан» Практика. Разучивание и исполнение песни. |
32 | Танцевальные движения с исполнением частушек Практика. Разучивание танцевальных движений для исполнения частушек. |
33 | Промежуточная аттестация. Тестирование. |
34 | Танцевальные движения с исполнением частушек Практика. Разучивание танцевальных движений для исполнения частушек. |
35 | Танцевальные движения своей местности Практика. Разучивание танцевальных движений для исполнения частушек. |
36 | Мастер-класс с приглашением старожилов села «Так танцевали в старину» |
37 | Патриотическая тема в фольклоре Теория. Беседа о патриотической теме в фольклоре. |
38 | Песня проводов в армию Теория. Прослушивание старинных песен проводов в Армию. Сравнение их с современными. |
39 | Чувашские народные солдатские песни Практика. Разучивание песни «Салтак юрри» |
40 | Разучивание песни «Акрам шура хуран» |
41 | Обряды по случаю рождения ребенка Теория. Беседа об обрядах по случаю рождения ребенка. |
42 | Колыбельные песни Практика. Прослушивание старинных колыбельных песен. |
43 | Колыбельная песня «Нянине» Практика. Разучивание и исполнение песни. |
44 | Колыбельная песня «Амарт кайак» Практика. Разучивание и исполнение песни. |
45 | Колыбельная песня « Ус ачам» Практика. Разучивание и исполнение песни. |
46 | Колыбельная песня моей семьи Практика. Исполнение колыбельных песен своей семьи. |
47 | Частушки Теория. Частушки как жанр народной песни. |
48 | Разучивание частушек |
49 | Разучивание частушек |
50 | Исполнение частушек в движении |
51 | Исполнение частушек в движении |
52 | Свадебный фольклор Теория.Знакомство с обрядами свадьбы своей местности. Практика.Разучивание слов свадебного фольклора. Разучивание слов и мелодий свадебных песен своей местности. |
53 | Свадебные элементы чувашского фольклора Теория.Знакомство с обрядами свадьбы своей местности. Практика.Разучивание слов свадебного фольклора. Разучивание слов и мелодий свадебных песен своей местности. |
54 | Чувашская свадьба в литературе Теория. Обсуждение свадьбы в поэме «Нарспи» К.В.Иванова |
55 | Современная чувашская свадьба Теория. Обсуждение современных чувашских свадеб. |
56 | Разучивание местных свадебных песен Практика. Сбор и разучивание местных свадебных песен. Беседа со старожилами. |
57 | Народная музыка в творчестве композиторов Теория. Беседа «Талантливые сыновья чувашского народа» Практика. Исполнение разученных песен. |
58 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» Теория. Знакомство с творчеством Ф.Павлова Беседа «Жизнь и творчество Ф.Павлова» |
59 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» Практика. Написание исследовательской работы. |
60 | Народные игры, считалки, жеребьевки Практика. Повторение правил игр, разученных в 1 и 2 год обучения. |
61 | Народные игры своей местности Практика. Обыгрывание народных игр своей местности. |
62 | Народные игры своей местности Практика. Обыгрывание народных игр своей местности. |
63 | Исследовательская деятельность. Теория. Обучение исследовательской работе. Сбор материалов для исследовательских работ, связанных с культурой и традициями чувашского народа. |
64 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» Теория. Обучение исследовательской работе. Сбор материалов для исследовательских работ, связанных с культурой и традициями чувашского народа. |
65 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» Теория. Обучение исследовательской работе. Сбор материалов для исследовательских работ, связанных с культурой и традициями чувашского народа. |
66 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» Теория. Обучение исследовательской работе. Сбор материалов для исследовательских работ, связанных с культурой и традициями чувашского народа. Теория. Обучение исследовательской работе. Сбор материалов для исследовательских работ, связанных с культурой и традициями чувашского народа. |
67 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» Теория. Обучение исследовательской работе. Сбор материалов для исследовательских работ, связанных с культурой и традициями чувашского народа. |
68 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» Практика.Проведение защиты исследовательских работ. |
69 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» Практика.Проведение и защита исследовательских работ. |
70 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» Практика.Проведение и защита исследовательских работ. |
71 | Отчетный концерт |
72 | Промежуточная аттестация обучающихся. |
Методическое обеспечение
Педагогическая целесообразность
Учебный материал в программе расположен в соответствии с циклами народного календаря. Занятия ФЭС являются формой подготовки к участию в обряде, празднике, а также обеспечивают музыкальную часть в постановках театра фольклора.
