Ознакомительная лекция в рамках КДШ для учащихся МБОУ СОШ №3 ст.Советской
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств ст.Советской»
Ознакомительная лекция в рамках КДШ
для учащихся МБОУ СОШ №3 ст.Советской
ТЕМА:» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.
МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»
Подготовила: преподаватель
Костюкова С.И.
14.11.2020г
ТЕМА:»Русская народная песня. Музыка моего народа».
Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.
Задачи:
1.Обучающая– научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен;
2 Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народ-ных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.
3.Закрепляющая—закрепление и обобщение знаний о русской народной песне; поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре
Оснащение урока: инструменты: фортепьяно, баян,аккордеон,деревянные ложки, треугольник, ноутбук, портреты композиторов, школьная доска.
Ход урока
I.Организационный момент: Дети входят в класс.
II.Вступительная беседа: Я очень рада новой встрече с вами. Наше занятие я хочу начать с таких строчек:
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день роскошный.
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта.
Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:
Учитель:
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о народной песне.
А сколько всего песен на свете? Когда появилась самая первая песня? Кто ее сочинил? Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?
Ребята , как вы знаете у нас в стране живут много народов. И у каждого наро-да свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, нацио-нальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни и сказки хранились народом, хотя нигде не были записаны, их тоже передавали детям и внукам, их любовно хранили в памяти, передавали голосом, живым словом.Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента. Это слово для вас новое.
ФОНОГРАММА («Со вьюном я хожу»,»Во поле берёза стояла»)
Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были:, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, , П.И. Чайковский.
Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и компо-зиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие компо-зиторскими? Композиторские потому, что их сочиняли образованные музы-канты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.
III. Повторение изученного материала.
Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодии Вам известных песен.(Песни:»Во саду ли, в огороде»; «Калинка»)
Слушая эти песни, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.
- Какие чувства вызывают у вас эти песни(любовь к родине, нежность,тоска
-Каков характер песни? Почему?
IV.Изучение новой темы.
То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многооб-разии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Строки из стихотворения С.Есенина
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?
(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать) Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.отдыхают, празднуют, а так же играют на инструментах: Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.
Загадки:
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)
Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)
Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)
В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)
Парой ходим по дорожкам
Ну конечно это…(Ложки)
(ИГРА НА ЛОЖКАХ, Шумовых инструментах ДЕТЕЙ СОШ №3 Песни:»Ах.вы сени, мои сени»; «Я на горку шла»)
Вспомните жанры народных песен.
1.Игра «Собери слоги – назови жанр» (фонограммы песен)
Е ис ри то чес.ки (исторические) Дат ски сол е - (солдатские) («Солдатушки, бравы ребятушки») До тру вы е (трудовые) («Во кузнице») со вы пля е (плясовые) («Камаринская») ри чес ли ки е (лирические) («Ах.ты степь широкая») е точ ны шу (шуточные) (Ай,поедем жана в Китай город гулять) е деб сва ны (свадебные) («На улице дождик) туш час ки (частушки)
2.Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни? - Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у кото-рой много куплетов называется частушкой? - Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов
Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.
- А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быст-рая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инст-румента балалайки, гармошки,баяна, аккордеона)Издавна пользуется попу-лярностью.)
Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.
Творческое задание «Собери частушку».
Не смотрите так, девчонки, Мы не заволнуемся, Мы поучимся на славу И посоревнуемся.
Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела, Все контрольные работы На пятерочки сдала.
Я теперь к доске иду —
Не боюсь ни грамма!
Отвечаю свой урок
Я… под фонограмму.
Мне учиться «по приколу»,
Надо только не зевать .
Записать домой заданье
И с решебника списать.
На уроке рисования
Приложил я все старания:
Так коня нарисовал,
Что класс в обморок упал.***
Я с соседкою по парте
Дружбу крепкую вожу.
И за все ее подсказки,
Ей конфеты приношу!***
Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!***
Мы с веселыми друзьями
Вдаль на школьном корабле
Поплывем по морю Знаний
К неизведанной земле!
V. Заключительная часть.
Как известно, музыка очень сильно влияет на чувства людей. У кого-то она вызывает гордость, у кого-то радость, у кого-то грусть. Подобные чувства мы испытываем, слушая русские народные песни. Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. О народной музыке/ Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. - Л.: Музыка, 2013. - 248 с.
2. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в обще-образовательных учреждениях: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
3. Болдова И. Я - народ - человечество: воспитание на традициях народной культуры//Искусство в школе №1, 2010 с.49-51.
4. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе: 1-4 классы - М.: АПН РСФСР, - 2012. - 88 с.
5. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 2011. – 165 с.
6. Земцовский И. Мелодика календарных песен. - Л., - 2009. - 75 с.
7. Карпова Е. Особенности освоения образности музыкального языка русского фольклора в начальной школе//Искусство в школе №5. – 2009. - С.72-74.
