Анализ исполнительских и дирижёрских трудностей произведения Е. Рушанского "Про меня и муравья"

Наталья Александровна Сенина

Мой дирижерский анализ произведения для (младшего) детского хора современного петербургского композитора Евгения Александровича Рушанского "Про меня и муравья": краткий разбор, смысл, форма, исполнительские и дирижёрские трудности.

Произведение «Про меня и муравья» Рушанского очень яркое, привлекает внимание своей джазовой гармонией, мелодикой и ритмом, имеет массу исполнительских трудностей. От тембрового ансамбля и legato (которому очень мешает пунктирный ритм, необходимо выдержать баланс, найти середину между вокально правильным, протяжным звуком и «рваным подскакиванием»), от пунктирного ритма и синкоп до мелодических скачков, одновременных снятий и звукового баланса, тембрового баланса между партиями.

Дирижерски эта песня достаточно интересна и сложна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_pro_menya_i_muravya.docx32.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е.А. Рушанский «Про меня и муравья»

(для трехголосного детского хора с аккомпанементом фортепиано) Аннотация

Автор музыки - Евгений Александрович Рушанский - петербургский композитор, член Союза композиторов, работающий в различных музыкальных жанрах, от оперы и струнного квартета до мюзикла и песен для детей. В музыке особенно ценит мелодизм, ясность художественного высказывания. В своем творчестве старается подчеркнуть позитивные стороны окружающего мира.

Рушанский уделяет большое внимание вокальным сочинениям для детей. Это и хоровые циклы, и отдельные песни для детских хоров, ансамблей или солистов. Песни быстрые и медленные, веселые и грустные, ритмически заостренные и плавные. Песни затрагивают самую разнообразную тематику, охватывающую безграничный мир детства.

Автор текста – Владимир Александрович Степанов (род. 1949) - русский детский поэт и прозаик, автор более 1500 книг для детей и юношества, автор одного из вариантов гимна России.

Стихотворение шуточное, но учит защищать тех, кто младше и слабее, написано простым слогом, современным языком, понятным детям, развивает образное мышление.

Композитор пишет про произведение: «Популярная песня джазового характера. Важно точное исполнение своей партии концертмейстером, либо аккомпанирующей группой». Аккомпанемент здесь очень характерный, джазовый, изобилующий пунктирным ритмом и триолями – он дает движение и позитивное настроение даже в паузах хора.

Автор ставит пожелание темпа «Четверть = 100. С юмором. В джазовом характере». И тут же подтверждает свою задачу мелодикой и ритмом аккомпанемента во вступлении.

Произведение написано для трехголосного хора. Вначале голоса поют в унисон, но кульминации каждого куплета и припев усилены трехголосием.

Уже с самого начала голосовой партии есть указание «улыбаясь», что помогает получить светлый и чистый звук в хоре – помогает тембровому ансамблю и настраивает детей на шутливый характер произведения. Размер – 4/4.

Это - песня, написана в куплетной форме, но не строгой – третий куплет вариативен в конце, без припева, зато с кодой. Автор следует за формой стихотворения с двумя «припевами», но меняет местами и повторяет строфы для построения музыкальной формы.

Диапазон альтов – октава - Des 1 – Des 2, а сопрано – Des 1 – Es 2. Тесситурно, в целом, песня удобна голосам, за исключением сложного скачка в унисон на октаву вниз:  Des 2 – Des 1 в кульминации куплетов.

Произведение написано в Des-dur, непростое для исполнения младшего хора, которому адресовано, судя по тематике. Имеется обилие ритмических трудностей, альтераций, короткий речитатив у сопрано в момент пения нижнего голоса.

Уже с первого такта в голосовой партии, как и в аккомпанементе ранее, появляются пунктир и залигованная последняя восьмая, переходящая в четверть следующего такта. Необходимы четкие снятия, так как слова часто заканчиваются на «й» или согласную.