Хотелось бы обратить внимание, что педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей танцевальные движения и игру на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Методика проведения занятий на всех этапах обучения по нашей программе состоит из:
- развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей;
- творческих заданий;
- работы над певческими и танцевальными навыками.
В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы группового (ансамблевое пение) и индивидуального (сольное пение) занятия, сочетающие и практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр - хороводов) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме.
В организации образовательного процесса также используется следующий фольклорный материал:
- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;
- мифология: миф, сказка, быличка и бывальщина, былина, легенда и др.;
- материал календарных обрядов и праздников;
- материал свадебного обряда;
- народный костюм, женские рукоделия: прядение, ткачество, вышивка, изготовление игрушек и др.;
- элементы интерьера крестьянской избы.
Работа педагога на занятиях основывается на целом ряде принципов обучения. Некоторые из них являются общепедагогическими, другие - сформировались благодаря собственному опыту работы с ансамблем:
- Доступность, постепенность (в освоении фольклорного материала идти от простого к сложному);
- Последовательность (повторять, усложняя);
- Наглядность и достоверность, (посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, мастерами вышивки - носителями традиций).
- Активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы,
- Системность и систематичность, (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);
- Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен);
- Комплексное освоение материала,
- Преемственность (умения и знания передавать «от старших - младшим»);
- Индивидуальный подход в условиях коллективного обучения
- Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика);
- Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.
Музыкально-фольклорное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Критериями успешности является результативность участия школьников в сельских, районных, республиканских и межрегиональных фестивалях, концертах, конкурсах.
Работа по программе ведется в двух основных направлениях: формирование исполнительского мастерства детей и информационно-просветительская работа.
В соответствии с образовательной целью программы, средством и методом которой является активное освоение детьми народной художественной традиции через исполнительскую деятельность в фольклорном коллективе, оба направления работы служат в равной степени как приобщению к традициям, так и качественному исполнению детьми фольклорного материала на различных концертах и выступлениях. Направление «Информационно-просветительская работа» является необходимой теоретической базой для работы с фольклорным материалом, т. к. сценическое воплощение песни полностью отражает содержание и идею песни лишь в том случае, если дети знают, в какой ситуации и по какому поводу песня исполнялась нашими предками, для чего служила.
В рамках реализации данной программы мы организуем встречи участников ансамбля с мастерами народного пения. Их «живое» исполнение не только яркая демонстрация аутентичного пения, но и лучшая школа передачи устной традиции. Этой же цели служат прослушивание записей аутентичной народной музыки, посещение выставок прикладного искусства, народных художественных промыслов, народной одежды. Несколько теоретических занятий мы посвящаем знакомству со всеми музыкальными народными инструментами, с народной музыкой, фольклором. На занятиях мы используем репродукции, альбомы, фотографии и записи аутентичных исполнителей.
Музыкальные способности ребенка начинают формироваться в дошкольном возрасте. Но природные задатки будут развиваться лишь в том случае, если с ними проводится соответствующая работа. Поэтому мы учитываем индивидуальные и возрастные особенности детей, стимулируем их творческую активность, осуществляя обучение на доступном и ярком фольклорном материале.
Репертуар мы подбираем по степени трудности, от простого к сложному.В программе музыкальный материал располагается в порядке усложнения интонационных и ритмических трудностей. Подбирая репертуар детям младшего школьного возраста, мы помним о том, что они обладают небольшим диапазоном. Репертуар нашего коллектива регулярно пополняется песнями, танцами, играми, привезенными из фольклорных экспедиций.
