"ЗВУК"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности звукорежиссуры
«Звук»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Звук» разработана на основе рабочего плана школы на 2019-2020 учебный год, в соответствии с целями и задачами школы, организована по запросу родителей и обучающихся.
Для проведения занятий звукорежиссуры учебным планом внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43» выделено 5 часов учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недель. По данной программе занимаются учащиеся одной группы, 12-13 лет, 6-7 классы.
Основы звукорежиссуры― дисциплина, предполагающая профессиональное владение специальной техникой и знание основных принципов акустики. Звукорежиссер должен владеть навыками работы с различными видами оборудования: аналоговым, цифровым, реальным и виртуальным. Он должен хорошо разбираться в вопросах звукопередачи, уметь управлять параметрами звука.
Программа предполагает изучение звукорежиссерского искусства в объеме 170 часов в 2019-2020 учебном году.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Основная часть учебного времени (80%) отводится на практическую деятельность.
Цели
- приобретение начального опыта работы с музыкальным материалом различных стилей и жанров, освоение техники и технологии звукозаписи, электроакустических методов реализации художественных идей звукопередачи.
- развитие творческих способностей учащихся.
- развитие навыков и грамотного подхода к данной специализации.
Задачи
— ознакомление с общими принципами звукорежиссуры;
— ознакомление со стандартными и специфическими приемами обработки звуковых сигналов;
— ознакомление с особенностями записи музыки различных жанров и стилей.
— ознакомление с основными параметрами оценки качества художественной, художественно-технической и технической звукозаписи;
— формирование практических навыков слухового анализа различных видов звукозаписи, критического слушания звукозаписей и определения причин тех или иных недостатков.
— изучение теоретических основ и методов построения элементов электронной аппаратуры, применяемой в практике звукорежиссуры;
— изучение методов и средств измерения параметров электрических трактов записи, воспроизведения и преобразования звуковых сигналов;
— формирование понимания основных принципов построения звуко-технического оборудования студий различного назначения;
— изучение основных технических характеристик и функциональных возможностей звуко-технического оборудования;
— развитие навыков в подготовке к работе и правильной эксплуатации звуко-технической аппаратуры, используемой в деятельности звукорежиссера;
— ознакомление с современными звуко-техническими системами и перспективами их развития.
В процессе обучения перед учащимися стоят многообразные и сложные задачи: будущие звукорежиссеры приобретают начальный опыт работы с музыкальным материалом различных стилей и жанров, осваивают технику и технологию звукозаписи, электроакустические методы реализации художественных идей звукопередачи. Овладевают аналитическими оценками технического качества фонограмм.
Ученик должен уметь использовать выразительные возможности традиционного и современного звукового материала, пользоваться многообразием приемов и методов работы со звуком. Ориентироваться в сложном процессе развития и синтеза стилей и направлений в музыке (джаза, классической рок- и поп-музыки, современной музыки, любого другого звукового материала).
Ученики изучают основы как технического (использование в работе последних технико-технологических достижений), так и музыкального плана (особенности стилей и жанров джазовой, рок- и поп-музыки, с целью совершенствования профессионального мастерства).
Программа курса включает ряд смежных дисциплин, таких как: звукотехника, музыкальная акустика, компьютерная запись звука, основы музыкальной культуры и другие.
Планируемые результаты:
— выразительные возможности звукозаписи, принципы звукорежиссуры;
— основы техники микрофонного приема звука и принципы микрофонного позиционирования при проведении одномикрофонной и многомикрофонной передачи (записи);
— принципиальные технические структуры современных профессиональных звукозаписывающих студий;
— основы монтажа музыкальных звукозаписей;
— основы реставрации архивных фонограмм.
— параметры субъективной оценки качества звукозаписи: художественные (эстетические), художественно-технические, технические;
— методы субъективной экспертизы.
Ожидаемые результаты:
— определять причины недостатков звукозаписи.
