Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Игровое сольфеджио»

Еремеева Маргарита Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Игровое сольфеджио» в рамках платных дополнительных услуг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа «Игровое сольфеджио»221.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                        3
  2. Учебно-тематический  план                                                                 9
  3. Календарный учебный график                                                        10
  4. Рабочая программа I года обучения                                                11
  5. Содержание программы                                                                24
  6. Формы и методы контроля. Критерии                                                 27
  7. Список рекомендуемой учебной и методической литературы                 30

  1. Пояснительная записка.

«Игровое сольфеджио»– целостный мир музыки, фокусирующий в себе все элементы музыкальных дисциплин и виды музыкальной деятельности. Именно поэтому этот предмет, вошедший в ряд предметов дополнительных  общеразвивающих программ  для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые создают необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития творческого потенциала учащихся,   определяет их  выбор вида художественной деятельности, помогает профессионально ориентировать. Необходимость в создании  программы обусловлена  спецификой образовательных потребностей жителей  города.

Основными формами работы являются - пение, слушание музыки, ритмика, игра, нотописание. Программа предполагает так же постоянную взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях. Это способствует постижению выразительности языка музыки и других искусств. При этом язык других искусств (живописи, пантомимы, ритмопластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой. Программа предусматривает не столько усвоение предметно дисциплинных знаний, сколько направлена на обогащение духовного мира ребенка, максимальное раскрытие его, как личность.

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Игровое сольфеджио» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложениек письму Минкультуры Россииот 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения - стартовый.

Школа искусств получает свой статус благодаря реализации предпрофессиональных программ, при этом не все дети могут учиться по данным программам, так как не всегда ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение или непроходят вступительные испытания. Актуальность в том, что данная программа позволяет подготовить учащегося к следующему этапу музыкального образования в школе искусств.

Отличительной особенностью программы является то, что при ее освоении учащиеся, при желании, могут успешно сдать вступительные экзамены на предпрофессиональную программу

Направленность программы – художественная.

Адресат программы: учащиеся:5-8лет. Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста.  Дошкольникам свойственна непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений. Их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу следует уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, являющейся самым эффективным методом работы.  При этом главные специфические музыкальные задачи не должны заслонять задач общевоспитательного порядка: необходимо приучать детей к дисциплине, труду, развивать чувства ответственности, уважения и чуткости к товарищам и старшим, воспитывать доброту и честность.

Цель программы – развитие музыкального слуха детей.

Задачи:

Обучающие:

  1. приобретение элементарных знаний музыкальной грамоты;
  2. приобретение навыков чтения и записи нотного письма, воспроизведение и запись ритмических рисунков;
  3. приобретение навыков интонирования мелодии;
  4. воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста;

Развивающие:

  1. развитие чувства метроритма, чувства формы, внутренних слуховых представлений, музыкального мышления, памяти;
  2. развитие первоначальных музыкальных представлений и навыков;

Воспитательные:

  1. воспитание у детей любви и интереса к музыке;
  2. накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса.

Осуществление этих задач основывается вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным же восприятие ребенка становится лишь после практического освоения ряда навыков в слушании, пении и движении.

Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся в период с мая по август. Наполняемость группы с учетом рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств и СанПин составляет от 6 до 15 человек. На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки. В течение года допускается дополнительный набор. По результатам прохождения вступительных испытаний учащийся зачисляется на предпрофессиональную или общеразвивающую программу.

Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.

Основная форма работы – групповой урок продолжительностью 30 минут. Проводится 2 раз в неделю.

Учебный план рассчитан на 68 часов.

Вид учебной работы,

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1 год

Полугодия

1

2

Количество недель

16

18

Аудиторные занятия

32

36

68

Максимальная учебная нагрузка

32

36

68

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер. К ним относятся наглядный, словесный, практический. Применяются они с нарастанием проблемности: от прямого действия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое). Создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Кроме традиционных методов, например в работе над интонацией, программа предусматривает метод, сочетающий в себе относительную сольмизацию на начальном этапе обучения. Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, проявляющаяся интуитивно в движении под музыку, фантазирование различных мелодий.

Игровые технологии:

  • музыкально - дидактические игры;
  • ролевые игры;
  • коммуникативные игры.

