«Особенности работы над фортепианным репертуаром, предназначенным для старших школьников – 6 класс ДМШ».
В статье предложены образцы методико-исполнительского анализа произведений педагогического репертуара по программным спискам для учащихся 6 класса ДМШ с примерными вариантами составления программ по 5му и 6му классам ДМШ и подробным списком рекомендованной для изучения методической литературы. Данный материал будет полезен студентам музыкальных училищ и колледжей при подготовке к Итоговой государственной аттестации по "Основам преподавания творческих дисциплин" (специализация "Фортепиано"), а также преподавателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 32.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая публикация преподавателя фортепиано Гросс О. В., предназначенная для учащихся и педагогов музыкальных училищ и колледжей, а также для педагогов ДМШ и ДШИ, на тему: «Особенности работы над фортепианным репертуаром, предназначенным для старших школьников – 6 класс ДМШ».
Примерные варианты составления программ для учащихся 5 и 6х классов ДМШ.
1 вариант.
5 класс.
И. С. Бах – Двухголосная инвенция До мажор.
Д. Чимароза – Соната ля минор.
К. Черни – Этюд №1, соч. 299.
П. Чайковский – «Сладкая грёза».
6 класс.
И. С. Бах – Двухголосная инвенция Си-бемоль мажор.
Н. Сильванский – Вариации Соль мажор.
К. Черни – Этюд № 21, соч. 299.
А. Гречанинов – «Жалоба».
2 вариант.
5 класс.
И. С. Бах – Двухголосная инвенция ре минор.
И. Беркович – Вариации на тему русской народной песни «Во поле берёза стояла».
К. Черни – Этюд №3, соч.299.
С. Прокофьев – «Утро».
6 класс.
И. С. Бах – Куранта из Французской сюиты №2 до минор.
М. Клементи – Сонатина Ре мажор.
К. Черни – Этюд №30, соч.299.
Ф. Мендельсон – Песня без слов №9.
3 вариант.
5 класс.
И. С. Бах – Двухголосная инвенция ля минор.
К. М. Вебер – Анданте с вариациями.
К. Черни – Этюд №4, соч. 299.
Э. Григ – Вальс ми минор.
6 класс.
И. С. Бах – Двухголосная инвенция Фа мажор.
И. Беркович – Вариации на тему русской народной песни.
К. Черни – Этюд №6, соч.299.
Э. Григ – Поэтическая картинка ми минор.
4 вариант.
5 класс.
И. С. Бах – Двухголосная инвенция Ми мажор.
Л. Бетховен – Соната №20 Соль мажор, 1 часть.
К. Черни – Этюд №2, соч.299.
Я. Степовой – Прелюд, соч.9
6 класс.
И. С. Бах – Трёхголосная инвенция си минор.
В. А. Моцарт – Соната №19 Фа мажор, 1 часть.
К. Черни – Этюд №12, соч.299.
С. Прокофьев – Тарантелла.
Некоторые примеры методико-исполнительского анализа педагогического репертуара: 6 класс.
Полифония.
И.С. Бах. Трехголосная инвенция си минор – 6 класс.
Инвенция написана в виде имитационной трехголосной полифонии.
Исполняется с движением, moderato non troppo (в редакции Бузони), решающим в выборе окончательного темпа является третий такт. Фигура из 32 должна быть ритмически точной, но при этом не звучать ритмически монотонно или слишком бравурно. Метр 9/16, движение триолями шестнадцатых.
Разнообразного звучания следует добиваться дифференцированными штрихами, то есть один из голосов исполняется non legato (в шестнадцатых), второй – legato (в тридцать восьмых), при этом сохраняя абсолютную звуковую ровность (следовательно, придерживаемся рекомендованного приёма восьмушек).
Педаль не должна быть обильной, наоборот – нельзя допустить нарушения голосоведения, злоупотребляя правой педалью. Всё же связности звучания добиваемся за счёт пальцевого легато, которое обеспечивает активный слуховой контроль и выбор удобной аппликатуры. Большое внимание уделяется аппликатуре, особенно в пассажах, чтобы добиться наилучшей звуковой ровности в пальцевом legato. Звук ясный, четкий, но не сухой и острый.
Немалой исполнительской трудностью является сочетание двух голосов в партии то правой, то левой руки. Отсюда проблема верного распределения веса руки при максимально сосредоточенном слуховом контроле.
Координационная трудность – перекрещивание рук (важно не потерять линии движения голосов и их характерной тембральной окраски), необходимо решить технические задачи (инвенция должна звучать ловко, непринуждённо, ровно, здесь и преодоление двигательных неудобств).
