ОП "Духовые инструменты"

Корнеева Ольга Сергеевна

Дополнительная предпрофессиональная программа "Духовые инструменты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_duhovye_instrumenty.docx74.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Районное муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»

Дополнительная  предпрофессиональная

общеобразовательная программа
в области музыкального искусства

ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Знаменка

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО                                                                       «Знаменская ДШИ»

УТВЕРЖДАЮ                                                                               Директор РМБУ ДО                                                                             «Знаменская ДШИ»                                                                                           ___________Е. А. Касторнова                

Рекомендована:

Педагогическим советом для использования в учебном процессе районного муниципального бюджетного  учреждения дополнительного образования  «Знаменская Детская школа искусств»  

Авторы-составители – Васюкова  Татьяна Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель по классу фортепиано Высшей категории

Корнеева Ольга Сергеевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель духовых дисциплин Первой категории

Кочетова Светлана Сергеевна – преподаватель теоретических дисциплин и хора Первой категории

Рецензент _________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент_________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

  1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области музыкального искусства«Духовые и ударные инструменты»составлена с учётомтребований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации в соответствии с  Федеральными государственными требованиями.

Школа вправе реализовывать образовательную программу «Духовые и

ударные инструменты»при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

1.2. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в

раннем детском возрасте;

  • создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых инструментах (флейта, гобой, кларнет, валторна, труба, саксофон, фагот, туба, тромбон) и ударных инструментах;

  • приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и

(или) оркестрового исполнительства;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов

мира;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

1.3. Программа разработана с учетом:

  • обеспечения преемственности программы «Духовые и ударные

инструменты» и основныхпрофессиональных образовательных программ среднего профессиональногои высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

  • сохранения единства образовательного пространства Российской

Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. Цели программы:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,

позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и

навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основныепрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  • выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих:
  • освоению в соответствии с программными требованиями учебной

информации,

  • приобретению навыков творческой деятельности,
  • умению планировать свою домашнюю работу,
  • осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной

деятельностью,

  • умению давать объективную оценку своему труду,
  • формированию навыков взаимодействия с преподавателями,

концертмейстерами иобучающимися в образовательном процессе,

              - уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,

  • пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной

деятельности,

  • определению наиболее эффективных способов достижения

результата.

1.5. Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

1.6.Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

1.7.  Школа имеет право реализовывать программу «Духовые и

ударные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

  1. При приеме на обучение по программе «Духовые и ударные

инструменты» образовательноеучреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на духовом или ударном инструменте.

  1. Оценка качества образования по дополнительнойпредпрофессиональной

общеобразовательной программе «Духовые и ударныеинструменты» производится на основе ФГТ.

Освоение обучающимися программы «Духовые иударные инструменты» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.

Используемые сокращения

В настоящей дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»используются следующие сокращения:

программа «Духовые и ударные инструменты» – дополнительная

предпрофессиональная общеобразовательная программа в области

музыкального искусства «Духовые и ударныеинструменты»;

ОП – образовательная программа;

ОУ – образовательное учреждение;

ФГТ – федеральные государственные требования.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Духовые и ударные инструменты»

Минимум содержания программы «Духовые и ударныеинструменты» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.1. Результатом освоения программы «Духовые иударные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

В области музыкального исполнительства:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на духовом или ударном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей на духовом или ударном инструменте;

- умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведенияна духовом или ударном интрументе;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;

- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- навыков импровизации на духовом или ударном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте и на фортепиано;

– навыков подбора по слуху;

– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

– навыков публичных выступлений сольных, ансамблевых, оркестровых (в составе духового или эстрадно-джазового оркестра, а также, при наличии, симфонического).

В области теории и истории музыки:

 - знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- навыков вокального исполнения музыкального текста;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

2.2.Результатом освоения программы «Духовые и ударныеинструменты» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 2.1. настоящей программы знаний, умений, навыков, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

В области музыкального исполнительства:

- знания основного репертуара для духового или ударного инструмента (инструментов духового или  эстрадно-джазового оркестра);

- знания ансамблевого и оркестрового репертуара для духовых или ударных инструментов, в том числе инструментов эстрадно-джазового оркестра;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

В области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

2.3.Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

2.4.1.Специальность и чтение с листа:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и

навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности духового или ударного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание репертуара для духового или ударного инструмента (инструментов

