Ознакомительная лекция в рамках КДШ для учащихся МБОУ СОШ №3 ст.Советской

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств ст.Советской»

 

 

 

Ознакомительная лекция в рамках КДШ

для учащихся  МБОУ СОШ №3 ст.Советской

 

                                                                                                             

 

 

ТЕМА:» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.

МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Подготовила: преподаватель                                                                                                                               

                                                                                             Костюкова С.И.

14.11.2020г

 

 

ТЕМА:»Русская народная песня. Музыка моего народа».

 

 

 

Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Задачи:

1.Обучающая– научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен;

 2 Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народ-ных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

3.Закрепляющая—закрепление и обобщение знаний о русской народной песне; поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре

Оснащение урока: инструменты: фортепьяно, баян,аккордеон,деревянные ложки, треугольник, ноутбук, портреты композиторов, школьная доска.

 

Ход урока

 

I.Организационный момент: Дети входят в класс.

II.Вступительная беседа: Я очень рада новой встрече с вами.  Наше занятие  я хочу начать с таких строчек:

Как кому на свете

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

 

Даст ли день роскошный.

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Учитель:

 Сегодня на уроке мы с вами поговорим о народной песне.

А сколько всего песен на свете? Когда появилась самая первая песня? Кто ее сочинил? Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?

Ребята , как вы знаете у нас в стране живут много народов. И у каждого наро-да свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, нацио-нальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни и сказки  хранились народом, хотя нигде не были записаны, их тоже передавали детям и внукам, их любовно хранили в памяти, передавали голосом, живым словом.Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента.  Это слово для вас новое.

ФОНОГРАММА («Со вьюном я хожу»,»Во поле берёза стояла»)

        Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были:, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, , П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и компо-зиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие компо-зиторскими? Композиторские потому, что их сочиняли образованные музы-канты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

 Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.

III. Повторение изученного материала.

Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодии  Вам известных песен.(Песни:»Во саду ли, в огороде»;  «Калинка»)

Слушая  эти песни, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

-  Какие чувства вызывают у вас эти песни(любовь к родине, нежность,тоска

-Каков характер песни?  Почему?

IV.Изучение новой темы.

То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многооб-разии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Строки из стихотворения  С.Есенина

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез, столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать) Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.отдыхают, празднуют, а так же играют на инструментах:  Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон 
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит 
Всю деревню веселит. (Гармонь)

Парой  ходим по дорожкам                                                                                                           

Ну конечно это…(Ложки)

(ИГРА НА ЛОЖКАХ, Шумовых инструментах  ДЕТЕЙ СОШ №3 Песни:»Ах.вы сени, мои сени»; «Я на горку шла»)

 Вспомните жанры народных песен.

1.Игра «Собери слоги – назови жанр» (фонограммы песен)

Е ис ри то чес.ки        (исторические)                                                                                        Дат ски сол е         -       (солдатские) («Солдатушки, бравы ребятушки»)                          До тру вы е                 (трудовые)    («Во кузнице»)                                                            со вы пля е                     (плясовые)  («Камаринская»)                                                         ри чес ли ки е                (лирические) («Ах.ты степь широкая»)                                          е точ ны шу                   (шуточные)    (Ай,поедем жана в Китай город гулять)                                                                                    е деб сва ны                  (свадебные)     («На улице дождик)                                                                                туш час ки                   (частушки)

2.Игра-тест «Верите ли вы, что…»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?                                                                                                - Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у кото-рой много куплетов называется частушкой?                                                                          - Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов

Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

- А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быст-рая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инст-румента балалайки, гармошки,баяна, аккордеона)Издавна пользуется попу-лярностью.)

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Творческое задание «Собери частушку».

Не смотрите так, девчонки,                                                                                                 Мы не заволнуемся,                                                                                                                 Мы поучимся на славу                                                                                                                     И посоревнуемся.

Ах, как мне не погордиться                                                                                                       Хороши мои дела,                                                                                                                 Все контрольные работы                                                                                                              На пятерочки сдала.

Я теперь к доске иду —
Не боюсь ни грамма!
Отвечаю свой урок
Я… под фонограмму.

Мне учиться «по приколу»,
Надо только не зевать .
Записать домой заданье
И с решебника списать.

На уроке рисования
Приложил я все старания:
Так коня нарисовал,
Что класс в обморок упал.***

Я с соседкою по парте
Дружбу крепкую вожу.
И за все ее подсказки,
Ей конфеты приношу!***

Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!***

Мы с веселыми друзьями
Вдаль на школьном корабле
Поплывем по морю Знаний
К неизведанной земле!

V. Заключительная часть.

    Как известно, музыка очень сильно влияет на чувства людей. У кого-то она вызывает гордость, у кого-то радость, у кого-то грусть. Подобные чувства мы испытываем, слушая русские народные песни. Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. О народной музыке/ Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. - Л.: Музыка, 2013. - 248 с.
2. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в обще-образовательных учреждениях: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
3. Болдова И. Я - народ - человечество: воспитание на традициях народной культуры//Искусство в школе №1, 2010 с.49-51.
4. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе: 1-4 классы - М.: АПН РСФСР, - 2012. - 88 с.
5. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 2011. – 165 с.
6. Земцовский И. Мелодика календарных песен. - Л., - 2009. - 75 с.
7. Карпова Е. Особенности освоения образности музыкального языка русского фольклора в начальной школе//Искусство в школе №5. – 2009. - С.72-74.
8. Давыдова М.А.Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2013.-288 с.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед./ - М.: Издат. центр «Акаде-мия», 2010. - 240 с.
 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств ст.Советской»

Ознакомительная лекция в рамках КДШ

для учащихся  МБОУ СОШ №3 ст.Советской

        

ТЕМА:» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.

МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»

                                                                      Подготовила: преподаватель                                                                                                                                

                                                                                             Костюкова С.И.

14.11.2020г

ТЕМА:»Русская народная песня. Музыка моего народа».

Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Задачи:

1.Обучающая– научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен;

 2 Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народ-ных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

3.Закрепляющая—закрепление и обобщение знаний о русской народной песне; поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре

Оснащение урока: инструменты: фортепьяно, баян,аккордеон,деревянные ложки, треугольник, ноутбук, портреты композиторов, школьная доска.

Ход урока

I.Организационный момент: Дети входят в класс.

II.Вступительная беседа: Я очень рада новой встрече с вами.  Наше занятие  я хочу начать с таких строчек:

Как кому на свете

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Учитель:

 Сегодня на уроке мы с вами поговорим о народной песне.

А сколько всего песен на свете? Когда появилась самая первая песня? Кто ее сочинил? Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?

Ребята , как вы знаете у нас в стране живут много народов. И у каждого наро-да свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, нацио-нальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни и сказки  хранились народом, хотя нигде не были записаны, их тоже передавали детям и внукам, их любовно хранили в памяти, передавали голосом, живым словом.Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента.  Это слово для вас новое.

ФОНОГРАММА («Со вьюном я хожу»,»Во поле берёза стояла»)

        Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были:, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, , П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и компо-зиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие компо-зиторскими? Композиторские потому, что их сочиняли образованные музы-канты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

 Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.

III. Повторение изученного материала.

Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодии  Вам известных песен.(Песни:»Во саду ли, в огороде»;  «Калинка»)

Слушая  эти песни, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

-  Какие чувства вызывают у вас эти песни(любовь к родине, нежность,тоска

-Каков характер песни?  Почему?

IV.Изучение новой темы.

То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многооб-разии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Строки из стихотворения  С.Есенина

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез, столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать) Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.отдыхают, празднуют, а так же играют на инструментах:  Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (
Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон 
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (
Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он …
(Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ!
(Балалайка)

Морщинистый Тит 
Всю деревню веселит
. (Гармонь)

Парой  ходим по дорожкам                                                                                                            

Ну конечно это…(Ложки)

(ИГРА НА ЛОЖКАХ, Шумовых инструментах  ДЕТЕЙ СОШ №3 Песни:»Ах.вы сени, мои сени»; «Я на горку шла»)

 Вспомните жанры народных песен.

1.Игра «Собери слоги – назови жанр» (фонограммы песен)

Е ис ри то чес.ки         (исторические)                                                                                        Дат ски сол е         -       (солдатские) («Солдатушки, бравы ребятушки»)                          До тру вы е        (трудовые)    («Во кузнице»)                                                            со вы пля е                     (плясовые)  («Камаринская»)                                                         ри чес ли ки е                (лирические) («Ах.ты степь широкая»)                                          е точ ны шу                   (шуточные)    (Ай,поедем жана в Китай город гулять)                                                                                    е деб сва ны                  (свадебные)     («На улице дождик)                                                                                туш час ки                   (частушки)

2.Игра-тест «Верите ли вы, что…»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?                                                                                                - Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у кото-рой много куплетов называется частушкой?                                                                          - Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов

Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

- А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быст-рая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инст-румента балалайки, гармошки,баяна, аккордеона)Издавна пользуется попу-лярностью.)

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Творческое задание «Собери частушку».

Не смотрите так, девчонки,                                                                                                 Мы не заволнуемся,                                                                                                                 Мы поучимся на славу                                                                                                                     И посоревнуемся.

Ах, как мне не погордиться                                                                                                       Хороши мои дела,                                                                                                                 Все контрольные работы                                                                                                              На пятерочки сдала.

Я теперь к доске иду —
Не боюсь ни грамма!
Отвечаю свой урок
Я… под фонограмму.

Мне учиться «по приколу»,
Надо только не зевать .
Записать домой заданье
И с решебника списать.

На уроке рисования
Приложил я все старания:
Так коня нарисовал,
Что класс в обморок упал.***

Я с соседкою по парте
Дружбу крепкую вожу.
И за все ее подсказки,
Ей конфеты приношу!***

Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!***

Мы с веселыми друзьями
Вдаль на школьном корабле
Поплывем по морю Знаний
К неизведанной земле!

V. Заключительная часть.        

    Как известно, музыка очень сильно влияет на чувства людей. У кого-то она вызывает гордость, у кого-то радость, у кого-то грусть. Подобные чувства мы испытываем, слушая русские народные песни. Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. О народной музыке/ Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. - Л.: Музыка, 2013. - 248 с.
2. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в обще-образовательных учреждениях: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
3. Болдова И. Я - народ - человечество: воспитание на традициях народной культуры//Искусство в школе №1, 2010 с.49-51.
4. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе: 1-4 классы - М.: АПН РСФСР, - 2012. - 88 с.
5. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 2011. – 165 с.
6. Земцовский И. Мелодика календарных песен. - Л., - 2009. - 75 с.
7. Карпова Е. Особенности освоения образности музыкального языка русского фольклора в начальной школе//Искусство в школе №5. – 2009. - С.72-74.
8. Давыдова М.А.Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2013.-288 с.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед./ - М.: Издат. центр «Акаде-мия», 2010. - 240 с.