8. Давыдова М.А.Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2013.-288 с.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед./ - М.: Издат. центр «Акаде-мия», 2010. - 240 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomitelnaya_lektsiya_v_ramkah_kdsh_dlya_uchashchihsya_mbou_sosh_no3_st.sovetskoy.docx | 33.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств ст.Советской»
Ознакомительная лекция в рамках КДШ
для учащихся МБОУ СОШ №3 ст.Советской
ТЕМА:» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.
МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»
Подготовила: преподаватель
Костюкова С.И.
14.11.2020г
ТЕМА:»Русская народная песня. Музыка моего народа».
Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.
Задачи:
1.Обучающая– научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен;
2 Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народ-ных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.
3.Закрепляющая—закрепление и обобщение знаний о русской народной песне; поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре
Оснащение урока: инструменты: фортепьяно, баян,аккордеон,деревянные ложки, треугольник, ноутбук, портреты композиторов, школьная доска.
Ход урока
I.Организационный момент: Дети входят в класс.
II.Вступительная беседа: Я очень рада новой встрече с вами. Наше занятие я хочу начать с таких строчек:
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день роскошный.
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта.
Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:
Учитель:
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о народной песне.
А сколько всего песен на свете? Когда появилась самая первая песня? Кто ее сочинил? Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?
Ребята , как вы знаете у нас в стране живут много народов. И у каждого наро-да свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, нацио-нальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни и сказки хранились народом, хотя нигде не были записаны, их тоже передавали детям и внукам, их любовно хранили в памяти, передавали голосом, живым словом.Многие народные песни исполняются а capella (а капелла) – это прием исполнения песни без сопровождения инструмента. Это слово для вас новое.
ФОНОГРАММА («Со вьюном я хожу»,»Во поле берёза стояла»)
Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были:, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, , П.И. Чайковский.
Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и компо-зиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие компо-зиторскими? Композиторские потому, что их сочиняли образованные музы-канты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.
III. Повторение изученного материала.
Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодии Вам известных песен.(Песни:»Во саду ли, в огороде»; «Калинка»)
Слушая эти песни, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.
- Какие чувства вызывают у вас эти песни(любовь к родине, нежность,тоска
-Каков характер песни? Почему?
IV.Изучение новой темы.
То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многооб-разии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Строки из стихотворения С.Есенина
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?
(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать) Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.отдыхают, празднуют, а так же играют на инструментах: Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.
Загадки:
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)
Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)
Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)
В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)
Парой ходим по дорожкам
Ну конечно это…(Ложки)
(ИГРА НА ЛОЖКАХ, Шумовых инструментах ДЕТЕЙ СОШ №3 Песни:»Ах.вы сени, мои сени»; «Я на горку шла»)
Вспомните жанры народных песен.
1.Игра «Собери слоги – назови жанр» (фонограммы песен)
Е ис ри то чес.ки (исторические) Дат ски сол е - (солдатские) («Солдатушки, бравы ребятушки») До тру вы е (трудовые) («Во кузнице») со вы пля е (плясовые) («Камаринская») ри чес ли ки е (лирические) («Ах.ты степь широкая») е точ ны шу (шуточные) (Ай,поедем жана в Китай город гулять) е деб сва ны (свадебные) («На улице дождик) туш час ки (частушки)
2.Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни? - Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у кото-рой много куплетов называется частушкой? - Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов
Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.
- А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быст-рая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инст-румента балалайки, гармошки,баяна, аккордеона)Издавна пользуется попу-лярностью.)
Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.
Творческое задание «Собери частушку».
Не смотрите так, девчонки, Мы не заволнуемся, Мы поучимся на славу И посоревнуемся.
Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела, Все контрольные работы На пятерочки сдала.
Я теперь к доске иду —
Не боюсь ни грамма!
Отвечаю свой урок
Я… под фонограмму.
Мне учиться «по приколу»,
Надо только не зевать .
Записать домой заданье
И с решебника списать.
На уроке рисования
Приложил я все старания:
Так коня нарисовал,
Что класс в обморок упал.***
Я с соседкою по парте
Дружбу крепкую вожу.
И за все ее подсказки,
Ей конфеты приношу!***
Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!***
Мы с веселыми друзьями
Вдаль на школьном корабле
Поплывем по морю Знаний
К неизведанной земле!
V. Заключительная часть.
Как известно, музыка очень сильно влияет на чувства людей. У кого-то она вызывает гордость, у кого-то радость, у кого-то грусть. Подобные чувства мы испытываем, слушая русские народные песни. Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. О народной музыке/ Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. - Л.: Музыка, 2013. - 248 с.
2. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в обще-образовательных учреждениях: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
3. Болдова И. Я - народ - человечество: воспитание на традициях народной культуры//Искусство в школе №1, 2010 с.49-51.
4. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе: 1-4 классы - М.: АПН РСФСР, - 2012. - 88 с.
5. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 2011. – 165 с.
6. Земцовский И. Мелодика календарных песен. - Л., - 2009. - 75 с.
7. Карпова Е. Особенности освоения образности музыкального языка русского фольклора в начальной школе//Искусство в школе №5. – 2009. - С.72-74.
8. Давыдова М.А.Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2013.-288 с.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед./ - М.: Издат. центр «Акаде-мия», 2010. - 240 с.