духового оркестра), включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

  • знание репертуара эстрадно-джазового оркестра (при условии реализации

ОП в области эстрадно-джазового инструментального искусства);

  • знание художественно-исполнительских возможностей духового или

ударного инструмента;

  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие музыкальной памяти, развитогомелодического,

ладогармонического, тембрового слуха;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

2.4.2.Ансамбль:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных

для различных инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному исполнительству;

  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи

барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого

исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

при реализации ОП в области эстрадно-джазового инструментального искусства дополнительно:

  • навыки использования элементарных джазовых приемов в ансамблевом

исполнительстве;

  • первичные навыки по импровизации на заданную тему (джазовый

стандарт) в составе ансамбля.

2.4.3. Фортепиано:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

2.4.4.Хоровой класс:

  • знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых

особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

  • знание профессиональной терминологии;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с

помощью органического сочетания слова и музыки;

  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
  • сформированные практические навыки исполнения авторских,

народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

  • наличие практических навыков исполнения партий в составе

вокального ансамбля и хорового коллектива.

2.4.5.Сольфеджио:

  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий

наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

  • первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной

музыкальной терминологии;

  • умение сольфеджироватьодноголосные, двухголосные музыкальные

примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

  • умение импровизировать на заданные музыкальные темы или

ритмические построения;

  • навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на

инструменте, запись по слуху и т.п.).

2.4.6. Слушание музыки:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее

основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе

восприятия музыкального произведения

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от

прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

2.4.7.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в

системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных

композиторов согласно программным требованиям;

  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

  • умение исполнять на музыкальном инструменте тематический

материал пройденных музыкальных произведений;

  • навыки по выполнению теоретического анализа музыкального

произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

  • знание основных исторических периодов развития зарубежного и

отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

  • знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков

музыки;

  • знание профессиональной музыкальной терминологии;
  • сформированные основы эстетических взглядов, художественного

вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о

творчестве композиторов;  

  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного

музыкального произведения;

  • навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать

его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

2.4.8.Элементарная теория музыки:

  • знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд,

лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

  • первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения

музыкального материала;

  • умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с

объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки

зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

III. Учебный план

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

Срок реализации – 5 лет

Сноски:

  1. В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные учебные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й).  Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. По усмотрению образовательного учреждения оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти.
  2. По предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа. Часы для концертмейстера предусматриваются по учебному предмету «Специальность» в объеме от 60 до 100% аудиторного времени.

Примечание к учебному плану

  1. Учебный предмет «Оркестровый класс» предполагает занятия духового или эстрадно-джазового оркестра, а также, при наличии, симфонического оркестра. В случае необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но не более чем на 25% от необходимого состава учебного коллектива. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Оркестр», используются по усмотрению образовательного учреждения на консультации по другим учебным предметам.
  2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ основного общего образования и планируется следующим образом:

«Специальность» – 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы – по 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в неделю; «Оркестровый класс» – 1 час в неделю; «Фортепиано» – 2 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.


Учебный план

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

Срок реализации – 8 лет

Сноски:

  1. В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные учебные полугодия, включая 15-й; «9–12» – и четные, и нечетные учебные полугодия с 9-го по 12-й).  Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. По усмотрению образовательного учреждения оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти.
  2. По учебному предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа. Часы для концертмейстера предусматриваются по предмету «Специальность» в объеме от 60 до 100% аудиторного времени.
  3. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени; по учебному предмету «Оркестровый класс» и консультациям «Оркестр» – до 100% аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства.

Примечание к учебному плану

  1. Учебный предмет «Оркестровый класс» предполагает занятия духового или эстрадно-джазового оркестра, а также, при наличии, симфонического оркестра. В случае необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но не более чем на 25% от необходимого состава учебного коллектива. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Оркестр», используются по усмотрению образовательного учреждения на консультации по другим учебным предметам.
  2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

«Специальность» – 1-3 классы – по 2 часа в неделю; 4-6 классы – по 3 часа в неделю; 7-8 классы – по 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в неделю; «Оркестровый класс» – 1 час в неделю; «Фортепиано» – 2 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.