Творческое развитие детей в нашем фольклорном коллективе опирается на принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной педагогике. Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения - находят полное подтверждение в работе с детским фольклорным коллективом.
Форма проведения занятий:
- групповые (во время проведения занятий);
- индивидуальные – после занятий (для обучающихся, пропустивших занятия или вновь пришедших в коллектив).
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: удобный, хорошо проветриваемый кабинет для групповых занятий; народные костюмы; народные музыкальные инструменты; баян; нотная и справочная литература; репродукции, альбомы, фотографии аутентичного материала; аудио- и видеоаппаратура; аудио и видеозаписи с этнографическим материалом.
Литература
Список литературы и интернет-ресурсы для педагога
- «Этническая история и традиционная культура». В.П.Иванов, В.В.Николаев, В.Д.Дмитриев.; - Чебоксары, 2001г.
- Преподавание фольклора. Г.М.Науменко.- Москва: Издательский центр «Академия», 1996.
- «Чувашский детский музыкальный фольклор» методические указания- Яковлева З.К.; Чуваш. Ун-т. – Чебоксары, 2007.
- «Чувашский детский музыкальный фольклор в чувашских и русскоязычных школах»- пособие для практических занятий.- Яковлева З.К.; Чуваш. Ун-т. – Чебоксары, 2007.
- http://Galleru.chuvash.org
- http://pedkanash.chuvash.org
- http://Suvary.Narod.ru/
Список литературы и интернет-ресурсы для обучающихся
- Учебники по чувашской литературе 5-9 классы
- Чувашская вышивка. Жачева Е.Н. Чебоксары 2014.
- Советы мастерицы чувашской вышивки. Евгения Жачева. Чувашское издательство 2012 г.
- Фотоальбом «С верой в Россию, с любовью к Чувашии», Н.И.Володина, Г.С.Самсонова, В.П.Ткаченко. Чебоксары, 2015.
- http://chuvash.org.
- http://jumah?ru
- http://cv.wikipedia.org
- http://Suvary.Narod.ru/
Приложение №1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Культура и традиции чувашского народа»
Диагностический материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Культура и традиции чувашского народа»
на 2020-2021 учебный год
Диагностические материалы
Способы отслеживания и фиксации результатов.
Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным. Качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном ансамбле могут стать игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование обрядов), а также анализ концертного выступления в форме беседы.
Диагностическая карта к программе
«Культура и традиции чувашского народа»
Теоретические знания
Ф.И. Учащегося | Знание жанров чувашской народной песни | Знание истории возникновения чувашских народных инструментов | Знание народных праздников, обрядов, игр. | Знание приемов технического выполнения и названий швов чувашской народной вышивки | Знание основ пластической выразительности чувашского народного танца и положений рук в чувашских танцах. |
Практические умения
Ф.И учащегося | Умение грамотно петь соло и в ансамбле с товарищами acapellaи в сопровождении простейших народных инструментов | Умение выполнять четыре ярких пластических элемента чувашской хореографии и знание положений рук в чувашских танцах. | Умение оформлять края, закреплять и привязывать нити, вышивать орнаментальные швы, стирать и гладить вышивки | Умение анализировать, сравнивать, различать музыку народную и композиторскую | Участие в праздниках и концертной жизни школы |
Критерии к диагностической карте
За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
Высокий уровень (8 и более баллов)
- Знает, различает на слух жанры чувашской народной песни. Умеет анализировать, сравнивать, находить общее и различия в музыке народной и композиторской;
- Чисто интонируя мелодию, поет a capella 3-4 чувашских народных песни;
- Знает, различает на слух звучание чувашских народных инструментов, дает характеристику тембрам;
- Принимает осмысленное и активное участие в чувашских народных праздниках;
- Умеет играть (знает правила игры и может о ней рассказать) в подвижные и хороводные народные игры;
- Имеет представление о народной вышивке, знает название элементов чувашского традиционного костюма;
- Имеет представление об основах пластической выразительности чувашского народного танца и положениях рук в чувашских танцах.