— определять электростатические и электромагнитные явления и эффекты, используемые в звукотехнике; основные законы постоянного и переменного тока; единицы физических величин, связанные с оценкой характеристик электронных компонентов и узлов аудиоаппаратуры;
— базовые компоненты, применяемые для построения электронной звуковой аппаратуры;
— основные характеристики и параметры узлов и блоков звуковой аппаратуры;
— основы цифровой техники;
— современное звуко-техническое оборудование студий;
— звуко-технические комплексы студий звукозаписи, пост-продакшн, радио- и телевещания; концертные и театральные комплексы;
— компьютерные системы, используемые в звукорежиссуре.
— оценивать качественные характеристики аппаратуры записи, воспроизведения и обработки звуковых сигналов;
—правильно эксплуатировать звуко-техническую аппаратуру, используемую в деятельности звукорежиссера.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Общее кол - во часов |
1 | Введение в специальность. | 8 |
2 | Безопасность при работе с электроаппаратурой. | 2 |
3 | Начальные сведения о звуковом оборудовании. | 13 |
4 | Работа звукорежиссера над музыкальными программами. | 18 |
5 | Анализ творческих методов звукорежиссуры. | 4 |
6 | Подбор музыкального материала. | 6 |
7 | Монтаж звукового материала. | 12 |
8 | Субъективные критерии оценки качества звукозаписи. | 6 |
9 | Микшерный пульт - основной инструмент звукорежиссера. | 22 |
10 | Принципы микрофонной записи звука. | 14 |
11 | Многодорожечная запись звукового материала. | 8 |
12 | Приборы обработки звукового сигнала. | 11 |
13 | Коммутация. Синхронизация. | 4 |
14 | Обработка фонограмм. | 4 |
15 | Музыкальное оформление телевизионных и театральных программ. | 8 |
16 | Музыкальное оформление концертных выступлений. | 9 |
17 | Особенности работы «в живую» | 4 |
18 | Особенности работы в студии. | 4 |
19 | Авторское право. | 3 |
20 | О вреде профессии | 10 |
Итого: | 170 |
Содержание программы
Введение в специальность (8ч.)
Знакомство с работой звукорежиссера. Изучение теоретических основ звукорежиссуры. Первые звукозаписывающие аппараты. Появление многодорожечных аппаратов магнитной записи. Искусство музыкальной звукорежиссуры. Роль музыкальной звукорежиссуры в развитии и формировании стилей, направлений в музыкальном творчестве. Импровизация, как метод познания и способ выражения. Формирование и развитие технологий по видам
Безопасность при работе с электроаппаратурой. (2ч.)
Основные правила электробезопасности. Особенности звуко-усилительной аппаратуры.
Начальные сведения о звуковом оборудовании (13ч.)
Микрофоны и их применение в звукозаписи. Микшерные пульты. Измерители уровня. Приборы обработки сигнала. Магнитофоны. Аналоговая запись звуковой информации. Цифровая запись звуковой информации.
Работа звукорежиссера над музыкальными программами (18ч.)
Основные приемы работы с музыкальным материалом. Способы обработки фонограмм. Понятие «необходимо и достаточно». Музыкальная акустика. Запись фортепиано. Запись струнных, духовых и ударных инструментов. Запись симфонического оркестра. Запись вокальной и хоровой музыки. Запись оркестра народных инструментов. Общие вопросы звукозаписи джазовой и популярной музыки.
Анализ творческих методов звукорежиссуры (4ч.)
Изучение и анализ пособий и специальных методик, аудио- и компьютерных материалов методического характера для различных программ общего теоретического и практического плана с целью отбора и изучения наиболее продуктивных концепций освоения звукорежиссерского мастерства.
Подбор музыкального материала (6ч.)
Правила подбора музыкального материала. Соответствие материала заданию. Вкусовые предпочтения звукорежиссера.
Монтаж звукового материала (12ч.)
Основные принципы монтажа фонограмм. Монтаж многодорожечных программ. Понятие «Сведения» и «Мастеринга». Премастеринг. Авторинг.
Субъективные критерии оценки качества звукозаписи (6ч.)
Прослушивание фонограмм, оценка звуковой картины, прозрачность записи, динамический диапазон фонограммы. Соотношение звуковых источников, использование искусственной реверберации или естественной акустики помещения, пространственность и т.д. Основы психоакустики.