Занятия «игровое сольфеджио» проводится с использованием игровых технологий: игры загадки, соревновательные игровые элементы, игровые упражнения на сплочение коллектива, ролевые игры в шуточной стихотворной форме и др. При этом педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию.  Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно подводят детей к осознанному творчеству.

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

  1. Просторное помещение с возможностью двигаться в нём без препятствий
  2. учебные аудитории для групповых занятий, оснащенные учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформленные наглядными пособиями;
  3. музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, компьютер.
  4. Фортепиано, синтезатор, доска
  5. Шумовые музыкальные инструменты (в том числе из природных материалов: камушки, орешки, шишки и.т.д.)
  6. Набор ритмических карточек (ритмическое лото).
  7. Музыкальный центр, компьютер.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

В  результате  освоения  данной  программы   учащиеся  должны знать:

- элементы нотной грамоты;

- первоначальные теоретические знания.

должны уметь:

- читать и записывать знаки нотного письма;

- интонировать  мелодию;

- воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и  музыкального текста;

- прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;

- формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;

- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

II. Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Интонационное развитие

20

6

14

Прослушивание.

2.

Ритмическое развитие

19

5

14

Беседа. Прослушивание.

Выполнение задания.

3.

Музыкальная грамота

17

7

10

Беседа, Опрос.

4.

Развитие речи

12

4

8

Беседа. Опрос. Выполнение задания.

всего

68

22

46

III. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05

34 недели

34

2 раза в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Игровое сольфеджио»

(I год обучения)

Автор/составитель

Еремеева М.С.,

преподаватель теоретических дисциплин

Задачи I года обучения

Обучающие

- дать знания основ теории музыки;

- научить навыкам интонирования;

- научить основам пения с листа;

- научить основам записи музыкального диктанта.

Развивающие

- развивать мелодический слух;

- развивать чувства лада;

- развивать музыкальную память;

- развивать творческие способности.

Воспитательные

- воспитывать творческую активность;

- воспитывать потребность в слушании музыки;

- воспитывать желание музицировать.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- учащийся должен знать  элементы нотной грамоты;

- иметь первоначальные теоретические знания.

- уметь читать и записывать знаки нотного письма;

- уметь интонировать мелодию;

- воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и  музыкального текста;

- прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его.

Метапредметные результаты:

- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- творческое отношение при выполнении практических заданий;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства;

- желание музицирования.

Календарно-тематический план

Месяц, дата

Тема урока

I четверть

сентябрь

02.09-08.09

Вводный урок. Знакомство с детьми. Беседа – Мир музыки.

Мир звуков. Звуки шумовые, музыкальные. Мелодические: вокальные, инструментальные. Изображение звуков. Игры. Пение попевок на одном звуке

 (2 час.)

09.09-15.09

Звуки высокие, средние, низкие. Регистры. Озвучивание голосов животных в разных регистрах. Высота звука – образ. Игра на шумовых инструментах.

 (2 час.)

16.09-22.09

Инструменты-самоделки. Деревянные музыкальные инструменты. Инструменты симфонического оркестра.(2 час).

23.09-29.09

Настроение. Мимика. Чувства. О чем рассказывает музыка? Звуки громкие и тихие. Динамика в музыке.

 (2 час).

октябрь

30.09-06.10

Азбука динамики. Игры на закрепление понятий: F, P. Игра «Эхо».

 (2 час).

07.10-13.10

Сказки звуковысотности. Движение звуков вверх, вниз. Долгота звука – образ-характер движения. Ритмослоги: ТА, ТИ-ТИ.

 (2 час).

14.10-20.10

Игры на развитие чувства ритма, внимания и памяти. Сравнение звуков по долготе (шаг, бег). Темп (Быстро, медленно).  (2 час)

21.10-27.10

Ритмические рисунки. Куплетная форма. Запев, припев.

 (2 час).

28.10-03.11

К   А   Н   И   К   У   Л   Ы

II четверть

04.11-10.11

Повторение и закрепление пройденного материала на практических упражнениях. Мажор и минор. Песни разного характера.

  (2 час).

ноябрь

11.11-17.11

Беседа – « Как люди научились сохранять музыку». Нотный стан. Названия звуков. Путешествие на остров нот. (2 час).

18.11-24.11

Музыкальные ключи. Сказка про двух капитанов. Написание скрипичного ключа.