Форма двухчастна. Эту полифоническую пьесу (со вставной семитактовой каденцией) следует рассматривать как случайно сымпровизированную постлюдию сборника инвенций. Исполнение, по Бузони, должно быть совершенно свободным от современной элегантности, к которой может подтолкнуть постоянно возвращающаяся зубчатая аккордовая фигурация – в известной степени – уютная инертность контрапунктической ткани.
Работать следует отдельно по голосам и по парам голосов, выявить все проведения темы и противосложения, разобравшись в особенностях строения формы. Характерная трудность – регистровая сближенность голосов. Важный момент – установление необходимого уровня динамики между долго длящимся звуком и проходящими на его фоне подвижными звуками в др. голосе, ясное различение в дополняющей ритмике двух голосов смысловой стороны каждого из них, появление в развитой мелодико-линеарной среде выразительно звучащей гармонической вертикали. Всё это требует в процессе овладения звуковой техникой многоголосия применения более разнообразных градаций в артикуляционной, динамической, тембральной окраске голосов.
Крупная форма.
Л. Бетховен. 6 вариаций на собственную тему.
Данное произведение предназначено для учащегося 6 класса. Проходится с целью дальнейшего развития у ученика масштабного мышления и накопления навыков исполнения вариационной формы, а также с целью знакомства со стилистикой венских классиков.
Этим вариациям характерны такие сложности, как ритмическая точность, единство всего цикла и формы, единство темпа, пульсации. Обращаем внимание на цезуры между отдельными вариациями, чтобы не превратить цикл в череду отдельных пьес-миниатюр, и в то же время чтобы не было суеты. К главным исполнительским задачам относится и работа над правильным интонированием и фразировкой, а также решение технических задач и реализация разнообразных фактурных вариантов в вариациях.
Первая вариация построена на мелодических и гармонических фигурациях. Основные контуры темы скрыты в рисунке из шестнадцатых в партии правой руки.
Вторая вариация содержит элементы коротких арпеджио. Сохраняется гармоническая основа темы.
Третья вариация – мелодия поочередно проводится в партиях обеих рук в октавном удвоении.
Четвертая вариация ладовая и тембровая. Регистр используется более низкий. Добавляются украшения в виде трели.
Пятая вариация – с элементами полифонии - в партии правой руки одновременно звучат 2 голоса, что требует усиленного слухового контроля, распределения веса руки. Сюда же относятся координационные проблемы (ротационное движение в партии левой руки).
Шестая вариация – в партии правой руки движение 32ми. В партии левой руки – четырехзвучные аккорды. Эта вариация технически подвинута. Тема завуалирована.
Кода – звучат триоли, 32е, затем квартоли, утверждается начальный мотив темы.
Педаль прямая, ритмическая, лаконичная.
Пьеса малой формы.
А. Гречанинов. Жалоба – 6 класс.
Данное произведение предназначено для учащегося 6 класса. Цель работы заключается в знакомстве с творчеством русских композиторов. Также оно способствует расширению кругозора, дальнейшему развитию образно-художественного мышления учащегося, развивает тембральный и гармонический слух.
Александр Тихонович Гречанинов – Русский композитор к.19 - п.п.20 века (1864-1956). Ценный вклад внес Гречанинов в детскую музыку. Немало циклов и отдельных пьес создано им в сфере фортепианной миниатюры.
В содержании и форме большинства гречаниновских фортепианных миниатюр отражены особенности его музыкальной натуры: красота и изящество его музыкального языка, фактуры, миниатюрность и ясность формы, тонкость вкуса, классичность стиля. Неудивительно, что пьесы композитора органично вошли в школьный и детский репертуар.
Данная пьеса передает яркое эмоциональное состояние, выраженное в самом названии «Жалоба». Такой музыкальный образ создается благодаря остинатному движению гармонии, на фоне которого звучит выразительная мелодия речитативного склада.
В мелодии главенствует движение по звукам ум53 с заполнением внутри интонацией ниспадающей секунды – характерной интонацией стона и жалобы.
К исполнительским трудностям относятся:
1) дифференциация звучания отдельных пластов фактуры. Длинные звуки в мелодии не должны перекрываться остинатными пульсирующими гармониями в партии левой руки.
2) Постепенное насыщение фактуры голосами также представляет определенную сложность. В партии левой руки – это движение от простых интервалов к четырехзвучным аккордам. В партии правой руки одноголосное изложение мелодии сменяется октавным с гармоническим заполнением.
К исполнительским трудностям относится и проблема передачи эмоционального состояния произведения.
