МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ»

Ерохина Ирина Петровна

методическое сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_metodicheskoe_soobshchenie.docx18.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение  дополнительного образования

«Детская школа искусств»  АЦРМО РК

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ» 

                                                                        Работу выполнила: Ерохина И.П.

                                                                         преподаватель и концертмейстер

                                                                         МКУ ДО «ДШИ» АЦРМО РК

с. Троицкое 2020г.

 СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ.

         Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств  знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет. Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Я использую их в своей работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео- и аудиоматериалами и др. Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности. Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов. Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого. Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами,

учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.

Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятие с огромным желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душей любят музыкальное творчество, формирующее их внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов, компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам. Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.

Я применяю в своей работе с детьми средства арттерапии, здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются такие упражнения как:

- физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;

- импровизационные упражнения как средство отображения настроения;

- дыхательные упражнения;

 - игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;

 - упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса.

        Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное  музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу других инструментов. Наряду с традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время появляются разнотембровые сочетания инструментов. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.

Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДШИ:

- формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.

- подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной музыкальной культуры.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

- умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;

- умение рассказать об исполняемом произведении;

- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;

- использовать современные технологии для прослушивания и анализа произведений в исполнении выдающихся музыкантов.

        Реализации этих задач способствует включение в занятие современных образовательных и информационных технологий. На начальном этапе детям очень нравится играть в сопровождении оркестра, записанного на диске – простейшие мелодии на 2-3 звуках и богатое разнообразие тембров оркестра украшают занятия, воспитывают чувство ритма, как на индивидуальных занятиях, так и в коллективе. В Детских музыкальных школах и школах искусств, наряду с традиционными музыкальными инструментами, стала звучать цифровая музыка – открылись классы синтезатора.

     Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Наверняка, кто-то считает, что синтезатор – переносное, мобильное пианино, но, это далеко не так. С фортепиано его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент. Использование возможностей синтезатора обогащает звучание ансамбля. Учащиеся могут погрузиться мысленно в эпоху Средневековья и Возрождения, играя в сопровождении лютни и клавесина. Осознавать себя участником современного эстрадного концерта, играя мелодии в сопровождении богатой ударной установки.

      Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить исследовательскую работу.

Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать педагог, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Основой отношений педагога и ребенка должна быть доверительность, строгость, обаяние, требовательность, мягкое управление ребенком. Педагог должен подводить ребенка к самопониманию, анализу своей деятельности. Ведь не зря Феликс Аронович в своей статье выражал надежду, что «школе предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и сотрудничеству со всеми социальными институтами общества; она научится организовывать педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь интимность семейных отношений и поймет, что педагог может объяснять, рекомендовать, советовать, но никогда не навязывать родителям готовых решений...» .

Литература:

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 79 – 83.