(2 час).

25.11-01.12

Освоение клавиатуры. I октава. Соотношение коротких длительностей. Ритмические упражнения. Клавиши ФА, МИ, РЕ, ДО. Поступенное движение вниз.

 (2 час).

декабрь

02.12-08.12

Наглядное пособие «Лесенка». Нотное письмо. Звукоряд. Подбор попевок. Слуховое отличие мажор, минор.

 (2 час).

09.12-15.12

Клавиши СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО. Движение мелодии вверх. Пение выученных попевок. Подготовка к новогоднему уроку.

 (2 час).

16.12-22.12

Три кита в музыке. Слуховое восприятие песни, марша. Написание штилей. Длительности звуков. Паузы. Подготовка к новогоднему уроку.

(2 час).

23.12-25.12

Закрепление пройденного материала – нотная азбука.

Новогодний урок – концерт.

(2 час).

26.12-08.01

К   А   Н   И   К   У   Л   Ы

III четверть

январь

09.01-15.01

Повторение: звуки, их свойства. Крещендо, диминуэндо. Пение выученных попевок, песен. Подбор попевок на фортепиано. Ритмический диктант.

 (2 час).

16.01-22.01

Гамма. Ступени гаммы. Тоника. Такт, тактовая черта. Сильная доля.

(2 час).

23.01-29.01

Размер 2/4. Сольмизация в размере 2/4. Чтение ритмических рисунков. (2 час).

30.01-05.02

Пение мажорного звукоряда. Устойчивые и неустойчивые ступени. Вводные звуки. Устойчивые ступени. Тоническое трезвучие. Освоение Т53. Сольфеджирование.

 (2 час).

февраль

06.02-12.02

Графическое изображение пауз. Паузы в мелодиях, ритмических упражнениях. Реприза. Стаккато и легато. Ритмическая партитура. (2 час).

13.02-19.02

Тон, полутон. Диез. Бемоль. Бекар. Написание диезов, бемолей.

(2 час).

20.02-26.02

Басовый ключ. Малая октава. Затакт.

(2час).

27.02-04.03

Знакомство с интервалами. Сказка об интервалах.

 (2 час).

март

05.03-11.03

«Мелодическое эхо». Мажорное и минорное трезвучие.

(2 час).  

12.03-18.03

Мелодия и аккомпанемент. Концертмейстер.

(2час).

19.03-20.03

Закрепление пройденного материала.

(2час).

21.03-29.03

К   А   Н   И   К   У   Л   Ы

IV четверть

апрель

30.03-05.04

Повторение: гамма, ступени гаммы, вводные звуки, Т53. Ритмические упражнения. (2 час).

06.04-12.04

Повторение сказки об интервалах. Название интервалов.

 (2 час).

13.04-19.04

Пение мажорного звукоряда. Пение вслух и «про себя».

 (2 час).

20.04-26.04

Подбор выученных мелодий. Узнавание песенок по нотной записи.

(2 час).

27.04-03.05

Сольфеджирование в размере 2/4 с дирижированием.

(2час).

май

04.05-10.05

Ритмические диктанты. Пение выученных мелодий.

 (2 час).

11.05-17.05

Интервал «Секунда». Выразительность интервала.

 (2 час).

18.05-24.05

Интервал «Терция». Игра терций.

 (2 час).

25.05-31.05

Закрепление знаний музыкальной грамоты.

 (2 час).

Содержание учебного предмета

В зависимости от возрастных особенностей учащихся и их психофизиологической готовности заниматься запланированными видами деятельности,  содержание тем может варьироваться и дополняться.

1.Интонационное развитие:

  • интонирование звукоряда;
  • понятие высоты звука;
  • лады музыки;
  • движение музыкальных звуков, освоение различных видов мелодического движения;

2.Ритмическое развитие:

  • понятие коротких и длинных звуков, обозначение их восьмыми и четвертными длительностями, чередование их в песенках и ритмическомаккомпанементе; понятие скорости в музыке-темп, быстрого и медленного;
  • пауза - остановка в музыке;
  • владение навыками ритмического инструментального аккомпанемента;
  • использование графической записи кружочками: маленькие кружочки соответствуют восьмым, большие – четвертным нотам;
  • использование ритмослогов в назывании длительностей: «ти-ти» - восьмые, «та» - четвертная, «ту» - половинная и т. д.