Работать следует отдельно над партией каждой руки и над отдельными элементами фактуры, то есть над фразировкой, плавным legato и аппликатурой в мелодии, и отдельно над аккомпанементом, чтобы добиться в сопровождении бесшовного перехода из одной гармонии в другую (перемещение позиций).
Педаль чаще всего гармоническая.
Паузы в мелодии не должны вызывать пустоты и разрывать мелодическую линию. Такой дробности следует избегать, правильно выстраивая фразировку (мы имеем дело с длинным, протяженным фразировочным мышлением и как бы «звучащими, длящимися» паузами).
Ритмические трудности встречаются в основной кульминации всего произведения – трехдольность сменяется двухдольностью, при этом сохраняется пунктирный ритм, добавляется исполнительское rubato, и все это звучит на ff. Глубоко вникнув в образную характеристику каждого из разделов пьесы, ученик, избегая статичности исполнения, должен находить естественные пропорции в динамической и агогической нюансировке внутри больших построений. Обозначенная в пьесе редакторская педаль скорее всего направлена на достижение интонационной рельефности звучания мелодии и на сохранение ритмической текучести гармонического сопровождения. Не стоит забывать также о том, что данная пьеса чрезвычайно эмоционально наполнена, т. к. продолжает тенденции развития романтического фортепианного искусства, а следовательно стоит заметить, что свобода исполнения, организация времени произведения, выстраивание основного динамического плана пьесы, яркость и убедительность трактовки, живое эмоциональное сопереживание музыкальному событию – всё это требует определённой исполнительской зрелости от учащегося старших классов школы.
Этюд.
К. Черни. Этюд №21, ор. 299 – пример методико-исполнительского анализа произведения.
Этюд №21 – инструктивный, предназначенный для развития мелкой пальцевой техники правой руки. Требует большой физической выносливости. Весь этюд выдержан в пределах ff и по характеру бурный, решительный, драматичный.
Исполнительские трудности:
1. Ритмическая точность и ровность в обеих партиях. Левая рука ритмически организует движение в правой.
2. Правая рука быстро меняет позицию: раскрытая ладонь и собранная для поступенного движения в пределах четырехпальцевой позиции.
Аппликатура однотипная, поэтому не вызовет определенных проблем.
Работать следует отдельно над каждой партией. Можно играть в ансамбле – педагог-ученик для лучшей активизации слухового контроля, решения проблем координации и ритмической и темповой устойчивости.
Этюд также направлен на укрепление 5 пальца (акцент на первую долю) в партии правой руки.
Благодаря продуманной фразировке следует освобождать руку во время цезур.
Учить также можно пальцевым стаккато, чередованием быстрого и медленного темпа в ритмических группах.
Рекомендуемая методическая литература:
Работа над полифонией
Александров А. Музыкальная риторика и фортепианное искусство. М.: Музыка, 1987.
Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. С.-Петербург, 2005.
Бергер Л. Контрапунктический принцип композиции в творчестве Хиндемита и в его фортепианном цикле «Ludus tonalis». Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971.
Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М., 2005
Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. М.: Музыка, 1993.
Бочаров Ю.С. Бах за фортепиано: PRO ET CONTRA, 2001. – №3
Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Л.: ЛМИ, 1961.
Браудо И. А. Об изучении клавирных сочинений И. С. Баха. Л., 1979.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М – Л, 1965.
Диденко С. Мордент у И. С. Баха. Фортепиано, 2001. – №2
Диденко С. Форшлаг у И. С. Баха. Фортепиано, 2001. – №4
Друскин М.С. Клавирная музыка. Л., 1960
Друскин Я. С. О риторических приёмах в музыке И. С. Баха. С.-Петербург: Северный олень, 1995.
Захарова О.И. Риторика и клавирная музыка XVIII в. // Музыкальная риторика и фортепианное искусство// М., 1989.
Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой
половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианной классе. Л.: Музыка,
Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1. Ред.-сост. Нотансон В. М.: Музыка, 1979.
Копчевский Н. А. Клавирная музыка – вопросы исполнения. М., 1986.
Копытман М. О полифонии. М., 1961.
Ливанова Т. Н. Русская книга о Бахе. М.: Музыка, 1986.
Лихачёва И. “Полифоническая тетрадь» Р. Щедрина. // Вопросы фортепианного исполнительства. // М.: Музыка, 1976. – Вып.4.
Лихачёва И. Тематизм и его экспозиционное развитие в фугах Р. Щедрина. //Полифония.// М., 1975.
Мильштейн А.И. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха. М., 1967.