Микшерный пульт - основной инструмент звукорежиссера (22ч.)
Назначение и виды микшерных пультов. FOH- консоль. Мониторный микшер. Аналоговые и цифровые микшеры. Понятие канальной линейки, подгрупп, мастер секции. Уровни. Индикация параметров пульта. Приемы работы с пультом. Пульт как основное звено звукозаписывающей системы. Моторизованные и автоматизированные системы.
Принципы микрофонной записи звука (14ч.)
Понятие микрофонного съема звука. Диаграммы направленности микрофонов. Стереозапись. Полимикрофонная запись звука. Оптимальное расстояние до источника звука. Точка установки для единственного микрофона. Запись не прямого сигнала для обогащения звучания фонограммы.
Многодорожечная запись звукового материала (8ч.)
Различные способы многодорожечной записи звука. Многодорожечное оборудование. Цифровые и аналоговые рекордеры. Мастер-магнитофон. DAW.
Приборы обработки звукового сигнала (11ч.)
Приборы спектральной обработки звукового сигнала. Приборы динамической обработки звукового сигнала. Приборы пространственной обработки звукового сигнала. Приборы эффектов. Контрольно-измерительные приборы. Измерители уровня. Коррелометр. Гониометр. Спектроанализатор. Аналоговые и цифровые приборы. DSP платы расширения. Художественная целесообразность применения.
Коммутация. Синхронизация (4ч.)
Виды и назначение разъемов и кабелей. Балансное и небалансное соединение. Синхронизация цифровых приборов в студии. WorldClock.
Обработка фонограмм (4ч.)
Цели и способы обработки музыкального материала. Основные методы. Приборы обработки материала. Автоматизация процесса.
Музыкальное оформление телевизионных и театральных программ (8ч.)
Особенности оформления телевизионных программ. Технология озвучивания ТВ передач, дубляж художественных фильмов. Звукорежиссер в театре. Звук в кадре. Закадровый звук. Foley-трек.
Музыкальное оформление концертных выступлений (9ч.)
Основные отличия концерта от студийной записи. «Отбивки». «Минус»-фонограммы. Микрофон ведущего. Сольные и сборные концерты, развлекательные программы. Распределение инструментов в мониторы. Саунд-чек.
Особенности работы «в живую» (4ч.)
Основные особенности работы на «живых» выступлениях. Компрессор – лучший друг звукорежиссера. Гейт. Техника звукоусиления.
Особенности работы в студии (4ч.)
Основные особенности работы в студии. Контакт с исполнителем – неотъемлемая часть работы звукорежиссера.
Авторское право (3ч.)
Авторское законодательство в РФ. Звукорежиссер как создатель произведения. Изготовитель фонограммы.
О вреде профессии (10ч.)
Ущерб, наносимый колебаниями в неслышимом диапазоне. Вред «громкого» звука. Болевой порог слышимости человека. Меры по защите слуха. Профилактика заболеваний слухового аппарата.
Критерии оценки уровня освоения дисциплины
Используются следующие критерии оценок:
Оценка "отлично" (8-10) ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания учебного материала, освоившему основную и дополнительную литературу по теме или разделу, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний. Оценка "отлично" соответствует высокому уровню освоения темы, раздела программы дисциплины.
Оценка "хорошо" (5-7) ставится, проявившему полное знание учебного материала, освоившему основную рекомендованную литературу по теме, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности. Оценка "хорошо" соответствует достаточному уровню освоения темы, раздела программы дисциплины.
Оценка "удовлетворительно" (3-4) ставится проявившему знания основного учебного материала по теме в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной рекомендованной литературой по теме, допустившему неточности при ответе, но в основном обладающему необходимыми знаниями и умениями для их устранения при корректировке со стороны преподавателя. Оценка "удовлетворительно" соответствует достаточному уровню освоения темы, раздела программы дисциплины.
Оценка "неудовлетворительно" (2) ставится обнаружившему существенные пробелы в знании основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической деятельности без дополнительной подготовки по данной дисциплине. Оценка "неудовлетворительно" соответствует низкому уровню освоения дисциплины.