3.Музыкальная грамота:

  • понятие высота звука;
  • понятие продолжительность звука;
  • соотношения с длительностями - восьмая и четверть;
  • обозначение динамики;
  • расположение звуков на клавиатуре;
  • интонационные упражнения, ритмические;
  • знакомство с различными инструментами;
  • знакомство с музыкальными жанрами - песня, марш, танец;
  • мелодия и аккомпанемент;
  • знакомство с размерами,сильных и слабых долей;
  • слушание музыки, анализирование;
  • запись нот 1-ой октавы;

4.Развитие речи:

  • упражнения на укрепление лицевых мышц, активацию речевого аппарата;
  • правильное дыхание,  подвижность языка и губ;
  • выучивание скороговорок, дразнилок, считалок;
  • понятие рифмы;
  • разучивание стихов.

Особенности организации образовательного процесса

Структура учебного процесса определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности учащихся определяется также преобладанием устных форм в поурочной системе. Уроки «Игрового сольфеджио» построены в форме игры, сказки. Урок строится не просто по плану, а по сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятия, а также взаимосвязь уроков – «сцен» между собой. Через игровые дидактические упражнения идет накопление слуховых, ритмических и вокально-интонационных навыков. На каждом уроке сочетаются следующие виды работы:

- вокально-интонационные навыки;

- ритмическое воспитание;

- музыкальные игры;

- слушание музыки и беседы о музыке;

- творческие упражнения.

Примерные задания

- Пение попевок из фольклора: например: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Шла коза»;

- Песенки-приветствия, распевки, интонационные имитации по принципу «Эхо»;

- Пение ритмослогами по азбукам («Ёжик», «Ехал Ваня» и др.);

- Разучивание песен и стихотворений: «Песенка про звуки», «Паровоз»,«Будем пальчики считать», «Дудочка».

Сольфеджирование

  • Пение по нотам.
  • Пение унисонов с интонационными поддержками в разных сочетаниях:учитель – ученик, ученик – аккомпанемент, группа учеников.
  • Увлечение детей важностью сольфеджирования через соревнование; эмоциональное, вокально-грамотное исполнение простейших упражнений по нотам («Сольфеджио для малышей»).
  • Применение различных наглядных пособий (красочных «Азбук», книг с иллюстрациями).
  • Знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа (Сольфеджио для малышей).

Музыкальные игры

  • Звуковысотные игры - «Звуковое зеркало», «Обмен приветствиями», «Звуковые скульптуры», «Паучок спускается по паутинке», «Живые ноты», «Видимый звук».
  • Игры – разминки (русский фольклор): «Мама била», «Шёл козёл», «Таря - Маря», «Серенький козлик» и т.д.
  • Игры – превращения (придумывания слов с нотами).
  • Пальчиковые игры: «Жук-летит», «Ушки», «Будем пальчики считать», «Очки» и т.д.
  • Музыкальные считалки: «Мы делили апельсин», «Шла коза».
  • Музыкальные песенки – загадки.
  • Музыкальные песенки-игры с движением: «Два притопа, два прихлопа», «Почему краснеет нос»,
  • Инсценировка русских народных песен: «Кот и мыши», «Как под наши ворота», «Долговязый журавель», «Жил у бабушки черный баран», «Бабуся и гуси» и т.д.

Ритмическое воспитание

Музыкально-ритмические навыки дают ребёнку возможность выразить свои чувства в движении; внимательно слушая музыку, ребёнок учится контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

Основные ритмические группы (четверть и восьмая) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. «Образ» - ритмическая группа и понятен и многовариантен, поэтому четверть и восьмую мы переодеваем в облики звериных мам, пап и их детей. Предметы так же могут быть большими и маленькими. Это очень ценный и живой методический материал.

Практическое накопление основных ритмических соединений в двухдольном и трехдольном метре, чтение, пение, игры ритмических построений в 4-8 тактов (образно-дидактические картинки и ритмические карточки, ритмическое лото, видео-ритмы).

Практическое исполнение ритмических построений ритмослогами, словами, нотами, разучивание текстов со звучащими жестами, а также общее знакомство и осмысление традиционных названий длительностей.