Средний уровень (5-7 баллов)
Знает, различает на слух, умеет исполнить 2-3 чувашских народных песни;
- Знает, различает на слух звучание чувашских народных инструментов;
- Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них;
- Знает чувашские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них;
- Имеет минимальное представление о народной вышивке, знает некоторые элементы народного костюма.
- Имеет минимальное представление об основах пластической выразительности чувашского народного танца и положениях рук в чувашских танцах.
Низкий уровень (1-4 балла)
- Знает, различает на слух некоторые жанры чувашской песни;
- При поддержке товарищей умеет петь a capella 1-2 чувашских народных песни;
- Знает названия некоторых чувашских народных праздников, но принимает в них пассивное участие;
- Знает 2-3 подвижных игры;
- Имеет элементарное представление о чувашской народной вышивке;
- Имеет элементарное представление об основах пластической выразительности чувашского народного танца и положениях рук в чувашских танцах.
Приложение №2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Культура и традиции чувашского народа»
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Культура и традиции чувашского народа»
на 2020-2021 учебный год
Календарный учебный график 1-ого года обучения
№ | Наименование темы | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с предметом фольклор. | ||
2 | Пословицы и поговорки. | ||
3 | Считалки. Загадки | ||
4 | Небылицы. Докучные сказки | ||
5 | Дразнилки. Потешки. Прибаутки. Пестушки. | ||
6 | Музыкальные инструменты разных народов | ||
7 | Чувашские народные музыкальные инструменты | ||
8 | Музыкальные инструмент барабан и рубель. | ||
9 | Музыкальные инструменты трещетка, бубен, ложки | ||
10 | Времена года в народной песне | ||
11 | Песни обряда Осенней каши | ||
12 | Песни посиделок | ||
13 | Песни обряда Сурхури | ||
14 | Элементы народной хореографии | ||
15 | Хороводный танец | ||
16 | Основные положения рук в чувашском народном танце | ||
17 | Основные положения ног в чувашском народном танце | ||
18 | Разучивание движений хороводного танца | ||
19 | Разучивание движений хороводного танца | ||
20 | Чувашская народная хороводная песня «Кашленчи» | ||
21 | Патриотическая тема в фольклоре | ||
22 | Песня проводов в армию | ||
23 | Чувашские народные солдатские песни | ||
24 | Частушки | ||
25 | Разучивание частушек | ||
26 | Разучивание частушек | ||
27 | Исполнение частушек в движении | ||
28 | Исполнение частушек в движении | ||
29 | Народная музыка в творчестве композиторов | ||
30 | Песня Ф.Павлова «Ылтан хурт» | ||
31 | Песня В.Урташа «Анне» | ||
32 | Творчество В.Никитина. Песня «Анне эсе ир таран» | ||
33 | Народные игры. Игра в мяч | ||
34 | Игра «Третий лишний» | ||
35 | Игра «Летящий диск» | ||
36 | Отчетный концерт. Промежуточная аттестация обучающихся. |
Календарный учебный график 2-ого года обучения
№ | Наименование темы | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с предметом фольклор. | 3.09.2020 | |
2 | Пословицы и поговорки. | 8.09.2020 | |
3 | Считалки | 10.09.2020 | |
4 | Загадки | 15.09.2020 | |
5 | Дразнилки | 17.09.2020 | |
6 | Потешки. Прибаутки. Пестушки. | 22.09.2020 | |
7 | Небылицы | 24.09.2020 | |
8 | Докучные сказки | 29.09.2020 | |
9 | Чувашские народные сказки | 01.10.2020 | |
10 | Чувашские народные сказки | 06.10.2020 | |
11 | Музыкальные инструменты разных народов | 08.10.2020 | |
