Запевать лучше хором
рабочая программа по внейрочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vokalno-horovoy_ansambl_grigoreva_-_kopiya.docx | 32.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
"Вокально-хоровой ансамбль"
Пояснительная записка
Программа "Вокально-хоровой ансамбль" имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень освоения программы – общекультурный.
Занятия хоровым пением издревне занимает важное место в системе музыкального воспитания и является основным средством приобщения школьников к музыкальному искусству. Человек от природы наделен особым даром – голосом. Это голос помогает ему общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение людей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал участников коллектива, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Хор – это живой организм, постоянно растущий, изменяющийся и всегда молодой; это также особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент невозможно получить готовый, его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.
Актуальность программы в том, что коллективная музыкальная деятельность положительно влияет не только на музыкальную, но и на общую культуру:
- в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство «локтя», инициатива и другие волевые качества;
- участие в общей деятельности формирует у участников коллектива умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие.
Целесообразность в том, что хоровая песня формирует и расширяет художественный вкус и культуру. Систематические занятия хоровым пением укрепляют память, развивают творческие способности, формирует правильное дыхание, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Цель программы - привить любовь к хоровому пению.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Задачи программы:
– создание интереса к музыке, хоровому пению;
– обучение основным вокально-хоровым навыкам;
– обучению основам голосообразования, т.е. работа над постановкой голоса;
– обучение основам музыкальной грамоты и развитие музыкальной памяти.
Хоровое пение не только эмоционально сближает, но укрепляет здоровье, совершенствует дикцию и богатство речевых интонаций.
Программа "Вокально-хоровой ансамбль" составлена на основании адаптированной программы «Студия вокально-хорового пения», (составитель Макарова В.М. ЦДЮТ,2002 г.).
При разработке программы составители опирались на программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, раздел «Хор», под редакцией Т.Н. Овчинниковой (М.«Просвещение», 1986год), а также на достижения современных педагогов-хормейстеров (В.Г. Соколов, В.С. Попов, Т.А. Жданова, Г.П. Стулова и др.), благодаря которому становится возможным решение задач и достижение поставленных целей данной программы. Воспитание вокально-хоровых навыков в традициях русской вокальной школы связывает предлагаемую программу с имеющимися разработками в данной области.
Организационные условия реализации программы
Исходя из задач коллектива, занятия проводятся – 1 раз в неделю по 1 часу;
Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), групповые, (сводная репетиция).
Формы подведения итогов:
Проверка уровня успешности обучения проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, а также учитывается участие в концертной деятельности хорового коллектива. В течение каждого учебного года планируется ряд творческих показов.
Ожидаемый результат:
За учебный год должно быть пройдено 10-15 музыкальных произведений. По окончании 1 года обучения каждый участник коллектива должен: иметь представление о голосовом аппарате, о резонаторах, о вокально-хоровых навыках; знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; знать правила орфоэпии при пении; чисто интонировать мелодию в унисон; иметь представление пения двухголосия; научиться выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Прогнозируемые результаты:
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения , размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметные результаты:
- наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач.
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Содержание дополнительной образовательной программы (1 год обучения)
Вокально-хоровой ансамбль
Тема 1. Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности: знакомство с участниками коллектива; краткие сведения из истории вокально-хорового искусства; техника безопасности.
Тема 2. Основные вокально-хоровые навыки: Певческая установка и дыхание: посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и стоя; дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования в различных регистрах (головное звучание);
Тема 3. Дирижерский жест: “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения: воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения).
Тема 4. Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато: объяснение понятий в пении – легато, нон легато и стаккато; отработка данных приемов во время исполнения произведений и упражнений.
Тема 5. Навык “цепного дыхания”. Цезура в пении: понятие “цензура”; знакомство с навыками “цепного” дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение продолжительных музыкальных фраз на “цепном” дыхании).
Тема 6. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков; основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные, их роль в пении; взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Тема 7. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных, половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп – медленный, умеренный, быстрый.
Тема 8. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый), динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр, штрихи(легато, нон легато, стаккато), фразировка.
Тема 9. Динамика и агогика: взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического; различные виды динамики; многообразие агогических возможностей исполнения произведений (пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов – быстрого и медленного).