Подготовительные навыки метрического деления ритмических упражнений на такты - «квартиры» (лото, образные дидактические карточки, ритмические азбуки). Ознакомление с различными паузами. Применение четвертных пауз.Работа с шумовыми инструментами. Виды работы:

- ритмы в образных картинках;

- ритмы в словах, чтение ритмов по карточкам;

- чтение ритмослогами;

- составление, сочинение ритмов при помощи лото, карточек, кубиков;

- работа над одним ритмоблоком на одном уроке с максимальной сменой форм работы;

- чтение песни со словами в ритме;

- проигрывание ладошками, ногами, пальчиками, язычками;

- определение данного ритма в других песенках;

- применение шумовых ударных инструментов;

- оживление ритмов (фонематическое исполнение по картинке);

- ритмические загадки.

Подготовительные навыки нотного письма

Графические игры из деталей нот (кружочков, палочек).

Волшебные превращения кружочков в бусики, цветочки и солнышки.

Изображение ровных палочек (забор, лестница, расческа).

Изображение тактов (домики, кубики).

Изображение элементов скрипичного ключа (улитки, петли, цветы, ушки зайки).

Закрепление первых правил письма:

- ноты пишу простым карандашом;

- имею право стирать ошибки;

- слева на право, пишу кружочки или палочки.

Нотная грамота

Звук как явление.

Звуки – жесты (относительная сольмизация).

Звуковысотные понятия: высокие, средние, низкие звуки; нота; точное расположение нот на нотном стане; ключи «Соль» и «Фа»; лад (мажор и минор).

Метроритмические понятия: пульс, доли (сильная и слабая); размеры (2/4); длительности, метр и ритм; такт, тактовая черта; паузы.

Основы построений:мелодия, куплет, запев, припев.

Оттенки: форте, пиано.

Темпы: Быстро, Медленно, Умеренно.

Подготовительные упражнения к музыкальному диктанту

«Графические» записи.

Считалки с нотами.

Последовательное закрепление этапов подготовки к диктанту по 2, затем 3 в одном задании:

Первый вариант работы: слышу ритмическую фразу; играю ее ладошками; называю ритм; выкладываю ритмическими карточками.

Второй вариант работы: слышу мелодическую фразу;пою её на один слог; думаю и показываю рукой направление мелодии; выкладываю карточками направление мелодии.

Творческие упражнения

Звукоподражание явлениям природы, животным;

Оживление картинок: «Птичка», «Медведь», «Кошечка»;

Театральные диалоги: «Осень», «Петушок», «Мишка косолапый»;

Устные импровизации: на заданный ритм, интонацию, на текст,двухстишья;

Игра в «композитора».

Организация самостоятельных занятий

Самостоятельные занятия по сольфеджио необходимы для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать  разные формы работы:

- выполнение теоретического (возможно письменного) задания;

- разучивание песен  наизусть;

- выучивание скороговорок, дразнилок, считалок;

- разучивание стихов;

- ритмические упражнения;

- творческие задания.

Объем задания должен быть посильным для ученика. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания.

V. Содержание программы

Раздел 1.Интонационное развитие.

Теория:Интонационные упражнения включают в себя пение звукорядов и различных попевок, отдельных ступеней. Рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению.

Практика:Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но также допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического или мелодического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску. Интонационные упражнения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия. С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать и закрепить теоретический материал.

Раздел 2. Ритмическое развитие.

Теория: Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей.  На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов.

Практика: Используются самые разнообразные ритмические упражнения:

- простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);

- повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;

- простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;

-проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;

- исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;

- ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;

- ритмические каноны (с текстом, на слоги);

-ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом).

Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант.

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения – тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении обучения планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в размере 2/4. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

Раздел 3.Музыкальная грамота.

Теория:Весь теоретический материал должен вводиться постепенно (от простого к сложному). Главным здесь может быть проблемный и поисковый методы подачи материала, когда педагог лишь руководит работой группы, давая необходимые указания и разбирая допущенные неточности. Введение нового материала должно опираться на постоянное повторение и закрепление ранее пройденного.

Практика:Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с исполнительским, вокальным и слуховым опытом учащихся. Найденные сведения должны обязательно закрепляться на доступном для учеников музыкальном материале, должны быть показаны на фортепиано и повторены. Допускаются различные методы и приёмы работы, основная задача достичь ясности и понимания от учащихся.  

