методический материал итоговой аттестации по циклу предметов теория музыки (Сольфеджио, музыкальная литература) для выпускников ДМШ и ДШИ
разработка готовых билетов для устного и письменного экзамена по сольфеджио для учащихся 8 класса, темы проектов для защиты по музыкальной литератупе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_attestatsiya_teoriya_muzyki.docx | 220.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Итоговый устный экзамен по сольфеджио
8 класс
Билет № 1
- Интонационные упражнения в тональности фа минор.
Спеть:
- гаммунатуральный вид, гармонический;
- Ступени: I – III – V – IV – II – VII (нат.) – I;
- Интервалы «цепочкой»: ч.5 – ч.8 – м.3 – б.2
I
Аккордовую последовательность: t 5/3 – s 6/4 – t5/3 – D 6/5 – t 5/3
- Спеть с листа № 605 (сборник с.-о К. и Ф. I ч., с. 99).
Протяжно Р.н.п. «Потеряла я колечко»
- Какие ув. и ум. интервалы образуются от повышения VII ступени минора и на каких ступенях?
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 2
- Интонационные упражнения в тональности Ля мажор.
Спеть:
- гаммунатуральный вид, гармонический;
- Ступени: I – V – III – IV – VII – I;
- Интервалы «цепочкой»: ч.4 – м.3 – м.6 – ум.5 – м.2
V
- Аккордовую последовательность: T6 – S5/3 – D 2 – T6
- Спеть с листа № 292 (сборник с.-о К. и Ф. I ч., с. 42).
Не торопясь М.Красев «Счастливый день»
- Какие тональности называются энгармонически равными? Перечислить все энгармонически равные тональности мажора и минора, встречающиеся в музыкальной практике.
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 3
- Интонационные упражнения в тональности Ми мажор.
Спеть:
- гамму(натуральный вид);
- Ступени: I – VII –– IV – III –– I;
- Интервалы «цепочкой»: б.3 – б.6 – ч.5 – б.2
III
- Аккордовую последовательность: T6/4 – D5/3 – D 7 – T 5/3(н.)
- Спеть с листа № 346 (сборник с.-о К. и Ф. I ч., с. 51).
Скоро Укр.н.п. «На водiчовен»
- Сколько обращений имеет трезвучие? Как образуются, называются и обозначаются обращения трезвучия?
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 4
- Интонационные упражнения в тональности Фа мажор.
Спеть:
- гамму(натуральный вид);
- Ступени: III – II – VII –– IV – III –– I;
- Интервалы «цепочкой»: ч.5 – м.3 – ум.5 – м.2 – б.3
V
- Аккордовую последовательность: T5/3 – T6/4 – S6 – D7 – T5/3(н.)
- Спеть с листа № 258 (сборник «Чтение с листа» Фридкин, с. 50).
Скоро Французская народная песня «Кадэрусель»
- Сколько обращений имеет септаккорд и как они называются? Интервальный состав обращений Д7, их построение и разрешение в ладу.
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 5
- Интонационные упражнения в тональности ми минор.
Спеть:
- гаммунатуральный вид, гармонический;
- Ступени: I – VII# – VI – V –– I;
- Интервалы «цепочкой»: ч.5 – б.2 – м.3 – ув.2 – м.2
I
- Аккордовую последовательность: t 5/3 – s 6/4 – D 6/5 – t 5/3
- Спеть с листа № 406 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 61).
Andante (Неторопливо) Словацкая народная песя «Что ж ты не шел»
- Что такое обращение интервала? Как называются интервалы шире октавы?
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 6
- Интонационные упражнения в тональности ми минор.
Спеть:
- гаммугармоническийвид;
- Ступени: I – II – VI – V –– III;
- Интервалы «цепочкой»: ч.8 – б.3 – м.3 – ум.5 – м.2
I
- Аккордовую последовательность: t 5/3 – D6/5 – t5/3 – s6/4 – t5/3
- Спеть с листа № 465 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 72).
Медленно Р.н.п «Слобода ль моя ты, слободушка»
- Что такое размер? Виды размеров.
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 7
- Интонационные упражнения в тональности Ре мажор.
Спеть:
- гаммунатуральный вид, гармонический;
- Ступени: I –II – VI – VII – I;
- Интервалы «цепочкой»: ч.5 – м.2 – ум.5 – м.2 – б.3
V
- Аккордовую последовательность: T 5/3 – S 6/4 – D6 – D6/5 – T 5/3
- Спеть с листа № 283 (сборник «Чтение с листа» Фридкин, с. 56).
