Применение современных педагогических технологий

Макаров Владимир Николаевич

Использование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности руководителя музыкального детского объединения

 

Структура занятий в дополнительном образовании отличается от школьного урока. Отношение между педагогом и обучающимися детского объединения более демократичные, доверительные. Это и обуславливает выбор педагогом определенных педагогических технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedtehnologii.docx19.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности руководителя музыкального детского объединения

Структура занятий в дополнительном образовании отличается от школьного урока. Отношение между педагогом и обучающимися детского объединения более демократичные, доверительные. Это и обуславливает выбор педагогом определенных педагогических технологий.

1.Здоровьесберегающие технологии. 

Для занятий в вокально-инструментальном ансамбле применение здоровьесберегающих технологий необходимо вдвойне. Во-первых это применение на каждом занятии упражнений для разминки кистей рук (для инструменталистов), различные распевки (для вокалистов), разучивание упражнений для гигиены певческого голоса.

В настоящее время в понятие здоровья включается и нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитание у воспитанников студии приверженности к здоровому образу жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья.

Для укрепления здоровья учащихся, прежде всего, необходимо рационально организовать учебный процесс: определять и фиксировать психологический климат на занятии, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащимися правильной осанки. Для этого необходимо применять координирующую гимнастику, партерную гимнастику.

Для предупреждения преждевременного утомления на репетиционных занятиях, необходима смена нагрузки от теоретической до практической деятельности, от простого – к сложному, от слушания до практикумов и прослушиваний.

Голос, которым поют обучающиеся – участники ВИА - должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.

Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

2. Терапевтические возможности музыкального искусства

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с ХIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.

На каждом занятии стараюсь уделять время для прослушивания классической музыки, особенно в период подготовки к концерту, выступлениям – особо напряженные моменты.

3. Технология личностно-ориентированного обучения

Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется план работы в рамках дополнительной программы, носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

 4. Групповые технологии.

 Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Именно в такой форме организую предконцертные прослушивания, в рамках которых дети выступают критиками и дают оценку и самооценку предстоящему выступлению, предлагают пути решения определенных проблем.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

5. Технология коллективной творческой деятельности

В основе нее лежат организационные принципы:

  • социально-полезная направленность деятельности детей учащихся;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Цели технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (сольный концерт)
  • воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.

6. Проектное обучение - это работа учащихся, связанная с решением поставленной педагогом задачи на основе получения дополнительной учебной информации по ходу работы над конкретным проектом. На этапах работы над проектом проявляется самостоятельный взгляд учащихся на решение поставленной проблемы. При этом запланированный конечный результат у учащихся всегда индивидуален. Успешность проектного обучения базируется на знании педагогом возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.

Вывод: в своей педагогической практике применяю различные современные образовательные технологии. Это помогает мотивировать обучающихся объединения и активизировать интерес к выполнению того или иного задания, создать ситуацию успеха на занятии.