«Крупная форма. Соната и сонатина»

Данная работа представляет собой конспект лекции  для дистанционного занятия по фортепиано.  В материале лекции  рассматриваются особенности строения сонатной формы, приводятся ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_._sonata.docx14.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             «Крупная форма. Соната и сонатина»

Сегодня у нас тема из раздела  «Крупная форма». Ранее шёл разговор о вариациях и рондо, сегодня же разбираемся с более сложными формами – сонатой и сонатиной. На протяжении  курса обучения игре на фортепиано мы в основном имеем дело с сонатинами. Многие ребята начинают их играть уже на 2-м году обучения. Слово "сонатина" - означает "маленькая соната". Она меньше настоящей сонаты по размерам, а, кроме того, легче технически, более проста по содержанию.  А  вот соната – это уже экзамен на зрелость, яркий и убедительный показатель уровня музыканта. Классическая соната состоит из 3-х или 4-х частей. Её освоение предусмотрено учебной программой в средних и  старших классах. Рассмотрим принцип построения сонатной формы, который используется как в сонатах, так и в сонатинах. Сонатную форму можно сравнить с литературным романом, повестью или со сказкой. Подобно роману или повести, соната "населена" различными "героями" — музыкальными темами, которые называются партиями.

Сонатная форма состоит из 3-х разделов:

1. Экспозиция

 (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: главная партия (чаще всего  носит динамичный, решительный характер), связующая партия, контрастная побочная партия (более созерцательная, лирическая)  и заключительная партия.

2.Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.

3. Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (главной и побочной) в основной тональности.

Давайте попробуем  представить сонатную форму в виде сказки. Например, возьмём известную сказку  Ш. Перро «Красная шапочка».

 1 раздел – экспозиция, знакомство с героями-темами. Красная шапочка – главная партия, бабушка – побочная партия.  Мама печёт пирожки и просит Красную шапочку отнести их бабушке. Тот путь, который предстоит совершить Красной шапочке, будет являться связующей партией. Ну а  заключительная партия – это повествование о волке.

2 раздел – разработка, «приключение» Представляем сюжет:  путь Красной шапочки  через лес, встреча волка, волк ест Красную шапочку и бабушку, появляются охотники и убивают волка. Все эти драматические события можно отнести к разработке.

3 раздел – реприза, развязка событий. Повторное появление Красной шапочки и бабушки (главная и побочная партии) после счастливого освобождения их охотниками.

В подтверждение всего вышесказанного посмотрите видео-презентацию, в конце которой приводится ещё одно сравнение с не менее известным сюжетом детской песенки.

Сонатная форма (форма сонатного allegro) - YouTube

В качестве музыкальных примеров предлагаю послушать часто разучиваемую Сонатину М. Клементи  и  1-ю  часть сонаты В. Моцарта, которую возможно кто-нибудь из прилежных учеников сможет исполнить в будущем. Слушайте внимательно! В этих примерах очень чёткое  деление на разделы и  несложно угадать разные образы двух основных партий – главной и побочной. И будьте внимательны – в обоих примерах  экспозиция повторяется два раза.

Clementi : Sonatina Op. 36, No. 1 (1/3) - YouTube

Моцарт Соната №16 до мажор KV545 (1778) - YouTube