ПРОГРАММА По учебному предмету ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (шестиструнная гитара) Вариативная часть
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (шестиструнная гитара)» разработана с учетом федеральных государственных требований на основе примерной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Дополнительный инструмент (шестиструнная гитара)» Института РОСКИ.
В общей системе профессионального музыкального образования музицированию на классической шестиструнной гитаре отводится определённое место. В последние годы увеличилось число желающих освоить дополнительный инструмент, а именно шестиструнную гитару.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprof_oznakomlenie_gitara_2.doc | 211.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
По учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(шестиструнная гитара)
Вариативная часть
Разработчики:
Ладыкина Ю.В., Родионова О.В.
- преподаватели ГБУ ДО НАО
«Детская школа искусств»
Нарьян-Мар
2019 г.
Одобрено: Методическим советом ГБУ ДО НАО «ДШИ» ______________ (подпись) «___»____________2019 г. | Утверждаю: Директор ГБУДО НАО «ДШИ» ______________ (подпись) «___»___________2019 г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств»
Разработчики:
Ладыкина Юлия Викторовна – преподаватель высшей квалификационной категории по классу балалайки, гитары
Родионова Ольга Вячеславовна – преподаватель высшей квалификационной категории по классу гитары
Рецензент:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рецензент:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (шестиструнная гитара)» разработана с учетом федеральных государственных требований на основе примерной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Дополнительный инструмент (шестиструнная гитара)» Института РОСКИ.
В общей системе профессионального музыкального образования музицированию на классической шестиструнной гитаре отводится определённое место. В последние годы увеличилось число желающих освоить дополнительный инструмент, а именно шестиструнную гитару.
Начальные навыки музицирования на этом инструменте формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Знакомство учеников с гитарным репертуаром происходит на базе следующего материала: упражнения и этюды, пьесы для начинающих гитаристов, в основе которых лежит знакомство основными приёмами игры на инструменте, начальные навыки аккомпанемента на примерах произведений различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Работа в классе дополнительного инструмента направлена на выработку у учащегося самостоятельного творческого решения, умения аккомпанировать, музицировать.
Программа учитывает физические, возрастные, индивидуальные особенности учащихся и построена на принципах:
- индивидуального подхода – максимального развития природных
способностей ребенка, психофизиологических особенностей, составляющих его музыкальную индивидуальность;
- доступности обучения, в том числе, на основе подбора учебного музыкального материала с учетом состояния здоровья, физических возможностей детей и степени подготовки учащихся;
- последовательности и постепенности обучения (от простого к сложному);
- наглядности обучения – показа (иллюстрации) и объяснения;
- активности – максимального участия ученика в учебной деятельности.
Срок реализации учебного предмета
Реализация данной программы осуществляется с 2 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет), включая требования дополнительного года обучения для поступающих в профессиональные образовательные учреждения ( 9 класс) и с 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет), включая требования дополнительного года обучения для поступающих в профессиональные образовательные учреждения (6 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Таблица № 1
Срок обучения 8(9) лет
Класс | 2-8 классы | 9 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 99 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия | 99 | 33 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 99 | 33 |
Таблица № 2
Срок обучения 5(6) лет
Класс | 2-5 классы | 6 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 66 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия | 66 | 33 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 66 | 33 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока с 2-8 классы 0.5 часа, 9 год обучения 1 час (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет), с 2-5 классы 0.5 часа, 6 год обучения 1 час (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства на дополнительном инструменте в классе шестиструнной гитары.
- Владение основными приёмами игры на шестиструнной гитаре;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре на инструменте; - формирование у обучающегося комплекса исполнительских навыков,
необходимых для начального этапа музицирования; - расширение кругозора учащегося путем ознакомления с гитарным
репертуаром; - решение коммуникативных задач, влияющих на творческое мышление учащегося в процессе музицирования;
- развитие начальных навыков аккомпанемента;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле с преподавателем.
Структура программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Дополнительный инструмент (шестиструнная гитара)» зависит от возраста учащихся и их индивидуальных способностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных элементов и всего произведения целиком);
- частично - поисковый (учащийся участвует в поиске решения поставленной задачи);
- практический (технические и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для проработки конкретных элементов и последующая организация всего произведения в целом);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей на гитаре, посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных и
интеллектуальных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в классе «Дополнительного инструмента (шестиструнная гитара)» в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на данном инструменте.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Техническое оснащение занятий:
- аудитория для занятий;
- шестиструнная гитара (до 2 инструментов);
- тюнер;
- подставки под ногу;
- пюпитры;
- стулья;
- стол.
