«Крупная форма. Вариации и рондо»
Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции рассматриваются особенности строения форм рондо и вариаций, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_variatsii_i_rondo.docx | 16.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Крупная форма. Вариации и рондо»
Сегодня речь пойдёт о крупной форме. Что это такое? Это большие по протяжённости произведения, с определённым замыслом, с контрастными образами, с несколькими темами, то меняющимися до неузнаваемости, то возвращающимися к прежнему обличию. На первый взгляд, всё сложно, непонятно, длинно и скучно. На самом деле работа над крупной формой может быть очень даже увлекательной, если разобраться в «содержании». Можно сравнить произведения крупной формы с рассказом или другим литературным произведением, в котором есть разные герои. У каждого – свой характер, свой образ, но все они связаны задуманной автором сюжетной линией.
В фортепианной музыке к произведениям крупной формы относят сонаты, сонатины, вариации, рондо. Их принято играть на зачётах и экзаменах, так как их исполнение показывает мастерство выступающего и уровень музыкального мышления. Как правило, со всеми ребятами мы проходим произведения крупной формы. С одними – эскизно, с другими – подробно. Поэтому не лишним будет вспомнить принципы построения этих произведений.
Вначале обратимся к наиболее понятной форме – вариациям. Их можно уже играть в первый год обучения. Вариации – это музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений. Вариации произошли от народной музыки. Можно представить, как народный умелец-музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, звуча по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями; видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появлялись вариации на песенные и плясовые темы.
Предлагаю вашему вниманию два видео:
1.Видеоматериал на тему «Вариации», содержащий небольшое пояснение и три музыкальных примера, темы которых прекрасно знакомы многим: тема новогодней песенки «Ёлочка», тема известного каприса Н. Паганини и тема детской французской песенки, ставшей основой вариаций В. Моцарта. Предлагаю задание – при прослушивании вариаций Паганини посчитать их количество, а при прослушивании вариаций Моцарта отмечать ухом начало каждой новой вариации (всего их 12) и определять, что именно видоизменилось. Кстати, заметьте, насколько красивые и блестящие вариации сочинил гениальный В. Моцарт на довольно простую и незамысловатую детскую песенку. Вдобавок - творческое задание для домашней работы: попробовать сочинить свои вариации, взяв в качестве темы мелодию «Ёлочки» из сборника «В музыку с радостью». Можно пользоваться подсказками из видео.
https://www.youtube.com/watch?v=e1GD0zpIf3M
2. В следующем видео – музыкальные вариации на тему «Ёлочка» от ансамбля солистов «Эрмитаж».
https://www.youtube.com/watch?v=9yXHm7WpjgI&feature=emb_logo
Теперь поговорим о рондо. Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. В песне есть запев и припев. Исполнялись они так: запев пел один из участников хоровода, а припев — все вместе. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева. Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое.
Предлагаю посмотреть интересную видео-презентацию. В ней приводятся примеры использования формы рондо не только в музыке, но также в искусстве и литературе. В качестве музыкальных примеров даны:
- последняя часть концерта французского композитора Франсуа Куперена
- оперная ария «Рондо Фарлафа» из оперы М. Глинка «Руслан и Людмила»
- марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева
Музыка всех трёх произведений – жизнеутверждающая, позитивная, а «Рондо Фарлафа» наверняка вызовет у вас улыбку, особенно если вспомнить его образ, взятый из сказки А. Пушкина. При прослушивании музыки – небольшое задание: посчитать количество рефренов в 1-м примере и «узнавать» рефрены во 2-м и 3-м примерах.
Музыкальные формы. Рондо. - YouTube
Очень часто форма рондо используется для создания образов шутливого, юмористического характера. В таком стиле написаны известные произведения «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта и «Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена. Предлагаю вам их послушать. Моцарта – в оркестровом варианте, а Бетховена – в фортепианном оригинале, который исполняет Евгений Кисин – пианист-виртуоз, музыкальный вундеркинд 80-х годов двадцатого столетия. Слушайте «Рондо» и заряжайтесь энергией на весь день!
Моцарт Рондо в турецком стиле - YouTube