Скоро Укр.н.п. «Ой, пiшла дiвчина»
- Что такое аккорд? Трезвучие и его виды?
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет №8
- Интонационные упражнения в тональности Фа мажор.
Спеть:
- гаммунатуральный вид, гармонический;
- Ступени: I – V – VI – VII –– I;
- Интервалы «цепочкой»: м.6 – ч.4 – б.2 – м.3 – м.2 – ум.5 – м.2
III
- Аккордовую последовательность: T 6/4 – D 5/3 – D7 – T 5/3
- Спеть с листа № 407 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 61).
Conbrio (Живо)
Польская народная песня «С гор высоких»
- Что такое ритм? Перечислить основные деления длительностей звуков.
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 9
- Интонационные упражнения в тональности ре минор.
Спеть:
- гаммумелодический вид, гармонический;
- Ступени: I – VII# – VI – III –– I;
- Интервалы «цепочкой»: б.3 – м.2 – ум.7 – м.2
III
- Аккордовую последовательность: t5/3 – D6 – t5/3 – t6 – s5/3 – t5/3
- Спеть с листа № 408 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 61).
Andante (Неторопливо) Чешская народная песня «Пастух»
- Какой лад называется минорным? Назвать виды минора. То же самое рассказать о мажорном ладе.
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Билет № 10
- Интонационные упражнения в тональности до минор.
Спеть:
- гаммугармонического вида;
- cтупени: III – IV – VII# – I – II – I;
- Интервалы «цепочкой»: ч.4 – м.2 – ув.2 – м.2
I
- Аккордовую последовательность: t 5/3 – s 6/4 – t5/3 – D6 – t 5/3
- Спеть с листа № 217 (сборник c.-o К. и Ф. I ч., с. 30).
Не очень медленно Укр.н.п. «Ой, вербо,вербо»
- Что такое метр? Что такое такт? Тактовая черта, её роль.
- Определить на слух (все пройденные интервалы и аккорды, лады)
Экзаменационные билеты для 8 класса (письменно)
Билет № 1.
1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.
б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.
И. Дунаевский «Веселый ветер»
2. Напишите гаммы: от «соль» мажор гармонический ↑,
минор мелодический ↑,
минор хроматический ↑.
3. Постройте и разрешите тритоны и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.
4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:
B, F, d, h, fis, Еs, c.
5. Постройте от звука «ми» (без разрешения):
↑ м3, ув4, м.6, М6/3, D4/3.
↓ б.2, ч.4, б.7, М5/3, D2.
6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой): T5/3, S6/4, D6/5, МVII7, Т5/3.
Билет № 2.
1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:
б). Подпишите тональность, особенности лада.
Э.Меларти. Сонатина
2. Напишите гаммы от «ре» минор гармонический ↑,
мажор мелодический ↓,
мажор хроматический ↓.
3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом миноре предыдущего вопроса.
4. Напишите буквенно названия тональностей и ключевые знаки: мажорные диезные тональности по квинтовому кругу.
5. Постройте от звука «ля» (без разрешений):
↑ М6/4, м.6, м.2, ум5, Б5/3;
↓ б.2, ч.5, б6, D2, М6/3.
6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4: S6/3, D5/3, D7, Т5/3, Т6/3.
Билет № 3.
1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.
б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.
Ф.Шуберт. Баркарола
2. Напишите гаммы: от «ми» (все ↑) мажор гармонический,
минор мелодический,
минор хроматический.
3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.
4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:
A, G, H, d, gis,a, fis.
5. Постройте от звука «ре» (без разрешения):
↑ ч.5, б.6, б.3, М6/3, Ум.VII7.
↓ м.2, ув.4, б.6, Ум.5/3, D6/5.
6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой): T6/3, S5/3, D2, Т6/3.
Билет № 4.
1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:
б). Подпишите тональность, особенности лада.
Р. Шуман. «Арлекин»
2. Напишите гаммы от «ля» минор гармонический ↑,
мажор гармонический ↓,
мажор хроматический ↑.
3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом миноре предыдущего вопроса.
4. Напишите буквенноназвания тональностей и ключевые знаки: мажорные тональности в хроматическом порядке.