Николаева Т. Т. Прелюдии и фуги Шостаковича ор.87 в репертуаре училищ // Методически записки по вопросам музыкального образования. //М., 1966.
Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха и её интерпретация в «Хорошо темперированном клавире» М.: Музыка, 1991.
Носина В. Проявление музыкально-риторических принципов в клавирных сонатах К. Ф. Э. Баха. //Музыкальная риторика и фортепианное искусство. //M., 1989.
Носина В.Б. О символике «Французских сюит» И.С. Баха. М., 2002.
Ринкявичюс. Воспринимают ли дети полифонию. Л., 1979.
Розанов И.В. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов. С.-Петербург, 2001.
Ройзман Л. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1965. – Вып.2.
Ромадинова Д.П. Полифонический цикл Р. Щедрина. М.: Сов. комп., 1973.
Ростопчина Н. Вопросы интерпретации симфоний И.С. Баха. // Вопросы музыкально – исполнительского искусства.// М.: Музыка, 1967. – Вып.4.
Савшинский С. Полифоническое мышление. Пианист и его работа. М.: Классика XXI век, 2002
Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях И.С. Баха. М., 1987.
Христиансен Л. Л. Прелюдии и фуги Р. Щедрина. // Вопросы теории музыки.// М., 1970 Вып.2.
Хернади Л. Анализ трехголосных инвенций Баха. Введение.: Будапешт, 1965.
Швейцер А. И.С. Бах. М.: Музыка, 1965
Эмери, У. Орнаментика И.С. Баха. М.: Музыка, 1996.
Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М., 2002
Работа над пьесами (произведениями малой формы)
Абызова Е. Н. «Картинки с выставки» Мусоргского. М.: Музыка, 1987.
Ауэрбах Л. Д. Рассказ о вальсе. М.: Сов. комп., 1980.
Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Музыка, 1966.
Дернова В.П. Последние прелюдии Скрябина. М.: Музыка, 1988.
Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романизма. М., 1997.
Как исполнять Рахманинова. Сб. статей. – М., 2003.
Как исполнять Шопена. Сб. статей и материалов. М., 2005.
Понизовкин П. Рахманинов-пианист, интерпретатор собственных произведений. М.: Музыка, 1965.
Спектор Н.А. Фортепианная прелюдия в России (конец XIX начало XX вв.) М.: Музыка, 1991.
Юрова Т.В.Вальс Шопена As-dur ор.69, №1 в интерпретации Н. Рубинштейна. Фортепиано, 2004.
Работа над произведениями крупной формы
Баренбойм Л.А. Как исполнять Моцарта?// Бадура-Скода Е. и П.
“Интерпретация Моцарта”. М., 1972.
Берков В. Сонаты для фортепиано С. Прокофьева. Избранные статьи и исследования. М. : Сов.,1977.
Бородин, Б. О клавирном творчестве Гайдна. Фортепиано. 2004. – №3-4.
Бадура – Скода Е. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972.
Васильев П. Фортепианные сонаты Метнера. Л., 1962.
Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М., 2001
Горохина Н.А. Эволюция сонатной формы. Киев: Муз. Украина, 1973.
Гаккель Л. Второй и третий концерты С. Рахманинова. Л., 1988.
Григорьев Г. В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке XX века. М.: Музыка, 1995.
Гнилов Б.Г. Моностилистический музыкальный жанр в функции культурного «тарана» (заметки о фортепианном концерте). Общественная наука и современность. 2006. – N1.
Друскин М. Фортепианные концерты Л. Бетховена. М., 1981.
Зейфас Н. Concerto grosso в творчестве Генделя. М: Музыка, 1980.
Кузнецов И. Ранний фортепианный (клавирный) концерт. Вопросы музыкальной формы. – М., 1977. – Вып. 3
Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008.
Меркулов А.М. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации. Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991
Николаев А.А. Муцио Клементи. М., 1983
Нейгауз Г.Г.О последних сонатах Бетховена. Вопросы фортепианного искусства. Вып. 2. М., 1968.
Протопопов В.Л. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-ой половины XIX века. М.: Музыка, 2002.
Сб.: Как исполнять Бетховена. М., 2003.
Сб.: Как исполнять Гайдна. М., 2003.
Сб.: Как исполнять Моцарта. М., 2003.
Фейнберг С.Е. Бетховен. Соната op. 106 (исп.-комментарий. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968.
Фишер Э. Фортепианные сонаты Бетховена. //Исполнительское искусство// М., 1975, Вып. 8
Фишман Н.Л. Этюды и очерки по бетховениане. М., 1982.
Хохлов Ю. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. М., 1998.
Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество. М.,1977.