Сценарий проведения музыкальной гостиной "Музыкальный Петербург"

Сценарий лекции-концерта , посвященной Музыкантам и композиторам, живущих в Петербурге прошлого века.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение  дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт – Петербург

Сценарий

Лекция- концерт «Музыкальный Петербург»

Составитель: Петренко Е.В.- педагог дополнительного образования

Санкт – Петербург    2019

Музыкальный Петербург

Слайд № 1

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в очередной раз, чтобы окунуться в прекрасный мир музыки и насладиться звучанием различных музыкальных инструментов. Наши встречи стали традиционными, мы все ждем этих гостиных и готовимся к ним, и можно уже сказать, что для нас с вами это стало клубом по интересам. А ведь подобные собрания традиционны для Петербурга, просто назывались они раньше «Салонами».

По направленности можно выделять различные виды салонов: литературные, музыкальные, философские и пр. Однако многие из них носили смешанный характер: философско-литературный, литературно-музыкальный и др.

Кроме того, местоположение салона также играло существенную роль. В связи с этим выделяются следующие виды салонов: столичные, прочие городские и усадебные.

И, наконец, в салонной культуре огромная роль отводилась хозяину (хозяйке), поэтому конкретный салон всегда носил имя его владельца или владелицы, иногда семьи.

Наш салон не носит пока никакого конкретного названия, (хотя можно устроить конкурс на лучшее название наших вечеров), и на правах хозяйки сегодняшнего вечера я хочу пригласить на сцену наш популярный педагогический дуэт «БибиКот», который исполнит экспромт-галоп Глинки на тему Доницетти.

Слайд № 2

Кстати, именно в музыкальных салонах Глинка начинал свою исполнительскую деятельность и показывал там свои сочинения.

У наших ребят тоже есть возможность приобретать сценический опыт, выступая на подобного рода концертах.

Сейчас перед вами выступят наши начинающие артисты. Они исполнят несколько произведений Петра Ильича Чайковского.

Слайд № 3

 П.И.Чайковский в Санкт-Петербурге  радовался, страдал, волновался, писал или вынашивал свою мудрую и добрую музыку. Он любил Неву, белые ночи, Летний сад, Невский проспект, Васильевский остров, Фонтанку, Мариинский театр...

"...Ты не поверишь, как я был глубоко счастлив, когда возвратился в Петербург. Признаюсь, я питаю большую слабость к российской столице. Что сделаешь? Я слишком сжился с ней. Все, что дорого сердцу, - в Петербурге, и вне его жизнь для меня положительно невозможна."

(Из письма Петра Ильича Чайковского сестре Александре)

  1. П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  2. П.Чайковский «Сладкая греза»
  3. П.Чайковский «Старинная французская песенка»
  4. П.Чайковский. Фрагмент из балета «Лебединое озеро»

На традиции Петербургских салонов влияли аристократические салоны Европы, прежде всего Французские. Русский салон переработал эти влияния и стал уникальным культурным явлением. Причиной тому явилось возникновение в России интеллектуального слоя дворянско-аристократической интеллигенции, из среды которых выдвинулись такие яркие личности, как княгиня З.Я.Волконская, граф М.Ю.Виельгорский, графиня Е.П.Ростопчина.

Слайд № 4

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

В жизни Мусоргского было все - и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Цитата М.П.Мусоргского: "Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной".

М.Мусоргский. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Слайд № 5

 Рейнгольд  Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого городка Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов.

Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым.  

Р.Глиэр. Ариетта d moll

Слайд № 6

"Странствующий музыкант" -так в шутку назвал себя  14.  Сергей Рахманинов  в одном из ранних писем своему другу и словно бы предрек свое будущее. Это случается с людьми искусства.  Давая интервью канадскому журналисту, он сидел около стола, на котором лежала электрическая грелка в виде муфты, знаменитый композитор грел свои руки. Его внешность – длинное черное пальто с выдровым воротником, короткие волосы, бритое лицо, серые, как сталь, глаза, большой нос; его взгляд, манера – все наводило на мысль, что в нем есть нечто от «священнослужителя», стоического и отрешенного от мира сего.    

С.Рахманинов  «Итальянская полька»

Интересна история создания этого произведения:

  Когда в конце марта 1906 года Сергей Васильевич освободился от работы в Большом театре и от других взятых на себя обязательств, они с женой  поехали во Флоренцию. К их даче часто приходила итальянка с осликом, который вёз небольшой орган. Женщина заводила его, и раздавалась весёлая полька. Эта полька так понравилась Сергею Васильевичу, что он записал её, а потом переложил её на фортепиано. Так создалась так называемая «Итальянская полька».

   Роль салонов в русском быту возрастает от середины XVIII к середине XIX веков. Первая треть XIX века отмечена их бурным ростом, вершина которого приходится на 20-30 г., когда в столице и в провинции появилось множество «бесед», «музыкальных собраний», «ассамблей», «вечеров». Пестрота названий отражала различия и в содержании, и в бытовом укладе, и в общественной роли гостиных разного рода. Салоны были самые разные. Этот пласт культуры глубинно влиял на искусство XIX века.

Слайд № 7

Здесь уместно вспомнить Александра Сергеевича Даргомыжского.

 Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

А.С. Даргомыжский «Меланхолический вальс»

В салонах России шлифовалось искусство поэта, художника, композитора, драматурга, журналиста, исполнителя. Но особое место в культурной жизни России первой половины века занимали художественные салоны, т.е. те из числа наиболее влиятельных гостиных, где искусство выдвигалось на первый план. Их было немного, ведущую роль играла литературная традиция. Салонов собственно музыкальных было еще меньше, но это были известные в Европе гостиные княгини В.Волконской, В.Одоевского, графов Вильегорских, А.Ф.Львова.

На протяжении 30 лет в гостиных большого света обсуждались, порой и решались важнейшие вопросы концертной и театральной жизни России, закладывался фундамент музыкальной классики, публицистики, теории музыки. Здесь исполнялись лучшие образцы мирового искусства. Музыкальное просвещение общества, объединение творческих сил, помощь отечественным талантам, полемическая разработка отдельных вопросов философии и эстетики музыки, развитие музыкальной критической мысли, постановка задач музыкального образования - все наиболее важное в жизни салонов, так или иначе, группировалось вокруг вопросов развития художественной культуры.

Самые известные салоны Петербурга собирали у себя блистательное дворянское общество, которое состояло из наиболее одаренных и образованнейших людей своего времени. Салоны и светские рауты стали необходимым атрибутом, нормой светской жизни дворян: царского двора, правительства, дипломатического корпуса, родовой аристократии, императорской гвардии. В салонах бытовали рукописный литературный альбом и альбом-коллекция. На почве общих музыкальных интересов в салонах наслаждались слушанием и исполнением любимых произведений. Часто звучали малоизвестные музыкальные произведения, исполняемыми маститыми и начинающими мастерами.

Самуил Майкапар   «Мимолетное видение»

С 1947 года Евлахов ― преподаватель, а с 1959 — профессор Ленинградской консерватории, в 1960―1969 и 1971―1973 заведующий кафедрой композиции. Среди его учеников — Я. И. Вайсбурд, С. П. Баневич, В. А. Гаврилин, Г. Г. Окунев, А. П. Петров,Н. С. Лебедев, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко, И. И. Шварц, Ю. П. Юкечев, Ж. В. Плиева и многие другие.

О. Евлахов, «Романс»

В XX веке традиции камерного музицирования успешно продолжались, а произведения композиторов звучали как на больших сценах, так и в уютной камерной обстановке. Этот век у нас представлен произведениями Андрея Петрова, Георгия Портнова, Самуила Майкапара, Жанны Металлиди, Ореста Евлахова.

Слайд № 8

Почётный гражданин Санкт-Петербурга. Именем Андрея Петрова названа малая планета. Творчество Андрея Петрова очень многообразно. Ему принадлежат как популярные мелодии к кинофильмам, музыка к песням и романсам, так и произведения серьёзной (академической) музыки — балеты, оперы, симфонии, оратории.

Андрей Петров  «Вальс»  из к\ф «Я шагаю по Москве»;

     Жаннэта Металлиди — признанный композитор-педагог, создавший фундаментальную композиторскую и теоретическую школу для начального этапа обучения музыке. В судьбе Металлиди композиторское творчество и педагогика переплетены неразрывно и имеют единую «систему кровообращения». Вот уже четыре десятилетия она преподает композицию и сольфеджио в одной из лучших музыкальных школ Петербурга.

Жанна Металлиди «Птичка Колибри»

Владимир Дмитриев «По грибы»

Занимался в отделе художественного воспитания Ленинградского Дворца пионеров. В 1952-1955 годах — концертмейстер самодеятельных коллективов в Ленинграде. В 1960-1961 годах — главный редактор музыкальных передач Ленинградской студии телевидения. В 1968-1973 годах работал заместителем директора Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, с 1977 года — главным редактором Ленинградского отделения издательства "Советский композитор". 

Георгий Портнов, «Красивая бабочка»

Слайд № 9

Георгий Портнов, «Танец бабушки» из музыкальной сказки «Снежная королева»

Георгий Портнов, «Одинокая ромашка»

Георгий Портнов, «Цветущая черемуха»

Андрей Петров, валс из к\ф «Петербургские тайны»

Время бежит неумолимо. Мы уже перешагнули в XXI век, но традиции остались неизменными – на то они и традиции. И в наше быстрое и суетное время существуют различные собрания по интересам. И в наше время композиторы пишут музыку и исполняют ее в кругу близких и дорогих людей, даря им радость своего восприятия мира и вовлекая в удивительный мир музыки и песни.

В нашем коллективе есть такой человек, который пишет авторские песни и дарит их своим ученикам и нам с вами. Это Инна Анатольевна Медведева. Сегодня она со своим коллективом авторской песни «Звонкие струны» подготовила для вас «Песенку друзей». Слова и музыку Инна Анатольевна написала сама.

Слайд № 10

И в конце, как хозяйка сегодняшнего вечера, я хотела, чтобы прозвучало произведение нашего современника, который живет и работает в нашем городе по сей день Сергея Михайловича Слонимского «Деревенский вальс» в исполнении фортепианного ансамбля.