Самое доступное закрепление – найти изучаемый элемент или явление в знакомых произведениях, необходимо прорабатывать и  музыкальные термины (темп, характер, штрихи).

Раздел 4. Развитие речи.

Теория: Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.

Практика: С первых уроков необходимо следить за правильным дыханием, положением корпуса при пении, правильному произношению звуков. Развитию речи помогаютупражнения на укрепление лицевых мышц, эти упражнения активируют речевой аппарат (выучивание скороговорок, дразнилок, считалок), а так-жеподвижность языка и губ. Детей знакомят с новыми терминами «звук», «слово», «ударение» и закрепляют те терминыс которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди сильный слог», в которых дети обучаются умению находить слова, определять ударение, а так-же близкие и разные по звучанию звуки. Дети могут подобрать ритм на заданные слова или стихотворения, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные. Знакомятся с понятием рифмы.

VI. Формы и методы контроля. Критерии

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Игровое сольфеджио» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела, учебного материала, предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем. Учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

Итоговый контроль– определяет уровень и качество владения полным комплексом знаний, умений и навыков по изученному предметуосуществляется в форме контрольного урока (занятие в произвольной форме с показом полученных знаний, умений и навыков учащихся).

Виды и содержание контроля:

- устный опрос (фронтальный) осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях.

- творческие задания – в виде игр проверять усвоение нового материала (рисунки, стихотворения, песенки про ноты)

«Карта учета творческих достижение учащихся».

Ф.И. ученика

Чувство ритма

Чистота интонирования

Определение на слух количество звуков (1,2,3)

Определение жанров (песня, танец, марш). Координация.

Алгоритм работы с картой:

  1. Диагностика показывающая начальный уровень обучающихся.
  1. Проведение итогового контроля. Проводится два раза в год, в конце полугодия. Определяет уровень и качество владения полным комплексом знаний, умений и навыков по изученному предмету.
  2. Диагностические карты на каждую группу хранятся в папке у классного руководителя.

Определение степени освоения дополнительной общеразвивающей программы:  30  баллов.

  • 0 - 10 баллов – низкий уровень;
  • 10 - 20 баллов – средний уровень;
  • 20 - 30 баллов – высокий уровень.

Содержание контроля:

1. Чувство ритма:

Точно прохлопать или простучать заданный ритм.

2. Чистота интонирования:

Оценивается музыкальная память и слух. Запомнить и интонационно чисто пропеть заданные попевки, уметь определять грустное и весёлое настроение.

3. Определение на слух количество звуков (1,2,3):

Гармонический слух (определить количество одновременно проигранных звуков).

4. Определение жанров (песня, танец, марш):

Образное мышление, координация движений (узнать и показать в движении музыкальные жанры – песня, танец, марш), уметь выполнить упражнения на координацию движений.

VII. Списки рекомендуемой учебной иметодической литературы

Учебные пособия и дидактические материалы

  1. Пособие «Соло на ладошках» 1часть        УМЦ «Ребус», 2009        
  2. Пособие «Ритмическое лото» 2часть        УМЦ «Ребус», 2009        
  3. Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева «Этот удивительный ритм»развитие чувства ритма у детей Спб.: Композитор, 2007
  4. Ольга Тимофеевна «Сказки о музыкальных инструментах»

учебное пособие для маленьких детей и взрослых с аудио приложением на CD Спб.: Композитор, 2010        

  1. Лариса Ефремовна Ритм. Песни и игры. Пособие по сольфеджио                

Спб.: Композитор, 2013

Список  литературы для преподавателя.

1. Л.Н. Алексеева «Игровое сольфеджио для малышей», М.-2004г.

2.  И.Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей», «Классика- 21», 2004г.

3. Т. Камаева, А. Камаев «Азартное сольфеджио» методическое  пособие,2004г.

4.  М. Котляревская-Крафт «Сольфеджио»  методическое пособие под

  редакцией Л. Масленковой издание 3-е, 1992г.

5.   Е.Э. Сугоняева «Музыкальные занятия с малышами» Ростов - на- Дону   «Феникс», 2002г.

6.«Программа  по игровомусольфеждио»Т.В. Бырченко, Е.Г. Кругликовой,2014г.

7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство «Мозаика синтез», М., 2014.