IV. Примерный график образовательного  процесса

Срок обучения – 5 лет

Срок обучения – 8 лет

V. Критерии оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную (или иную) шкалу с использованием плюсов и минусов:

«5», «5-», «4+», «4», «4-», «3+», «3», «3-», «2».

Система оценок итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» – отлично, «4» – хорошо, «3» – удовлетворительно,

«2» – неудовлетворительно.

Предметная область

«Музыкальное исполнительство»

Оценка

Параметры

Критерии

«5»отлично

Артистизм, музыкальность

  • выразительное, эмоциональное исполнение,
  • чувство жанра и

элементов стиля,

  • чувство формы,
  • выразительность интонирования,
  • владение средствами музыкальной выразительности,
  • передача образного содержания,
  • способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации

Технологическая свобода, естественность

  • свободное владение необходимыми технологическими приемами,
  • стабильность исполнения,
  • слуховой контроль во время исполнения

 «4»отлично

Артистизм, музыкальность

  • чувство жанра иэлементов стиля,
  • чувство формы,
  • выразительность интонирования,
  • владение средствами музыкальной, выразительности,
  • передача образного содержания

Технологическая свобода, естественность

  • нестабильность исполнения,
  • слуховой контроль во время исполнения

«3»удовлетворительно

Артистизм, музыкальность

  • отсутствие чувства жанра иэлементов стиля,
  • отсутствие чувство формы;
  • нет выразительности интонирования,
  • слабое владение средствами музыкальной выразительности,
  • не способность передачи образного содержания

Технологическая свобода, естественность

  • отсутствие свободного владения необходимыми технологическими приемами,
  • не стабильноеисполнения,
  • отсутствие слухового контроля  во время исполнения

«2»неудовлетворительно

Артистизм, музыкальность

  • нет чувства жанра и

элементов стиля,

  • отсутствие чувства формы,
  • не владение средствами музыкальной выразительности,
  • отсутствие передачи образного содержания

Технологическая свобода, естественность

  • отсутствие владения необходимыми технологическими приемами,
  • нестабильностьисполнения,
  • отсутствие слухового контроля  во время исполнения

Предметная область  «Теория и история музыки»

«Сольфеджио»

Оценка

Параметры

Критерии

«5»отлично

Умения, навыки

Вокально-интонационные навыки:

  • чистота интонации,
  • точность исполнения ритмического рисунка,
  • синтаксическая осмысленность фразировки,
  • выразительность исполнения,
  • владение навыками пения с листа

Ритмические навыки:

  • владение навыками исполнения и осмысления метроритмических соотношений

Слуховой анализ, музыкальный диктант:

  • осмысленное слуховое восприятие законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи,
  • владение навыками записи ритмических и мелодических построений и  отдельных элементов музыкальной речи

Творческие навыки:

  • навык самостоятельного применения полученных знаний и умений в творческой деятельности

Теоретические знания

  • по музыкальной грамоте в

соответствии с программными требованиями,

  • по элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями

 «4»отлично

Умения, навыки

Вокально-интонационные навыки:

  • недостаточная чистота интонации,
  • неточное  исполнение ритмического рисунка,
  • не выразительное исполнение,
  • недостаточное владение навыками пения с листа

Ритмические навыки:

  • владение навыками исполнения и осмысления метроритмических соотношений

Слуховой анализ, музыкальный диктант:

  • осмысленное слуховое восприятие законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи,
  • недостаточное  владение навыками записи ритмических и мелодических построений и  отдельных элементов музыкальной речи

Творческие навыки:

  • навык самостоятельного применения полученных знаний и умений в творческой деятельности

Теоретические знания

  • по музыкальной грамоте в

соответствии с программными требованиями,

  • по элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями

«3»удовлетворительно

Умения, навыки

Вокально-интонационные навыки:

  • нет чистоты интонации,
  • нет точного  исполнения ритмического рисунка,
  • не выразительное исполнение,
  • недостаточное владение навыками пения с листа

Ритмические навыки:

  • недостаточное владение навыками исполнения и осмысления,
  • нет метроритмических соотношений

Слуховой анализ, музыкальный диктант:

  • нет осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи,
  • отсутствиевладения навыками записи ритмических и мелодических построений, отдельных элементов музыкальной речи

Творческие навыки:

  • нет навыка самостоятельного применения полученных знаний и умений в творческой деятельности