Тема 10. Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
Тема 11. Вокально-хоровой жанр: песня, романс: знакомство детей с основными вокально-хоровыми жанрами (песня, романс)
Тема 12. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных программах школы.
Тема 13. Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма:период, куплетная и одночастная форма: анализ словесного текста и его содержания; чтение текста по партиям и партитурам; определение музыкальной формы( куплетная, одночастная), членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.
Тема 14. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию;пение без сопровождения простых попевок, прибауток, русских народных песен (a capella).
Тема 15. Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение простых двухголосных произведений без сопровождения.
Тема 16. Постановка голоса (певческого и речевого): распевание (попевки, скороговорки, и т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато); пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Все виды музыкальной деятельности на вокально-хоровых занятиях (вокально-хоровая работа, музыкальная грамота и т.д.) друг с другом взаимодействуют и взаимообусловлены. Каждый раздел или тема предполагает использование различных форм организации занятий, основанных на творческом содружестве педагога и всего коллектива. В ансамбле – больше уделяется внимания на концертно-артистическую деятельность.
Техническое оснащение занятий:
– Помещения с инструментами (фортепиано), актовый зал;
– Музыкальный центр, телевизор, видеоаппаратура,
– Шкафы для хранения нот, аппаратуры;
– Комплект детских музыкальных инструментов;
– Метроном;
– Костюмы для выступлений;
Проверка уровня успешности обучения проводится не реже 1 раза в полугодие.
Тематическое планирование на 2018-2019 уч.г.
№п\п | Тема | Количество часов | дата |
1 | Диагностика уровня музыкальных способностей. | 1 | |
2 | Развитие вокальных навыков. | 1 | |
3 | Развитие ритмичности, голосового диапазона. | 1 | |
4 | Разучивание мелодии и текста песни. | 1 | |
5 | Вокальная работа над музыкальным произведением. | 1 | |
6 | Работа над точным интонированием. | 1 | |
7 | Музыкальная грамота, пение. | 1 | |
8 | Репетиционная работа над музыкальными произведениями. | 1 | |
9 | Подготовка репертуара к концерту | 1 | |
10 | Развитие артистичности и эмоциональности. | 1 | |
11 | Работа над дикцией, отработка вокальных номеров. | 1 | |
12 | Музыкальная литература. | 1 | |
13 | Вокальная робота над романсом. | 1 | |
14 | Разучивание вокальных номеров к новому году. | 1 | |
15 | Отработка вокальных номеров. | 1 | |
16 | Разучивание песен к «Рождественским встречам» | 1 | |
17 | Отработка вокальных номеров. | 1 | |
18 | Подготовка к школьным мероприятиям. | 1 | |
19 | Развитие вокальных данных. | 1 | |
20 | Работа над точным интонированием. | 1 | |
21 | Разучивание вокальных номеров к 8 марта. | 1 | |
22 | Отработка текста и мелодии. | 1 | |
23 | Отработка вокальных номеров к мероприятиям. | 1 | |
24 | Развитие вокальных навыков. | 1 | |
25 | Развитие интонирования вокальных номеров. | 1 | |
26 | Разучивание песенного репертуара. | 1 | |
27 | Отработка мелодии и текста песен. | 1 | |
28 | Вокально-хоровая работа над песнями. | 1 | |
29 | Вокально-хоровая работа. | 1 | |
30 | Разучивание новых песен. | 1 | |
31 | Работа над интонацией. | 1 | |
32 | Работа над дикцией. | 1 | |
33 | Отработка номеров к последнему звонку. | 1 | |
34 | Вокальная работа над песнями. | 1 | |
35 | Развитие артистичности и эмоциональности. | 1 | |
36 | Развитие артистичности и эмоциональности. | 1 | |
Итого: 36 часов |
Литература
- Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
- Варламов А.Е. Полная школа пения. – М.: Музгиз, 1953.
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
- Глинка М.И. Упражнения для уравнения и совершенствования гибкости голоса. – М., 1910.
- Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1970.
- Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской школе. – М., 1957.
- Пигров К.А. Руководство хором. – М., 1964.
- Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
- Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1./ Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога доп.образования)
- Соколов В. Работа с хором. 2-е изд. – М., 1983.
- Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.
- Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Классикс Стиль, 2005.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.