"Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма" (консультация)

Биличенко Наталья Валериевна

Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам. Без него ни один человек  не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте.  Процесс усвоения детьми ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором  развития дошкольников. Данный материал предназначен для средней группы (4-5 лет). Цель: развитие чувства метроритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

                                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_0.docx493.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры.Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности:

  • ладовое чувство;
  • музыкально – слуховые представления;
  • чувство ритма.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить.

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком Далькрозом, получила широкое распространение еще в начале 20 века. Его метод сводился к тому, чтобы используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, пластичную выразительность движений и ритмичность.

Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. Согласно Карлу Орф, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкальных игр.

Цель:развивать чувство ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством музыкальных игр и упражнений.

Задачи:

  • развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;
  • развивать дифференцированное восприятие музыки и движений;
  • развивать умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;
  • развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
  • формировать умение исполнять простые ритмические рисунки с помощью деревянных палочек;
  • воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

Ниже приведены музыкальные игры и упражнения, способствующие музыкально-ритмическому развитию дошкольников.

«Дятел»

Цель: повторение заданного ритма, деревянными палочками.

Ход игры: взрослый задает ритмический рисунок, дети повторяют.

Тук, тук, тук-тук-тук,

Мы в лесу слыхали стук.

Тук, тук, тук-тук-тук,

Это дятел сел на сук.

«Эхо»

Цель: упражнять в восприятии на слух и воспроизведении ритмического рисунка музыки и пропевании.

 -  сильные удары;

-   слабые удары;

-   чередование сильных и слабых ударов.

«Имена и ритм»

Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.

«Прохлопай по схеме».

Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.

«Шаг и бег»

Цель: упражнять в соотнесении движений с музыкой.

«Повтори – придумай ритм»

Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.

«Поем - стучим»

Цель: упражнять в одновременном пении и простукивания деревянными палочками ритмического рисунка песни.

«Не опоздай»

Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).

«Быстро – медленно»

Цель: упражнять в выполнении музыкально-ритмических движений в соответствии с ритмом музыки.

«Продолжи движение»

Цель: развивать умение соблюдать заданный темп без музыки.

«Ритмический оркестр»

Цель: формировать способность игры элементами двухголосья

«Узнай песню».

Цель: развивать умение узнавать знакомую попевку, песню по ритмическому рисунку (на слух).

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/02/11/img-20190211-wa0002.jpg?itok=yKabym8Z

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/02/11/img-20190211-wa0011_0.jpg?itok=LpuABJrC

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/02/11/img-20190211-wa0006_0.jpg?itok=MAQ2tHM5

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/02/11/img-20190211-wa0003_0.jpg?itok=k45DA2Du