12 | Чувашские народные музыкальные инструменты | 13.10.2020 | |
13 | Музыкальный инструмент барабан | 15.10.2020 | |
14 | Музыкальный инструмент трещетка | 20.10.2020 | |
15 | Музыкальный инструмент рубель | 22.10.2020 | |
16 | Музыкальный инструмент бубен | 27.10.2020 | |
17 | Музыкальный инструмент ложки | 29.10.2020 | |
18 | Игра на двух ложках | 3.11.2020 | |
19 | Игра на трех ложках | 5.11.2020 | |
20 | Времена года в народной песне | 10.11.2020 | |
21 | Песни обряда Осенней каши | 12.11.2020 | |
22 | Песни посиделок | 17.11.2020 | |
23 | Песни обряда Сурхури | 19.11.2020 | |
24 | Песни обряда Нартукан | 24.11.2020 | |
25 | Масленичные песни | 26.11.2020 | |
26 | Песни обряда «На помощь». Сенокосные песни. | 01.12.2020 | |
27 | Пасхальные песни | 03.12.2020 | |
28 | Песни обряда Серен | 08.12.2020 | |
29 | Элементы народной хореографии | 10.12.2020 | |
30 | Хороводный танец | 15.12.2020 | |
31 | Основные положения рук в чувашском народном танце | 17.12.2020 | |
32 | Основные положения ног в чувашском народном танце | 22.12.2020 | |
33 | Разучивание движений хороводного танца | 24.12.2020 | |
34 | Разучивание движений хороводного танца | 29.12.2020 | |
35 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар ачасем щырмана» | 12.01.2021 | |
36 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар каяр анаталла» | 14.01.2021 | |
37 | Чувашская хороводная песни «Шур хуран» | 19.01.2021 | |
38 | Патриотическая тема в фольклоре | 21.01.2021 | |
39 | Песня проводов в армию | 26.01.2021 | |
40 | Чувашские народные солдатские песни | 28.01.2021 | |
41 | Разучивание песни «Акрам шура хуран» | 02.02.2021 | |
42 | Обряды по случаю рождения ребенка | 04.02.2021 | |
43 | Колыбельные песни | 09.02.2021 | |
44 | Колыбельная песня «Нянине» | 11.02.2021 | |
45 | Колыбельная песня «Амарт кайак» | 16.02.2021 | |
46 | Колыбельная песня « Ус ачам» | 18.02.2021 | |
47 | Колыбельная песня моей семьи | 25.02.2021 | |
48 | Частушки | 02.03.2021 | |
49 | Разучивание частушек | 04.03.2021 | |
50 | Разучивание частушек | 09.03.2021 | |
51 | Исполнение частушек в движении | 11.03.2021 | |
52 | Исполнение частушек в движении | 16.03.2021 | |
53 | Свадебный фольклор | 18.03.2021 | |
54 | Свадебные элементы чувашского фольклора | 23.03.2021 | |
55 | Чувашская свадьба в литературе | 25.03.2021 | |
56 | Современная чувашская свадьба | 30.03.2021 | |
57 | Разучивание местных свадебных песен | 5.04.2021 | |
58 | Разучивание местных свадебных песен | 6.04.2021 | |
59 | Разучивание местных свадебных песен | 8.04.2021 | |
60 | Беседа со старожилами «Чувашские свадьбы нашей местности» | 13.04.2021 | |
61 | Народная музыка в творчестве композиторов | 15.04.2021 | |
62 | Знакомство с творчеством Ф.Павлова | 20.04.2021 | |
63 | Знакомство с творчеством Г.Хирбю | 22.04.2021 | |
64 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» | 27.04.2021 | |
65 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» | 29.04.2021 | |
66 | Народные игры, считалки, жеребьевки | 04.05.2021 | |
67 | Игры «Хищник в море», «Рыбки» | 06.05.2021 | |
68 | Игры «Луна или солнце», «Кого вам?» | 11.05.2021 | |
69 | Игры «Расходитесь», «Летучая мышь» | 18.05.2021 | |
70 | Отчетный концерт. Промежуточная аттестация обучающихся. | 20.05.2021 | |
71 | Игры «Один лишний», «Сокол и лиса» | 25.05.2021 | |
72 | Игры «Игра в мяч», «Перетягивание на палках» | 27.05.2021 |
Календарный учебный график 3-его года обучения
