"Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма" (консультация)
Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам. Без него ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. Процесс усвоения детьми ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников. Данный материал предназначен для средней группы (4-5 лет). Цель: развитие чувства метроритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_0.docx | 493.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры.Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности:
- ладовое чувство;
- музыкально – слуховые представления;
- чувство ритма.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить.
Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком Далькрозом, получила широкое распространение еще в начале 20 века. Его метод сводился к тому, чтобы используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, пластичную выразительность движений и ритмичность.
Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. Согласно Карлу Орф, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкальных игр.
Цель:развивать чувство ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством музыкальных игр и упражнений.
Задачи:
- развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;
- развивать дифференцированное восприятие музыки и движений;
- развивать умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;
- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки с помощью деревянных палочек;
- воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.
Ниже приведены музыкальные игры и упражнения, способствующие музыкально-ритмическому развитию дошкольников.
«Дятел»
Цель: повторение заданного ритма, деревянными палочками.
Ход игры: взрослый задает ритмический рисунок, дети повторяют.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
«Эхо»
Цель: упражнять в восприятии на слух и воспроизведении ритмического рисунка музыки и пропевании.
- сильные удары;
- слабые удары;
- чередование сильных и слабых ударов.
«Имена и ритм»
Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.
«Прохлопай по схеме».
Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.
«Шаг и бег»
Цель: упражнять в соотнесении движений с музыкой.
«Повтори – придумай ритм»
Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.
«Поем - стучим»
Цель: упражнять в одновременном пении и простукивания деревянными палочками ритмического рисунка песни.
«Не опоздай»
Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).
«Быстро – медленно»
Цель: упражнять в выполнении музыкально-ритмических движений в соответствии с ритмом музыки.
«Продолжи движение»
Цель: развивать умение соблюдать заданный темп без музыки.
«Ритмический оркестр»
Цель: формировать способность игры элементами двухголосья
«Узнай песню».
Цель: развивать умение узнавать знакомую попевку, песню по ритмическому рисунку (на слух).