Следующая фраза содержит в себе кульминацию куплета, это подчеркнуто трехголосием, исходящим из унисона в тонике. Альты и вторые сопрано остаются на том же звуке, а первые сопрано ведут по гамме мелодическую линию вверх, это сопровождается crescendo. И вот на пике происходит скачок на октаву вниз в унисон всего хора. Сделать это довольно сложно – альты могут не спеть хорошо верхний звук, им надо взять его аккуратно, лишь в помощь верхним голосам, но потом не набрасываться на нижний Des. А сопрано необходимо «не упасть» позиционно, спеть эту октаву так, как будто это небольшой интервал. Дирижёру здесь необходимо поддержать хор особым вниманием и небольшой амплитудой своего жеста. Автор не ставит здесь обозначение динамики f, но понятно, что в этих тактах должен быть яркий всплеск на фоне начального mf. Далее голоса продолжают петь в унисон, мелодия разнообразна за счет синкопы. Необходимо последить за снятием после синкопы – в первых двух куплетах слово «ворот» заканчивается на согласную.

Далее на фоне уже знакомой мелодии начала появляется оригинальный прием: речитатив у сопрано на фоне мелодии альтов, причем ритм сложный и не совпадает у этих партий. Задача дирижера здесь – и уследить за ритмом и скачком на сексту и обратно у альтов, и обеспечить точное и эмоциональное исполнение текста у сопрано, и вовремя обеспечить снятие во всех голосах, особенно в первом куплете: «Поберегись!»

Дальнейший унисон, опять же, пунктирный, приводит нас к припеву. Автор дает указания «лирично» и «mp», что помогает исполнителям «пожалеть муравья». Лишь в этом такте в жесте дирижёра появляется явное legato (у сопрано), тогда как альтам надо помочь выдержать неизменную основу «закрытым ртом».

Вторая фраза припева сложна: восьмые в хоре сочетаются с триолями в аккомпанементе. Альты продолжают шагать вниз по полутонам на фоне небольшой остановки на «C» у сопрано. Дирижеру необходимо успеть проследить за всем этим и качественным ансамблем.

Далее композитор ставит указание «pui f» - «больше f». Как это больше, ведь f здесь ещё не было? Зато было развитие предыдущего предложения, которое привело к началу кульминации в припеве, и она должна звучать ярче! Секвенция у сопрано развивает мелодию и приводит к яркому ходу из нисходящих секст.

Переход к следующему куплету происходит без проигрышей. Уже на снятии надо подготовить хор ко вступлению, полностью сменив настроение от кульминационного до лёгкого, повествовательного, опять более шуточного…

Если второй куплет похож на первый, в нём идет дальнейший рассказ и развитие событий, то третий – совсем легкий: «ла-ла-ла» и повторение некоторых слов второго. Исполнители вместе с дирижёром здесь уже больше наслаждаются джазовыми нотками, поют легко, как бы импровизируя, можно добавить движения. Но дирижер не должен совсем расслабляться, ведь интонационные, вокальные и ритмические трудности всё те же. Здесь уже нет припева, зато есть кода.

Определенную трудность представляют два заключительных аккорда. После небольшого проигрыша в аккомпанементе необходимо собрать внимание всех хористов и ярко, на f и с акцентами ярко закончить: «Да, да!» И сделать это весомо поможет ritenuto, указанное автором.

В песне нет изобилия динамических нюансов. Зато здесь очень важен текст и ритм. Дикция хора должна быть идеальной, необходимо проработать говорение текста в темпе и ритме произведения.

Дыхание общехоровое, фразы небольшие, с паузами, что позволяет дышать одновременно. И лишь в некоторых фрагментах требуется цепное дыхание, особенно в партии альтов в припеве.

Атака звука твёрдая, звуковедение – legato с лёгкими элементами marcato.

 

Резюмируя, надо отметить, что произведение «Про меня и муравья» Рушанского очень яркое, привлекает внимание своей джазовой гармонией, мелодикой и ритмом, имеет массу исполнительских трудностей. От тембрового ансамбля и legato (которому очень мешает пунктирный ритм, необходимо выдержать баланс, найти середину между вокально правильным, протяжным звуком и «рваным подскакиванием»), от пунктирного ритма и синкоп до мелодических скачков, одновременных снятий и звукового баланса, тембрового баланса между партиями.

Дирижерски эта песня достаточно интересна и сложна. 4/4 в сочетании с подвижным темпом требуют маленькой амплитуды жеста. Необходимо показать много нюансов, и в то же время передать исполнителям джазовый характер и легкость. Нельзя терять сетку и сильные доли, увлекаясь пунктиром, синкопами и триолями в аккомпанементе.

Я рекомендую это произведение для младшего хора и по тематике, и по исполнительским трудностям.

«ПРО МЕНЯ И МУРАВЬЯ» Е.РУШАНСКИЙ

СЕНИНА Н. А.