№ | Наименование темы | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Проведение инструктажа по ТБ. Знакомство с предметом фольклор. | ||
2 | Пословицы и поговорки. Считалки. Загадки. | ||
3 | Дразнилки. Потешки. Прибаутки. Пестушки. | ||
4 | Небылицы. Докучные сказки | ||
5 | Чувашские народные сказки | ||
6 | Чувашские народные сказки | ||
7 | Музыкальные инструменты разных народов | ||
8 | Чувашские народные музыкальные инструменты | ||
9 | Музыкальный инструмент барабан | ||
10 | Музыкальный инструмент трещетка | ||
11 | Музыкальный инструмент рубель | ||
12 | Музыкальный инструмент бубен | ||
13 | Музыкальный инструмент ложки | ||
14 | Игра на двух ложках | ||
15 | Игра на трех ложках | ||
16 | Игра на трех ложках | ||
17 | Времена года в народной песне | ||
18 | Песни обряда Осенней каши. Песни посиделок | ||
19 | Песни обрядов Сурхури, Нартукан | ||
20 | Масленичные песни. Пасхальные песни | ||
21 | Песни обряда «На помощь». Сенокосные песни. Песни обряда Серен | ||
22 | Элементы народной хореографии | ||
23 | Хороводный танец | ||
24 | Основные положения рук в чувашском народном танце | ||
25 | Основные положения ног в чувашском народном танце | ||
26 | Разучивание движений хороводного танца | ||
27 | Разучивание движений хороводного танца | ||
28 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар ачасем щырмана» | ||
29 | Чувашская народная хороводная песня «Атьар каяр анаталла» | ||
30 | Чувашская хороводная песни «Шур хуран» | ||
31 | Чувашская народная хороводная песня «Семерт сески суралсан» | ||
32 | Танцевальные движения с исполнением частушек | ||
33 | Промежуточная аттестация. Тестирование. | ||
34 | Танцевальные движения с исполнением частушек | ||
35 | Танцевальные движения своей местности | ||
36 | Мастер-класс с приглашением старожилов села «Так танцевали в старину» | ||
37 | Патриотическая тема в фольклоре | ||
38 | Песня проводов в армию | ||
39 | Чувашские народные солдатские песни | ||
40 | Разучивание песни «Акрам шура хуран» | ||
41 | Обряды по случаю рождения ребенка | ||
42 | Колыбельные песни | ||
43 | Колыбельная песня «Нянине» | ||
44 | Колыбельная песня «Амарт кайак» | ||
45 | Колыбельная песня « Ус ачам» | ||
46 | Колыбельная песня моей семьи | ||
47 | Частушки | ||
48 | Разучивание частушек | ||
49 | Разучивание частушек | ||
50 | Исполнение частушек в движении | ||
51 | Исполнение частушек в движении | ||
52 | Свадебный фольклор | ||
53 | Свадебные элементы чувашского фольклора | ||
54 | Чувашская свадьба в литературе | ||
55 | Современная чувашская свадьба | ||
56 | Разучивание местных свадебных песен | ||
57 | Народная музыка в творчестве композиторов | ||
58 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» | ||
59 | Исследовательская работа по теме «Народная музыка в творчестве композиторов» | ||
60 | Народные игры, считалки, жеребьевки | ||
61 | Народные игры своей местности | ||
62 | Народные игры своей местности | ||
63 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
64 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
65 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
66 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
67 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
68 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
69 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
70 | Исследовательская работа «Культура и традиция родного села» | ||
71 | Отчетный концерт | ||
72 | Промежуточная аттестация обучающихся. |