II. Содержание учебного предмета
Срок обучения – 8 (9) лет
Предмет вариативной части учебного плана с 2 по 8 класс - 0,5 часа в неделю, в 9 классе – 1 час в неделю.
Таблица 3
Распределение по годам обучения | ||||||||||
Класс | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 0,5 | 0,5 | 0.5 | 0 .5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 1 | ||
Срок обучения – 5 (6) лет
Предмет вариативной части учебного плана с 2 по 5 класс - 0,5 часа в неделю, в 6 классе – 1 час в неделю.
Таблица 4
Распределение по годам обучения | |||||
Класс | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (концертных залов, театров и др.);
- участие обучающегося во внеурочных мероприятиях.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Годовые требования
При игре на дополнительном инструменте (шестиструнной гитаре) требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, аккомпанемента, к которым необходимо отнести:
- определённый комплекс упражнений для развития умений и навыков в области элементарного музицирования, позволяющий демонстрировать в игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Срок обучения – 8(9) лет
Первый год обучения (2 класс, 0,5 час в неделю)
На первом этапе происходит знакомство с инструментом, посадка за инструментом, формируется постановка исполнительского аппарата. Аппликатурные обозначения. Освоение приема «тирандо» и «апояндо».
В основе репертуара – простые пьесы, попевки. Занятия с учеником проводятся индивидуально.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. А. Руббах «Колыбельная»
2. Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
3. В. Бранд «Тётушка тыква»
4. В. Калинин «Этюд», а – moll
5. Г. Каурина «Пьеса»
6. Л. Иванова «Звёздочки»
7. В. Калинин «Вальс»
8. Й. Кригер «Менуэт»
Второй год обучения (3 класс, 0,5 час в неделю)
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Работа над чередованием пальцев правой руки по одной струне и качеством исполнения «тирандо» и «апояндо». Объем каждой пьесы должен быть минимальным, музыкальный язык доступным, название – нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа. Владение грифом до пятого лада.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. «Французская песенка»
2. М. Каркасси «Прелюдия»
3. Л. Иванова «Песенка»
4. В. Калинин «Этюд», а – moll
5. А. Варламов «На заре ты её не буди»
6. В. Бранд «Снег»
7. В. Калинин «Прелюдия», е – moll
8. Польский народный танец «Мазурка»
Третий год обучения (4 класс, 0,5 час в неделю)
Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Развитие силы и уверенности пальцев правой руки. Работа над аккордовой техникой на материале не сложных аккомпанементов, развитие мелкой моторики на пьесах, способствующих развитию навыка музицирования на шестиструнной гитаре.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. М. Каркасси «Прелюд»
2. В. Калинин «Лирический хоровод»
3. Р.н.п. в обр В. Калинина «Как под горкой под горой»
4. Обр. В. Калинина «Частушка»
5. Т. Сик «Самба»
6. Р.н.п. «Ах ты, ноченька»
7. Д. Синьориле «В стиле XVIII века»
8. В. Козлов Полька «Топ-топ-топ»
Четвёртый год обучения (5 класс, 0,5 час в неделю)
Продолжить работу над переходами со струны на струну. Элементарные виды флажолетов. Повторение материала, пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию в аккомпанементе. Развитие техники баррэ.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. Х. Сагрерас «Этюд», d – moll
2. М. Блантер «Катюша»
3. Л. Иванова «Дождливое утро»
4. В. Калинин «Этюд», а – moll
5. Б. Мокроусов «Одинокая гармонь»
6. М. Каркасси «Танец»
7. В. Калинин «Прелюдия», е – moll
8. Р.н.п. Ах ты, степь широкая»
Пятый год обучения (6 класс, 0,5 часа в неделю)
Закрепление исполнительских навыков, полученных в предыдущие годы обучения. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития техники легато и «баррэ». При игре в ансамбле с педагогом учащийся должен научиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. В. Бортянков «Колыбельная»
2. Р.н.п. в обр. Н. Дмитриевой «Ты пойди, моя коровушка, домой»
3. В. Шаинский « Кузнечик»
4. В. Бортянков «Частушка»
5. О. Копенков «Мини-шоро»
6. О. Копенков «Мини-блюз»
7. Р.н.п. «Тонкая рябина»
8. Р.н.п. «То не ветер ветку клонит»
Шестой год обучения (7 класс, 0,5 час в неделю)
Расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появление более сложного ритмического рисунка и аккомпанемента. Развитие беглости пальцев левой руки и техники легато. Работа над координацией действий рук в гаммообразных элементах, а также над сменой позиций в произведениях.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. Р.н.п. «Не корите меня, не браните»
2. О. Копенков «Китайский танец с веерами»
3. М. Каркасси «Андантино» с – dur
4. Х. Сагрерас «Этюд» с – moll
5. Польский народный танец «Мазурка»
6. Р.н.п. «Мой костер»
7. Б. Мокроусов «Одинокая гармонь»
8. В. Калинин «Маленький испанец»
9. В. Козлов «Испанский танец»
Седьмой год обучения (8 класс, 0,5 часа в неделю)
Развитие исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над звукоизвлечением, динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.
