«Система комплексного воспитания юного музыканта-пианиста.»

Гагарина Людмила Ивановна

В этой работе я хочу поделиться некоторыми мыслями , и обозначить основные направления моей работы в классе специального фортепиано.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe3.odt18.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учереждение дополнительного образования

«Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №33»

Методическая работа преподавателя фортепиано Гагариной Людмилы Ивановны на тему:

«Система комплексного воспитания

юного музыканта-пианиста.» 

26.10.2020 г.

СПб ГБУДО «СПб ДМШ №33»

План:

  • Введение
  • Основная проблематика воспитания юного музыканта-пианиста
  • Заключение

"Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".

 Л.Н.Толстой.

    В этой работе я хочу поделиться некоторыми мыслями , и обозначить основные направления моей работы в классе специального фортепиано.

Родители приводят к нам в класс маленького ребенка лет 5-6 , мы должны научить его не только игре на инструменте, но и воспитать его , как музыканта и личность.

    В 5-6 летнем возрасте (п.г.) мы можем в игровой форме заложить у ребенка любовь к импровизации, что несомненно поможет ему в концертной практике в дальнейшем. Умение подобрать полюбившуюся мелодию, гармонизовать ее, транспонировать, научить анализировать музыкальный материал и ,вытекающей из этого, свободе обращения с инструментом.

   По мере работы в этом направлении вырабатывается система комплексного воспитания маленького музыканта, когда непосредственно технические задачи помогают развить слух, познакомить ученика с теоретическими понятиями ,и , наоборот, - развитие слуха непосредственно влияет на техническое оснащение ученика. Воспитанник ,обучающийся по этой системе, практически всегда успешно решает технические проблемы так называемой "постановки рук". Раннее ознакомление (теоретическое и практическое) с основами гармонизации почти автоматически влечет за собой попытки импровизации, а она часто преобразуется в сочинение. Умение немного сочинять помогает анализировать произведения изучаемые в классе специальности.

   Все это активно развивает слух и, задачи транспонирования перестают быть "страхом" и "ужасом" для ученика. Более того, некоторые ученики моего класса говорили, что любят транспонировать , так как им сразу становится понятно, какие места в изучаемом произведении они знают плохо. Транспорт дает свободное владение пианистическим материалом, и ученик уже не боится выходить на эстраду(сцену), а наоборот любит и горит желанием выступать перед публикой. Так же ученик быстрее осваивает произведения, что дает возможность педагогу быть более смелым в выборе репертуара.

   Обширный репертуар учеников дает возможность проводить в классе интересные мероприятия - это значительно расширяет концертную практику и создает в классе дружный творческий коллектив.

   В данной работе я рассказываю, как я работаю с малышами, и за счет чего происходит быстрое и качественное развитие маленького музыканта-пианиста.

   Цель моей работы - указать возможный путь развития творческих способностей всех учащихся класса фортепиано Детской Музыкальной Школы , независимо от уровня их музыкального дарования.

   Цель музыкального образования - это воспитание ориентированное на творчество. В ходе обучения необходимо использовать любой шанс разбудить фантазию ученика, максимально задействовать творческий потенциал детского сознания. Поэтому показ первых правильных пианистических движений можно дать ребенку в форме привычной для него игры.

   В предыдущей работе, "Начальный период обучения", я подробно останавливалась на упражнениях для постановки пианистического аппарата, сейчас же я хочу немного рассказать о гармонизации и импровизации.

   К началу занятий первоначальной(простой) гармонией ученик должен иметь достаточно ясное понятие о ладе и тональности.

  • Сначала эти понятия вводятся через слуховое восприятие : педагог играет ученику мажорные и минорные аккорды, меняет ладовую окраску в пьесах, предлагая их сравнить.
  • Затем понятие тональности и лада закрепляется на простейших пятипальцевых упражнениях. Подбор простейших мелодий, в которых следует обратить внимание на "тонику" - главную ноту.

В зависимости от степени одаренности и гибкости ума ученика можно поначалу ограничиться соотношением T - S - D , либо сразу ввести и субдоминанту

T - S - D - T.

 !Надо отметить, что очень важно найти подходящую мелодию для подбора аккомпанемента. Так же важно, чтобы игра последовательностей T - D - T, 

T - S - T, T - S - D - T проходила не формально, а с эмоциональной окраской:

Т - "Домик" квинта,

D или S - выглянули в окошечко,

огляделись и вернулись домой в Т, закрыли окошечко.

Играем Польку, Вальс, Марш с использованием T - S - D - T.

Когда ученик достаточно овладеет игрой "вальсов" и "полек", педагог может на фоне аккомпанемента ученика  импровизировать в верхнем регистре. По мере пианистического развития ученик заполняет квинту "домик" -аккордом ("домик" заселяется "улыбчивым" и "грустным" человечком). Получаем мажорное и минорное трезвучие. Путем соответствующего заполнения получаем T53, S64, T53, D6, T53.

   Предлагаем ученику подобрать от разных нот эти гармонические обороты. Сразу вводим понятие T - S - D.

   Следующий этап работы - импровизация в верхнем голосе в правой руке на уже хорошо знакомый аккомпанемент в левой.

На основе изученных гармонических последовательностей можно гармонизовать простейшие детские песенки.

"Едет едет паровоз" Г. Эрнесакс.

Справляются с этим заданием ,как правило все ученики. Освоив эту гармонизацию ученик чувствует себя свободней, сам начинает придумывать разные ритмические варианты гармонизации.

   Подбор мелодий по слуху играем в нескольких тональностях.

Во время изучения произведений следует обращать внимание ученика на знакомые ему аккорды и анализировать их.

   !Стоит отметить, что необходимым условием нормального творческого развития ребенка является наличие благоприятной психической ситуации во взаимоотношениях педагога и ученика. Необходимо очень аккуратно и бережно относиться к первому творческому опыту ученика.

   Параллельно с гармонизацией и импровизацией ребенок учится транспонировать , и в дальнейшем это становится для него естественной практикой.

   Обязательное использование транспонирования я считаю в этюдах и полифонии. Это дает большую пианистическую свободу, и, во время концертного выступления ребенок чувствует себя уверенней.

Несмотря на преимущество индивидуального обучения в классе фортепиано, наряду с этим необходима забота педагога о создании дружного коллектива учеников, объединенных общими творческими занятиями, такими как: концерты класса, конкурсы, любые совместные мероприятия  - "арбузные субботы"(первые концерты после летних каникул), осенние праздники, новогодние концерты, а так же любые другие тематические концерты.

   Таким образом дети получают хороший концертный опыт, не боясь что-либо сыграть "не так" , или допустить досадные ошибки. Концерт это всегда праздник, позитивные эмоции и общение, как со сверстниками, так и с более взрослыми ребятами.

Когда в классе складывается доброжелательная атмосфера, то ученики тянутся друг к другу в творческом плане, занимаются еще с большим  рвением и удовольствием, а так же ждут новых концертных выступлений с радостью. Для них сцена становится средством самовыражения в музыке.

    Хотелось бы отметить, что игра не только сольная положительно влияет на успехи ребенка, а так же и игра в ансамблях (фортепианных и камерных) и игра на других музыкальных инструментах. Это дает возможность для более обширной концертной практики.

 По моему мнение должна быть использована любая возможность сценического опыта - от классного концерта до музыкального оформления дня рождения -, для развития артистического потенциала ребенка и его творческих способностей.