Сложности музыкального воспитания детей
Музыкальное воспитание детей, музыкальная педагогика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sviridenko_ya.b_.doc | 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Я.Б. Свириденко
г. Ульяновск,
МБУ ДО ДШИ им. А.В. Варламова
Преподаватель эстрадно-джазового отделения
по специальности флейта
СЛОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Музыкальное искусство обладает уникальным свойством: с помощью звуков оно доносит до слушателя мысли и чувства композитора, воплощенные в художественных образах. Конечно, каждый слушатель по-своему воспринимает и понимает музыкальное произведение, составляет собственное мнение о его содержании и средства выразительности в соответствии со своими взглядами, вкусами, опытом.
Музыкальное воспитание детей – именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Нельзя не учитывать того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе и других секциях-кружках стала актуальной проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что образование и воспитание – это главное, что дает общество человеку. Процесс развития общества требует сохранения и передачи накопленных знаний, а также опыта их получения. Одним из традиционных понятий в этой связи является содержание образования как совокупность тех качеств и отношений образовательного процесса, которые необходимы для ретрансляции накопленного практического и духовного опыта. За содержанием образования всегда выступает модель человека – идеального носителя желаемой образованности.
В настоящее время, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, музыкальное образование утратило свою привлекательность и значимость, продолжая полагаться в своей деятельности лишь на эстетическое воспитание различных социальных групп и использовать традиционные методы музыкальной педагогики. Это вызвало снижение количества поступающих учиться в музыкальных образовательных учреждениях и рост конкуренции среди них. Приоритетной педагогической задачей общества является претворение в системе образования и его структуре общечеловеческих задач по формированию и сохранению компонентов духовной культуры.
Музыкальная педагогика – область достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и пр.). Основной принцип, на котором сможет строиться программа сохранения и развития ДШИ, – это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.
Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся. Профессиональная музыкальная педагогика должна создавать условия для плодотворной деятельности ученика, и в этом содержание и достоинство истинного профессионализма. Необходимо уделять гораздо больше внимания изучению психологии, педагогики, методики, а также педагогической практике.
Каким будет жизнь без музыки? Представьте это на мгновение. Нет прослушивания музыки на радио, нет музыки, чтобы танцевать, в фильмах не было бы никаких саундтреков, а концерты и мюзиклы не существовали. Музыка оказывает сильное влияние на жизнь людей, больше чем они могут подумать, и люди определенно будут заботиться о том, чтобы эта связь не прервалась. Без музыки жизнь никогда не будет прежней. Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Задача учителя ДШИ – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.
Список источников:
1. Инайят Х. Мистицизм звука Х. Инайят. – М.: Мастерство, 1997. – 336 с.
2. Лукин, Ю.А. Искусство как информационная система / Ю.А. Лукин // Профессиональное образование. – 1995. – 188 с.
3. Джадсон, Эллен. «Важность музыки». Music Empowers Foundation. N.p., n.d. Web. 1 октября 2013 года. https://moluch.ru/archive/161/45061/