«Система комплексного воспитания юного музыканта-пианиста.»
В этой работе я хочу поделиться некоторыми мыслями , и обозначить основные направления моей работы в классе специального фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe3.odt | 18.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учереждение дополнительного образования
«Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №33»
Методическая работа преподавателя фортепиано Гагариной Людмилы Ивановны на тему:
«Система комплексного воспитания
юного музыканта-пианиста.»
26.10.2020 г.
СПб ГБУДО «СПб ДМШ №33»
План:
- Введение
- Основная проблематика воспитания юного музыканта-пианиста
- Заключение
"Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".
Л.Н.Толстой.
В этой работе я хочу поделиться некоторыми мыслями , и обозначить основные направления моей работы в классе специального фортепиано.
Родители приводят к нам в класс маленького ребенка лет 5-6 , мы должны научить его не только игре на инструменте, но и воспитать его , как музыканта и личность.
В 5-6 летнем возрасте (п.г.) мы можем в игровой форме заложить у ребенка любовь к импровизации, что несомненно поможет ему в концертной практике в дальнейшем. Умение подобрать полюбившуюся мелодию, гармонизовать ее, транспонировать, научить анализировать музыкальный материал и ,вытекающей из этого, свободе обращения с инструментом.
По мере работы в этом направлении вырабатывается система комплексного воспитания маленького музыканта, когда непосредственно технические задачи помогают развить слух, познакомить ученика с теоретическими понятиями ,и , наоборот, - развитие слуха непосредственно влияет на техническое оснащение ученика. Воспитанник ,обучающийся по этой системе, практически всегда успешно решает технические проблемы так называемой "постановки рук". Раннее ознакомление (теоретическое и практическое) с основами гармонизации почти автоматически влечет за собой попытки импровизации, а она часто преобразуется в сочинение. Умение немного сочинять помогает анализировать произведения изучаемые в классе специальности.
Все это активно развивает слух и, задачи транспонирования перестают быть "страхом" и "ужасом" для ученика. Более того, некоторые ученики моего класса говорили, что любят транспонировать , так как им сразу становится понятно, какие места в изучаемом произведении они знают плохо. Транспорт дает свободное владение пианистическим материалом, и ученик уже не боится выходить на эстраду(сцену), а наоборот любит и горит желанием выступать перед публикой. Так же ученик быстрее осваивает произведения, что дает возможность педагогу быть более смелым в выборе репертуара.
Обширный репертуар учеников дает возможность проводить в классе интересные мероприятия - это значительно расширяет концертную практику и создает в классе дружный творческий коллектив.
В данной работе я рассказываю, как я работаю с малышами, и за счет чего происходит быстрое и качественное развитие маленького музыканта-пианиста.
Цель моей работы - указать возможный путь развития творческих способностей всех учащихся класса фортепиано Детской Музыкальной Школы , независимо от уровня их музыкального дарования.
Цель музыкального образования - это воспитание ориентированное на творчество. В ходе обучения необходимо использовать любой шанс разбудить фантазию ученика, максимально задействовать творческий потенциал детского сознания. Поэтому показ первых правильных пианистических движений можно дать ребенку в форме привычной для него игры.
В предыдущей работе, "Начальный период обучения", я подробно останавливалась на упражнениях для постановки пианистического аппарата, сейчас же я хочу немного рассказать о гармонизации и импровизации.
К началу занятий первоначальной(простой) гармонией ученик должен иметь достаточно ясное понятие о ладе и тональности.
- Сначала эти понятия вводятся через слуховое восприятие : педагог играет ученику мажорные и минорные аккорды, меняет ладовую окраску в пьесах, предлагая их сравнить.
- Затем понятие тональности и лада закрепляется на простейших пятипальцевых упражнениях. Подбор простейших мелодий, в которых следует обратить внимание на "тонику" - главную ноту.
В зависимости от степени одаренности и гибкости ума ученика можно поначалу ограничиться соотношением T - S - D , либо сразу ввести и субдоминанту
T - S - D - T.
!Надо отметить, что очень важно найти подходящую мелодию для подбора аккомпанемента. Так же важно, чтобы игра последовательностей T - D - T,
T - S - T, T - S - D - T проходила не формально, а с эмоциональной окраской:
Т - "Домик" квинта,
D или S - выглянули в окошечко,
огляделись и вернулись домой в Т, закрыли окошечко.
Играем Польку, Вальс, Марш с использованием T - S - D - T.
Когда ученик достаточно овладеет игрой "вальсов" и "полек", педагог может на фоне аккомпанемента ученика импровизировать в верхнем регистре. По мере пианистического развития ученик заполняет квинту "домик" -аккордом ("домик" заселяется "улыбчивым" и "грустным" человечком). Получаем мажорное и минорное трезвучие. Путем соответствующего заполнения получаем T53, S64, T53, D6, T53.
Предлагаем ученику подобрать от разных нот эти гармонические обороты. Сразу вводим понятие T - S - D.
Следующий этап работы - импровизация в верхнем голосе в правой руке на уже хорошо знакомый аккомпанемент в левой.
На основе изученных гармонических последовательностей можно гармонизовать простейшие детские песенки.
"Едет едет паровоз" Г. Эрнесакс.
Справляются с этим заданием ,как правило все ученики. Освоив эту гармонизацию ученик чувствует себя свободней, сам начинает придумывать разные ритмические варианты гармонизации.
Подбор мелодий по слуху играем в нескольких тональностях.
Во время изучения произведений следует обращать внимание ученика на знакомые ему аккорды и анализировать их.
!Стоит отметить, что необходимым условием нормального творческого развития ребенка является наличие благоприятной психической ситуации во взаимоотношениях педагога и ученика. Необходимо очень аккуратно и бережно относиться к первому творческому опыту ученика.
Параллельно с гармонизацией и импровизацией ребенок учится транспонировать , и в дальнейшем это становится для него естественной практикой.
Обязательное использование транспонирования я считаю в этюдах и полифонии. Это дает большую пианистическую свободу, и, во время концертного выступления ребенок чувствует себя уверенней.
Несмотря на преимущество индивидуального обучения в классе фортепиано, наряду с этим необходима забота педагога о создании дружного коллектива учеников, объединенных общими творческими занятиями, такими как: концерты класса, конкурсы, любые совместные мероприятия - "арбузные субботы"(первые концерты после летних каникул), осенние праздники, новогодние концерты, а так же любые другие тематические концерты.
Таким образом дети получают хороший концертный опыт, не боясь что-либо сыграть "не так" , или допустить досадные ошибки. Концерт это всегда праздник, позитивные эмоции и общение, как со сверстниками, так и с более взрослыми ребятами.
Когда в классе складывается доброжелательная атмосфера, то ученики тянутся друг к другу в творческом плане, занимаются еще с большим рвением и удовольствием, а так же ждут новых концертных выступлений с радостью. Для них сцена становится средством самовыражения в музыке.
Хотелось бы отметить, что игра не только сольная положительно влияет на успехи ребенка, а так же и игра в ансамблях (фортепианных и камерных) и игра на других музыкальных инструментах. Это дает возможность для более обширной концертной практики.
По моему мнение должна быть использована любая возможность сценического опыта - от классного концерта до музыкального оформления дня рождения -, для развития артистического потенциала ребенка и его творческих способностей.