Играть музыку или «играть в музыку»?

Корнеева Ольга Сергеевна

Как сохранить желание ребёнка учиться музыке? Как использовать современные гаджеты и технологии для мотивации занятий музыкой? Из опыта работы преподавателя по классу духовых инструментов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Играть музыку» или «играть в музыку»?


 преподаватель по классу саксофона РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

Корнеева Ольга Сергеевна.


          Ни для кого не секрет, что иногда обучаться игре на инструменте приходят учащиеся без очевидных музыкальных данных.

Такие новички сильно рискуют на первых этапах обучения потерять энтузиазм, так как не все будет получаться «с первой попытки».⠀Любой педагог не останется равнодушен к ситуации, когда ученик прерывает учебный процесс раньше выпуска. Мое мнение: если бросил, значит, не научила самому главному - любить музыку и понимать, как она пригодится в жизни. Поэтому очень важно увлекать учеников на начальной стадии знакомства с музыкой. И особенно это важно с детьми.
⠀     Мне кажется, весь секрет в том, что дети изначально ассоциируют музыку с игрой. «Я хочу играть на саксофоне. Он здорово играет на скрипке. Сыграй мне этот пассаж».

При таких формулировках сложно отделаться от ассоциаций с веселым и увлекательным игровым действием, а не нудным повтором гамм и арпеджио.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [1]

К «игре» ребенок тоже остывает, но не так быстро, как без нее. Поэтому я регулярно использую в своей работе интерактивные технологии.

Существует ошибочное мнение, что «интерактивные технологии» - это обязательно работа с компьютером. Это не так. Поэтому для начала дадим определение.

Интерактивные технологии («inter» – взаимный, «act» – действовать) – означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо.[2]

Естественно, это может быть так называемый «диалог» с компьютером, но в первую очередь это диалог с преподавателем. Музыкальное обучение на любом инструменте, интерактивно по своей сути. Речь в первую очередь идет о том, что музыка требует не только логического понимания, но и эмоционального восприятия. Ученик может механически повторить за педагогом последовательность нот, пальцы, которыми каждая нота играется, темп, силу звука, вплоть до динамических оттенков. Но все мы прекрасно понимаем, что такая игра будет заметно отличаться от исполнения, в котором музыкант переживает данное произведение, пропускает его через себя. Таким образом, ученик не только повторяет за преподавателем – он также неизбежно привносит в музыку нечто свое, личное.

Современную жизнь нельзя представить без смартфонов, у каждого ребёнка есть этот гаджет, и, чтобы дети использовали их с пользой, использую мобильные приложения:

  • приложения: Easy Music - прекрасно анимированное приложение познакомит с музыкой детей в возрасте от 5 лет. Они учатся узнавать ноты, тон, ритм и мелодию, играя в естественной обстановке. Интерактивный замок из песка позволит любопытным детям пробовать разные музыкальные инструменты, жанры и приемы и даже создать свое первое произведение.
  • Приложения, помогающие быстро выучить ноты («7 notes», «Ля- Ля – Фа», «Музыкальные истории»)
  • «Абсолютный слух»  - приложение для детей постарше, прекрасно развивающее слух. В нём собрано множество  полезных упражнений для музыканта любого уровня, нацеленных на тренировку слуха, ритма, пения нот, освоения интервалов, гамм, ладов, с удобным теоретическим объяснением и последующей практической составляющей.
  • Приложения, помогающие создать видео («Inshot», «МovAvi»)
  • Также необходимые каждому музыканту приложения  «Секундомер», «Метроном», «Рекордер».

Также я активно использую игры в классе разнообразные квесты, викторины, угадывания нот по слуху, «цветомузыку», письменные и слуховые задачи на ритм, сочинение музыки, простые импровизации.

Очень нравится маленьким ученикам такое действие, как
импровизационный музыкальный театр. Сначала мы разговариваем с ребёнком о каком - то предмете, или о ситуации, а потом он импровизирует с характером пьесы и её названием. Этот приём родился совершенно случайно, но, как оказалось,  занял достойное место в моей педагогической практике.  В копилке одного из моих учеников такие названия импровизаций, как «Марш Антарктиды», «Удалой зомби», «Армия соловьёв». Ему очень нравится не только импровизировать, но и придумывать такие интересные названия своим пьесам.
⠀   Ещё одним интересным моментом, позволяющим повысить интерес к обучению игре на инструменте, является игра под фонограмму «Минус один». Новое звучание музыки и, самое главное, участие в совместном музицировании сподвигает ученика по-другому взглянуть на выразительные средства, на ритмическую основу пьесы, ведь аккомпанирует ребёнку уже  целый ансамбль или даже оркестр. Очень важным считаю использовать только качественные фонограммы, записанные с помощью профессионалов высокого уровня, благо что на сегодняшний день нет дефицита в разнообразии обучающего материала в формате «минус один». Эти пьесы, в основном эстрадного и джазового характера мои ученики старших классов исполняют на вечерах в общеобразовательной школе, на развлекательных мероприятиях, посвящённых окончанию каждой четверти в нашей школе искусств.

Маленьким детям даю несложные пьесы из сборников Б.Хинтермайер, В.Креппа, Егора Тюкина. Такие пьесы дети с большим удовольствием исполняют на домашних праздниках, чувствуя себя настоящими артистами. Ведь несколько пьес, исполненных под настоящие аплодисменты способны укрепить веру в себя и повысить самооценку.

«И в заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что в процессе образования достижение успеха обеспечивается только совокупностью традиционных и инновационных форм, средств, методов обучения. Недопустима как их гиперболизация и абсолютизация, так и недооценка. Только комплексное применение традиционных и инновационных педагогических технологий позволит успешно решить задачи системы современного образования»[1] - цитата взята из диссертации кандидата искусствоведения Дядченко Марии Сергеевны «Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков».

Играйте с вашими учениками. Пробуйте. И тогда не только детям, но и Вам самим будет интереснее!

Список источников:


1. Дядченко М.С. Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков.: дисс.  … канд. иск.: 17.00.02. – Спб, 2006. – 163 с.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.//Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. - С.23.

3. Сырникова С.А. Авторская программа «Технология формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/158624-pall.html (дата обращения 14.02.2020).