«Крупная форма. Соната и сонатина»
Данная работа представляет собой конспект лекции для дистанционного занятия по фортепиано. В материале лекции рассматриваются особенности строения сонатной формы, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_._sonata.docx | 14.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Крупная форма. Соната и сонатина»
Сегодня у нас тема из раздела «Крупная форма». Ранее шёл разговор о вариациях и рондо, сегодня же разбираемся с более сложными формами – сонатой и сонатиной. На протяжении курса обучения игре на фортепиано мы в основном имеем дело с сонатинами. Многие ребята начинают их играть уже на 2-м году обучения. Слово "сонатина" - означает "маленькая соната". Она меньше настоящей сонаты по размерам, а, кроме того, легче технически, более проста по содержанию. А вот соната – это уже экзамен на зрелость, яркий и убедительный показатель уровня музыканта. Классическая соната состоит из 3-х или 4-х частей. Её освоение предусмотрено учебной программой в средних и старших классах. Рассмотрим принцип построения сонатной формы, который используется как в сонатах, так и в сонатинах. Сонатную форму можно сравнить с литературным романом, повестью или со сказкой. Подобно роману или повести, соната "населена" различными "героями" — музыкальными темами, которые называются партиями.
Сонатная форма состоит из 3-х разделов:
1. Экспозиция
(от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: главная партия (чаще всего носит динамичный, решительный характер), связующая партия, контрастная побочная партия (более созерцательная, лирическая) и заключительная партия.
2.Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.
3. Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (главной и побочной) в основной тональности.
Давайте попробуем представить сонатную форму в виде сказки. Например, возьмём известную сказку Ш. Перро «Красная шапочка».
1 раздел – экспозиция, знакомство с героями-темами. Красная шапочка – главная партия, бабушка – побочная партия. Мама печёт пирожки и просит Красную шапочку отнести их бабушке. Тот путь, который предстоит совершить Красной шапочке, будет являться связующей партией. Ну а заключительная партия – это повествование о волке.
2 раздел – разработка, «приключение» Представляем сюжет: путь Красной шапочки через лес, встреча волка, волк ест Красную шапочку и бабушку, появляются охотники и убивают волка. Все эти драматические события можно отнести к разработке.
3 раздел – реприза, развязка событий. Повторное появление Красной шапочки и бабушки (главная и побочная партии) после счастливого освобождения их охотниками.
В подтверждение всего вышесказанного посмотрите видео-презентацию, в конце которой приводится ещё одно сравнение с не менее известным сюжетом детской песенки.
Сонатная форма (форма сонатного allegro) - YouTube
В качестве музыкальных примеров предлагаю послушать часто разучиваемую Сонатину М. Клементи и 1-ю часть сонаты В. Моцарта, которую возможно кто-нибудь из прилежных учеников сможет исполнить в будущем. Слушайте внимательно! В этих примерах очень чёткое деление на разделы и несложно угадать разные образы двух основных партий – главной и побочной. И будьте внимательны – в обоих примерах экспозиция повторяется два раза.
Clementi : Sonatina Op. 36, No. 1 (1/3) - YouTube
Моцарт Соната №16 до мажор KV545 (1778) - YouTube