«Развитие певческих и творческих способностей детей в творческом объединении «До-ми-солька»».
В системе дополнительного образования пение - средство разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Творческое развитие проявляется в разных видах деятельности: песенном, танцевальном, музыкально-игровом. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Хоровое пение (народное, академическое) – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Ведь человеческим голосом, как музыкальным инструментом, самым естественным, пользоваться могут почти все дети.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Димитровграда
Центр дополнительного образования детей
Доклад
на тему
«Развитие певческих и творческих способностей детей в творческом объединении «До-ми-солька»».
педагога дополнительного образования
Максимова Варвара Васильевна
руководителя творческого объединения
«До – Ми - Солька»
г. Димитровград – 2020г.
Развитие певческих и творческих способностей детей в творческом объединении «До-ми-солька».
Максимова В.В. - педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД
Музыка не только доставляет нам удовольствие.
Она многому учит.
Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
Д.Б. Кабалевский
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
В системе дополнительного образования пение - средство разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Творческое развитие проявляется в разных видах деятельности: песенном, танцевальном, музыкально-игровом. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Первую мелодию, которую слышит ребенок - это песня матери. Она напевает, убаюкивая ребёнка. Это народная музыка. И она входит в быт ребёнка с раннего детства. Хоровое пение (народное, академическое) – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Ведь человеческим голосом, как музыкальным инструментом, самым естественным, пользоваться могут почти все дети.
По своему характеру, моя деятельность, как педагога дополнительного образования, является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности. Направлена на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки. А также я уделяю внимание выявлению способностей моих воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
В своем творческом объединении «Домисолька» я постаралась создать условия для развития музыкально-творческих способностей ребенка и формирования музыкальной культуры. На основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ мной скорректирована и адаптирована образовательная программа по народному и академическому пению, с учетом потребностей и возможностей детей, условий дополнительного образования в нашем центре дополнительного образования.
На своих занятиях я реализую основные принципы:
1. Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.
2.Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
3.Смена традиционных приоритетов. Голос ребенка первичен - это цель развития. Репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова и другие традиционные распевания.
4.Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.
5.Воспитывать не только талант, но и личность.
В творческое объединение «Домисолька» принимаются все желающие. У детей проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает и работу по постановке голоса. Навыки пения прививаются постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.
При правильно организованной работе хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду педагога, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях.
Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся. На своих занятиях я стараюсь создать атмосферу творчества, где ребята чувствуют себя комфортно и максимально раскрывают свои способности.
Также я хочу отметить положительное влияние пения на здоровье детей (осанку, дыхание и т.д.). Ведь главная задача педагога состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора(в народных песнях).
Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дают результаты, которые позволяют овладеть сольным, ансамблевым и хоровым (народным или академическим) пением. Песенный репертуар подбираю соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками, при этом учитываю интерес и желание детей.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятий (10-15 минут) и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собирает внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, а также применяются и специальные упражнения.
Я не забываю и о сочетании пения с хореографическими движениями. Это влияет и на качество хорового звучания, и способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У моих юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.
Еще один из видов коллективной исполнительской деятельности обучающихся, который я применяю на занятиях - это игра на детских шумовых инструментах. Она стимулирует исполнительскую деятельность детей, способствует формированию художественного вкуса и интересов, воспитывает интерес к игре в группе, активизирует развитие музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальной формы и т.д.). Использование детских шумовых инструментов особенно полезно для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, для всех это - хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.
И, ещё один неотъемлемый вид деятельности на моих занятиях - игра. В ее основе лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко).
В своей работе я отдаю предпочтение народным играм с пением и движениями. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно исполнять мелодию. В играх такого плана ребята учатся передавать в движении художественный образ. Учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Но самое главное – через игру и русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети.
Большой интерес и творческий стимул для моих воспитанников — это выступления. Они помогают обучающимся наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придают им уверенности, становятся полезной певческой практикой, развивают желание к дальнейшему освоению песенного творчества. К концу обучения, практически все дети прекрасно справляются с трудным и разнообразным репертуаром. Они получают эмоциональное удовлетворение от достигнутого, заметен их творческий рост, исполнительское мастерство. Что позволяет им выступать не только на концертах, организованных Центром дополнительного образования детей, но и участвовать в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Успехи моих воспитанников, самое убедительное подтверждение правильности реализуемой системы моей работы.
Спасибо за внимание.
Литература:
- Евладова Е.Б. «Пути развития внеучебной работы и дополнительного образования в современной школе// Классный руководитель.2002.№6
- Щетинская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования // Внешкольник, 2000, №3.
- Материалы инновационного проекта МАОУ СОШ №30 «Школа как центр творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования».
- Материалы сайта http://www.prescool.km.ru/