Оценки текущего контроля отражаются в самоотчете и используются для корректировки программы на следующий учебный год.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Формы и методы текущего контроля:
- письменный опрос,
- оценка результатов выполнения практических работ
Контрольно-оценочные средства для проведения текущего контроля
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО № 1.
Письменный опрос.
Тестирование.
1. Микрофон это:
А. Устройство, которое усиливает звук.
Б. Устройство, которое преобразует звуковые волны в электрический сигнал.
В. Устройство, которое преобразует звуковые волны в цифровой сигнал.
2. Стандартные параметры аудио компакт диска это:
А. 16 Бит 44 100 Гц
Б. 24 Бит 48 000 Гц
В. 8 Бит 22 050 Гц
3. С физической точки зрения звук это:
А. Колебания, распространяющиеся в вакууме.
Б. Колебания, распространяющиеся в какой либо среде.
В. Колебания, распространяющиеся при определённых температурах.
4. Звукоизоляция:
А. Используется для ослабления акустических помех, проникающих через стены, окна, двери в рабочее помещение.
Б. Помогает устранить такие явления, как резонансы, эхо и искажения спектра звука, вызванные отражениями звука от стен и предметов в помещении.
5. Звукопоглощение:
А. Используется для ослабления акустических помех, проникающих через стены, окна, двери в рабочее помещение.
Б. Помогает устранить такие явления, как резонансы, эхо и искажения спектра звука, вызванные отражениями звука от стен и предметов в помещении.
6. Амплитуда это:
А. Колебания, имеющие разную интенсивность.
Б. Частота периодического сигнала, которая измеряется в герцах.
В. Параметр, который описывает, насколько изменяется давление относительно исходного (до возникновения звуковой волны) значения давления воздуха в ту или иную сторону.
7. Слуховая системы человека воспринимает частотный диапазон:
А. 20-20000 Герц
Б. 0-30000 Герц
В. 16 Бит 44 100 Гц
8. Какой вид направленности у микрофона не существует:
А. Круговая направленность
Б. Кардиоида
В. Треугольная направленность
9. Принцип электромагнитной индукции положен в основе преобразования звукового сигнала:
А. У студийного конденсаторного микрофона.
Б. У динамического микрофона.
В. У конденсаторного микрофона с круговой направленностью.
10. ЦАП и АЦП это:
А. Предусилители
Б. Преобразователи
В. Параметры амплитуды
Оценочное средство №2.
Практические работы.
Задания
1. Произвести конвертацию звуковых файлов разных форматов.
2. Подключение микрофонов при помощи соединительных кабелей к приборам
предварительного усиления с соблюдением правил эксплуатации и
коммутации.
3. Установка микрофона относительно источника звука, техника размещения и
общие принципы работы с микрофоном.
4. Размещение и установка нескольких микрофонов относительно источника
звука.
5. Коммутация и настройка элементов звукового тракта для проведения
звукозаписи.
6. Регулировка входного уровня сигнала на внешнем предварительном усилителе
и микшерном пульте.
7. Подготовка к звукозаписи и создание проекта в программе Steinberg Cubase.
8. Произвести звукозапись музыкального инструмента по выбору.
9. Создание мастер копии произведенной звукозаписи на аудио компакт диске.
Учебно - методическое обеспечение программы:
- Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство – М.: Альтекс-А, 2004.
- Нисбет А. Звуковая студия. Техника, методы использования: Пер. с англ./Под. ред Б.Г. Коллендера. – М.: «Связь» 1979
- Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004.
- Франк Г. Шесть бесед о звуке / Г. Франк. – М.: Искусство, 1971.
- Меерзон Б. Я. Основы электроакустики и магнитная запись звука. – М.: 1973.
- Уайт П. Творческая звукозапись. http://интернет
- Ньюэлл Ф Звукозапись: акустика помещений. М.: Шоу-Мастер 2004.
- Алдошина И., Питс Р. Музыкальная акустика. Учебник для высших учебных заведений. М.: Шоу-Мастер 2004.
- Кубат К. Звукооператор – любитель. http://интернет