В основе репертуара – произведения, доступные для успешной реализации данного этапа обучения, владение навыками аккомпанемента, умение разбираться в табулатуре. Совершенствование техники аккордовой игры.
В течении года ученик должен сыграть 7-9 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
- Обр. В. Зырянова «Малагуэнья»
- Л. Иванова «Испанская зарисовка»
- О. Копенков «В белых штанах»
- М. Каркасси «Аллегретто»
- Д. Фортеа «Вальс»
- Л. Иванова «Мелодия»
- А. Иванов-Крамской «Грустный напев»
- И. Дунаевский «песенка о капитане»
- М. Таривердиев «Маленький принц»
- Ф. Меркури «Богемская рапсодия» (фрагмент)
Восьмой год обучения (9 класс, 1 час в неделю)
Подведение итогов работы над навыками музицирования на шестиструнной гитаре, а именно приобретение:
- умения слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
- умения грамотно и чутко аккомпанировать партнеру (преподавателю);
- умения работать над динамикой произведения;
- умения анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течении года ученик должен сыграть 8-10 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
- В. Ерзунов «Свеча»
- О. Копенков «Сомбреро»
- И. Матвиенко «Позови меня тихо по имени»
- В. Калинин «Тарантелла»
- М. Каркасси «Анданте», g – dur
- А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду»
- М. Альберт «Чувства»
- И. Корнелюк «Город, которого нет»
- В. Козлов «Румба»
- В. Козлов «Дедушкин рок-н-ролл»
Срок обучения – 5 (6) лет
Первый год обучения (2 класс, 0,5 часа в неделю)
На первом этапе происходит знакомство с инструментом, посадка за инструментом, формируется постановка исполнительского аппарата. В основе репертуара – простые пьесы, попевки. Занятия с учеником проводятся индивидуально. Объем каждой пьесы должен быть минимальным, музыкальный язык доступным, название – нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать развитию музыкального мышления. Аппликатурные обозначения. Освоение приема «тирандо» и «апояндо».
В течение года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. «Французская песенка»
2. В. Калинин «Вальс»
3. Л. Иванова «Звёздочки»
4. В. Калинин «Этюд», а – moll
5. А. Варламов «На заре ты её не буди»
6. В. Бранд «Снег»
7. В. Калинин «Прелюдия» е – moll
8. Г. Каурина «Пьеса»
Второй год обучения (3 класс, 0,5 час в неделю)
Повторение материала, пройденного в прошлом году. Продолжить работу над чередованием пальцев правой руки по одной струне и качеством исполнения «тирандо» и «апояндо». Знакомство с навыком простого аккомпанемента, развитие аккордовой техники.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
1. М. Каркасси «Прелюд»
2. В. Калинин «Лирический хоровод»
3. Р.н.п. в обр В. Калинина «Как под горкой под горой»
4. Обр. В. Калинина «Частушка»
5. Т. Сик «Самба»
6. Р.н.п. «Ах ты, ноченька»
7. Д. Синьориле «В стиле XVIII века»
8. В. Козлов Полька «Топ-топ-топ»
Третий год обучения (4 класс, 0,5 часа в неделю)
Повторение материала, пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию. При игре в ансамбле с педагогом учащийся должен научиться не только исполнять свою партию, но и слышать партию второго голоса. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития техники легато и «баррэ».
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
- Козлов «Испанский танец»
- Л. Иванова «Мальвина»
- В. Бортянков «Колыбельная»
- О. Копенков «Ты мне явилась во сне»
- В. Калинин «Маленький испанец»
- М. Джулиани «Аллегро»
- Р.н.п. «Тонкая рябина»
- Романс «Очи чёрные»
- И. Матвиенко «Конь»
Четвёртый год обучения (5 класс, 0,5 часа в неделю)
Развитие исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над звукоизвлечением, динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. В основе репертуара – произведения, доступные для успешной реализации данного этапа обучения, владение навыками аккомпанемента, умение разбираться в табулатуре. Совершенствование техники аккордовой игры.