Теоретические знания

  • недостаточные знания по музыкальной грамоте в

соответствии с программными требованиями и по элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями

«2»неудовлетворительно

Умения, навыки

Вокально-интонационные навыки:

  • слабое интонирование,
  • нет точного  исполнения ритмического рисунка,
  • отсутствие выразительного исполнения,
  • слабое владение навыками пения с листа

Ритмические навыки:

  • нет владения навыками исполнения и осмысления,
  • нет метроритмических соотношений

Слуховой анализ, музыкальный диктант:

  • отсутствие  владения навыками записи ритмических и мелодических построений, отдельных элементов музыкальной речи

Творческие навыки:

  • нет навыка самостоятельного применения полученных знаний и умений в творческой деятельности

Теоретические знания

  • Очень слабые

VI.Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности РМБОУ ДОД «Знаменская ДШИ»

Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности РМБОУ ДОД «Знаменская ДШИ» разрабатывается ежегодно на текущий учебный год, утверждается директором Школы и является Приложением к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударныеинструменты».

VII. Требования к условиям реализации программы

7.1. Требования к условиям реализации программы «Духовые и ударныеинструменты» представляют собой систему требований к учебно-методическим,  кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Духовые и ударныеинструменты» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

7.2.С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности Школа должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

  • выявления и развития одаренных детей в области музыкального

искусства;

  • организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и

организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности

совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  • использования в образовательном процессе образовательных

технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке

педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

  • построения содержания программы «Духовые и ударные

инструменты» с учетоминдивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

  • эффективного управления Школой.

7.3.При реализации программы «Духовые и ударныеинструменты» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель.

Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

При реализации программы «Духовые и ударныеинструменты» с дополнительным годом

обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели.

 При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.

7.4. В учебномгоду предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по образовательной программе со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.

Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

7.5. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

7.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Духовые и ударные инструменты» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.

7.7. Школа обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.

Школа обеспечивает условия для создания учебного оркестра (духового, возможно симфонического или эстрадного) путем пропорционального формирования контингента обучающихся с целью реализации в вариативной части ОП учебного предмета «Оркестровый класс». В случае реализации в вариативной части ОП учебного предмета «Оркестровый класс» учебные оркестровые коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами до 25 процентов от необходимого состава оркестра.

Оркестровые и хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

7.8. Программа «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

7.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности Школы.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

7.10. Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме:196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным годом обучения; 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом обучения.

Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчета одной недели в учебном году.

В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

7.11. Оценка качества реализации программы «Духовые и ударные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и осуществляется в соответствии с локальными актами:

«Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области  искусств»;

«Положение об итоговой аттестации обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области  искусств».

Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» проводится в форме выпускных экзаменов по следующим учебным предметам:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных

композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

  • знание профессиональной терминологии, основного репертуара для духовых и ударных инструментов, различных составов ансамблей, оркестров;
  • достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
  • при реализации ОП в области эстрадно-джазового искусства умение и навыки музыкальной импровизации;
  • умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом  аккордовые, интервальные и мелодические построения;
  • наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Духовые и ударные инструменты» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

7.12. Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Духовые и ударные инструменты». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

7.13. Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть замененопреподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ  в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники Школы осуществляют творческую и методическую работу.

Школа создает условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Духовые и ударные инструменты», использования передовых педагогических технологий.

7.14.Школа обеспечиваетфинансовые условия реализации программы «Духовые и ударные инструменты». При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

  • по учебному предмету «Специальность» от 60 до 100 процентов

аудиторного учебного времени;

  • по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному

учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

  • по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов

аудиторного учебного времени;

  • при введении в вариативную часть ОП учебного предмета

«Оркестровый класс» и консультаций по данному учебному предмету - не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени.

7.15. Материально-технические условия реализации программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Для реализации программы «Духовые и ударные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим
  • оборудованием,
  • библиотеку,
  • помещения для работы со специализированными материалами

(фонотеку, видеотеку, фильмотеку,просмотровый видеозал),

  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и

индивидуальных занятий,

  • учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой

класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино),  «Оркестровый класс» с пультами, пианино или роялем.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность» и «Фортепиано», оснащаются роялями или пианино.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки»,  оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническимоборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Школа должна иметь комплект духовых и ударных инструментов для детей разного возраста.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

        В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.