5. Постройте от звука «си» (без разрешений):
↑ Ум.5/3, м.7, б.3, ч.5, D7;
↓ б.3, ч.5, М.5/3, Б6/4, ув.4.
6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4: T6/4, S6/3, T6/3, D4/3, Ум.VII6/5, Т5/3.
Билет № 5.
1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.
б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.
Укр. нар. песня
2. Напишите гаммы: от «фа» (все ↑) мажор гармонический,
минор мелодический,
минор хроматический.
3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.
4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:
As, Fis, c, е, g, Е, cis.
5. Постройте от звука «ре» (без разрешения):
↑ ум.5, м.6, м.7, Б6/3, D7.
↓ м.2, ч.5, б.7, Ув.5/3, Ум.VII7.
6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой): D4/3, S6/4, S6, МVII7, Т6/3.
Билет № 6.
1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:
б). Подпишите тональность, особенности лада.
Ф.Шопен
2. Напишите гаммы от «до» минор гармонический ↑,
минор мелодический ↑,
мажор хроматический ↓.
3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом миноре предыдущего вопроса.
4. Напишите буквенноназвания тональностей и ключевые знаки: мажорные бемольные тональности по квинтовому кругу.
5. Постройте от звука «соль» (без разрешений):
↑ Б.6/4, м.6, м.3, б.7, М6/3;
↓ б.3, ум.5, Ум.5/3, D6/5, Б6/3.
6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4: S6/3, D6/3, м.VII7, D4/3, Т6/3.
Билет № 7.
1. а). Разделите мелодию на такты, сделайте инструментальную группировку.
б). Определите и подпишите тональность мелодии, особенности лада.
Г.Гершвин. «Summertime»
2. Напишите гаммы: от «си » (все ↑) мажор гармонический,
минор мелодический,
минор хроматический.
3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в мажорной тональности предыдущего задания.
4. «Переведите» названия тональностей, поставьте ключевые знаки:
D, Gis, b, a, f, C, d.
5. Постройте от звука «до»(без разрешения):
↑ ч.5, м.3, б.6, Б6/4, D4/3.
↓ м.2, ум.5, м.7, Ум.5/3, D7.
6. Постройте и разрешите аккорды в мажорной тональности вопроса № 2 или № 4 (в любой): T5/3, D6/5, T6/3, S5/3, S6, МVII7, Т5/3.
Билет № 8.
1. а). Перепишите мелодию, разделите на такты и сгруппируйте звуки по правилам инструментальной группировки:
б). Подпишите тональность, особенности лада.
А.Бородин. Хор половецких девушек
2. Напишите гаммы от «ля» мажор гармонический ↑,
минор мелодический ↑,
минор хроматический ↓.
3. Постройте и разрешите цепочку тритонов и характерные интервалы в гармоническом мажоре предыдущего вопроса.
4. Напишите буквенноназвания тональностей и ключевые знаки: минорные диезные тональности по квинтовому кругу.
5. Постройте от звука «фа» (без разрешений):
↑ М.6/3, б.6, ув4, м.3, Б6/4;
↓ ч.5, б.3, Б5/3, D2, Б6/3.
6. Постройте и разрешите аккорды в любой мажорной тональности из задания № 4: S5/3, Т6/3, D4/3, D2, Т6/3, Т5/3.
Итоговый экзамен по музыкальной литературе 8 класс – защита проектов на выбранную тему.
Перечень тем проектов для защиты
- Эпоха Классицизма. Композиторы «венской школы»
- Основные жанры русских народных песен. Композиторы, которые обращались в своем творчестве к народными песнями?
- История возникновения и развития симфонического оркестра.
- Произведения А.С. Пушкина в творчестве русских композиторов
- Оперное творчество В.А. Моцарта
- Балеты П.И Чайковского
- С.В. Рахманинов пианист и композитор
- Композиторы «Могучей кучки»
- «Детская музыка» в творчестве русский композиторов
- Д.Д. Шостакович в годы ВОВ. «Ленинградская симфония»
- Эпоха романтизма в музыке. Композиторы – романтики (зарубежные)
- Н.А. Римский – Корсаков «сказочный» композитор.
- Тема Востока в произведениях русских композиторов.
- Образы сказочных персонажей в произведениях русских композиторов
- Образы сказочных персонажей в произведениях зарубежных композиторов.