В течении года ученик должен сыграть 6-8 пьес, включая этюды.
Зачетные требования
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых
для исполнения, показа на контрольных уроках
- В. Калинин «Прелюдия» е – moll
- Ф. Таррега «Этюд» е – moll
- О. Копенков «В мире грёз»
- Д. Фортеа «Вальс»
- Л. Иванова «Испанская зарисовка»
- К. Майне «Ветер перемен»
- И. дунаевский «Песенка о капитане»
- К. Листов «В землянке»
- И. Матвиенко «Позови меня тихо по имени»
Пятый год обучения (6 класс, 1 час в неделю)
Подведение итогов работы над навыками музицирования на шестиструнной гитаре, а именно приобретение:
- умения слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
- умения грамотно и чутко аккомпанировать партнеру (преподавателю);
- умения работать над динамикой произведения;
- умения анализировать содержание и стиль музыкального произведения;
- умения разбираться в табулатуре.
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам | Май Зачёт в форме контрольного урока: 1 произведение наизусть, 2-е произведение по нотам |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения, показа на контрольных уроках
- Л. Иванова «Мелодия»
- В. Калинин «Спаньолетта»
- О. Копенков «Самба»
- Ф. де Милано «Канцона»
- И. Матвиенко «Там за туманами»
- В. Лобос «Кубинский танец»
- О. Копенков «Карнавал»
- В. Козлов «Румба»
- А. Иванов-Крамской «Вдоль по улице метелица метёт»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Дополнительный инструмент (шестиструнная гитара)» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области инструментального исполнительства:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать гитарный репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- наличие умений по самостоятельному чтению нот с листа;
- наличие слухового контроля при музицировании;
- повышение мотивации к продолжению обучения игре на инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Дополнительный инструмент (шестиструнная гитара)» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого года. В 9 классе (со сроком обучения 8(9) лет) и в 6 классе (по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет) промежуточная аттестация проходит в конце 1 и 2 полугодий.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы; - темпы продвижения в освоении предмета.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Каждая форма проверки может быть, как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной (зачет).
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 5
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3(«удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2(«неудовлетворительно») | комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В классе «Дополнительного инструмента (шестиструнная гитара)», на начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником целей и задач, которые ставит перед ним преподаватель. Педагог, в свою очередь, должен обращать внимание на постановку исполнительского аппарата, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов произведения.
При выборе репертуара педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи. На протяжении всего обучения на данном инструменте, грамотно составленная и подобранная программа для учащегося будет являться залогом его успешности, заинтересованности и повышением мотивации для дальнейшего изучения инструмента.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно изучить и знать музыкальный материал, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания. После каждого урока с преподавателем дома необходимо вновь прорабатывать отмеченные в нотах ключевые моменты, закрепить полученные исполнительские умения и навыки, исправить указанные преподавателем технические недостатки в игре.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П.С. Агафошин. – М.: Музыка 1985.
2. Агеев, Дмитрий Гитара. Уроки мастерства для начинающих / Дмитрий Агеев. – М.: Питер, 2012. – 144 c.
3. Иванов-Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре / А. Иванов-Крамской. – М.: Музыка 1977. – 151 с.
4. Калинин, А. Юный гитарист / А. Калинин. – М.: Музыка 1997. - 44 с.
5. Копенков О. Хрестоматия гитариста / О. Копенков. – М.: Музыка 2012 - 89 с.
6. Кузнецов, В. Как научить играть на гитаре / В. Кузнецов. – М.: Изд-во Классика – XXI 2006. – 200 с.
7. Кузин, Ю. Чтение нот с листа на гитаре в первые годы обучения / Ю. Кузин. – Новосибирск.: Изд-во ОКРАИНА 2002. – 72 с.
8. Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М. Павленко. – М.: Феникс, 2008. – 128 c.
9. Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В. Петров. – М.: Современная школа, 2010. – 172 c.
10. Флеминг, Т. Гитара для начинающих / Т. Флеминг. – М.: Изд-во "АСТ", 2006 – 144 c.
11. Фрадд, Дэйл Гитара. Полное пошаговое руководство / Дэйл Фрадд. – М.: Попурри, 2005. – 144 c.
12. Цветков, В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Цветков. – М.: Феникс, 2013. – 112 c.